обобщение опыта
рабочая программа на тему

Кондратова Валентина Анатольевна

Обобщение опыта «Социальная реабилитация несовершеннолетних,оказавшихся в трудной жизненной ситуации,посредством декоративно-прикладного искусства»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.docx949.84 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство социальной защиты

Сахалинской области

ГКУ Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних

«Улыбка» с. Красногорск

ОБОБЩЕНИЕ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

«Социальная реабилитация несовершеннолетних,

оказавшихся в трудной жизненной ситуации,

посредством декоративно-прикладного искусства»

Педагог-организатор ГКУ СРЦН «Улыбка»

Кондратова Валентина Анатольевна

с.Красногорск, 2012 год

Сведения об авторе:

- Педагогический стаж 7 лет.

- Окончила в 1994 году Южно-Сахалинское педагогическое училище по специальности учитель начальных классов, организатор внеклассной работы.

- Имею 1 квалификационную категорию.

- Опыт работы ранее не обобщался.

- на основе объединения «Узорный калейдоскоп» разработала реабилитационную программу «Марья Искусница», основанную на изучении русских народных традиций, а так же русского народного творчества.

- в 2012г. награждена благодарственным письмом от Министерства социальной защиты Сахалинской области        

Информация об обобщенном опыте:

Объединение: «Узорный калейдоскоп»

Направление деятельности: декоративно-прикладное искусство

Кол-во н/л:  18

Возрастная категория н/л : 7-18 лет

Руководитель: Кондратова Валентина Анатольевна

Цель:

- создание условий для развития и коррекции у воспитанников качеств творческой личности, умеющей применять полученные знания на практике и использовать их в новых социально-экономических условиях при адаптации в современном мире.

Задачи:

Образовательные:

  1. формировать систему знаний об истории и развитии различных видов рукоделия;
  2. формировать систему знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения;
  3. изучить основы различных техник рукоделия – бисероплетение, квиллинг, вышивка, нитяная графика, ганутель;
  4. познакомить с основными законами композиции;
  5. формировать художественно-образное мышление;
  6. формировать прак тические навыки работы в изучаемых  видах  рукоделия

Воспитательные задачи:

  1. воспитывать эстетическое отношение детей к действительности;
  2. воспитывать личностные качества: трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам, прививать основы культуры труда;
  3. содействовать нравственно-эстетическому воспитанию детей при обучении основам рукоделия;
  4. содействовать активизации познавательной и творческой деятельности;
  5. содействовать организации содержательного досуга;
  6. воспитывать эмоциональную отзывчивость на явления художественной куль туры;
  7. воспитывать чувство сопричастности к традициям различных культур
  8. воспитывать стремление к качеству выполняемых изделий;
  9. воспитывать чувство самостоятельности; содействовать подготовке учащихся к самостоятельной жизни в современном мире и дальнейшему профессиональному самоопределению;
  10. воспитывать чувство удовлетворения от творческого процесса и от результата труда.

Развивающие задачи:

  1. развивать общий кругозор;
  2. развивать моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности;
  3. формировать художественно-эсте тический и художественный вкус;
  4. развивать зрительное воспри ятие, чувство цвета, композиционной культуры;
  5. содействовать адаптации воспитанников к жизни в обществе;

Цель и задачи достигаются при условии «Я хочу сделать сам».

Содержание программы:

Для занятий в кружке объединяются воспитанники, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления изделий, доступных объектов труда.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с бисером, проволокой и т.д.) и направлено на овладение несовершеннолетними необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами.

По каждому виду труда программа содержит перечень практических и теоретических работ.

Содержание работы объединения включает в себя поэтапное овладение пятью техниками рукоделия – бисероплетение, ганутель, квиллинг, нитяная графика, вышивка бисером.

Справка:

Ганутель— эксклюзивное мальтийское рукоделие. Именно в монастырях Средиземноморья сохранилась до сих пор эта техника создания красивых цветов для украшения алтаря.В ганутели используется тонкая спиральная проволока и шёлковые нитки для обмотки деталей, а также бусинки, жемчуг или бисер. Блестящие цветы получаются изящными и лёгкими.

Квиллинг – искусство бумагокручения на английском языке называется quilling— от слова quil(птичье перо). Возникло оно в средневековой Европе, где монахини создавали медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумажные полоски с позолоченными краями, что создавало имитацию золотой миниатюры

«Нитяная графика» -  (изонить, изображение нитью, ниточный дизайн) — графическое изображение, особым образом выполненное нитками на картоне или другом твёрдом основании. Нитяную графику также иногда называют изографика или вышивка по картону. В качестве основания ещё можно использовать бархат (бархатную бумагу) или плотную бумагу. Нитки могут быть обычные швейные, шерстяные, мулине или другие. Также можно использовать цветные шелковые нитки.

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на 1 годобучения: реализуется круглогодично, период реализации с 1 сентября по 30 августа (в летнее время занятия проводятся в виде творческих мастерских), включает в себя 210 учебных часов, 140 занятий (по 1.5 часа) из них – 30 часов теоритические занятия, 180- практические.

    Нормативно-правовая база, на основе которой была разработана программа «Узорный калейдоскоп»:

  1. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
  2. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года (одобрена решением коллегии Минобрнауки РФ от 06.10.2004 N ПК-2).
  3. Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей до 2010 года (Утверждена Министром образования и науки РФ 16 апреля 2007 г.).
  4. Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (Санитарно-эпидемиологические требования и нормативы СанПиН 2.4.4.1251-03).
  5. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

Методическое обеспечение программы

Реабилитационная программа обеспечена:

  1. Разработанными планами реабилитационных занятий.
  2. Дидактическим материалом:
  1. Наглядный раздаточный материал по темам (индивидуальный для каждого учащегося).
  2. Электронные презентации по основным разделам программы (в формате MicrosoftPowerPoint).
  3. Мастер-классы по всем видам рукоделия (в формате MicrosoftPowerPoint).
  1. Лекционным материалом (История происхождения и развития техник).
  2. Учебными пособиями, учебно-методической литературой, электронными образовательными ресурсами.

«Творческий педагог просто обязан открыть

перед каждым, даже перед самым заурядным,

самым трудным в интеллектуальном развитии

питомцем те сферы развития его духа, где он

может достичь вершины, проявить себя, заявить

о своем Я, черпать силы из источника человеческого

достоинства, чувствовать себя не обделенным,

                           а духовно богатым».

(Сухомлинский В. А.)

        

  1. Актуальность работы объединения:

    Декоративно-прикладное искусство – один из самых важных и древнейших видов искусства. Произведения декоративно-прикладного искусства обладают художественно-эстетическими свойствами, имея практическое значение в быту и труде.

    Знакомясь с образцами декоративно-прикладного искусства, дети попадают в мир сказочных образов, ярких красок, выразительных форм, узоров. Ребенок становится участником увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий.

    Несмотря на то, что современная молодежь предпочитает рукоделию компьютерное моделирование и онлайн-игры, многие ребята с удовольствием начинают заниматься рукоделием. Конечно же, любую вещь в наше время без труда можно купить в магазине, но действительно уникальное и неповторимое изделие можно сделать только своими руками.         Доказано, что ручной труд очень важен для всестороннего развития ребенка. Рукоделие – один из самых древних и полезных видов деятельности. В данном виде творчества ребенок раскрывает свои способности, реализовывает свой творческий потенциал.         Также декоративно-прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

     Я работаю с детьми, нуждающимися в социальной реабилитации, и именно на занятиях объединения многие ребята ощущают душевное равновесие, становятся доброжелательнее, терпимее друг к другу, учатся творить прекрасное, и видят результат своего труда, что немаловажно как для самих ребят, так и для меня.

      Новизна данной реабилитационной программы: заключается в том, что программа дает возможность не только изучить различные техники и

способы их использования, но и применить их комплексно в быту.

      Отличительная особенность данной программы от других программ по рукоделию заключается в том, что она предполагает комплексное изучение техник декоративно-прикладного творчества: (бисероплетение, изонить, вышивка, квиллинг, ганутель). Изученные мной  программы, как правило, предлагают для изучения только 2-3 техники. В данной программе изучается 5 техник, что дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем.

2. Педагогические идеи и принципы:

«Каждый человек уже в годы детства

и особенно в отрочестве и ранней юности

должен постичь счастье полноты своей

духовной жизни, радость труда и творчества»

        (Сухомлинский В.А.)

         В рамках данного объединения  реализуются следующие

педагогические идеи:

    1.Формирование ценностных основ культуры личности, которая трактуется как гармония культуры знания, чувств и творческого действия.

Другими словами, обогащение внутренней культуры (духовность) и воспитание внешней культуры, проявляющейся в общении, поведении, и т.п.

    2.Опора на личностно-ориентированный подход в обучении по принципам:

неповторимости каждого ребенка; признания отсутствия неспособных детей; учет индивидуальных особенностей воспитанников; индивидуализация   учебно-воспитательного процесса.:.

      Педагогическая целесообразность программы (мера педагогического вмешательства, разумная достаточность; предоставление самостоятельности и возможностей для самовыражения самому ребенку) – программа предполагает работу над индивидуальными и коллективными изделиями на занятиях по рукоделию, как одну из форм развития интереса в художественном обучении детей с различными начальными данными (моторика, художественный вкус и др.). Каждый воспитанник любого уровня подготовки и способностей в процессе обучения чувствует себя важным звеном общей цепи (системы), от которого зависит исполнение коллективной работы в целом. Доля ответственности каждого ребенка в этом процессе очень значима, и ребенок, осознавая эту значимость, старается исполнить свою часть работы достойно, что способствует формированию чувства ответственности и значимости каждого воспитанника в коллективе. Воспитанник сам ответственен за выполнение всех поставленных творческих задач, и в его руках находится решение процесса создания готового изделия с использованием различных техник.

      Таким образом, педагогическая целесообразность реабилитационной программы заключается в формировании у несовершеннолетних чувства ответственности в исполнении своей индивидуальной функции в коллективном процессе (коллективные работы), с одной стороны, и формировании самодостаточного проявления всего творческого потенциала в работе с использованием всех изученных техник при выполнении индивидуальных издели

3.Становление и развитие опыта:

    По данному направлению я начала работу с 2008 года.

    Изначально в объединении существовало одно направление - бисероплетение. С ребятами стационарного отделения (т.к. в то время я работала воспитателем) занимались по вечерам и в выходные дни, ребята использовали для занятий  каждую свободную минуту. Именно тогда я поняла, что если установлю «лимит» на занятия бисером, то мое начинание закончится, не начавшись(причем это не значит, что ребята занимались хаотично, но по полчаса в день мы занимались).  В 2009 году я стала работать педагогом-организатором, но «Узорный калейдоскоп» продолжала вести, теперь уже не только с детьми стационарного отделения, но и с ребятами дневного отделения.

    Учитывая социально-психологические особенности детей, с которыми работаю, учитывая тот факт, что работа объединения носит  реабилитационный характер, в 2009 году я добавила к бисероплетению еще один вид рукоделия – вышивку «крестиком».

     Так как занятие рукоделием требует повышенного внимания, усидчивости и желания творить, я пришла к выводу, что для достижения оптимальных результатов нужно организовать работу так, чтобы ребята были заинтересованы в получении результатов. С самого начала мы делали «фенечки», «бусы», «колье» и др.; вышивали платочки (т.е. делали то, что можно использовать для нужд самих ребят). Сейчас мы  делаем не только изделия для себя, мы еще делаем «подарки» -  на день именинника, к 8 марта, ко дню социального работника и к другим праздникам.  Занятия объединения проходят три раза в неделю, в остальные дни я занимаюсь индивидуально с ребятами, у которых не все получается, но есть огромное желание научиться, а так же с одаренными детьми.

       В 2010 году, учитывая то, что возраст у ребят разный, а так же учитывая интересы и желания своих воспитанников (люблю пробовать новые техники, и демонстрирую их ребятам для общего развития), я добавила в работу объединения еще три направления – нитяная графика, квиллинг, ганутель. Сейчас годовой цикл занятий включает в себя пять видов рукоделия.      Организация различных форм работы по интересам позволяет моим воспитанникам лучше раскрыть свои способности.

       Кружковые занятия по рукоделию ценны ещё и в том отношении, что дети чаще всего идут в кружок по собственному желанию, проявляя интерес к данному виду деятельности. Это, естественно, немаловажно в воспитательном отношении, так как способствует развитию индивидуальных склонностей ребёнка, приносит ему большое удовлетворение.

     За время работы объединения, с сентября 2008 года, посредством декоративно-прикладного искусства прошли реабилитацию 94 несовершеннолетних, из них 17 овладели технологией выполнения изделий в бисероплетении (2008-2009гг.); 27 н/л – овладели технологией выполнения изделий в двух видах рукоделия – бисероплетение, вышивка «крестиком»(2009-2010гг.); 24 н/л - овладели технологией выполнения изделий в пяти видах рукоделия(2010-2011гг.)

4. Технология опыта:

В своей работе я использую разнообразные методы обучения:

  1. объяснительно-иллюстративные методы: рассказ, объяснение, демонстрация, презентация;
  2. частично-поисковый или «эвристический» метод;
  3. репродуктивные методы: упражнения, практическая работа, самоконтроль;
  4. методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (поощрение);
  5. методы контроля эффективности( практическая работа, диагностика);
  6. личностно-ролевой метод организации деятельности.

На занятиях объединения  я выбираю следующие формы работы:

  1. анализ работ воспитанников;
  2. выставки детских работ;
  3. коллективное творчество;
  4. индивидуальная работа;
  5. групповая работа;
  6. физкультминутки;
  7. технологическое проектирование.

1.Подготовительный этап:

      Для успешного проведения занятий составляю план работы объединения с учетом интересов и склонностей воспитанников. Планирую работу по принципу «от простого к сложному» с учетом психомоторного развития детей.

     Составляю расписание занятий так, чтобы ребята могли спокойно заниматься (дневное отделение приходит в 13.00, стационарное отделение приступает к занятиям в 17.20). Соответственно распределяю детей по группам – младшие школьники(6-10 лет) и подростки(11-18 лет). Знакомлю ребят с предстоящей работой, объясняю, как будут проходить занятия. Для более образного восприятия предстоящих занятий, делаю презентацию и  организую выставку  работ воспитанников, которые занимались в прошлом году.

      С ребятами,  впервые пришедшими на занятия, провожу анкетирование, для выяснения их интересов и подготовленности к занятием рукоделием.

 2. Этап непосредственной организации деятельности.

В организации занятий я выделяю  следующие этапы работы:

     1. Организационная часть.

     2. Изложение нового материала (если закончена работа над       предыдущим изделием)

3. Подготовка к практической работе  (выбор материала,

предварительное знакомство со схемами, инструктаж по технике безопасности).

4. Практическое выполнение задания.

5. Заключительная беседа. Подведение итогов.

6. Уборка рабочих мест.

        На занятиях я использую различные методы и приёмы обучения в зависимости от поставленных перед обучением задач. Большая роль отводится овладению воспитанниками приёмами технологического мастерства, развитию у них художественного вкуса, творческого отношения к выполняемой работе.

       Есть несколько моментов, которые я учитываю в работе с детьми:               - во-первых, в силу своих психологических особенностей дети стремятся получить готовое изделие сразу, им сложно ждать несколько дней. Поэтому на первых занятиях, для того, чтобы дети быстро получили результат,  я так подбираю изделие и величину материала, чтобы за один, максимум два занятия у всех детей оно было бы готово (на занятиях по бисероплетению – «фенечки» с плетением в две нити; вышивка – элементы цветов; квиллинг – учимся делать сначала отдельные элементы; изонить – угол, круг);

- во-вторых, для закрепления технологического приема необходимо подбирать 2-3 примерно одинаковых по сложности изделия. (Здесь можно делать даже не сами изделия, а «пробники», 2-3 шт. в различной цветовой гамме)

     В начале занятия наиболее эффективными являются объяснительно-иллюстративные методы: рассказ, объяснение, демонстрация - они способствуют формированию первоначальных сведений об основных элементах производства, материалах, организации труда и трудовой деятельности.

    Например, новую тему я начинаю с рассказа об истории техники, в которой выполняется изделие (рассказываю так, чтобы  слова и выражения, используемые мной, были понятны для детей и соответствовали их уровню развития), провожу презентацию. Затем на демонстрационном материале(схемы, фотографии изделий/поделок), провожу вводную беседу -  объясняю этапы работы над изделием. Здесь же подключаю частично-поисковый метод: объясняю первый этап работы, затем спрашиваю у ребят «Что будем делать дальше?»(но не на первых занятиях, а когда дети уже знакомы с техникой), и уже с помощью самих ребят выстраиваю схему работы.  Такой метод позволяетразвивать воображение ребят и не подавлять склонность к фантазированию.

      Таким образом я стимулирую установку на самостоятельное (или с моей помощью) открытие нового знания, а так же усиливаю веру воспитанников в их способность к таким открытиям.

      Очень важно на первых занятиях познакомить ребят с цветовым спектром, научить сочетать цвета и «видеть» в цвете уже готовую композицию. Для отработки этого навыка я применяю следующее упражнение: заранее отпечатываю различные схемы в черно-белом цвете, раздаю ребятам, прошу внимательно разглядеть рисунок, закрыть глаза и «увидеть» рисунок в цвете. Затем ребята разукрашивают свои схемы в соответствии с желанием. Далее мы обсуждаем получившиеся рисунки. Важно  в каждом рисунке найти положительные решения, будь то контраст, или плавное сочетание цвета, а может это будет «фантазия» (так говорят сами дети, нарисовав зеленый гриб или синие листья) – главное, что дети стремятся к самостоятельному выбору, ведь человек, не привыкший действовать самостоятельно, брать на себя ответственность, теряет способности к творческой деятельности. На одном из первых занятий, когда я дала задание ребятам выполнить это упражнение, один мальчик, даже не начав, крикнул «А я не могу!», я подошла и тихонько ему сказала: «А ты попробуй сделать сам, не получится, будем делать вместе».

    В итоге он выполнил упражнение быстрее и лучше всех. Сейчас Саша мой главный помощник.Для того чтобы у ребят  развивался творческий потенциал, необходимо формировать у них уверенность в своих силах, веру в способность решать творческие задачи. (Тем более, что это несложно – правильно сказанная фраза, похвала, совет и ребенок меняется на глазах).  

     Тот, кто не верит в себя, уже обречен на неуспех.

     Далее мы приступаем к выбору материала и инструментов, необходимых для изготовления изделия.Большую помощь в этот момент оказывают технологические карты изделия (приложение 2)   Большое место на своих занятиях я отвожу инструктажу, который включает как словесные, так и практические методы. Он используется при объяснении и показе технологии выполнения изделия, последовательности выполнения каждой операции. Такой инструктаж я провожу фронтально. Если есть необходимость, то я провожу дополнительный инструктаж в процессе практической работы с ребятами, не вполне усвоившими задание. Небольшое количество детей в кружке позволяет мне широко использовать индивидуальное воздействие на каждого ребёнка.

     В основном, на первые занятия  приходят дети с очень слабой моторикой рук, не умеют правильно держать иглу и практически не выполняют даже простейших рукодельных работ, но бывают и приятные исключения, поэтому в  практической работе я так же использую личностно-ролевую организацию деятельности. В этом случае, в процессе практических занятий, я передаю отдельным ребятам некоторые из своих обязанностей, и они выполняют роль консультанта по определенным вопросам (например, я прошу проверить правильность выполнения определенной операции в бисероплетении, или

соответствие схемы и уже готовых элементов вышивки). Конечно же, здесь я задействую воспитанников, которые уже достигли определенного уровня в знаниях и умениях. Такая организация работы способствует формированию качеств, необходимых в современном коллективе: принципиальность и такт, готовность помочь.

      Как правило, выполнение даже самого простого полноценного изделия по вышеуказанным техникам занимает от 4 до 15 занятий – процесс трудоемкий и занимающий много времени, поэтому я не препятствую желанию ребят брать незаконченное изделие и нужный для работы материал с собой и работать над ним в свободное время (тем более, что к каждому изделию мы делаем технологическую карту, которую ребенок может взять с собой). Пришла ко мне заниматься девочка, 15 лет. Навыков в рукоделии никаких, но было очень большое желание научиться. Стала с ней заниматься с самых азов. Сначала ничего не получалось, такое чувство было, будто ребенок не понимает меня вообще. Занималась с Настей индивидуально, вышивали практически под диктовку (вставь иглу накрест, пропусти квадратик и т.д) Через месяц Настя попросила взять работу с собой. Я, конечно, дала, не особо веря, что дело пойдет (не у всех ребят есть способности к рукоделию, особенно к вышивке). Каково же было мое удивление, когда через неделю Настя принесла собственноручно вышитый платок.  Вот так я  на своей практике убедилась, что когда ребенок работает самостоятельно, у него наиболее сильно активизируется творческое мышление.

     Так  как процесс рукоделия требует устойчивого внимания и определенного напряжения глаз и рук,  я обязательно провожу гимнастику для глаз середине практической работы (приложение 4).

3.Этап подведения итогов:

     В конце каждого занятия с ребятами вместе  подводим итог работы. С помощью беседы выявляю недочеты, все ли получается, не нужны ли кому-либо дополнительные объяснения, чтобы продолжать работу самостоятельно.

Ну и конечно же, зная, как нелегко ребятам  приходится учиться рукоделию, искренне хвалю всех ребят.  

     Так же провожу рефлексию: «У меня на столе лежат фигуры 3 цветов, если Вам занятие понравилось, уходя с занятия, возьмите себе фигурку красного цвета, если не понравилось – синего, если вы остались равнодушны – серого.»(по количеству оставшихся разноцветных фигурок определяю на сколько занятие понравилось детям, с каким настроением они уходят).

      Во время занятий в кружке дети становятся собранными, более ответственными, учатся правильно организовать свое свободное время, у ребят развивается воображение, память, фантазия и они учатся уважать чужой труд.

      Конечным результатом работы кружка является организация выставок. Это одна из интереснейших форм стимулирования воспитанников к знаниям. Совместно с детьми я отбираю лучшие работы, при этом опираюсь на мнение ребят. Данная форма работы помогает сформировать у детей способность объективно оценить свою работу и работу товарищей, т. е. учитывать положительные и отрицательные стороны, развивает стремление к более качественному выполнению работы. Каждый год мы участвуем в школьных, городских выставках народного творчества и устраиваем презентации своих работ для родителей. Удовлетворение результатами своего труда («Я сам это сделал!») дает стимул в дальнейшей работе и ребята с новой силой, с новыми идеями продолжают работу. В конце учебного года я выявляю результат работы объединения в целом (приложение 3).

5.Трудности, границы применения обобщенного опыта.

     Я работаю с детьми из социально-дезадаптированных семей, с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Как правило, в таких семьях, родители не уделяют должного внимания воспитанию своих детей.

     Поэтому я считаю, что такие объединения как «Узорный калейдоскоп»,  являются находкой для работы с детьми и подростками, которые в жизни обделены теплом, любовью, пониманием, видят насилие, испытывают боль, гнев, обиду.

     Когда мальчишки и девчонки занимаются рукоделием, они сближаются, вступают в мощный необъяснимый процесс познания и принятия друг друга. Как важна для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, атмосфера доверия, терпимости и внимания. Работа в объединении вызывает у воспитанников положительные эмоции, помогает преодолеть плохое настроение, апатию, безынициативность.
     Когда на занятиях идёт анализ сделанных поделок/изделий, ребята видят свою индивидуальную неповторимость, свой талант, особенности внутреннего мира.

      Как   педагог,   работающий   с  детьми,  находящимися  в  трудной жизненной   ситуации,   имеющими   определённые    эмоциональные   и поведенческие   нарушения,   а   также   проблемы   в обучении,   в своей деятельности применяю рукоделие как способ “социального врачевания» личности, изменения стереотипов её поведения средствами декоративно-прикладного искусства.

Адресность:

      Указанное в программе количество часов на изучение каждого раздела программы (приложение 1) педагог может распределять самостоятельно, добавлять разделы, опираясь на собственный опыт и имея ввиду подготовленность детей и условия работы. Поэтому программу может использовать широкий круг педагогов.

Заключение:

  1. на основе проделанной работы можно сделать вывод, что у детей возрос интерес к занятиям рукоделием. Использование нескольких видов деятельности действительно стимулирует художественно-творческое развитие детей, воспитанники начали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия;
  2. занятия декоративно-прикладным искусством  выполняет  терапевтическую функцию, отвлекает детей от печальных событий, обид, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение; обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка;
  3. принимая  во внимание индивидуальные особенности, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, но умелое руководство педагога может дать возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творчества;
  4. дети стали более смелыми в выборе способов и материалов, они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения. На таких занятиях нет слов «не умею», «не получается», есть только слова «могу» и «хочу научиться».

Приложение 2

Технологическая карта

Изготовление сакуры.

Материалы и инструменты

-проволока

-розовый бисер

-воск

-ножницы

-ветка дерева

-горшочек

-грунт (песок, камешки, бисер)

Описание работы:

  1. Для изготовления ветвей воспользуемся проволокой и бисером розового цвета. Длина проволоки для ветвей 15-30 см. Отрезав кусок нужной длины, нанижем 4 бисерины на один конец проволоки, затем пропустим через последнюю бисерину второй и затянем получившееся бисерное кольцо таким образом, чтобы концы проволоки были одной длины. Затем скручиваем проволоку, начиная от получившегося кольца, на 1 см. На каждый конец проволоки нанизываем по 4 бисерины и пропускаем концы через первые бисерины, затягиваем бисерные кольца и скручиваем проволоку до соприкосновения концов. Затем опять скручиваем проволоку на 1 см и повторяем все вышеизложенное еще несколько раз.
  2. Ствол дерева изготавливаем  из ветки, предварительно ее обработав–убрав лишнюю длину ветвей.
  3. После изготовления ветвей и обработки ствола начинаем сборку дерева. Для этого потребуется еще несколько кусков проволоки. Собрав ветви в небольшие пучки, прикрепляем их к ветке при помощи проволоки, выступающие элементы обрезаем.
  4. Для установки дерева в горшке можно применить – песок, камешки, воск.
  5. Для маскировки грунта в горшке  используем  искусственные камни и небольшое количество горячего воска. Воск заливаем в горшок и до его затвердевания засыпаем нужную поверхность искусственными камнями.

Приложение 1

Тематическое планирование занятий объединения:

Бисероплетение:

  1. Вводное занятие по бисероплетению. История бисера. Разновидность бисера.(1.5)
  2. Чтение схем. Спектр цветов. Сочетание цвета.(1.5)
  3. Традиционные виды плетения. Низание бисера в одну нить. Низание бисера в две нити. Дотачивание, закрепление нити. Простая цепочка из двух бисерин. Цепочка «крестик» в полтора ряда. Цепочка в «цветочек». Цепочка «крестик» в полтора ряда. Цепочка в «цветочек». Ажурные цепочки-сеточки. Закрепление изученных методов плетения.(7.5)
  4. Изготовление украшений из бисера. «Фенечки». Изготовление колье с использованием булавок. Изготовление браслета с использованием булавок.(7.5)
  5. Изготовление цветов из бисера способом параллельного низания. Колокольчик. Ромашка.(6)
  6. Изготовление деревьев из бисера. Изготовление веток.(Береза, сакура, бонсай). Сборка дерева. Создание композиции из бисерных деревьев  и цветов на природной основе.(12)
  7. Подготовка и оформление выставки готовых работ в технике бисероплетение.(1.5)

Квиллинг:

  1. Вводное занятие по квиллингу.(1.5)
  2. Конструирование. Основные правила  и формы работы. Вырезание полосок для квиллинга. Конструирование из основных форм квиллинга.(3)
  3. Изготовление поделок. Изготовление открытки. Изготовление панно. Изготовление рамки для фотографий. Изготовление веера. Изготовление подставки для ручек и карандашей. Изготовление коробочки для мелочей.(28.5)
  4. Подготовка и оформление выставки готовых работ.(1.5)

 «Нитяная графика»:

  1. Вводное занятие по технике «изонить». Работа со схемами.(1.5)
  2. Выполнение базовых форм.(1.5)
  3. Выполнение изображений, содержащих в себе базовые формы. Выполнение изображений, содержащих в себе базовые формы угла (кленовый лист, снежинка, елочка). Выполнение изображений, содержащих в себе базовые формы круга (солнышко, узор в круге, снеговик, цыпленок).(6)
  4. Выполнение сюжетного изображения. Букет цветов. Птица. Снеговик.(9)
  5. Выполнение тематических композиций. Композиция «Космос». Композиция «Парусник». Композиция «Бабочки на лугу». Композиция «Жар-птица».(12)
  6. Подготовка и оформление выставки готовых работ.(1.5)

Вышивка:

  1. Вводное занятие по вышивке. Работа со схемой.(1.5)
  2. Вводное занятие по вышивке. Работа со схемой. Направление стежков. Полу крестик. Крестик. Закрепление нити.(3)
  3. Подготовка материалов и обработка канвы для вышивки. Продергивание нитей. Обработка краев канвы в стиле «Мережка».(4.5)
  4. Композиция. Орнамент. Практика в вышивании простых композиций и орнаментов.(9)
  5. Забавные фигурки. Выбор рисунка. Обработка ткани. Вышивание фигурок.(9)
  6. Оформление салфеток. Выбор рисунка. Наложение канвы на салфетку. Вышивание по кайме.(7.5)
  7. Подготовка и оформление выставки готовых работ.(1.5)

Ганутель:

  1. Вводное занятие по технике «Ганутель».Материалы и инструменты. Технология выполнения изделий.(3)
  2. Изготовление изделий. Пальма. Букет роз. Орхидеи. (9)
  3. Самостоятельная работа.(4.5)
  4. Подготовка и оформление выставки готовых работ.(1.5)

Летний период

  1. Декорирования различных предметов (шкатулок, бутылок, ваз и т.д.) с использованием изученных техник.(52.5)
  2. В конце летнего периода – итоговая выставка готовых работ(1.5)

Всего:      210 учебных часов, продолжительность одного занятия 1.5 часа.

              Занятия проводятся 3 раза в неделю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта педагога.

Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы....

обобщение опыта работы"Развитие творческих способностей на уроках физики"

обощение опыта по теме "Развитие творческих способностей на уроках физики". Приведены работы детей, которые можно использовать на уроках....

Обобщение опыта

Обобщение опыта работы учителя музыки Корякиной Н. А. по теме: «Развитие эстетического восприятия и познавательной деятельности учащихся на уроках музыки» Идея опыта:Обеспечение успешного развития тв...

Обобщение опыта работы по теме "Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка"

Представлен опыт работы по применению метода интеллект-карт на разных типах и формах уроков русского языка: изучение нового материала закрепление материала обобщение материала  написание до...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...

Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"

В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...