Развитие навыков ансамблевой игры в классе фортепиано
методическая разработка по музыке
Игра в ансамбле всегда привлекает детей, дарит им удовольствие от совместного творчества. Именно ансамбли знакомят детей не только с фортепианной, но и симфонической, камерной, балетной, оперной музыкой. Ансамблевая игра интенсивно развивает музыкальные способности: слух, ритм, память. Важно только подобрать такой репертуар, который будет полезен для каждого из участников ансамбля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
17922.docx | 31.82 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Развитие навыков ансамблевой игры в классе фортепиано
Среди различных форм работы, использующихся в занятиях с юными пианистами, особо можно отметить ансамблевое музицирование как одну из самых доступных форм ознакомления учащихся с миром музыки. В воспитании музыканта большую роль играет приобщение к ансамблевой музыке, располагающей огромными художественными ценностями. Игра в ансамбле очень интересна и доставляет удовольствие ребёнку. Эти занятия воспитывает комуникативность: ребенок учится слушать другого исполнителя, учится совместно выполнять поставленные задачи.
В процессе ансамблевой игры наиболее интенсивно осуществляется развитие музыкальных способностей учащихся, его музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, активизируется творческая самостоятельность.
Ансамблевое музицирование имеет большое значение для становления и развития музыкального мышления, интеллекта.
В процессе работы над ансамблевыми произведениями решаются следующие задачи:
ознакомление с широким кругом музыкальной литературы, освоение новых жанров;
развитие способностей согласовывать свои исполнительские намерения с действиями партнера;
воспитание навыков самоконтроля;
повышение требований в отношении музыкально-исполнительских навыков, умения соподчинять все средства выразительности ради построения общего художественного целого, выражения общей художественной идеи;
воспитание чувства ответственности учащихся за качество освоения собственной партии, достижение исполнителями точности в темпе, ритме, штрихах, динамике, агогике, специфике тембрового звучания, что способствует созданию единства и целостности музыкально-художественного образа исполняемого произведения.
Фортепианный дуэт как жанр сформировался в XIX столетии, в XIX столетии он располагал обширным репертуаром и утвердился как самостоятельная форма музицирования. Он был доступен многим любителям музыки. Открылось новое свойство фортепианного дуэта, сделавшего его еще более популярным: четырехручная фактура оказалась способной к воспроизведению оркестровых эффектов. На протяжении долгого времени четырехручные версии симфоний, камерных ансамблей, опер, балетов были нередко единственным источником ознакомления с ними.
Музыку для фортепианных ансамблей писали почти все композиторы XIX столетия. Тогда было принято издавать симфонические, камерные, оперные произведения в переложении для ансамблей. Оркестровые тенденции, заложенные в природе фортепианного дуэта, часто побуждали композиторов инструментовать свои, а иногда и чужие четырехручные произведения, и в дальнейшем эти переложения иногда становились более известными, чем оригиналы. В России фортепианный дуэт распространялся прежде всего, как вид домашнего музицирования, как один из способов приятного времяпровождения в частных салонах XIX столетия.
Композиторов же XX века мало привлекало сочинение произведений для фортепианного дуэта. Средства массовой информации вытеснили традиции домашнего музицирования. В этот период только педагогическая функция ансамбля сохраняла свое значение, поэтому дуэтная литература развивалась прежде всего в направлении детского репертуара.
Слово "ансамбль" в переводе с французского языка означает "единство". Следует познакомить учеников с различными видами фортепианных ансамблей. Существуют ансамбли для одного фортепиано в 4,6,8 рук и ансамбли для двух фортепиано. Они имеют свои специфические особенности и возможности.
Игра в 4 руки остаётся максимально доступной и в школе, и дома. Каждый ансамбль комплектуется по возможности из учащихся, равных по природным и музыкальным данным, по характеру, вкусам, интересам, уровню развития и, конечно, по степени овладения инструментом. Организуя ансамбль, надо руководствоваться индивидуальными качествами каждого ученика, которые дополняли бы друг друга. Такое взаимодополнение расширит исполнительские способности будущего ансамбля. При подборе членов ансамбля педагог должен тщательно продумать распределение по партиям. Здесь одинаково недопустимы как завышение, так и занижение трудностей партии. В первом случае учащийся будет слишком долго выучивать её и просто плохо исполнять, во втором - он не получит от занятий в ансамбле ожидаемого творческого удовлетворения.
Для безупречного совместного музицирования партнёры по ансамблю должны овладеть навыками ансамблевой техники, при отсутствии которых будут наблюдаться различные погрешности. Хорошая игра в ансамбле опирается на ансамблевую технику. Технически грамотное ансамблевое исполнение подразумевает:
синхронное звучание всех партий;
единство темпо - ритма;
равновесие в силе звучания партий;
единство динамики;
согласованность штрихов;
единство приёмов звукоизвлечения и фразировки;
согласованность эмоционально - образного содержания.
Умелая педализация в ансамблях обеспечивает не только "чистое" звучание, но и художественное слияние ансамблевых партий в единое целое. Игра в ансамбле требует от учащихся умение передавать партнеру мелодию, сопровождение, пассаж, не разрывая при этом музыкальную ткань. Работа над ансамблевыми произведениями важна на всех этапах музыкального развития ребёнка.
Игра в ансамбле вводится с первых шагов обучения. Сначала педагог аккомпанирует ученику, исполняющему мелодию. Затем простейший аккомпанемент поручается самому ученику, чтобы научить его сопровождать мелодию, исполняемую педагогом.
Процесс работы ансамбля над произведением можно условно распределить на три этапа, которые в практике очень тесно между собой связаны: знакомство ансамбля с произведением в целом; техническое освоение выразительных средств, работа над воплощением художественного образа произведения.
Задачей первого этапа является создание у участников ансамбля общего впечатления от произведения в целом. Здесь педагог должен познакомить учащихся с создателем произведения, эпохой, в которой оно возникло, стилистическими особенностями и требуемой манерой исполнения, характером произведения, его формой, основными темами. Эту беседу следует построить очень живо, интересно, приводя в качестве иллюстрации фрагменты произведения в собственном исполнении. Необходимо предупредить участников о трудностях, с которыми им предстоит встретиться, и рассказать, как их преодолеть.
Следующий этап – преодоление ансамблем технических трудностей, что подразумевает синхронность при взятии и снятии звука; равновесие звучания в удвоениях и аккордах, разделенных между партнерами; передача голоса от партнера к партнеру; согласование приемов звукоизвлечения, соразмерность в сочетании нескольких голосов, исполняемых разными партнерами, соблюдение общности ритмического пульса, единство динамики, фразировки. Партнеры должны уметь "поделить" клавиатуру и так держать локти, чтобы не мешать друг другу, особенно при сближающемся или пересекающемся голосоведении. Педализирует исполнитель партии Secondo, т.к. она служит фундаментом (бас, гармония). Важно в ансамбле уметь слушать не только себя, а одновременно и то, что играет партнер, то есть общее звучание обеих партий, которые сливаются в единое целое. К этому приучать участников ансамбля с первых совместных занятий. Полезно предложить ученику, исполняющему партию Secondo, ничего не играя, только педализировать во время исполнения партии Primo. Тогда сразу становится понятно, насколько это непривычно и требует особого внимания и навыка. Можно поменять партнеров местами, дать понять, что для этого нужен определенный навык. Синхронность является результатом важнейших качеств ансамбля – единого понимания и чувствования партнёрами темпа и ритмического пульса. Синхронность является одним из технических требований совместной игры. Здесь нужно познакомить учащихся с техническим приемом - ауфтактом, и как он может быть применен пианистами. При исполнении за одним или параллельными инструментами, когда руки каждого видны другому, ауфтакт даётся легким движением кисти, либо кивком головы, или с помощью знака глазами, если рука не видна. Полезно одновременно с этим жестом обоим пианистам взять дыхание (сделать вздох). Это делает начало естественным, органичным, снимает сковывающее напряжение. Синхронность отдельных звуков не исчерпывает технической задачи, партнерам необходимо добиваться и равновесия их звучания. Правильного равновесия нужно достичь не в отдельном аккорде, а в параллельно проходящих голосах. Слаженность совместной игры в отдельном приеме и в общем замысле – особая сфера работы. Возникает специфическая трудность: то, что может быть сыграно без затруднений одним пианистом, становится технически сложным, если играется двумя руками двух исполнителей. В работе над произведением важно говорить с учащимися о характере, музыкальном содержании, определить значение каждой партии. Проучить с каждым учащимся его партию, что позволит более тщательно заняться фразировкой, ритмом, штрихами, затем осуществлять совместные репетиции. Конечная цель – создание продуманной интерпретации художественного образа произведения и яркое убедительное его исполнение.
Ансамблевое музицирование обладает огромными развивающими возможностями. Все мы знаем, что игра в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, совершенствует умение читать с листа, помогает ученику выработать технические навыки, а также доставляет ребёнку огромное удовольствие и радость, чем сольное исполнение. Ансамблевое музицирование учит слушать партнёра, учит музыкальному мышлению: это искусство вести диалог с партнёром, т.е. понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать. Если это искусство в процессе обучения постигается ребёнком, то можно надеяться, что он успешно освоит специфику игры на фортепиано.
Ансамблевая игра способствует ускоренному развитию музыкальных способностей. Происходит интенсивное развитие всех видов музыкального слуха: звуковысотного, гармонического, полифонического, тембро-динамического.
Обучение игре на фортепиано начинается с формирования звуковысотных представлений. Подбор мелодий по слуху, поиск нужной интонации проходят интересно и увлекательно, если оживляются красочным сопровождением педагога.
Воспроизводить многоголосие, аккордовую вертикаль – особо выгодные условия для развития гармонического слуха. Но, как правило, длительный период, связанный с постановкой рук и исполнением преимущественно одноголосных мелодий, не позволяет ребёнку сразу исполнять пьесы с гармоническим сопровождением. Ансамблевая форма игры оказывается целесообразной и необходимой, она позволит ученику с первых же уроков участвовать в исполнении многоголосной музыки. Развитие гармонического слуха будет идти параллельно с мелодическим, т.е. ребёнок будет воспринимать полностью вертикаль. Ансамблевая игра дает возможность вслушаться во все ее составные элементы, ярче оттенить, высветлить отдельные звуковые конструкции.
Ансамблевая игра обладает широкими возможностями в развитии тембро-динамического слуха, благодаря обогащению фактуры, имитирующей оркестровое звучание. Совместно с педагогом учащиеся ведут поиск различных тембровых красок, динамических нюансов, штриховых эффектов. Наличие четырех рук дает возможность передать на фортепиано и полнозвучное tutti, и разнообразие отдельных оркестровых групп.
Игра в ансамбле позволяет успешно вести работу по развитию метроритма. Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоциональновыразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая. Если при неточности исполнения других компонентов снижается только общий художественный результат, то при нарушении метроритма рушится весь ансамбль пианиста. Играя вместе с педагогом ученик находится в определённых метроритмических рамках. Ансамблевая игра не только даёт педагогу возможность диктовать правильный темп, но и формирует у ученика верное темпоощущение. Необходимо найти наиболее выразительный ритм, добиться точности и чёткости ритмического рисунка.
Очень важен умелый подбор материала. Партия ученика должна быть предельно простой, располагаться в удобной позиции, а партия педагога должна представлять ровную пульсацию, заменять ученику счет. В этом случае ученик будет находиться в определенных метрических рамках, а усвоение различных ритмических фигур станет более органичным.
Одной из серьезных проблем музыкально-ритмического воспитания в ансамблевой игре является отсчет длительных пауз. У пианистов нет навыка отсчета таких пауз, как у оркестрантов, поэтому фиксировать каждый такт паузы приходится только при первом ознакомлении с нотным текстом, а в дальнейшем это совсем не обязательно. Нужно приучать участников ансамбля воспринимать длительные остановки как естественный компонент музыкальной структуры, ясно представлять себе общий ход развития того отрывка, где встретились эти длительные паузы в одной из партий. Самый простой и эффективный способ преодолеть возникающее в паузах ненужное напряжение и боязнь пропустить момент вступления – проиграть звучащую у партнера музыку, тогда пауза перестанет быть томительным ожиданием и заполнится живым музыкальным чувством.
По мере усложнения художественных задач расширяются и технические задачи совместной игры: преодоление трудностей полиритмии, педализация, использование тембральных возможностей фортепиано, динамика и многое другое. Особенности дуэтного исполнительства начинаются уже с самой посадки за инструментом, когда каждый пианист имеет в своем распоряжении только половину клавиатуры. Некоторые педагоги считают, что такое несколько стесненное положение исполнителей может отрицательно повлиять на посадку играющего. Однако эти недостатки столь незначительны по сравнению с преимуществами, что избегать игры в ансамбле конечно не стоит.
Слаженность совместной игры и в отдельных приемах и в общем замысле – основная задача любого ансамбля. Технические затруднения возникают не только в материале каждой партии, но и при элементарной координации исполнения участников дуэта. Казалось бы самая простая вещь – начать играть вместе. Однако точно и одновременно взять два звука не так легко. Это требует большой тренировки и взаимопонимания, отработки специальных приемов (дирижерский взмах, легкое движение кисти, кивок головы, совместный вдох, знак глазами). Очень важно не только одновременное начало, но и одновременное снятие звука. Аккорды, в которых одни звуки длятся дольше других, производят очень неприятное впечатление.
В дуэте необходимо добиваться равновесия звучания. Для этого с первых же тактов между участниками ансамбля должно быть взаимопонимание и договоренность о приемах извлечения звука. Партнеры по ансамблю должны передавать друг другу «из рук в руки» пассажи, мелодию, аккомпанемент. Необходимо учиться подхватывать незаконченную фразу, не разрывая при этом музыкальной ткани.
Еще одним распространенным недостатком ученического исполнения является динамическое однообразие. Работа над звуком – это область огромного труда. Надо объяснять учащимся, что динамический диапазон 4-х ручного исполнения должен быть никак не уже, а шире, чем при сольной игре, так как наличие двух пианистов позволяет полнее использовать клавиатуру. Необходимо заранее определить общий динамический план произведения, выявить кульминацию. Ученики должны понять, какое это прекрасное выразительное средство – музыкальная динамика.
Ансамблевое исполнение имеет свою специфику запоминания произведения наизусть. В качестве приемов запоминания выступают процессы понимания. Если в сольном музицировании часто преобладает механическое выучивание наизусть, то игра в ансамбле этого не допускает. Ансамблевое исполнение открывает пути для развития аналитической, логической, рациональной памяти. Прежде чем перейти к заучиванию ансамбля наизусть, партнеры должны понять музыкальную форму в целом, разобраться в ее частях, во фразировке, в динамическом плане произведения. Эти знания особенно необходимы исполнителю второй партии, который также должен заняться гармоническим анализом. Опираясь на гармонию, нужно учиться слышать всю музыкальную ткань произведения. Не имея представления о первой партии, исполнителю второй партии трудно запоминать аккорды и арпеджио, из которых чаще всего эта партия состоит. Следовательно, мы можем сделать вывод, что память ансамблиста формируется и развивается более активно, чем память солиста.
Игра в ансамбле обладает еще одним очень важным и полезным свойством. Оно расширяет круг музыкальных знаний, а следовательно оказывает положительный эффект на формирование музыкального мышления. Благодаря разнообразию ансамблевого репертуара учащиеся знакомятся с различными жанрами и их особенностями. Они имеют возможность исполнять четырехручные переложения масштабных оркестровых произведений. Это расширяет их кругозор в области камерной, оперно-симфонической литературы, знакомит с шедеврами музыкальной классики. Ансамблевое музицирование является активным помощником в овладении навыком чтения нот с листа. Партнерами при игре в четыре руки выбираются, по возможности, дети одного возраста и одинакового уровня подготовки. Каждому из партнеров не хочется скомпрометировать себя перед товарищем.
Возникает нечто вроде негласного состязания, являющегося стимулом к более внимательной игре. Длительная концентрация внимания, непрерывность мышления прекрасно тренируются при совместном чтении с листа. При этом процесс разучивания нового произведения сокращается во времени, проходит с интересом, наполняется смыслом, что очень важно для педагогического процесса.
Занятия ансамблем развивают у учащихся наблюдательность, критичность, стремление к совершенствованию собственного звучания, слуховой контроль, рационализацию профессиональных игровых движений.
Ансамблевое музицирование в классе фортепиано – это не только одна из форм сотрудничества между учеником и педагогом, приносящая радость совместного творчества, но это также наилучшая форма деятельности, способствующая реализации принципов развивающего обучения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Алексеев М. Методика обучения игре на фортепиано. М.: «Музыка», 1982.
Готлиб А. Основы ансамблевой техники. М.: «Музыка», 1971.
Коган Г. Работа пианиста.- М.: «Музыка», 1979.
Майкапар С.М. Музыкальное исполнительство и педагогика. Челябинск, MPI, 2006.
Сорокина Е. Фортепианный дуэт. История жанра.- М.: «Музыка»,1988.
Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. М.: «Просвещение». 1984.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие навыков ансамблевого музицирования в классе фортепиано"
Методические рекомендации. Данные рекомендации адресованы преподавателям фортепиано ДМШ и ДШИ....
РАЗВИТИЕ НАВЫКА АНСАМБЛЕВОЙ ИГРЫ НА УРОКАХ МУЗИЦИРОВАНИЯ
рассматривает актуальность игры в ансамбле на уроках музицирования у учащихся музыкально-эстетического отделения...
НАВЫКИ АНСАМБЛЕВОЙ ИГРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО
Многие дети, приходя учиться на музыкальное отделение школы искусств, останавливают свой выбор на фортепиано. Богатая звуковая палитра этого инструмента, его темброво-колористические возможности изнач...
НАВЫКИ АНСАМБЛЕВОЙ ИГРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО
Многие дети, приходя учиться на музыкальное отделение школы искусств, останавливают свой выбор на фортепиано. Богатая звуковая палитра этого инструмента, его темброво-колористические возможности изнач...
ДОКЛАД "Развитие навыков ансамблевого музицирования в классе аккордеона".
В последние годы заметно возрос интерес к ансамблевой игре. Сегодня ансамблевое исполнительство успешно развивается по всему миру как в профессиональной культуре (академической, эстрадной, фольклорной...
Развитие навыков ансамблевой игры в классе аккордеона
laquo;Зажечь», «заразить» ребёнка желанием овладеть языком музыки – главнейшая из первоначальных задач педагога. В классе аккордеона применяются различные формы работы. ...
Развитие навыков ансамблевой игры в классе аккордеона
laquo;Зажечь», «заразить» ребёнка желанием овладеть языком музыки – главнейшая из первоначальных задач педагога. В классе аккордеона применяются различные формы работы. ...