Игра в ансамбле – важнейшее звено музыкального воспитания.
статья на тему
Данная статья рассказывает о методике, которая позволяет максимально интенсифицировать процесс вхождения юного музыканта в мир большой музыки, дать полноценное представление о возможностях инструмента, сформировать заинтересованность ребенка в скорейшем овладении инструментом, воспитать осознанное желание музицировать вместе с другими учениками или со своим педагогом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_v_ansamble.doc | 34.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Игра в ансамбле – важнейшее звено музыкального воспитания.
(На примере класса флейты)
Данная методика позволяет максимально интенсифицировать процесс вхождения юного музыканта в мир большой музыки, дать полноценное представление о возможностях инструмента сформировать заинтересованность ребенка в скорейшем овладении инструментом, осознанное желание музицировать вместе с другими учениками, со своим педагогом.
Особенно предлагаемая методика актуальна для флейты, соединяющей в себе возможности сольного инструмента с богатым, многовековым и разнообразным ансамблевым репертуаром. Голос флейты - важнейший голос оркестра. Навыки ансамблевой игры - необходимые навыки будущего оркестранта.
Опыт показывает: в практике обучения детей в классах оркестровых инструментов очень важно предельно активизировать и «омузыкалить» довольно трудный в психологическом плане период технического овладения инструментом. В этот трудный период особенно важно уделять внимание участию ученика в элементарном ансамблевом музицировании - совместно с педагогом, который исполняет более сложную партию, или, совместно с другими, старшими детьми. Начиная с первых уроков, творческая атмосфера в классе должна быть наполнена полноценно звучащей музыкой. Это создает у ученика соответствующую установку, мотивацию к занятиям музыкой, ведь, чем занимательнее, разнообразнее будут первые уроки, тем больше ученик будет стремиться к занятиям.
Игра в ансамбле чрезвычайно интересна и полезна для ребят любого возраста. Широчайшее пространство вариантов открывается перед педагогом и учеником в этой области: дуэты, трио, квартеты и.т.д.; игра вместе с педагогом, с одноклассниками, с ребятами из других классов, с другими инструментами. В каждом случае новые интересные задачи предстоит решить ученику. Конечно, при подготовке к серьезному выступлению педагог будет распределять голоса соответственно возможностям и способностям учеников. Тем не менее, хорошо, если менее сильному и способному когда-то будет дана возможность исполнять первый голос в таком произведении, где это будет ему под силу. Те, кто исполняет, как правило, ведущие голоса, пусть обязательно научатся справляться и теми задачами, которые ставят перед ними исполнение 2-ого, 3-его голосов, ведь здесь требуется особая тонкость, чуткость, готовность следовать за солистом, поддержать его. Следует объяснить учащимся особую роль и значение каждого голоса. Ведь вся полнота и гармония звучания будут достигнуты лишь при грамотном исполнении всех голосов.
Не менее важно для игры в ансамбле умение чутко контролировать интонацию, что опять же является необходимым навыком в развитии оркестрового музыканта. Проблемы сторя намного реже возникают у тех детей, которые привыкли слушать, себя, других участников ансамбля. Эти ребята также знакомятся со спецификой строя других духовых, струнных инструментов.
Безусловно, очень интересным может стать для учащихся исполнение в ансамбле музыки 14,15,16 веков. Здесь возможно даже знакомство с соответствующими видами инструментов — альтовые, теноровые, басовые (для блокфлейт), возможно использование учащимися класса дополнительных инструментов - шумовых, ударных.
Особую роль в развитии ученика, в построении яркого мира образов, настроений играет знакомство с лучшими образцами современной ансамблевой музыки (середина - конец 20 века, с музыкой ныне живущих композиторов).
Юные музыканты ощущают свое движение в ногу со временем. Начиная с более легкого, доступного и понятного, скорее интересного и забавного и, в продолжении - усложнение ритмов, специальные приемы, ворвавшаяся дисгармония, резкие контрасты. Таково влияние на культуру в целом, и, в частности, на музыкальную культуру современного мира. Ученик должен почувствовать это.
Использование специализированных технических приемов возможно с самого раннего периода обучения. Большинство из них покажутся ребенку забавными интересными, окажут огромную помощь в создании гибкого аппарата, открытого яркого звука. Освоив данные приемы и используя их в ансамбле, исполняя современную музыку, флейтист получает новые оригинальные возможности.
Важным принципом предлагаемой методики является органичное включение в учебный процесс концертных выступлений учащихся в ансамбле, начиная с самых первых шагов.
Выступление в ансамбле, помимо всего прочего способствует исчезновению страха перед сценой. Ребята выходят вместе или с учителем, они поддерживают друг друга. Выход ансамбля на сцену - это всегда организованный выход, красивый дружный поклон, артистичное поведение. Воспитывается умение постоянно держать себя в концертной форме, возрастает чувство ответственности за качество исполнения, как собственного, так и других участников маленького коллектива. Желательно иметь постоянный концертный репертуар.
Важнейшее звено музыкального воспитания в оркестровом классе, развития слуховых, ритмических, психо - эмоциональных навыков, развития навыков необходимых участнику оркестра - игра в ансамбле. Широчайшие возможности, разнообразный репертуар, знакомство со многими стилями, овладение дополнительными инструментами (блокфлейты, флейта-пикколо и.т.д.), сотрудничество с другими классами школы, выступление совместно с педагогом, творческая атмосфера в классе, профессиональное музицирование.
Таково значение использования ансамблевой игры в оркестровых классах. В частности, в классе флейты. Данная методика ориентирована помочь юному музыканту интенсивно развиваться, обрести необходимые для игры в оркестре навыки, познакомиться с богатыми возможностями своего инструмента, его репертуаром.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание семейных ценностей как важное звено духовно-нравственного воспитания личности
Воспитание семейных ценностей как важное звено духовно-нравственного воспитания личностиРечь идет о воспитании семейных ценностей через реализацию проекта "Православный семейный городок" В нашей...
Ансамблевая игра в классе домры – важнейшее звено музыкального воспитания учащихся ДШИ
В статье рассматриваются особенности игры в ансамбле в класе домры. Ансамблевая игра – важнейшее звено музыкального воспитания учащихся ДШИ. Не стоит недооценивать данный вид работы. Он интересен...
Игры и развлечения как средство музыкального воспитания младших школьников с нарушением слуха
Игры и развлечения как средство музыкального воспитания младших школьников с нарушением слуха...
Методические рекомендации по технике игры на гитаре в составе музыкального ансамбля гитаристов
Обучение технике игры на гитаре в составе музыкального ансамбля предлагается в программе "Гитарная песня" для учащихся 3-го года обучения, т.е. для подростков с 13-16 лет....
Методическая разработка «Развитие музыкально-творческих способностей посредством игры в ансамбле народных инструментов в учреждении дополнительного образования»
Повышение образовательного уровня по использованию игровых моментов с применением народных и шумовых инструментов....
Музыкальное воспитание - важный аспект в процессе формирования гармонично развитой личности.
Современное музыкальное воспитание сегодня имеет ряд этических и психологических проблем. Почему так важно музыкальное воспитание?Зачем нужно отдавать ребёнка учиться в музыкальную школу?Ответы н...
ТЕХНОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ КАК ВАЖНОЕ ЗВЕНО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, в соответствии с которым в последние годы строится работа учителей, внес в школьное воспитание некоторые коррективы. Происходящ...