Развитие навыков ансамблевой игры в классе аккордеона
методическая разработка по музыке на тему

Ворфоломеева Галина Васильевна

 «Зажечь», «заразить» ребёнка желанием овладеть языком музыки – главнейшая из первоначальных задач педагога. В классе аккордеона применяются различные формы работы. Среди них особыми развивающими возможностями обладает игра в ансамбле. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ПОЧИНКОВСКОГО РАЙОНА»

___________________________________________________________________________________________

216450, Смоленская область, г. Починок, ул.Карла Маркса, д. 24, тел. 8(48149) 4-13-75

РЕФЕРАТ

По теме: «Развитие навыков ансамблевой игры в классе аккордеона» 

C:\Users\uzer\Documents\IMG_3577.JPG

Подготовила преподаватель I категории        

МБУ ДО «ДШИ Починковского района»        

 Ворфоломеева Галина Васильевна        

        

D:\ФОТО\все фото\DCIM\115___12\IMG_3546.JPG

г. Починок, 2017

План

  1. Введение………………………………………………………..стр. 3
  2. Основная часть: ……………………………………………стр. 4 - 11

- Начальный этап работы с ансамблем

- Приемы достижения синхронности ансамблевого звучания

- Основные правила игры в ансамбле

- Единство штрихов и приемов звукоизвлечения

- Общие правила работы с детским коллективом

3.  Заключение………………………………………………………стр. 12

4.  Список литературы…………………………………………….стр. 13

Введение

Цель и специфика обучения детей в классе аккордеона - воспитание грамотных любителей музыки, расширение их кругозора, формирование творческих способностей, музыкально-художественного вкуса, а при индивидуальных занятиях - приобретение чисто профессиональных навыков  музицирования: игры в ансамбле, подбор по слуху, чтение с листа, транспонирование.

 «Зажечь», «заразить» ребёнка желанием овладеть языком музыки – главнейшая из первоначальных задач педагога. В классе аккордеона применяются различные формы работы. Среди них особыми развивающими возможностями обладает игра в ансамбле.

Коллективное инструментальное музицирование – это одна из самых доступных форм ознакомления учащихся с миром музыки. Творческая атмосфера этих занятий предполагает активное участие детей в учебном процессе. Радость и удовольствие от совместного музицирования с первых дней обучения – залог интереса к этому виду искусства – музыке. При этом каждый ребёнок становится активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей в данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере.

Игра в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, совершенствует умение читать с листа, является незаменимой с точки зрения выработки технических навыков и умений, необходимых для сольного исполнения. Совместная игра способствует развитию таких качеств, как внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремлённость коллективизм. Еще важнее то, что ансамблевое исполнение учит слушать партнера, учит музыкальному мышлению.

Начальный этап работы с ансамблем

Ансамбль – группа исполнителей, выступающих совместно. Искусство ансамблевого исполнения основывается на умении исполнителя соразмерять свою художественную индивидуальность, свой исполнительский стиль с индивидуальностью исполнения партнера. Ансамбль – это коллективная форма игры, в процессе которой несколько музыкантов исполнительскими средствами сообща раскрывают художественное содержание произведения. Исполнения в ансамбле предусматривает не только умение играть вместе, здесь важно другое – чувствовать и творить вместе. Работа в коллективе несомненно сопряжена с определенными трудностями: не так легко научиться ощущать себя частью целого. Следовательно, важно начинать работу над ансамблем с самых первых уроков занятий на инструменте. Чем раньше ученик начинает играть в ансамбле, тем более грамотный, техничный музыкант из него вырастет.

Многие педагоги по специальному инструменту практикуют ансамбли внутри класса. Это могут быть как однородные, так и смешанные ансамбли. Начинать лучше работу в ансамбле с учениками одного класса. Навыки ансамблевого музицирования ребенок приобретает уже на первых уроках. На занятиях используются пьесы, состоящие из одного или нескольких звуков, ритмически организованных. Педагог в это время исполняет мелодию и сопровождение. В процессе данной работы ученик развивает слух для исполнения с аккомпанементом (с левой рукой), концентрируется внимание на ритмической точности, верном распределении меха, осваивает элементарную динамику, первоначальные игровые навыки. Развиваются ритм, слух, и самое главное - чувство ансамбля, чувство ответственности за общее дело. Такое исполнение вызовет у учащегося интерес к новому для него звучанию музыки. За счёт насыщенного, богатого мелодическими и гармоническими красками сопровождения исполнение становится более красочным и живым. Ведь в отличие от ученика-пианиста, имеющего возможность включать в работу обе руки, ученики - аккордеонисты осваивают исполнение правой и левой рукой по очереди. На уроках мы используем пьесы из сборников Г. Бойцовой «Юный аккордеонист», «Ансамбли баянов и аккордеонов» , а также из хрестоматии для 1-3 классов ДМШ «Класс ансамбля баянов, (аккордеонов)» В. Шрамко. В начале обучения игре на инструменте (все зависит от способностей ученика) ученик играет простые мелодии в сопровождении педагога. На данном этапе работы ученикам важно прочувствовать специфику гомофонно-гармонической фактуры и попробовать себя в исполнении пьес с элементами полифонии. Пьесы следует выбирать разнообразные по темпу, характеру и т. д. Затем партиями меняются: простейший аккомпанемент поручается самому ученику для того, чтобы научить его гибко сопровождать мелодию, исполняемую педагогом. В процессе такой работы ученик приобретает первоначальные ансамблевые навыки «солирования», когда нужно ярче выявить свою партию и «аккомпанирования» - умение отойти на второй план ради единого целого. Репертуар для таких ансамблей педагог может найти почти в каждом нотном сборнике.

Приемы достижения синхронности ансамблевого звучания

По опыту знаю, что играть в ансамбле нравится ученикам, особенно с педагогом. Но большей внимательности, концентрации внимания, ответственности, умению слушать себя и другого, конечно, дети учатся при игре в ансамбле друг с другом (т. е. ученик-ученик). Партнёрами выбираются по возможности дети одного возраста, равные по музыкальной подготовке и владению инструментом. Кроме того, нужно учитывать межличностные отношения участников. В этой ситуации возникает нечто вроде негласного состязания, являющегося стимулом к более основательной и более внимательной игре. В начале участники ансамбля учатся слушать мелодию и второй голос, аккомпанемент. Произведения должны быть с яркой запоминающейся несложной мелодией, второй голос – с четким ритмом. Искусство слушать и слышать своих партнеров – очень трудное дело. Ведь большая часть внимания направлена на чтение нот.

О

 (особенно под фонограмму)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие навыков ансамблевого музицирования в классе фортепиано"

Методические рекомендации. Данные рекомендации адресованы преподавателям фортепиано ДМШ и ДШИ....

РАЗВИТИЕ НАВЫКА АНСАМБЛЕВОЙ ИГРЫ НА УРОКАХ МУЗИЦИРОВАНИЯ

рассматривает актуальность игры в ансамбле на уроках музицирования у учащихся музыкально-эстетического отделения...

НАВЫКИ АНСАМБЛЕВОЙ ИГРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО

Многие дети, приходя учиться на музыкальное отделение школы искусств, останавливают свой выбор на фортепиано. Богатая звуковая палитра этого инструмента, его темброво-колористические возможности изнач...

ДОКЛАД "Развитие навыков ансамблевого музицирования в классе аккордеона".

В последние годы заметно возрос интерес к ансамблевой игре. Сегодня ансамблевое исполнительство успешно развивается по всему миру как в профессиональной культуре (академической, эстрадной, фольклорной...

Развитие навыков ансамблевой игры в классе аккордеона

laquo;Зажечь», «заразить» ребёнка желанием овладеть языком музыки – главнейшая из первоначальных задач педагога. В классе аккордеона применяются различные формы работы. ...

Открытое занятие на тему: «Развитие технических навыков ансамблевой игры в процессе подготовки к концертному выступлению».

Тема: «Развитие технических навыков ансамблевой игры в процессе подготовки к концертному выступлению»....

Развитие навыков ансамблевой игры в классе фортепиано

Игра в ансамбле всегда привлекает детей, дарит им удовольствие от совместного творчества. Именно ансамбли знакомят детей не только с фортепианной, но и симфонической, камерной, балетной, оперной музык...