Коммуникативная культура педагога
материал по теме
проект по теме "Коммуникативная культура педагога" разработан для прохождения курсов "Человек и общество"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kommunikativnaya_kultura_pedagoga.docx | 45.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Московской области Педагогическая академия
последипломного образования
(ГОУ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ)
ПРОЕКТ
КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА
Выполнил:
Проверил:
2012
Содержание
Введение | 3 |
Глава 1. Слагаемые коммуникативной культуры педагога. | |
§1. Виды коммуникативных умений. | 6 |
§2. Общительность педагога. Педагогический такт. | 7 |
Глава 2. Культура общения педагога. | |
§1. Вербальная культура общения педагога. | 10 |
§2. Невербальная культура общения педагога. | 11 |
§3. Стили педагогического общения педагога. | 13 |
Заключение. | 15 |
Список используемой литературы. | 17 |
Введение.
Педагогу для успешной работы необходимы не только предметные и психолого-педагогические знания, но и особое умение – это умение общаться. Человек начинает овладевать навыками общения с малых лет, однако не все, повзрослев, в достаточной мере умеют общаться. Профессия педагога относится к типу профессий «человек – человек» (по типологии отечественного психолога Е. А. Климова), и поэтому умение общаться является для педагога ведущим, профессионально важным качеством. Общение – основа педагогической деятельности. От того, как педагог общается с учащимися, зависит степень их познавательного интереса к предмету, а значит, и учебная мотивация. Стиль педагогического общения в значительной мере определяет результативность овладения учащимися предметными знаниями и умениями, влияет на культуру межличностных отношений, создает соответствующий морально-психологический климат учебного процесса. Общение является важным условием социализации личности.
Педагогическое общение – это процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, содержанием которого является обмен информацией (прежде всего, учебной), познание личности партнера по педагогическому общению, а также организация совместной деятельности. При этом информация передается как вербальными (речевыми), так и невербальными средствами. Речевое общение – это общение посредством слова.
А. С. Макаренко считал, что педагогом – мастером учитель может стать лишь тогда, когда научится произносить даже самые простые слова и фразы с 15 – 20 интонационными оттенками.
Умение пользоваться словом, эмоционально выражать свои мысли – важная сторона коммуникации. Но для учителя не менее значима и другая сторона – умение слушать. Психологи утверждают, что лучший собеседник – не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать. Данная функция общения позволяет педагогу не только понимать ученика, но и чувствовать его состояние, настроение, отношение к учебному процессу в целом.
Коммуникативная культура педагога – это культура его профессионально-педагогического общения с другими субъектами учебно-воспитательного процесса. Необходимым уровнем коммуникативной культуры следует признать такой, который позволяет педагогу позитивно воспринимать своих подопечных и коллег и обеспечивает безусловное достижение целей воспитания и обучения.
Актуальность проблемы. Как стать педагогом, востребованным сегодня детьми и обществом? Чем овладеть, чтобы добиться взаимопонимания и взаимодоверия с воспитанниками, их родителями, с коллегами?
Социальная значимость коммуникативной культуры в том, что учитель, владеющий ею, способен создавать благоприятную психологическую атмосферу во взаимоотношениях между всеми субъектами образовательного процесса и утверждать ведущие принципы модернизации образования: гуманизации, гуманитаризации и демократизации.
Личная значимость в том, что педагог, владеющий коммуникативной культурой, обретает уверенность в себе, получает удовлетворение от общения с воспитанниками, испытывает чувство комфортности в избранной сфере деятельности.
Цель: изучить противоречия между возрастанием значимости коммуникативной культуры учителя как составляющей его педагогической и личностной культуры и отсутствием в опыте педагогической деятельности учителей навыков, обеспечивающих проявление коммуникативной культуры учителя как гуманного способа обучения и воспитания учащихся.
Объектом исследования является изучение культуры педагога в процессе его педагогической деятельности.
Предметом данного исследования является выявление способов формирования педагогической культуры педагога.
Задачами моего исследования являются:
- выявление особенностей проявления коммуникативной культуры педагога.
- разработка психолого-педагогических условий формирования коммуникативной культуры учителя.
Для реализации задач и достижения цели использованы методы научно-педагогического исследования: изучение и анализ литературы, опрос педагогов и учащихся, сопоставление, подбор и систематизация материала.
Практическая значимость проекта может быть обусловлена тем, что работа может быть рекомендована педагогам, проходящим аттестацию.
Глава 1. Слагаемые коммуникативной культуры педагога.
§1. Виды коммуникативных умений.
Можно выделить следующие группы коммуникативных умений педагога:
1. Социально-психологические умения - это умения располагать уча щихся к общению, производить благоприятное впечатление, рефлексировать, адекватно воспринимать своеобразие лично сти каждого учащегося, ее статусную структуру, прогнозировать развитие межличностных отношений, использовать психологические средства - вер бальные и невербальные, механизмы коммуникативного воздействия - внушения, убеждения, идентификации и т. д.
2. Нравственно-эстетические умения - это умения строить общение на гуманной, демократической основе, руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики и этикета, утверждать личностное достоинство каждого ученика, организовывать творческое сотрудничество с ученической группой и отдельными учениками, инициировать благоприятный нравственный климат общения.
3. Эстетические умения - это способность гармонизировать внутренние и внешние личностные проявления, быть артистичным, эстетически вырази тельным, приобщать подростков к высокой культуре коммуникации, активизи ровать их эмоциональный тонус и оптимистическое мироощущение.
4. Технологические умения - это умения использовать учебно-воспита тельные средства, методы, приемы, многообразие форм взаимодействия, вы бирать оптимальный стиль руководства общением, соблюдать педагогический такт, органически сочетать коммуникативное и предметное взаимодействие, обеспечивать его воспитательную эффективность.
Показателем успешного общения педагога с учащимися является благо приятный морально-психологический климат в классе, учебном заведении в целом.
Добиться успеха в воспитании и обучении педагог может, только если он выстраивает эти процессы на личностной основе, начинает общение с установления эмоционально благоприятных взаимоотношений с учащими ся.
Из чего же складывается коммуникативная культура учителя?
В ее основе - личностные качества, ценностные ориентации, установки, проявляющиеся в отношении к людям, а также техника общения - владение речью, мимикой, жестами, движениями, приемами воздействия на другого человека, приемами саморегуляции, создания рабочего творческого самочув ствия.
Критериями сформированности педагогической культуры являются: 1)креативный уровень (педагог как творец культуры);
2)эвристический уровень (деятельность педагога связана с постоянным поиском новых методов и форм обучения, педагог готов передавать свой опыт коллегам);
3)репродуктивный уровень (получение нового продукта знаний);
4)адаптивный уровень (педагогическая деятельность строится по заранее отработанной схеме; нет осознанной необходимости в повышении квалификации).
§2. Общительность педагога. Педагогический такт.
При всем богатстве различных средств педагогической деятельности, направленной на приобщение детей к социуму, фундаментальную основу составляет общая культура взрослых (родителей, педагогов). Показателем образованности, жизненной успешности, профессионализма деятельного взрослого является коммуникативная культура (компетентность), непосредственно обеспечивающая процесс расширения, умножения социальных связей ребенка с внешним миром.
В разных сферах социальной жизни ребенка формирование базиса личностной культуры происходит благодаря «речевой коммуникации» (Л.С. Выготский), «речевым актам» (А.А. Леонтьев), достижения «единства языка-речи» (Ф.А. Сохин). Коммуникативная компетентность - есть универсальное средство овладения любой деятельностью, и современными учеными рассматривается как лингвистически, психологически и методически организованная система отдельного индивида. В ней язык (система знаков) выступает средством, а речь как деятельность, как способы его употребления.
Ведущее профессиональное качество учителя - общительность. Его нали чие его у педагога служит показателем высокого коммуникативного потенциа ла. Умение слушать, быть внимательным, понимать состояние говорящего – важнейшие составляющие педагогической общительности. Они проявляются тогда, когда есть интерес к внутреннему миру ученика, потребность в общении с ним на духовном уровне.
Педагогическая культура подразумевает и такие качества личности, не обходимые в общении, как справедливость, открытость, искренность, терпимость, выдержка, самообладание, требовательность, тактичность.
Учащиеся высоко ценят в педагоге интеллигентность, тактичность и дели катность, умение быть вежливым, проявлять хорошие манеры; замечают, на сколько его требовательность, принципиальность соблюдаются им самим в общении с коллегами, родителями, учениками других классов.
Педагогический такт проявляется в формах обращения педагога, в умении разговаривать, не задевая самолюбия учеников, организовывать их деятель ность и контролировать ее исполнение, в умении педагога "держать себя", в оценочных суждениях, интонациях, в умении поощрять и наказывать учащихся. Педагогический такт подсказывает педагогу выбор места для общения с уча щимся - в присутствии класса или один на один, в учебном заведении или по дороге домой; позволяет определить время общения - отреагировать немед ленно или подождать, дать учащемуся возможность обдумать свой поступок; позволяет найти нужный тон разговора; помогает педагогу управлять своим состоянием во время разговора, быть внимательным, сдержанным, терпеливым и т. д. Деликатность также помогает педагогу решить самые сложные задачи построения личных взаимоотношений с учащимися.
Глава 2. Культура общения педагога.
§1. Вербальная культура общения педагога.
Восприятие и понимание речи педагога учащимися связаны с процессом учебного слушания, на которое, по подсчетам ученых, приходится приблизи тельно 25-50% учебного времени. Поэтому качество освоения учебного мате риала зависит от совершенства речи педагога. Обучаемые очень чутки к рече вым особенностям учителя.
Исходным моментом любого действия является речевая ситуация, т.е. такое стечение обстоятельств, которое побуждает человека к высказыванию, например, необходимость ответить на вопрос, сделать доклад о результатах работы, побеседовать с друзьями и т.д. В реализации речевого действия учёные выделяют следующие фазы:
1. Подготовка высказывания. Началом речевого акта является осознание мотивов, потребностей и целей вступления в общение. Далее осуществляется прогнозирование результатов высказывания на основе прошлого опыта и учета обстановки. У подготовленного человека, с быстрой реакцией на обстоятельства, эти подготовительные действия протекают очень быстро на подсознательном уровне и завершаются созданием внутреннего плана высказывания, который может иметь различную степень обобщенности.
2. Структурирование высказывания. Особенностью данной фазы является выбор слов, их расположение в нужной последовательности и грамматически оформленные.
3. Переход к внешней речи. Осуществляется звуковое или графическое оформление высказывания. Это самая ответственная фаза речевого действия, она состоит в переходе от внутренней речи к внешней. Ошибки в таком переходе делают речь в глазах окружающих неполной, бессвязной, труднопонимаемой.
Речь должна быть не только грамотной и выразительной, но и должна обладать силой необходимого звучания.[1]
Помимо этих качеств надо обратить внимания на такие детали: правильность речи; ясность речи; точность речи; чистота речи; выразительность речи; богатство речи; уместность речи, эмоциональность речи.
От уровня коммуникативной культуры педагога зависит возможность ученика адаптироваться в учебном процессе, в обществе; способность уменьшить влияние отрицательных факторов на его эмоциональное состояние, самосознание.
§ 2. Невербальная культура общения педагога.
Невербальное общение - это неречевая форма, которая передает образное и эмоциональное содержание и включает в себя жесты, мимику, позы, визуаль ный контакт и прикосновения.
Невербальные средства так же важны, как и вербальные. Исследования говорят о том, что в беседе 45% информации передается словами, а 55% - не вербальными средствами.
Невербальное поведение педагога связано с его психическими состояния ми и служит средством их выражения. Рассмотрим кратко основные невербаль ные средства общения.
Особая роль в передаче информации отводится мимике - движениям мышц лица. Мимика выражает проживаемые состояния, отношения. Исследования показали, что если лицо говорящего неподвижно - теряется до 10-15% информации.
Подвижность мимики обусловлена профессиональной необходимостью реагирования педагога на многообразие текущей деятельности, непредсказуе мые обстоятельства, поведение окружающих людей, результаты совместной работы. Язык мимики зачастую выразительнее вербальных средств, он расши ряет педагогический спектр влияний, дополняет речевой язык тончайшими нюансами информации о проживаемых эмоциях. Учащиеся говорят про педа гога: "Она нас любит", или "Она нас не любит". На вопрос: "Почему вы так ду маете?" можно услышать ответ: "Так видно же по лицу".
Исследования показали, что все люди, независимо от национальности культуры, в которой они выросли, с достаточной точностью и согласованностью интерпретируют мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций. Интересно отметить, что основную информативную нагрузку несут брови и область вокруг рта (губы).
Лицо является главным источником информации о психологических со стояниях человека, но во многих ситуациях оно гораздо менее информативно, чем тело, поскольку мимические выражения лица можно сознательно контро лировать, а телодвижения выдают иногда те эмоции, которые педагог хочет скрыть. Учащиеся легко прочитывают по пластике телодвижений истинные чувства педагога.
Пластика - общий рисунок жестов и движений, производимых человеком, она оказывает столь же сильное влияние, как и звучание голоса, и мимика.
Открытая пластическая поза имеет для педагога большое значение: позволяет ученику свободно и безбоязненно вступать с ним в обще ние. Открытая пластическая поза - это внешнее проявление доброжелатель ности по отношению к людям.
Поза, которую принимает педагог, всегда целесообразна. По ней ученики оценивают происходящее. Поэтому педагог должен "конструировать" позу: вот он слушает выступающего; вот он беспокоится о том, все ли готовы к работе; вот он задумался; а вот удивлен происшедшим... Когда поза сознательно вы страивается как способ отражения внутренних состояний либо отношений - она приобретает содержательность. Поза педагога должна быть свободной, без зажатости, психологической скованности, "окаменелости" (например, жесткая стойка со скрещенными на груди руками). Ученики должны видеть, что педагог не испытывает стеснения, он непринужден и полностью владеет собой. Педагог, находящийся в свободной позе, по ощущениям учеников, не пугается вопросов, сюрпризов - ему легко переключить внимание и усилия на другие объекты. Ученики в таких условиях тоже спокойны и благожелательно настроены.
§3. Стили педагогического общения.
Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в той или иной пропорции, когда доминирует один из них. Из числа разработанных в последние годы за рубежом классификаций стилей педагогического общения интересной представляется типология позиций учителей, предложенная М. Таленом.
МОДЕЛЬ 1 - «СОКРАТ». Это учитель с репутацией любителя споров и дискуссий, намеренно их провоцирующий на занятиях. Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учебном процессе из-за постоянной конфронтации; учащиеся усиливают защиту собственных позиций, учатся их отстаивать.
МОДЕЛЬ 2 - «РУКОВОДИТЕЛЬ ГРУППОВОЙ ДИСКУССИИ». Главным в учебно-воспитательном процессе считает достижение согласия и установление сотрудничества между учащимися, отводя себе роль посредника, для которого поиск демократического согласия важнее результата дискуссии.
МОДЕЛЬ 3 - «МАСТЕР». Учитель выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному копированию, и прежде всего не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни вообще.
МОДЕЛЬ 4 - «ГЕНЕРАЛ». Избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, так как считает , что всегда и во всем прав, а ученик, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам. По данным автора типологии, этот стиль более распространен, чем все вместе взятые, в педагогической практике.
МОДЕЛЬ 5 - «МЕНЕДЖЕР». Стиль, получивший распространение в радикально ориентированных школах и сопряженный с атмосферой эффективной деятельности класса, поощрением их инициативы и самостоятельности. Учитель стремится к обсуждению с каждым учащимся смысла решаемой задачи, качественному контролю и оценке конечного результата.
МОДЕЛЬ 6 - «ТРЕНЕР». Атмосфера общения в классе пронизана духом корпоративности. Учащиеся в данном случае подобны игрокам одной команды, где каждый в отдельности не важен как индивидуальность, но все вместе они могут многое. Учителю отводится роль вдохновителя групповых усилий, для которого главное - конечный результат, блестящий успех, победа.
МОДЕЛЬ 7 - «ГИД». Воплощенный образ ходячей энциклопедии. Лаконичен, точен, сдержан. Ответы на все вопросы ему известны заранее, как и сами вопросы. Технически безупречен и именно поэтому зачастую откровенно скучен.
М. Тален специально указывает на основание, заложенное в типологизацию: выбор роли педагогом, исходя из собственных потребностей, а не потребностей учеников. Следует не только развивать собственное коммуникативное мастерство, но и прививать обучающимся культуру общения. Педагогу нужны как знание их психологии, так и постоянный учет социологических данных, касающихся особенностей социализации и ценностных ориентаций современной молодежи. Особую роль в наши дни в педагогическом общении, в том, обречено оно на неудачи или, наоборот, на успех, играет личность педагога.
Заключение.
Коммуникативная культура педагога является одним из важнейших компонентов педагогической культуры. Необходимость ее формирования обусловлена тем, что учитель постоянно включен в процесс общения, предусматривающий разнообразные и многоплановые отношения с теми, кто становится партнером по контакту: с учениками, их родителями, коллегами. Эти отношения возникают и развиваются в процессе совместной деятельности, важнейшим условием осуществления которой является общение.
Эффективности процесса формирования коммуникативной культуры учителя во многом способствует коммуникативная грамотность педагога, умение реализовать принципы партнерства в учебном и в неучебном взаимодействии. Коммуникативная грамотность обеспечивается владением будущим учителем знаниями философских, психолого-педагогических положений о человеке как высшей ценности общества, о роли общения в развитии личности; степенью сформированности педагогического мышления.
Коммуникативная культура формируется также при условии освоения учителем технологической стороны коммуникативного взаимодействия учителя с другими участниками образовательного процесса.
Коммуникативная культура в значительной степени определяет компетентность педагога, способного к обеспечению эффективного педагогического общения в ходе осуществления субъектного взаимодействия и развития соответствующих личностно-ориентированных взаимоотношений всех участников образовательного процесса.
Особая роль отводится позиции педагога в общении, которая характеризуется признанием ученика как равного партнера в условиях сотрудничества, ориентацией на интересы ученика и перспективы его развития.
Учителю достаточно усвоить несколько элементарных правил:
- уметь выделять ученика из множества лиц – узнавать его;
- принимать его таким, какой он есть;
- помочь ученику познать себя, людей, мир;
- воспитать другого можно, лишь воспитывая себя;
- общение ученика и учителя – основа педагогического процесса;
- умение слушать – это тоже общение;
- учитель – организатор учебного процесса сотрудничества учащихся.
Еще раз перечислим, какими коммуникативными умениями должен обладать учитель: он должен уметь пользоваться приемами, способствующими достижению высокого уровня общения, а именно:
- уметь понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности;
- владеть средствами невербального общения (мимика, жесты);
- уметь вставать на точку зрения ученика;
- уметь создавать обстановку доверительности, терпимости к другому человеку;
- уметь владеть разными ролями как средством предупрежде ния конфликтов в общении;
- быть готовым вовремя поблагодарить ученика, при необхо димости извиниться перед ним;
- уметь поддерживать равное отношение ко всем детям;
- уметь с юмором относиться к отдельным аспектам педагоги ческой ситуации, не замечать некоторых негативных момен тов, быть готовым к улыбке;
- уметь воздействовать на ученика не прямо, а косвенно, через создание условий для появления у ученика желаемого качества;
- уметь не бояться обратной связи от учеников.
Список литературы.
- Гойхман О. Я., Надеина Т. М. Речевая коммуникация – М., ИНФРА – М, 2001.
- Зарецкая И.И. Этика педагогического общения/ серия статей// ж. Школа и производство, 2004, №№ 4-8.
- Янушевский В. Н. Речевая компетентность в коммуникативной культуре педагога: практико-ориентированная монография. Ульяновск, УИПКПРО, 2007.
- Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М., Новая школа, 2007.
- Иванова Н. П. Его Величество Ребенок. Методические рекомендации для родителей. – Ульяновск, ИПК ПРО, - 2007.
[1] Гойхман О.Я, Надеина Т.М. Речевая коммуникация. – М. ИНФРА-М, 2001. стр107.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курсовая работа: "Коммуникативная культура педагога по программе "Актуальные проблемы психологии и педагогики".
Самая большая на Земле роскошь - это роскошь человеческого общения А. Сент-ЭкзюпериЛичностно ориентированное образование в последние годы активно завоевывает образовательное пространство. И это не слу...
Коммуникативная культура педагога
Практико-значимы проект, выполненный на курсах "Образование и общество. Актуальные проблемы психологии и педагогики", 2011 год....
Коммуникативная культура педагога.
Современное состояние речевой культуры в России, по-моему мнению, оставляет желать лучшего. Его можно расценивать, как кризисно...
Коммуникативная культура педагога и ее структура в условиях реализации новых образовательных стандартов.
Коммуникативная культура педагога и ее структураПедагогический такт.Управление общением....
Презентация к педсовету "Коммуникативная культура педагога"
Презентация к педсовету "Коммуникативная культура педагога"...
Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.
Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...
Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.
Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...