Коммуникативная культура педагога
статья по теме

Медведева Елена Васильевна

Практико-значимы проект, выполненный на курсах "Образование и общество. Актуальные проблемы психологии и педагогики", 2011 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

     Муниципальное общеобразовательное учреждение

Любучанская средняя общеобразовательная школа

Чеховского муниципального района Московской области

ПРАКТИКО-ЗНАЧИМЫЙ

ПРОЕКТ ПО КУРСУ

«Образование и общество.
Актуальные проблемы педагогики и психологии»

ПО ТЕМЕ

«Коммуникативная культура педагога»

Выполнила: Медведева Елена

Васильевна, учитель географии

2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение.
  2. Основная часть.
  1. Коммуникативный потенциал личности педагога.
  2. Эмоциональная саморегуляция. Психологическая маска учителя.
  3. Проблемы коммуникативной культуры педколлектива МОУ Любучанской СОШ по результатам педсовета на тему «Психологический комфорт в школе – важное условие эффективности обучения и воспитания».
  4. Психологический портрет учителя в МОУ Любучанской СОШ.
  5. Самовоспитание коммуникативной культуры (методики известных психологов).
  6. Резервы становления стиля взаимоотношений в коллективе с различными установками, неодинаковым стилем общения с детьми и коллегами.
  1. Заключение.
  2. Приложения.
  1. Приложение 1. Анкета для учащихся к педсовету
  2. Приложение 2. Опросник "Психологический портрет учителя"
  1. Список литературы.

   

  Введение.  

Коммуникативная культура – определяющее свойство человека ХХI века, естественное явление и процесс. Она имеет уникальный всеобъемлющий характер, являясь феноменом планетарного масштаба. Система глобальной коммуникации, рост ее интенсивности затрагивает каждого человека, становится условием осознания свободы, индивидуальности, осознания себя как личности, обладающей этической и нравственной ответственностью. Основным противоречием в развитии мировых коммуникативных процессов является признаваемое научным сообществом опасное для человечества расхождение между достижениями материальной культуры – «достижениями цивилизации» и духовной культуры, приводящее к межчеловеческим конфликтам самого различного уровня, – от глобальных, межнациональных до индивидуально-личностных. Поэтому внимание к внутренней сущности, проблеме качества коммуникации, определяемого по гуманистическим критериям, а также общественной и индивидуально-личностной коммуникативной культуре, имеющей гуманистический вектор развития, является актуальным для современного общества. Особенно остро проблема коммуникативной культуры представлена в российском обществе, что повышает требования к подготовке современного учителя – высококомпетентной целостной личности, готовой к гуманным взаимоотношениям, сотрудничеству, взаимопониманию, творческому саморазвитию и способной осуществлять свое человеческое и социальное предназначение.
        Как стать педагогом-гуманистом, востребованным сегодня детьми и обществом? Чем овладеть, чтобы добиться взаимопонимания и взаимодоверия с воспитанниками, их родителями, с коллегами? Все трудности, с которыми сталкивается учитель, объясняются нарушением культуры общения: невозможность наладить контакт с учащимися; непонимание внутренней психологической позиции воспитанника;
 сложности организации диалога на занятиях; неумение гибко реагировать на спонтанно возникающие нестандартные ситуации; конфликты с родителями; несовпадение установок, интересов, потребностей. Почему возникают эти барьеры? В современных условиях отхода от авторитарной педагогики коммуникативная культура становится                         1

социально и лично значима. Социальная значимость в том, что учитель и руководитель, владеющие ею, способны  создавать  благоприятную  психологическую  атмосферу  во взаимоотношениях между всеми субъектами образовательного процесса и утверждать ведущие принципы модернизации образования: гуманизации, гуманитаризации и демократизации. Личная значимость в том, что педагог, владеющий коммуникативной культурой, обретает уверенность в себе, получает удовлетворение от общения с воспитанниками, испытывает чувство комфортности в избранной сфере деятельности. Потребность в развитии коммуникативной культуры тем более значима, поскольку в процессе профессиональной подготовки будущего педагога на это не обращалось должного внимания. Основная причина этого – направленность учебного процесса вуза на подготовку по избранной специальности (учителя математики, химии, литературы...), и предметная специализация заслоняет подготовку к реальному педагогическому общению, т.е. к развитию коммуникативного потенциала.   Такой подход не отвечает современным задачам развития профессиональной культуры педагога, так как формирует модель «адаптивного поведения» в профессии.

Основная часть.

         Коммуникативный потенциал личности - это интегративная характеристика человека, включающая как неизменные особенности психического склада, заложенного генетически (темперамент, тип нервной деятельности, степень экстра- или интровертированности), так и качества личности, поддающиеся воспитанию и развитию: одни в процессе самовоспитания можно довести до желаемого уровня; от других, отрицательно влияющих на культуру общения и самоощущения в коммуникативной деятельности, можно избавиться.

         Для руководителя образовательного учреждения, учителя, воспитателя наиболее значимы такие показатели  коммуникативного потенциала, как такт, терпимость, эмпатия, самоуважение, способность влиять на других, оптимизм, чувство юмора, умение слушать, коммуникативный контроль.                           «Познав самого себя, никто не останется тем, кто он есть». Эти слова Томаса Манна отражают стремление человека к совершенству, а для профессионального роста педагога, развития коммуникативной культуры важна установка,               2

осознание потребности в саморазвитии. Как сказал Г.Спенсер: «Есть исследователи, а есть учителя», а из этого следует, что в работе учителя не должно быть рутины, учителю надо превращаться в исследователя для повышения своей успешности. Надо позволять, а иногда заставлять себя быть не учителем, снимать маску учителя, т.е. уходить от формальных отношений к личностным. Анатолий Викторович Осницкий, кандидат психологических наук, доцент, психотерапевт, на всероссийской видеоконференции «Коммуникативные перегрузки в труде школьного учителя, как фактор его эмоционального выгорания» 12 октября 2011 года раскрыл причины возникновения психологических масок. С его слов, маска возникает, когда есть ограничения:

- функциональные ограничения (учитель должен войти в класс безупречным, забыв о личных переживаниях и проблемах);

- конвенциальные ограничения (что принято в обществе, а что – нет, например, учителю нельзя обсуждать с учениками своих коллег, в то же время неразумно авторитарно запретить ученикам поднимать подобные темы);

- насильственные ограничения (часто, когда учитель приходит к директору с личностным, а ответ получает формальный, т.к. директор тоже в психологической маске, у него много неразрешенных проблем, с которыми он уходит домой и весь негатив приносит в семью и маску директора не снимет до тех пор, пока сам не поймет, что дома должны быть только личностные отношения);

- эмоциональные ограничения (есть любовь с первого взгляда, но есть и ненависть с первого взгляда; неосознание эмоциональной неприязни приведет к конфликту).

Маска учителю может заменить лицо, его профессиональное мастерство будет расти, а личностное, эмоциональное «выгорает». Весомой составляющей коммуникативной компетентности педагога является его эмоциональная культура. Проблема эмоциональной саморегуляции – одна из важнейших психолого-педагогических проблем. Психологические нагрузки, получаемые учителем, приводят к развитию у него профессионального стресса. Санкт-Петербургским научно-исследовательским центром интегрально-синергетической                      психотерапии, директором которого является А.В.Осницкий, было проведено исследование эмоционального здоровья учителей. Результаты оказались неутешительными: эмоционально здоровы оказались учителя со                          3

стажем до пяти лет, с большим стажем у всех учителей отмечаются личностные, эмоциональные проблемы. Результаты исследований показывают, что синдром «эмоционального выгорания» начинает проявляться у будущих педагогов еще в вузе. Профессиональный долг обязывает учителя принимать взвешенные решения, преодолевать раздражительность, отчаяние. Часто повторяющиеся неблагоприятные эмоциональные состояния приводят к закреплению отрицательных личностных качеств педагога: раздражительности, тревожности, пессимизма, что, в свою очередь, негативно сказывается на эффективности его деятельности и взаимоотношениях с детьми и коллегами. Чтобы избежать личностных проблем, учителю необходимо:

- быть если не психологом, то хотя бы хорошим диагностом;

-повышать компетентность;

- повышать креатичность;

- знать основы психопатологии;

- учиться жить в роли учителя.

         Педагогический процесс - открытая система, подчиняющаяся законам синергетики: в нем соседствуют порядок и хаос. Возникают конфликты, нестандартные педагогические ситуации. Нередко сказывается на характере взаимоотношений разный уровень требований, несогласованность действий учителя и классного руководителя, учителей и родителей. Все это беспокоит, осложняет   жизнь   коллектива,   становится   причиной   дискомфорта, неудовлетворенности. Развитие коммуникативного потенциала всего педагогического коллектива как условие продуктивности образовательного процесса предполагает решение ряда взаимосвязанных задач:

• мотивация членов коллектива к адекватной самооценке и развитию уровня культуры педагогического общения;

• саморазвитие каждым педагогом своего коммуникативного потенциала;

• тренинг коммуникативного контроля на основе трансактного анализа;                                                                                                                          

• усвоение этических норм управленческой деятельности администрацией образовательного учреждения;

• внимание к проблеме коммуникативной культуры во внутришкольной

системе повышения квалификации.                                                                        4

         В декабре 2009 года в МОУ Любучанской СОШ был проведен педсовет на тему «Психологический комфорт в школе – важное условие эффективности обучения и воспитания». Поводом для проведения данного педсовета явился факт большого количества пропусков учащимися уроков без уважительной причины, обеспокоивший всех. Было  проведено анкетирование учащихся, и обсуждение итогов анкетирования, нередко неожиданных для учителей и классных руководителей, которые заставили задуматься над взаимоотношениями между субъектами образовательного процесса. Ученикам было предложено ответить на несколько вопросов. (Приложение 1)

         По результатам опроса комфортно себя чувствуют в школе лишь 58 % учащихся, 28 % - конфликтуют с учителями. Среди причин, объясняющих комфортное состояние учеников на уроках, есть такие как: «добрый учитель», «спокойный и понимающий учитель», «хороший учитель», «справедливый учитель», «есть взаимопонимание с учителем», «хорошее отношение учителя к ученикам (уважение)», «учитель создает комфорт», «нет напряженной обстановки». Причинами тревожности на уроках школьники называли: «не нравится учитель», «боюсь, что учитель будет кричать», «предвзятое отношение», «безосновательные претензии»; «несправедливый учитель», «учитель все время кричит», «оскорбление учеников», «учитель строгий, требовательный», «учитель вызывает страх», «непонимание учеников», «каждый урок – разбор полетов», «учитель злой», «учитель связывает внеклассные происшествия с оценками, выбирает любимчиков», «несдержанный учитель». Получив подобные результаты, мы пришли к выводу, что в педагогическом коллективе есть большие проблемы с коммуникативной культурой. Отрадно, что в  нашей школе есть учителя, свободные от догм и стереотипов. Именно они помогают своим воспитанникам преодолеть отчуждение от школы, благодаря им, ученики идут на уроки не с отвращением и страхом, а с интересом и удовольствием. Этим учителям удалось не только сделать процесс обучения и воспитания более                                                                                                                        эффективным, но и получать удовольствие от своей работы.

         Анализ результатов отечественных и зарубежных исследований профессиональных компетенций учителя позволил выделить блок профессионально важных качеств, среди которых такие как                                 5

ценностные ориентации, психоэмоциональное состояние, самооценка, стиль преподавания и уровень субъективного контроля. На основе этих параметров был создан психологический портрет учителя. Хороший учитель справедлив и честен перед собой, своими учениками и коллегами, он чувствует состояние другого человека, умеет наладить контакт с каждым учеником. Настоящий учитель гибок, то есть способен проявлять большую жесткость или мягкость в зависимости от ситуации. Он умеет задавать вопросы, может показать свою компетентность в преподаваемом предмете, устанавливает четкие процедуры проверки знаний учеников, при этом демонстрируя желание помочь учащимся. Любит и умеет экспериментировать, ищет новые формы и методы работы. Хорошему учителю свойственно положительное восприятие самого себя, учеников, коллег. Чтобы понять, почему психологический портрет идеального учителя не совсем совпал с тем, как представляют наши ученики своих учителей, психологу школы было поручено создать для каждого педагога и обобщенный психологический портрет учителя при помощи методики «Психологический портрет учителя», разработанной Зоей Васильевной и Галиной Владимировной Резапкиными - потомственными преподавателями и психологами. Методика «Психологический портрет учителя» помогает увидеть психологические причины профессиональных затруднений прежде, чем они станут очевидны для учеников и коллег, и принять решение - меняться самому, менять работу или оставить все, как есть.

         Учителям было предложено из трех вариантов ответа выбрать тот, который точнее всего отражает его мысли, чувства, реакции и отметить его в соответствующей клетке бланка ответов. Подсчитать количество отмеченных вариантов в каждой строке и записать их сумму справа от бланка. (Приложение 2)

С помощью этой методики были определены: приоритетные ценности, психоэмоциональное состояние,  самооценка,  уровень  субъективного   контроля                  

каждого учителя и сделан обобщенный психологический портрет учителя нашей школы.

Приоритетные ценности.

         У 62 % учителей отмечалось преобладание первого варианта ответов, что говорит о гуманистической направленности учителя. Такому учителю близки интересы и проблемы учеников. В основе отношений лежит безусловное            6

принятие ученика. Ученики безошибочно чувствуют учителя, готового отстаивать их интересы, и платят ему доверием и любовью.

         У 34 % учителей отмечалось преобладание второго варианта, что  говорит об особой значимости для учителя его отношений с коллегами, об ориентации на их мнение, что может свидетельствовать о групповой зависимости, которая нередко объясняется низкой самооценкой. Учителя мало интересует внутренний мир ученика. В отношениях с таким учителем ребята держат себя настороженно, напряженно, не видят в нем союзника.

         Есть и учителя с преобладанием третьего варианта ответов (4 %), что  говорит о "самодостаточности" учителя, концентрации на своих переживаниях и проблемах. В отношениях с коллегами и учениками преобладает сдержанность, отчужденность, которая может быть вызвана как личностными особенностями, так и неблагополучным психоэмоциональным состоянием.

Психоэмоциональное состояние.

Особенности поведения и восприятия учителя во многом обусловлены состоянием его нервной системы. При информационных и эмоциональных перегрузках, характерных для работы в школе, возможны нарушения двигательного и речевого поведения учителя, проблемы со здоровьем. К сожалению, ситуация в нашей школе не оказалась исключением. У большинства учителей отмечалось преобладание в ответах второго варианта, что позволяет предположить нестабильность психоэмоционального состояния учителя. Данные результаты явились подтверждением заключения исследований эмоционального здоровья учителей Санкт-Петербурга, о которых было описано ранее.

Самооценка.

Самооценка, или самовосприятие - это оценка человеком самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.                                            

         73 % учителей выбрали первый вариант ответа, что говорит о позитивном самовосприятии, свойственном человеку, в полной мере реализующему свои возможности. Учителям, обладающим позитивным самовосприятием, легко создавать на уроке атмосферу живого общения, вступая с учащимися в тесные контакты и оказывая им психологическую поддержку. Благодаря таким учителям становится возможным личностное развитие школьников.                                        7

         Однако 27 % учителей, с преобладанием второго варианта ответа, отличаются неустойчивой самооценкой, которая может меняться в зависимости от ситуации. При удачном стечении обстоятельств человек с неустойчивой самооценкой испытывает эмоциональный и творческий подъем. В эти моменты учитель преображается: он раскован, уверен в себе, у него все получается. Снижение самооценки в "полосе неудач" негативно влияет на эффективность взаимодействия с окружающими, затрудняя решение профессиональных и жизненных проблем.

Уровень субъективного контроля.

Уровень субъективного контроля показывает, какую меру ответственности за наши отношения с людьми и факты нашей жизни мы готовы взять на себя. Профессия учителя требует готовности отвечать за другого человека, иногда ценой своего душевного комфорта и личного времени.

         У 75 %  учителей преобладали в ответах первые варианты, что говорит о высоком уровне субъективного контроля. Люди с высоким уровнем субъективного контроля принимают на себя ответственность за все, что происходит в их жизни. Такие люди не склонны подчиняться давлению других людей, остро реагируют на посягательства на личную свободу, обладают высокой поисковой активностью и уверенностью в себе.

         У 10 % учителей преобладали вторые варианты ответов, что говорит о недостаточной сформированности ответственности за сложившиеся отношения и обстоятельства своей жизни.

         15 % учителей выбрали третьи варианты в ответах, что говорит о сниженном уровне субъективного контроля. Люди с низким уровнем субъективного контроля склонны приписывать ответственность за события своей жизни, как счастливые, так и несчастные, другим людям, случаю, судьбе. Существует прямая               зависимость между уровнем субъективного контроля учителя и степенью его удовлетворенности своей профессиональной деятельностью. Учителя, имеющие низкий уровень субъективного контроля, более других подвержены феномену "сгорания".

         Конечно, каждый человек неповторим, и поведение его невозможно до конца "просчитать" с помощью самых хитроумных тестов. Такая цель и                        8

не ставилась. Главное, что каждый учитель получил "информацию к размышлениям" - информацию не всегда приятную, порой не соответствующую собственным представлениям о себе и потому вызывающую раздражение. Человеку, способному быть объективным и критичным не только к своим ученикам, но и к себе самому, она поможет осознать свои сильные и слабые стороны и начать работать над своей коммуникативной культурой, заняться самовоспитанием.

         Самовоспитание - это настойчивая работа над собой, продиктованная своими же интересами и потребностями. Вольфганг Гете сказал: «Умный человек не тот, кто много знает, а тот, кто знает самого себя». Известный психолог, автор книги «Искусство быть другим» предлагает такую последовательность выработки плана работы над собой. Необходимо составить оценочную шкалу, состоящую из двух списков: «мои достоинства» и «мои недостатки» и целевую шкалу, также состоящую из двух списков: «цель – проблема» (от чего избавиться, что уменьшить) и «цель — идеал» (что развить, обрести). Но для того, чтобы вести самоанализ развития коммуникативного потенциала, важно привыкнуть контролировать себя в процессе общения. Сформировать привычку коммуникативного контроля помогает овладение методикой трансактного анализа. Автор методики — американский психотерапевт Эрик Берн, который путем длительных наблюдений пришел к выводу, что в нашем подсознании как бы сосуществуют три состояния: Родителя, Взрослого и Дитя, которые проявляются в каждый момент разговора. Родитель   -   независимый,   авторитарный,   безапелляционный, предупреждающий, запрещающий, берущий ответственность на себя. Можно увидеть физические признаки состояния Родителя: он хмурит брови, поджимает губы, изображает на лице ужас, грозит пальцем, топает ногой, похлопывает собеседника по плечу, снисходительно гладит по голове. Есть у него и характерные слова: «запомни раз и навсегда», «только попробуй», «не смей», «сколько раз можно повторять» и т.п. Дитя - непредсказуемое, эмоционально лабильное, любознательное, любопытное, фантазирующее, удивляющееся, восхищающееся, обижающееся. Как видите, это состояние проявляется эмоциями. Дитя - это состояние, в котором человек любого возраста может оказаться в любой момент. Дитя – это проявление упрямства, любознательности,                             9

способности в обычном увидеть необычное, т.е. проявить творческую доминанту, это чувство восторга, обиды, страха. Взрослый - рассудительный, сомневающийся, он меньше утверждает, больше задает вопросы; он умеет считаться с ситуацией, способен встать на позицию собеседника, проявить эмпатию, распределить ответственность между собой и другими.

В чем же состоит трансактный анализ? Наше общение можно уподобить шахматной игре: один посылает ход, другой делает ответный ход. Сам термин «трансактный» происходит от латинского слова, обозначающего - сделка, обмен. Трансактный анализ, поэтому, можно трактовать как «разбор ходов», т.е. определение тех состояний, которые проявляются в высказываниях, репликах партнеров по общению.

         Используя упражнения по анализу того, что уже произошло, можно постепенно привыкнуть следить за собой в процессе реального общения и при необходимости корректировать свою позицию. Вместо не всегда продуктивного традиционного разбора конфликта разумно предложить самим учащимся провести разбор ходов, им этот нестандартный прием будет интересен и снимет напряжение, возникающее из- за взаимных упреков.

         Рецепты, рекомендации по поводу того, как вести себя в той или иной ситуации, можно найти в многочисленных пособиях по этикету. Речь идет о некоторых общих рекомендациях, основанных на психологических закономерностях коммуникативной деятельности. Одна из потребностей, которой определяется стремление к общению - быть оцененным, признанным, понятым. Поэтому важно проявлять уважение к партнеру по общению, дать возможность собеседнику почувствовать свою значимость. С этим связан первый секрет продуктивного общения: не начинать разговор со своих проблем; никогда не критиковать, не похвалив перед этим за что-нибудь. Другой секрет: не спешите сказать «нет». Целесообразнее занимать не жесткую позицию Родителя, а  рассудительную позицию Взрослого. Это, конечно, не значит, что всегда следует находиться в позиции Взрослого. Все зависит от ситуации: иногда нужна твердость Родителя, а иной раз целесообразнее отреагировать с юмором, эмоционально с позиции Дитя. Третий    секрет:    избегайте    повелительного    наклонения. Потренируйтесь в способности, обращаясь к ученикам,                     10

коллегам, домашним, свою просьбу выражать, запрещая себе использовать повелительное наклонение.

         Важно помнить и о том, что общаемся мы не только с помощью слов, но и невербально. Невербальные знаки бывают двух видов. Одни обязательно сопровождают нашу речь; громкость, сила, тембр нашей речи, логические ударения, интонация. Учитель в шумном классе говорит, повышая голос (как часто бывает) или, напротив, начинает намеренно тихо говорить. Во втором случае удается скорее привлечь внимание. Другие дополняет нашу речь: мимика, жесты, наклон головы, направление взгляда, телодвижения и позы. Невербальные знаки могут быть конгруэнтными и не конгруэнтными, т.е. не совпадающими с высказыванием. Когда ребенок говорит неправду, то часто закрывает рот руками. Правое полушарие руководит этим знаком, как бы предупреждая ложную мысль, формирующуюся в левом полушарии. Этот жест в трансформированном виде сохраняется и у взрослого. Если рука тянется к очертаниям губ, кончику носа, бровям, насторожитесь: возможно, собеседник неискренен в своем высказывании.

         Самовоспитание коммуникативной культуры каждым учителем в отдельности еще не решает проблему повышения коммуникативной культуры всего педагогического коллектива.  Именно потому, что в одном коллективе оказываются люди с различными установками, неодинаковым стилем общения с детьми и коллегами, важно выявить резервы становления такого стиля взаимоотношений, который обеспечит комфортность всех благодаря взаимоуважению и взаимной поддержке.

         Первый и непременный резерв – этика руководителя. Причем имеется в виду не только директор образовательного учреждения, а все его субъекты, выступающие в роли руководителей, организаторов: заместители директора по учебной, воспитательной, научно-методической, социальной работе, организаторы внеурочной деятельности. Педагогическая функция любого                                руководителя – обучать, способствовать передаче ценного опыта, вовремя поддерживать инициативу. Контрольная функция – не столько в критике недостатков, сколько в своевременной помощи, поддержке прогрессивных начинаний. Этика руководителя – одно из условий гуманных                              11

отношений в коллективе. Отступление от правил продуктивной коммуникативной деятельности становится причиной дискомфорта, а то и конфликтов.

         Второй резерв – этика взаимоотношений между сотрудниками. П.Л.Капица утверждал: «Без чувства, что его ценят, ему доверяют, его работой интересуются, любой творческий работник интенсивно и смело работать не может». Сегодня не материальное благополучие и не престиж профессии привлекает специалиста к этой деятельности. Только преданность делу, увлеченность профессией и любовь к детям – вот что держит учителя в школе, помогает преодолевать трудности и стрессовые ситуации. В этих условиях внимание и уважение коллег и руководства особенно необходимы для того, чтобы каждый чувствовал возможность удовлетворения своих индивидуальных потребностей: в самореализации своего опыта, в достижении успеха, в признании своей роли, в проявлении самостоятельности и творчества. Удовлетворение этих потребностей стимулирует каждого.        Определенное значение для совместной деятельности имеет совместимость сотрудников. Для педагогического коллектива значимы социально-психологическая и социально-идеологическая совместимость. Социально-психологическая – это общность цели, направленности коллектива, общая идея развития образовательного учреждения. Социально-идеологическая проявляется в общности взглядов, убеждений, ценностных ориентаций. Открытое обсуждение острых проблем, дискуссии, приемы неформального общения создают условия доверительного отношения друг к другу, взаимопонимания.

         Заключение. 

          Профессиональная культура педагога-гуманиста не ограничивается его компетентностью в определенной области знаний и методической культурой. В условиях модернизации образования педагог - не только транслятор знаний, он становится организатором развивающего, воспитывающего образовательного пространства, а это немыслимо без культуры педагогического общения. Ведь общение - главное орудие педагогической деятельности.  Поэтому следует уделить внимание проблеме коммуникативной культуры в системе повышения квалификации. Во внутришкольный план методической работы целесообразно включить спецкурс "Коммуникативная культура педагога". Значительное место в проведении занятий следует отвести тренингам продуктивного общения           12

на основе анализа конкретных ситуаций, самооценке коммуникативного потенциала, свободному обмену мнениями по проблемным вопросам.

          «Каждый строит свой собственный мир, но при этом следует учитывать, что и другие строят его. Свои права легче отстаивать перед другими, когда хорошо знаешь свои обязанности. Вы счастливы, когда Вас понимают. Не забывайте, что и другие имеют право на это. Тот, кто обладает внутренней свободой, вправе делиться ею с окружающими». (Барбель и Хайнц Швальбе «Личность, карьера, успех»)

13

Приложение 1

Анкета для учащихся к педсовету

 «Психологический комфорт в школе – важное условие эффективности обучения и воспитания»

  1. На каких уроках вы чувствуете себя комфортно и почему?

     2.  На каких тревожно и почему?

3. Предоставляется ли вам выбор заданий на уроках и на каких? ________________________________________________________________________________________________

  1. Бывают ли у вас конфликты с учителями? Как часто? С кем из учителей и почему? ___________________________________________________
  2. Влияет ли личность учителя на ваше отношение к учебе? ___________________________________________
  3. Кто из учителей проявляет к вам внимание, поддерживает вас? __________________________________________________________
  4. К кому из учителей вы пойдете поделиться сокровенным, со вет кого из учителей для вас очень значим? _____________________________________________________
  5. С кем из учителей вам нравится общаться и почему?

     9.Уроки по каким предметам и каких учителей вам хотелось бы прогулять  

      и почему?

14

Приложение 2

Опросник "Психологический портрет учителя"

1. В воспитании важнее всего

а) окружить ребенка теплотой и заботой; б) воспитать уважительное отношение к старшим;

в) выработать у него определенные взгляды и умения.

2. Если кто-то в классе отвлекается, меня это раздражает настолько, что я не могу вести урок

а) да; б) нет; в) в зависимости от настроения.

3. Когда ученик на уроке излагает факты, которые мне неизвестны, я испытываю

а) интерес; б) смущение; в) раздражение.

4. Если класс не приведен в порядок,

а) моя реакция зависит от ситуации; б) я не обращаю на это внимания; в) я не могу начать урок.

5. В конфликтах с другими людьми я чувствую вину за собой

а) часто; б) в зависимости от ситуации; в) редко.

6. Для меня важнее

а) отношения с учениками; б) с коллегами; в) не знаю.

7. Некоторые ученики вызывают у меня раздражение, которое бывает трудно скрыть

а) часто; б) иногда; в) никогда не вызывают.

8. Присутствие на уроке посторонних

а) воодушевляет меня; б) никак не отражается на моей работе; в) выбивает меня из колеи.

9. Я считаю своим долгом сделать замечание, если ребенок нарушает порядок в общественном месте

а) в зависимости от ситуации; б) нет; в) обычно.

10. Мои школьные отметки зависели от моих усилий, а не от настроения учителей

а) да; б) не всегда; в) нет.

11. Во время перемены я предпочитаю общаться

а) с учениками; б) с коллегами; в) лучше побыть в одиночестве.                            15      

12. Я почти всегда иду на урок в приподнятом настроении

а) нет; б) не всегда; в) да.

13. У меня есть такие качества, по которым я превосхожу других

а) да; 2) нет; 3) не уверен.

14. Я предпочитаю работать под руководством человека, который

а) предлагает простор для творчества; б) не вмешивается в мою работу; в) дает четкие указания.

15. Когда я строю планы, я не сомневаюсь в успехе задуманного

а) обычно; б) иногда; в) сомневаюсь.

16. Случайные встречи с учениками за пределами школы

а) доставляют мне удовольствие; б) вызывают у меня чувство неловкости;

в) не вызывают у меня особых эмоций.

17. Бывает, что без видимых причин я чувствую себя счастливым или несчастным

а) часто; б) редко; в) никогда.

18. Замечания со стороны коллег и администрации

а) меня мало волнуют; б) иногда задевают меня; в) часто задевают меня.

19. Во время урока я придерживаюсь намеченного плана

а) в зависимости от ситуации; б) предпочитаю импровизацию; в) всегда.

20. Мои успехи обычно признаются другими людьми.

а) да; б) не всегда; в) редко.

21. С мнением, что каждого ученика нужно принимать таким, каков он есть

а) я согласен; б) не согласен; в) что-то в этом есть.

22. Мне не хватает теплоты и поддержки со стороны близких и коллег

а) да; б) иногда; в) нет.

23. Мысль о предстоящей встрече с учениками и коллегами

а) доставляет мне удовольствие; б) особых эмоций не вызывает; в) в тягость.

24. Когда я вижу, что ученик ведет со мной вызывающе

а) предпочитаю выяснить отношения; б) игнорирую этот факт; в) я плачу ему той же монетой.

25. От того, как воспитывают детей в семье, зависит

а) почти все; б) кое-что; в) ничего не зависит.

26. В работе для меня важнее всего                                                                             16

а) привязанность учеников; б) признание коллег; в) чувство собственной необходимости.

27. Успех урока зависит от моего физического и душевного состояния

а) часто; б) иногда; в) не зависит.

28. В дружелюбном отношении со стороны коллег

а) я не сомневаюсь; б) уверенности нет; в) затрудняюсь ответить.

29. Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять

а) пытаюсь понять его точку зрения; б) перевожу разговор на другую тему;

в) я стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку.

30. Если я захочу, я смогу расположить к себе любого

а) да; б) в зависимости от ситуации; в) вряд ли.

31. Если при мне незаслуженно наказывают ученика

а) я тут же заступлюсь за него;

б) один на один сделаю замечание коллеге;

в) сочту некорректным вмешиваться.

32. Работа дается мне ценой большого напряжения

а) обычно; б) иногда; в) редко.

33. У меня нет сомнений в своем профессионализме

а) конечно; б) есть сомнения; в) не приходилось задумываться.

34. По-моему, в школьном коллективе важнее всего

а) возможность работать творчески; б) отсутствие конфликтов; в) трудовая дисциплина.

35. На детей влияет так много факторов, что усилия родителей сводятся на "нет".

а) не думаю; б) не всегда; в) да.

36. С высказыванием "Я ничему не могу научить этого ученика, потому что он меня не любит"

а) согласен полностью; б) не согласен; в) что-то в этом есть.

37. Мысли о работе мешают мне уснуть

а) часто; б) редко; в) никогда не мешают.

38. На собраниях и педсоветах я выступаю по волнующим меня вопросам

а) часто; б) иногда; в) предпочитаю слушать других.

39. Взрослый может применить силу в отношении ребенка                                     17

а) нет, это недопустимо; б) затрудняюсь ответить; в) если он этого заслуживает.

40. Люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только себя

а) да; б) в некоторых случаях; в) нет.

41. Во время каникул я испытываю потребность в общении с учениками

а) да; а) нет; а) иногда.

42. Я нахожу в себе достаточно сил, чтобы справиться с трудностями

а) редко; б) обычно; в) всегда.

43. Мне приходилось выполнять приказы людей не вполне компетентных

а) да; б) не помню; в) нет.

44. Непредвиденные ситуации на уроках

а) можно эффектно использовать; б) лучше игнорировать;

в) только мешают учебному процессу.

45. Большинство неудач в моей жизни происходило по моей собственной вине.

а) да; б) не всегда; в) нет.

46. В конфликте между учителем и учеником я в душе встаю на сторону

а) ученика; б) учителя; в) сохраняю нейтралитет.

47. В начале или конце учебного года у меня проблемы со здоровьем

а) как правило; б) не обязательно; в) проблем со здоровьем нет.

48. Мои ученики относятся ко мне с симпатией

а) да; б) не все; в) не знаю.

49. Ученик обязан выполнять любые требования учителя

а) нет; б) не знаю; в) да.

50. Успех зависит от способностей и трудолюбия человека, а не от удачного стечения обстоятельств

а) чаще всего; а) не уверен; б) не согласен.

18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Барбель и Хайнц Швальбе. Личность, карьера, успех. М.: ПРОГРЕСС, 1993 г.
  2. Зарецкая И.И. Коммуникативная культура педагога и руководителя. Приложение к журналу Директор школы, М.: Сентябрь, 2002 г., №4
  3. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: книга для учителя, М.: Просвещение, 1978 г.
  4. Левин В.Л. Искусство быть другим. М.: Знание. 1980 г.М., "1980ви В.Л.
  5. Осницкий А.В. Коммуникативные перегрузки в труде школьного учителя, как фактор его эмоционального выгорания. Всероссийская видеоконференция интернет телеканала МИНОБР.ОРГ, 2011 г.
  6. Осницкий А.В. Психологические проявления дезадаптации личности учителя в педагогической деятельности: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. С-Петербург, 1999 г.
  7. Резапкина Г.В. Я и моя профессия. Программа профессионального самоопределения для подростков. Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. М.: Генезис, 2000 г.
  8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. М.: Народное образование, 1998 г.  

"ЗНАНИЕ"

МОСКВА 1980 ИЗДАТЕЛЬСТВО "ЗНАНИЕ"

МОСКВА 1980


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа: "Коммуникативная культура педагога по программе "Актуальные проблемы психологии и педагогики".

Самая большая на Земле роскошь - это роскошь человеческого общения А. Сент-ЭкзюпериЛичностно ориентированное образование в последние годы активно завоевывает образовательное пространство. И это не слу...

Коммуникативная культура педагога

проект по теме "Коммуникативная культура педагога" разработан для прохождения курсов "Человек и общество"...

Коммуникативная культура педагога.

Современное состояние речевой культуры в России, по-моему мнению, оставляет желать лучшего. Его можно расценивать, как кризисно...

Коммуникативная культура педагога и ее структура в условиях реализации новых образовательных стандартов.

Коммуникативная культура педагога и ее структураПедагогический такт.Управление общением....

Презентация к педсовету "Коммуникативная культура педагога"

Презентация к педсовету "Коммуникативная культура педагога"...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...