Методические разработки .Рекомендации
методическая разработка по теме
Экспертная оценка методической разработки педагога
на соответствие
высшей квалификационной категории
Методическая разработка - это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии о бучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаванию курса в целом.
Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя или мастера производственного обучения или качества подготовки по учебным специальностям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Экспертная оценка методической разработки педагога
на соответствие
высшей квалификационной категории
Методическая разработка - это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии о бучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаванию курса в целом.
Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя или мастера производственного обучения или качества подготовки по учебным специальностям.
Методическая разработка может представлять собой:
- разработку конкретного урока;
- разработку серии уроков;
- разработку темы программы:
- разработку частной (авторской) методики преподавания предмета;
- разработку общей методики преподавания предметов;
- разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания;
- разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания предмета.
К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию необходимо:
- Тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт.
- Определить цель методической разработки.
- Внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный опыт по выбранной теме.
- Составить план и определить структуру методической разработки.
- Определить направления предстоящей работы.
Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель. Например, цель может быть следующей: определение форм и методов изучения содержания темы; раскрытие опыта проведения уроков по изучению той или иной темы учебной программы; описание видов деятельности педагога и учащихся; описание методики использования современных технических и информационных средств обучения; осуществление связи теории с практикой на уроках; использования современных педагогических технологий или их элементов на уроках и т.д.
Требования, предъявляемые к методической разработке:
1. Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.
2. Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.
3. Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.
4. Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.
5. Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу.
6. Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.
7. Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.
8. Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применении активных форм и методов обучения.
9. Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить».
10. Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, образцы УПД, планы уроков, инструкции для проведения лабораторных работ, карточки схемы, тесты, поуровневые задания и т.д.).
Структура методической разработки
Общая структура:
1 Аннотация.
2. Содержание.
3. Введение.
4. Основная часть.
5. Заключение.
6. Список использованных источников.
7. Приложения.
В аннотации (3-4 предложения) кратко указывается какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна.
Во введении (1-2 страницы) раскрывается актуальность данной работы, т.е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования.
Методическая разработка темы программы
Основная часть может состоять из следующих разделов:
- характеристика темы;
- планирование изучение темы;
- рекомендации по организации и методике изучения темы.
В характеристике темы указываются:
- Образовательные цели и задачи темы;
- Планирование темы и количество часов, отводимое на ее изучение;
- Знания и умения, которые учащиеся должны получить или совершенствовать;
- Место и роль темы в курсе;
- Связь с предшествующим или последующим материалом, а также внутрипредметные и межпредметные связи;
- Дается дидактический анализ содержания материала;
- Выделяются уровни изучения и усвоения учебного материала;
- Возможен сравнительный анализ качества обучения по предлагаемой методике с той методикой, которая применялась педагогом до использования предлагаемой в методической разработке.
При планировании учебной темы необходимо:
1. Продумать методику преподавания темы.
2. Подобрать примеры, иллюстрации, наметить лабораторно-практические занятия, контрольные работы, экскурсии и т.д.
3. Выделить основные вопросы, которые учащиеся должны прочно усвоить.
4. Проанализировать воспитательные возможности учебного материала и применяемой методики.
В заключении (1-2 страницы) подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые ставились педагогом, приступая к составлению методической разработки.
Структура методической разработки урока теоретического обучения.
В основной части можно выделить следующие разделы:
- Методическое обоснование темы.
- Методические рекомендации по проведению урока.
- План урока (с технологической картой).
- Дидактический материал к уроку (можно не выделять в виде приложений).
- Список литературы (источников) для учащихся.
- Список литературы для педагогов.
Рекомендуемый план урока:
1. Тема программы.
2. Тема урока.
3. Тип урока.
4. Вид урока.
5. Цель методическая.
6. Цели образования (обучения, воспитания, развития).
7. Материально-техническое обеспечение урока.
8. Межпредметные и внутрипредметные связи.
Примерная технологическая карта урока:
Дидактичес-кая структура урока | Методическая подструктура урока | Признаки решения дидакти-ческих задач | ||||
Мето-ды обуче-ния | Форма деятельности | Методические приемы и их содержание | Средства обучения | Способы организации деятельности | ||
|
|
|
|
|
|
|
Тип урока определяется целью организации урока, т.е. целью его проведения.
Тип уроков теоретического обучения (по Махмутову М.И.):
- Урок изучения нового учебного материала.
- Урок совершенствования знаний, умений и навыков.
- Урок обобщения и систематизации знаний.
- Урок контроля знаний, умений и навыков.
- Комбинированный.
Типы уроков практического обучения (по Махмутову М.И.):
- Урок по первоначальному формированию умений и навыков.
- Урок совершенствования умений и навыков.
- Урок по выполнению комплексных заданий (работ).
Вид урока определяется формой совместной деятельности преподавателя и учащихся, которая доминирует на уроке:
- Лекция.
- Беседа.
- Самостоятельная работа.
- Практическая работа.
- Лабораторная работа.
- Конференция.
- Семинар.
- Контрольная работа.
- Зачет.
- Деловая игра.
- Экскурсия.
- Смешанный (несколько видов деятельности примерно одинаковых по времени).
Дидактическая структура урока включает в себя следующие дидактические задачи:
- Мотивация и стимулирование деятельности учащихся, целевая установка, активация необходимых знаний.
- Формирование новых понятий и способов действий.
- Применение понятий и способов действий.
Наиболее эффективно, когда на уроке решаются все три дидактические задачи, но может быть и иначе (это зависит от целей и типа урока).
Дидактические методы (по Лернеру И.Я.)
1. Информационно-рецептивный.
2. Репродуктивный.
3. Проблемный: проблемное изложение; эвристический; исследовательский.
Форма деятельности зависит от применяемого метода и методических приемов. Например: беседа, самостоятельная работа, работа с книгой, просмотр видеофильма и др.
Способы организации деятельности преподавателя и учащихся (по Молчан Л.Л.):
1. Фронтальный.
2. Индивидуальный.
3. Парный.
4. Коллективный.
Цели образования подразделяются на цели обучения (формирование знаний, умений и навыков), воспитания (формирование взглядов, убеждений, качеств личности) и развития (развитие интересов, мышления, речи, воли и т.д.).
Методическая цель для каждого урока подразумевает создание условий для формирования знаний, умений и навыков; развития способностей; воспитания качеств личности и т.д. Если урок открытый, то методическая цель зависит от цели приглашения коллег на данный урок.
Общие требования к оформлению методической разработки.
- Общий объем методической разработки должен составлять не менее 24 листов компьютерного текста (шрифт- 14). Если методическая разработка представляет собой разработку одного урока, то не менее 10 листов.
- Объем основного содержания - не менее половины всей рукописи.
- Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны).
- Ссылки на использованную литературу в тексте следует давать в квадратных скобках.
- Список использованных источников должен содержать 10-15 названий. Если разработка носит только практический характер, не требующий теоретических ссылок, то список использованных источников можно опустить.
- Количество и объем разделов не лимитируется.
Примерная схема методической разработки:
1. Название разработки.
2. Название и форма проведения мероприятия.
3. Объяснительная записка, в которой указываются задачи проводимого мероприятия, предполагаемый метод проведения, возраст детей, на которых рассчитано мероприятие, условия для проведения, осуществления.
4. Оборудование, оформление (технические средства, варианты текстов, название и авторы музыкальных произведений, используемых в сценарии).
5. Методические советы на подготовительный период
(правильное распределение поручений).
6.Сценарный план, ход проведения мероприятия.
7. Сценарий мероприятия, где соблюдаются все композиционные сюжетные части, ссылки на авторов и названия источников с указанием страниц.
8. Методические советы организаторам и постановщикам (где лучше проводить мероприятие, варианты оформления, пути создания эмоционального настроя, предостережения от ошибок).
9. Методические советы на период ближайшего последействия (как подвести итоги, что сделать для закрепления полученного результата и т. п.).
10.Список литературы.
11. Автор разработки, должность, место работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "РЕКОМЕНДАЦИИ К СОСТАВЛЕНИЮ ПИСЬМА ЛИЧНОГО ХАРАКТЕРА ( ЕГЭ)"
1. Рекомендации написания письма личного характера (презентация внизу страницы).2. Видеоурок https://www.youtube.com/watch?v=zzMFHutxccg3. Видеоурок "ВВОДНЫЕ СЛОВА" https://www.you...
Методическая разработка: "Рекомендации по организации виртуальной экскурсии на тему: «Санкт-Петербург – город мировых религий. Невский проспект – «улица веротерпимости» в рамках программы "Толерантность"
Методическая разработка: "Рекомендации по организации виртуальной экскурсии на тему : "Санкт-Петербург - город мировых религий. Невский проспект - "улица веротерпимости" в рамках программы "Толерантно...
Методическая разработка «Рекомендации по развитию эмоциональной регуляции поведения школьников с интеллектуальной недостаточностью»
Методическая разработка в помощь педагогам, которые работают с детьми с интеллектуальной недостаточностью....
методическая разработка: рекомендации к самостоятельной работе по ОБЖ
Методические рекомендации разработаны для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы ОДБ. 10 Основы безопасности жизнедеятельности для профессий 43.02.15 «Поварское и кондитерское дел...
Методическая разработка "Рекомендации для организации логопедической работы по формированию речевого дыхания как основы звучащей речи"
В методической разработке рассмотрены рекомендации по формированию речевого дыхания у детей....
Методическая разработка "Рекомендации к написанию личного письма" (5-7 класс)
Методическая разработка "Рекомендации к написанию личного письма"...
Методическая разработка рекомендаций по работе с английской прессой.
Для повышения уровня мотивации к предмету «иностранный язык» очень полезно дополнять работу с учебниками нетрадиционными формами. Так использование материалов прессы содействует пробуждени...