САМООБРАЗОВАНИЕ педагогов – важнейший фактор, обеспечивающий успех в работе педагога.
учебно-методический материал на тему
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
САМООБРАЗОВАНИЕ педагогов – важнейший фактор,
обеспечивающий успех в работе Центра.
Учитель живет , пока учится.
К.Д.Ушинский
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течении учебного года или другого периода времени углубленно заниматься проблемой, решение которой вызывает определенные затруднения или которая является предметом его особого интереса.
Самообразование педагога учреждения дополнительного образования многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования могут быть:
* ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дополнительного образования;
* изучение учебной и научно- методической литературы;
* ознакомление с новыми достижениями педагогики, психологии;
* изучение новых программ и педагогических технологий;
* ознакомление с передовой практикой учреждений дополнительного образования;
* повышения общекультурного уровня.
Работа педагога по самообразованию включает в себя:
- тему, которая должна отражать личностно- профессиональную проблему самообразования педагога;
- цель работы по самообразованию;
- содержание деятельности по самообразованию, а именно:
а) изучение литературы по проблеме;
б) изучения состояния проблемы на практике;
в) проектирование собственной деятельности ( знания, способы их достижения, профессиональные умения), т.е. составления плана;
г) экспериментальная апробация собственных проектов ( на практике);
д) разработка методических рекомендаций, представление результатов по самообразованию, методические выходы.
Структура такого самообразования нацелена на осмысленный подход педагога к профессиональной деятельности.
Для этого рекомендуется каждому педагогу поэтапно составлять перспективный творческий план. В нем необходимо отразить направление, по которому педагог работает углубленно и накопление материала. Такой план составляется на учебный год. Этот материал удобен тем, что педагог фиксирует, в какой период и что необходимо проделать и затем отслеживать, как это получается, в чем он испытывает затруднения, какие изменения возникли и как их необходимо откорректировать. Педагог заполняет таблицу по месяцам в соответствии с поставленными задачами.
Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.
Для молодых специалистов:
- формирования основ педагогического мастерства;
- развитие умений и конструктивных способностей;
- приемы активизации деятельности воспитанников;
- приемы во влечения детей в объединения;
- индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся ЦДО;
- развитие эстетического вкуса и художественной инициативы учащихся;
- контроль знаний, умений и навыков;
- методы обучения;
- типы занятий и методика их подготовки;
- психолого-педагогические особенности воспитанников разного
возраста.
Для педагогов с опытом работы:
- развитие творческого потенциала учащихся;
- работа с одаренными детьми;
- проявление творческого потенциала педагога;
- пропаганда своих достижений;
- развитие исследовательской деятельности;
- инновации в ЦДО.
Для педагогов без специального образования:
- овладение методикой работы с детьми;
- адаптация к педагогической деятельности;
Тематикой самообразования также может быть:
- одна из годовых задач УДО;
- проблема, которая вызывает у педагога затруднения;
- пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.
Этапы работы по самообразованию.
1. Анализ собственного опыта работы. Выбор темы по самообразованию. Постановка целей и задач.
2. Планирование работы по самообразованию :
а) теоретическое изучение проблемы
- изучение научно- популярной, методической и художественной
литературы;
- изучение газетных и журнальных статей;
- видеозаписи;
- участие в работе семинаров, проблемных курсах;
- материалы из опыта работы;
- посещение занятий, творческих гостиных , мастер-классов коллег,
б) практическая деятельность - применение занятий, навыков и умений на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми,
в) подведение итогов самообразования
- выступления на заседании совета педагогов;
- проведение по итогам работы и обмену опытом открытого просмотра (занятия, игры и пособия),
- организация выставки работ детей или педагога по теме самообразования;
- оформление передового педагогического опыта.
В «тетради по самообразованию фиксируется анализ научно-методической литературы, результаты диагностики, конспекты занятий по теме, самоанализ, анализ взаимопосещений.
Результатом этой работы педагогов является совершенствование работы с детьми, создание условий для рождения нового опыта.
План работы по самообразованию
Педагог ЦДТ____________________
Тема:___________________________
Цель, задачи:____________
Литература:
*_________
*_________
*_________
№ п/п | Раздел плана | Сроки | Форма работы | Практические выходы(рефераты, доклады, открытый просмотр,выстака работ и т.д) |
Выводы (итоги работы за год, рекомендации на новый учебный год):
Любовь к своей профессии, к детям, хорошие профессиональные знания, развитые педагогические способности, умения в области педагогической техники, постоянная работа над собой – вот необходимые условия достижения педагогом высокого профессионального мастерства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физическое и эмоциональное состояние педагога - важный фактор в образовании.
Эта статья поможет педагогам избежатьстрессовых ситуаций, научиться контролировать собственные эмоции и поведение....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/05/picture-172837-1357391800.jpg)
Цифровые образовательные ресурсы - фактор, обеспечивающий повышение качества образования
Статья, описывающая опыт работы с применением цифровых образовательных ресурсов...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/20/picture-627354-1521572992.jpg)
"Создание ситуации успеха как важного фактора формирования учебно-познавательных умений учащегося"
Материал содержит описание форм и методов, используемых на уроках истории и обществознания для создании ситуации успеха как важного фактора формирования учебно-познавательных умений учащегося. Бо...
Организация внеурочной деятельности педагога как важнейший фактор повышения качества образования и обязательная составляющая ФГОС ОО
В докладе указана вся внеурочная деятельность учителя, которая призвана мотивировать учащихся к изучению биологии....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/18/picture-324607-1395099504.jpg)
Сохранение психологического здоровья педагогов как важный фактор повышения качества образования
Методические рекомендации по организации работы, направленной на сохранение психологического здоровья педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/16/picture-1103157-1547611050.jpg)
Самообразование как важный фактор профессионального роста социального педагога
Самообразование – это процесс и результат самостоятельного развития личности, приобретение новых знаний, умений и навыков....
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/12/picture-1461460-1728738251.jpg)
статья 2023 год НАСТАВНИЧЕСТВО - ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ Х юбилейные Забайкальские педагогические чтения, посвященные 200-летию со дня рождения К Д Ушинского и Году педагога и наставника в России
Аннотация: Статья посвящена патриотическому воспитанию подростков и молодёжи, формированию социальных, духовных и культурных основ развития подрастающего поколения. Ключевые слова: Патриотизм, воспита...