Из опыта работы учителя математики МОУ СОШ №21 г. Подольска
статья по теме
В своей статье я хочу рассказать об основных направлениях сотрудничества общеобразовательного учреждения и МГТУ им. Баумана.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._iz_opyta_raboty..doc | 734.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы учителя математики МОУ СОШ №21 г. Подольска . Основные направления деятельности общеобразовательного учреждения и МГТУ им. Н. Э. Баумана. Организация научно-исследовательской деятельности, как средство формирования познавательной активности учащихся.
Буянова А.М.(г.Подольск, учитель математики, МОУ СОШ №21).
В своей статье я хочу рассказать об основных направлениях сотрудничества общеобразовательного учреждения и МГТУ им. Баумана. Начну издалека и дам краткую характеристику контингента учащихся нашей школы.
Средняя школа №21 расположена в окраинном районе города Подольска. Школа – общеобразовательная, поэтому никого отбора при приеме в школу не производится. В школу принимаются дети, проживающие на закрепленной за школой территории и имеющие право на получение образования соответствующего уровня. Микрорайон Ново-Сырово (Силикатная) традиционно является промышленным районом города. Для социально-экономического окружения школы характерно наличие в районе более 20 предприятий различного направления деятельности. Большую часть родителей учащихся составляют рабочие и служащие. Учреждения дополнительного образования и досуговой сферы практически отсутствуют. Отсюда большая потребность в организации активной и многообразной деятельности в школе. Учитывая пожелания родителей, учащихся, школа ведет серьезную работу по организации досуга и образования учащихся силами педагогов.
В 1992 году наша школа заключила договор о совместной работе с МГТУ им. Н. Э. Баумана. Периодически через 5 лет договор продлевается. И вот уже на протяжении 18 лет мы работаем с этим вузом. Уже в 1993 году из 15 выпускников трое стали студентами МГТУ. В том же году в школе был создан профильный физико-математический класс. В 1998, 2001,2010 годах у нас не было таких классов и подготовка учащихся велась факультативно. С 1993 года 117 выпускников стали студентами МГТУ. И вот итоги поступления выпускников МОУ СОШ №21 в МГТУ им. Н. Э. Баумана.
Год | 1993 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Кол-во выпускников | 15 | 18 | 18 | Нет ф/м | 18 | 20 | Нет ф/м | 18 | 17 | 16 | 18 | 14 | 18 | 17 | 15 | Нет ф/м |
Из них студенты МГТУ | 3 | 8 | 12 | 4 | 12 | 11 | 4 | 11 | 10 | 3 | 10 | 7 | 10 | 5 | 4 | 3 |
В рамках договора учащиеся нашей школы принимали участие в диагностическом тестировании в ноябре месяце, в тестировании в марте месяце, в физико-математических олимпиадах, в научно-исследовательской программе «Шаг в будущее» при МГТУ им. Н. Э. Баумана. Преподавателями университета проводились консультации, индивидуальный разбор работ, давались рекомендации. И по результатам работы в этих направлениях наши выпускники поступали в данный вуз. Как организована сейчас работа в нашей школе? Начинается эта работа с предпрофильной работы по математике по следующей системе.
Система предпрофильной подготовки по математике.
Спецкурс «Углубленное изучение математики»
Социально- психологическая служба
Профнаправленность учащихся
Социальный заказ родителей
Кружок «Наглядная геометрия»
Система внеклассных мероприятий по математике
Диагностика личных качеств учащихся
Испытание
Совместное заседание ШМО математиков и социально- психологической службы
Физико-математический класс
Предпрофильное обучение мы начинаем уже с 6 класса, с работы кружка «Наглядная геометрия».
Общеизвестны трудности, которые возникают у учащихся 7-х классов, приступающих к изучению систематического курса геометрии. Анализ постановки школьного геометрического образования показывает, что в курсе математики 5-6-х классов удельный вес геометрического материала составляет не более 25%. Геометрический материал мало используется для формирования специальных приемов учебной деятельности. При переходе к систематическому курсу геометрии в 7-м классе содержание учебников и теоретический уровень изложения материала резко количественно и качественно меняются. Если учесть что программы 7-го класса предусматривают знакомства на уроках геометрии с 40-50 определениями понятий и 20-30 теоремами, то становятся понятными те затруднения, которые возникают у учащихся уже при осмыслении, запоминании и воспроизведении определений и формулировок теорем.
Геометрия позволяет наиболее ярко устанавливать связи между естественными представлениями об окружающих предметах и их абстрактными моделями. Формировать мыслительные операции различных видов и уровней. Учитывать индивидуальные особенности протекания психических процессов учащихся. Ясно, что успешное решение этих задач возможно лишь при условии непрерывного изучения данного предмета, начиная уже с 6-го класса.
В 7-9-х классах организованы предпрофильные элективные спецкурсы углублённого изучения математики. В 9-м классе мы углублённо изучаем такие темы как «Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль, два модуля, модуль в модуле», «Решение уравнений и систем уравнений с параметрами», «Решение сложных текстовых задач». В течение изучения этого курса обычно бывает 6-8 контрольных работ. И на конкурсной основе по результатам контрольных работ по математике и физике, по результатам экзаменов, итоговых отметок формируется 10-й физико-математический класс. Программы такого класса скорректированы с программой довузовской подготовки МГТУ им. Н. Э. Баумана. В 2010 году создан профильный научно-технический класс.
В рамках договора с МГТУ им. Н.Э. Баумана мы сотрудничаем с научно-исследовательской программой «Шаг в будущее».
В школе работает научное общество «Бауманец» по четырем направлениям: математика, физика, космонавтика, экология.
Предпрофильная подготовка и научно-исследовательская работа по математике.
Цели: 1. Создать условия для обеспечения индивидуальной образовательной траектории учащихся.
2. Обеспечить углубленное изучение математики.
3. Создать условия для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации.
4. Активизировать творческий потенциал учащихся.
Задачи: 1. Развивать интерес к математике.
2. Развивать познавательную активность и творческие способности учащихся.
3. Развивать умения самостоятельно, творчески мыслить и использовать их на практике.
4. Формировать интересы, склонности учащихся к научно-исследовательской деятельности, умения и навыки проведения исследований;
5. Формировать навыки исследовательской, проектной деятельности и выбор направления исследования.
6. Развивать навыки самореализации и публичных выступлений.
7. Способствовать мотивированному выбору профессии, профессиональной и социальной адаптации.
В рамках договора мы уже давно работаем с научно-исследовательской программой « Шаг в будущее» при МГТУ им. Баумана. Среди наших выпускников есть лауреаты 1998,2000,2002,2004,2005.2008,2009 годов. Эти ребята вне конкурса зачисляются на выбранный ими факультет.
Основные этапы выполнения научно-исследовательских работ по математике:
1. Мотивация научно-исследовательских работ.
2. Выбор направлений исследований.
3. Постановка задачи.
4. Фиксация и предварительная обработка данных.
5. Обсуждение результатов исследований, выдвижение и проверка гипотез.
6. Оформление результатов работы.
7. Представление научных исследований и защита работ.
Защита научно-исследовательских работ проходит в 3 этапа:
1этап. Школьная конференция научно-исследовательских, исследовательских и проектных работ, проводится в рамках декады по математике (октябрь).
2 этап. Городская конференция «Шаг в науку» (март).
3 этап. Программа « Шаг в будущее» (ноябрь).
Школьный «Ученый совет» возглавляет директор школы. В него также входят представители МГТУ им. Баумана из выпускников нашей школы, представители ОКБ завода «Гидропресс» города Подольска, старшеклассники.
Результаты такой работы за последние 3 года по математике: 30 учеников - участники школьной конференции, 7 человек -лауреаты городской конференции «Шаг в науку», 7 -лауреаты программы «Шаг в будущее».
Тематика научных работ разнообразна. Вот, на мой взгляд, самые удачные работы:
6 класс: «Гулливер и математика», «Старинные меры длины. Путешествие по страницам произведений русских писателей», «Графы».
7 класс: «Лист Мёбиуса. Решение первой открытой проблемы», « Золотое сечение вокруг нас», «Магические квадраты».
8 класс: «Числа Фибоначчи. Решение проблемы конечности или бесконечности простых Фибоначчи», «Симметрия вокруг нас», «Золотое сечение», «Нумерология чисел по Пифагору», «Пифагор и его школа», «Математика и музыка»
9 класс: «Кривые высших порядков», «Восемь формул для вычисления площадей треугольников», «Однопараметрические семейства кривых».
10-11 класс: «Исследование дробно-рациональных функций с помощью асимптот и построение графиков», «Способы нахождения корней многочленов», «Дополнения к табличным значениям тригонометрических функций», «Построение графиков сложных функций на основе свойств монотонности».
Два ученика 9-го класса - лауреаты городского конкурса 2010 года, участники областной научной конференции и программы «Шаг в будущее». Темы их работ: «Однопараметрические семейства линий». «Восемь формул для вычислений площадей треугольников».
Последняя работа была представлена на городском методическом объединении учителей математики, как необходимый материал для учителя при подготовки 11-классников к сдаче ЕГЭ. Автор этой работы -ученик 9 класса Лукин Николай, участник научно-социальной программы «Шаг в будущее», в результате демонстрации и защиты на Форуме юношеских талантов был приглашен пройти курс обучения вне конкурсного отбора в мастер-классах научной школы- семинара «Академия юных» в июне 2010 года, г. Гагра. В 10 классе он продолжил свои исследования и получил ещё 5 формул, как следствия из предыдущих восьми. И считает, что это ещё не предел его исследований.
Ермаков Олег-лауреат городского конкурса научно-исследовательских работ «Шаг в науку» 2007 года. Его работа «Лист Мёбиуса. Решение первой открытой проблемы». В 8 классе он занял второе место в VI Всероссийской научной конференции молодых исследователей по программе «Шаг в будущее. Россия» в 2008 году с работой «Числа Фибоначчи. Решение проблемы конечности или бесконечности количества простых Фибоначчи» и получил премию Президента России. А в этом году подана заявка на участие в программе «Шаг в будущее» с работой «Информационный портал «Хроники освоения космоса»» на факультет «Информационное управление-5». Его мечта учиться на этом факультете в МГТУ им Баумана.
Гарсаян Гоар и Зародов Никита, учащиеся 10 класса, в этом году 22 ноября успешно выступили с работами «Дополнения к табличным значениям тригонометрических функций», «Построение графиков сложных функций на основе свойств монотонности» в программе «Шаг в будущее». Гарсаян стала победителем и получила диплом III степени. На дополнение табличных значений тригонометрических функций её сподвигла задача, предложенная на физико-математической олимпиаде МГТУ.
Работы победителей ежегодно печатаются в сборниках «Научные труды всероссийской научно-технической олимпиады «Шаг в будущее, Россия»», издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана.
В «Академии юных» при МГТУ проходят обучение Куприянчик В.(6 класс), Аветисян А. (9 класс). На основе анализа их портфолио и по результатам очного цикла занятий на кафедрах и в научных лабораториях МГТУ, эти учащиеся вошли в группу «Научные кадры будущего» для особо перспективных молодых исследователей - школьников 5-9 классов для специализированной научной подготовки в приоритетных направлениях развития науки, техники и технологии Российской Федерации. Ещё два ученика 6 класса Сашин Александр и Галуцкий Владимир начнут обучение в «Академии юных» в 2011 году. Они уже имеют опыт исследований. Сашин А.- автор работы «Гулливер и математика», лауреат городского конкурса 2010 года и автор работы «Графы».
На факультете «Специальное машиностроение» Короткова Капитолина (10 класс) занимается «Линейными измерениями». А Николаев Никита (10 класс) работает над темой «Спектрометрический метод исследования отклика биообъекта на фототерапевтическое воздействие» на факультете «Биомедицинская техника».
По программе « Шаг в будущее. Космонавтика» с нашими школьниками работают преподаватели факультета «Спецмашиностроение». Они предлагают темы, проводят с ними консультации, организуют лабораторные опыты и исследования непосредственно в вузе. В 2009 году из 12 участников 7 человек (Ясюкова К., Марченко Р., Колосов А., Цветков О., Митрохин А., Вербицкий П., Гац Б.)- лауреаты научной конференции «Космонавтика и ракетная техника-2009». В 2010г. одиннадцать человек приняли участие в этой программе, четверо стали лауреатами (Гизатулин Р.-11 класс, Яковлев Е, Читанава З., Читанава Н. -10 кл).
Начиная с 8 класса, учащиеся нашей школы активно участвуют в физико-математических олимпиадах, проводимых университетом. За последние 6 лет у нас 7 победителей, которые имеют право вне конкурсного поступления в данный вуз.
Анализ научно-исследовательских работ учащихся, наблюдение за их исследовательской деятельностью свидетельствуют о развитии познавательных функций школьников, об их умении критически оценивать различные подходы к решению исследовательских задач, об освоении опыта творческой деятельности, умении грамотно и компетентно излагать результаты исследований. Под руководством учителя (научного руководителя) происходит чудо самосовершенствования, самопознания и самовоспитания учащегося. Создание условий для научно-исследовательской деятельности школьников позволяет реализовать право на получение качественного и современного образования, обеспечить конкурентоспособность выпускников при поступлении в вузы, реализовать их жизненные цели.
Кафедра довузовской подготовки МГТУ имени Баумана организовывает мероприятия по профориентации для наших школьников. Такие, как экскурсии в музей университета, в музей космонавтики, в Звёздный городок.
Многие наши выпускники -бауманцы трудятся на предприятиях города, занимают высокие посты, руководят лабораториями, отделами ОКБ «Гидропресс», НПО «Луч», завода «Подольскогнеупор». И вот на протяжении последних лет они организовывают для наших школьников экскурсии на предприятия, где они работают.
В рамках договора вуза с профильными школами мы также сотрудничаем и с МИПК им. Баумана. 23 учителя нашей школы прошли курсы повышения квалификации и не по одному разу. Это не только учителя математики, физики и информатики, но и другие предметники. Многие из них прошли курс «Информационно-коммуникативные технологии». Два учителя получили второе высшее образование «Информационные технологии в образовании».
Я рассказала вам о результатах работы с обычными учащимися в простой общеобразовательной школе, где в параллели 1-3 класса. Такая целенаправленная работа на продолжение обучения в вузе позволяет нашим выпускникам успешно поступать в МГТУ и успешно учиться. Среди наших выпускников практически нет отсева и это в большей степени наша заслуга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Технология учебных циклов в преподавании математики в школе.» (обобщение опыта работы учителя математики)
Идея: «Создание оптимальных условий для развития и повышения качества знаний каждого ученика»....
«Обобщение опыта работы учителей математики по подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ «Подготовка учащихся к ЕГЭ и ОГЭ по математике»
Часть 1. Вступительное слово. Экзамен по ЕГЭ и ОГЭ по математике при правильной подготовке хорошо может сдать каждый. Формула успеха проста – высок...
Из опыта работы учителя математики. " Конструирование урока математики в контексте деятельностной парадигмы со средствами УМК " Сферы"
В данной работе я рассматриваю построение различных типов уроков в контексте деятельностной парадигмы с помощью УМК "Сферы". Уделяю внимание созданию индивидуальных образовательных траекторий обучения...
Из опыта работы учителя математики Бондарчук Ирины Витальевны, учителя математики первой квалификационной категории
Опыт работы по развитию мыслительных способностей обучающихся на уроках математики и применению знаний в различных жизненных ситуациях. Главная задача учителя сегодня не только обеспечить прочное и о...
Обобщение педагогического опыта работы учителя математики Наниз Р.Е. «Использование современных инновационных технологий на уроках математики»
Современные образовательные технологии немыслимы без широкого применения информационно-коммуникационных технологий, которые всё плотнее входят в нашу жизнь. Обучение через применение информационно-ком...
Контрольно - оценочная деятельность учителя на уроках математики Из опыта работы учителя математики В.А.Войцеховской
Контрольно - оценочная деятельность учителя на уроках математикиИз опыта работы учителя математикиВ.А.ВойцеховскойПроверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся по математике всегда имела и имеет...
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках математики. Из опыта работы учителя математики.
Математика – один из основных предметов школы. Математика занимает от 10% до 15% в среднем учебного времени. От того, как происходит обучение математике, существенно зависит и состояние здоровья...