Из опыта работы учителя математики МОУ СОШ №21 г. Подольска
статья по теме
В своей статье я хочу рассказать об основных направлениях сотрудничества общеобразовательного учреждения и МГТУ им. Баумана.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 734.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы учителя математики МОУ СОШ №21 г. Подольска . Основные направления деятельности общеобразовательного учреждения и МГТУ им. Н. Э. Баумана. Организация научно-исследовательской деятельности, как средство формирования познавательной активности учащихся.
Буянова А.М.(г.Подольск, учитель математики, МОУ СОШ №21).
В своей статье я хочу рассказать об основных направлениях сотрудничества общеобразовательного учреждения и МГТУ им. Баумана. Начну издалека и дам краткую характеристику контингента учащихся нашей школы.
Средняя школа №21 расположена в окраинном районе города Подольска. Школа – общеобразовательная, поэтому никого отбора при приеме в школу не производится. В школу принимаются дети, проживающие на закрепленной за школой территории и имеющие право на получение образования соответствующего уровня. Микрорайон Ново-Сырово (Силикатная) традиционно является промышленным районом города. Для социально-экономического окружения школы характерно наличие в районе более 20 предприятий различного направления деятельности. Большую часть родителей учащихся составляют рабочие и служащие. Учреждения дополнительного образования и досуговой сферы практически отсутствуют. Отсюда большая потребность в организации активной и многообразной деятельности в школе. Учитывая пожелания родителей, учащихся, школа ведет серьезную работу по организации досуга и образования учащихся силами педагогов.
В 1992 году наша школа заключила договор о совместной работе с МГТУ им. Н. Э. Баумана. Периодически через 5 лет договор продлевается. И вот уже на протяжении 18 лет мы работаем с этим вузом. Уже в 1993 году из 15 выпускников трое стали студентами МГТУ. В том же году в школе был создан профильный физико-математический класс. В 1998, 2001,2010 годах у нас не было таких классов и подготовка учащихся велась факультативно. С 1993 года 117 выпускников стали студентами МГТУ. И вот итоги поступления выпускников МОУ СОШ №21 в МГТУ им. Н. Э. Баумана.
Год | 1993 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Кол-во выпускников | 15 | 18 | 18 | Нет ф/м | 18 | 20 | Нет ф/м | 18 | 17 | 16 | 18 | 14 | 18 | 17 | 15 | Нет ф/м |
Из них студенты МГТУ | 3 | 8 | 12 | 4 | 12 | 11 | 4 | 11 | 10 | 3 | 10 | 7 | 10 | 5 | 4 | 3 |
В рамках договора учащиеся нашей школы принимали участие в диагностическом тестировании в ноябре месяце, в тестировании в марте месяце, в физико-математических олимпиадах, в научно-исследовательской программе «Шаг в будущее» при МГТУ им. Н. Э. Баумана. Преподавателями университета проводились консультации, индивидуальный разбор работ, давались рекомендации. И по результатам работы в этих направлениях наши выпускники поступали в данный вуз. Как организована сейчас работа в нашей школе? Начинается эта работа с предпрофильной работы по математике по следующей системе.
Система предпрофильной подготовки по математике.
Спецкурс «Углубленное изучение математики»
Социально- психологическая служба
Профнаправленность учащихся
Социальный заказ родителей
Кружок «Наглядная геометрия»
Система внеклассных мероприятий по математике
Диагностика личных качеств учащихся
Испытание
Совместное заседание ШМО математиков и социально- психологической службы
Физико-математический класс
Предпрофильное обучение мы начинаем уже с 6 класса, с работы кружка «Наглядная геометрия».
Общеизвестны трудности, которые возникают у учащихся 7-х классов, приступающих к изучению систематического курса геометрии. Анализ постановки школьного геометрического образования показывает, что в курсе математики 5-6-х классов удельный вес геометрического материала составляет не более 25%. Геометрический материал мало используется для формирования специальных приемов учебной деятельности. При переходе к систематическому курсу геометрии в 7-м классе содержание учебников и теоретический уровень изложения материала резко количественно и качественно меняются. Если учесть что программы 7-го класса предусматривают знакомства на уроках геометрии с 40-50 определениями понятий и 20-30 теоремами, то становятся понятными те затруднения, которые возникают у учащихся уже при осмыслении, запоминании и воспроизведении определений и формулировок теорем.
Геометрия позволяет наиболее ярко устанавливать связи между естественными представлениями об окружающих предметах и их абстрактными моделями. Формировать мыслительные операции различных видов и уровней. Учитывать индивидуальные особенности протекания психических процессов учащихся. Ясно, что успешное решение этих задач возможно лишь при условии непрерывного изучения данного предмета, начиная уже с 6-го класса.
В 7-9-х классах организованы предпрофильные элективные спецкурсы углублённого изучения математики. В 9-м классе мы углублённо изучаем такие темы как «Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль, два модуля, модуль в модуле», «Решение уравнений и систем уравнений с параметрами», «Решение сложных текстовых задач». В течение изучения этого курса обычно бывает 6-8 контрольных работ. И на конкурсной основе по результатам контрольных работ по математике и физике, по результатам экзаменов, итоговых отметок формируется 10-й физико-математический класс. Программы такого класса скорректированы с программой довузовской подготовки МГТУ им. Н. Э. Баумана. В 2010 году создан профильный научно-технический класс.
В рамках договора с МГТУ им. Н.Э. Баумана мы сотрудничаем с научно-исследовательской программой «Шаг в будущее».
В школе работает научное общество «Бауманец» по четырем направлениям: математика, физика, космонавтика, экология.
Предпрофильная подготовка и научно-исследовательская работа по математике.
Цели: 1. Создать условия для обеспечения индивидуальной образовательной траектории учащихся.
2. Обеспечить углубленное изучение математики.
3. Создать условия для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации.
4. Активизировать творческий потенциал учащихся.
Задачи: 1. Развивать интерес к математике.
2. Развивать познавательную активность и творческие способности учащихся.
3. Развивать умения самостоятельно, творчески мыслить и использовать их на практике.
4. Формировать интересы, склонности учащихся к научно-исследовательской деятельности, умения и навыки проведения исследований;
5. Формировать навыки исследовательской, проектной деятельности и выбор направления исследования.
6. Развивать навыки самореализации и публичных выступлений.
7. Способствовать мотивированному выбору профессии, профессиональной и социальной адаптации.
В рамках договора мы уже давно работаем с научно-исследовательской программой « Шаг в будущее» при МГТУ им. Баумана. Среди наших выпускников есть лауреаты 1998,2000,2002,2004,2005.2008,2009 годов. Эти ребята вне конкурса зачисляются на выбранный ими факультет.
Основные этапы выполнения научно-исследовательских работ по математике:
1. Мотивация научно-исследовательских работ.
2. Выбор направлений исследований.
3. Постановка задачи.
4. Фиксация и предварительная обработка данных.
5. Обсуждение результатов исследований, выдвижение и проверка гипотез.
6. Оформление результатов работы.
7. Представление научных исследований и защита работ.
Защита научно-исследовательских работ проходит в 3 этапа:
1этап. Школьная конференция научно-исследовательских, исследовательских и проектных работ, проводится в рамках декады по математике (октябрь).
2 этап. Городская конференция «Шаг в науку» (март).
3 этап. Программа « Шаг в будущее» (ноябрь).
Школьный «Ученый совет» возглавляет директор школы. В него также входят представители МГТУ им. Баумана из выпускников нашей школы, представители ОКБ завода «Гидропресс» города Подольска, старшеклассники.
Результаты такой работы за последние 3 года по математике: 30 учеников - участники школьной конференции, 7 человек -лауреаты городской конференции «Шаг в науку», 7 -лауреаты программы «Шаг в будущее».
Тематика научных работ разнообразна. Вот, на мой взгляд, самые удачные работы:
6 класс: «Гулливер и математика», «Старинные меры длины. Путешествие по страницам произведений русских писателей», «Графы».
7 класс: «Лист Мёбиуса. Решение первой открытой проблемы», « Золотое сечение вокруг нас», «Магические квадраты».
8 класс: «Числа Фибоначчи. Решение проблемы конечности или бесконечности простых Фибоначчи», «Симметрия вокруг нас», «Золотое сечение», «Нумерология чисел по Пифагору», «Пифагор и его школа», «Математика и музыка»
9 класс: «Кривые высших порядков», «Восемь формул для вычисления площадей треугольников», «Однопараметрические семейства кривых».
10-11 класс: «Исследование дробно-рациональных функций с помощью асимптот и построение графиков», «Способы нахождения корней многочленов», «Дополнения к табличным значениям тригонометрических функций», «Построение графиков сложных функций на основе свойств монотонности».
Два ученика 9-го класса - лауреаты городского конкурса 2010 года, участники областной научной конференции и программы «Шаг в будущее». Темы их работ: «Однопараметрические семейства линий». «Восемь формул для вычислений площадей треугольников».
Последняя работа была представлена на городском методическом объединении учителей математики, как необходимый материал для учителя при подготовки 11-классников к сдаче ЕГЭ. Автор этой работы -ученик 9 класса Лукин Николай, участник научно-социальной программы «Шаг в будущее», в результате демонстрации и защиты на Форуме юношеских талантов был приглашен пройти курс обучения вне конкурсного отбора в мастер-классах научной школы- семинара «Академия юных» в июне 2010 года, г. Гагра. В 10 классе он продолжил свои исследования и получил ещё 5 формул, как следствия из предыдущих восьми. И считает, что это ещё не предел его исследований.
Ермаков Олег-лауреат городского конкурса научно-исследовательских работ «Шаг в науку» 2007 года. Его работа «Лист Мёбиуса. Решение первой открытой проблемы». В 8 классе он занял второе место в VI Всероссийской научной конференции молодых исследователей по программе «Шаг в будущее. Россия» в 2008 году с работой «Числа Фибоначчи. Решение проблемы конечности или бесконечности количества простых Фибоначчи» и получил премию Президента России. А в этом году подана заявка на участие в программе «Шаг в будущее» с работой «Информационный портал «Хроники освоения космоса»» на факультет «Информационное управление-5». Его мечта учиться на этом факультете в МГТУ им Баумана.
Гарсаян Гоар и Зародов Никита, учащиеся 10 класса, в этом году 22 ноября успешно выступили с работами «Дополнения к табличным значениям тригонометрических функций», «Построение графиков сложных функций на основе свойств монотонности» в программе «Шаг в будущее». Гарсаян стала победителем и получила диплом III степени. На дополнение табличных значений тригонометрических функций её сподвигла задача, предложенная на физико-математической олимпиаде МГТУ.
Работы победителей ежегодно печатаются в сборниках «Научные труды всероссийской научно-технической олимпиады «Шаг в будущее, Россия»», издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана.
В «Академии юных» при МГТУ проходят обучение Куприянчик В.(6 класс), Аветисян А. (9 класс). На основе анализа их портфолио и по результатам очного цикла занятий на кафедрах и в научных лабораториях МГТУ, эти учащиеся вошли в группу «Научные кадры будущего» для особо перспективных молодых исследователей - школьников 5-9 классов для специализированной научной подготовки в приоритетных направлениях развития науки, техники и технологии Российской Федерации. Ещё два ученика 6 класса Сашин Александр и Галуцкий Владимир начнут обучение в «Академии юных» в 2011 году. Они уже имеют опыт исследований. Сашин А.- автор работы «Гулливер и математика», лауреат городского конкурса 2010 года и автор работы «Графы».
На факультете «Специальное машиностроение» Короткова Капитолина (10 класс) занимается «Линейными измерениями». А Николаев Никита (10 класс) работает над темой «Спектрометрический метод исследования отклика биообъекта на фототерапевтическое воздействие» на факультете «Биомедицинская техника».
По программе « Шаг в будущее. Космонавтика» с нашими школьниками работают преподаватели факультета «Спецмашиностроение». Они предлагают темы, проводят с ними консультации, организуют лабораторные опыты и исследования непосредственно в вузе. В 2009 году из 12 участников 7 человек (Ясюкова К., Марченко Р., Колосов А., Цветков О., Митрохин А., Вербицкий П., Гац Б.)- лауреаты научной конференции «Космонавтика и ракетная техника-2009». В 2010г. одиннадцать человек приняли участие в этой программе, четверо стали лауреатами (Гизатулин Р.-11 класс, Яковлев Е, Читанава З., Читанава Н. -10 кл).
Начиная с 8 класса, учащиеся нашей школы активно участвуют в физико-математических олимпиадах, проводимых университетом. За последние 6 лет у нас 7 победителей, которые имеют право вне конкурсного поступления в данный вуз.
Анализ научно-исследовательских работ учащихся, наблюдение за их исследовательской деятельностью свидетельствуют о развитии познавательных функций школьников, об их умении критически оценивать различные подходы к решению исследовательских задач, об освоении опыта творческой деятельности, умении грамотно и компетентно излагать результаты исследований. Под руководством учителя (научного руководителя) происходит чудо самосовершенствования, самопознания и самовоспитания учащегося. Создание условий для научно-исследовательской деятельности школьников позволяет реализовать право на получение качественного и современного образования, обеспечить конкурентоспособность выпускников при поступлении в вузы, реализовать их жизненные цели.
Кафедра довузовской подготовки МГТУ имени Баумана организовывает мероприятия по профориентации для наших школьников. Такие, как экскурсии в музей университета, в музей космонавтики, в Звёздный городок.
Многие наши выпускники -бауманцы трудятся на предприятиях города, занимают высокие посты, руководят лабораториями, отделами ОКБ «Гидропресс», НПО «Луч», завода «Подольскогнеупор». И вот на протяжении последних лет они организовывают для наших школьников экскурсии на предприятия, где они работают.
В рамках договора вуза с профильными школами мы также сотрудничаем и с МИПК им. Баумана. 23 учителя нашей школы прошли курсы повышения квалификации и не по одному разу. Это не только учителя математики, физики и информатики, но и другие предметники. Многие из них прошли курс «Информационно-коммуникативные технологии». Два учителя получили второе высшее образование «Информационные технологии в образовании».
Я рассказала вам о результатах работы с обычными учащимися в простой общеобразовательной школе, где в параллели 1-3 класса. Такая целенаправленная работа на продолжение обучения в вузе позволяет нашим выпускникам успешно поступать в МГТУ и успешно учиться. Среди наших выпускников практически нет отсева и это в большей степени наша заслуга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/07/picture-546092-1417965981.jpg)
Тема: «Технология учебных циклов в преподавании математики в школе.» (обобщение опыта работы учителя математики)
Идея: «Создание оптимальных условий для развития и повышения качества знаний каждого ученика»....
«Обобщение опыта работы учителей математики по подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ «Подготовка учащихся к ЕГЭ и ОГЭ по математике»
Часть 1. Вступительное слово. Экзамен по ЕГЭ и ОГЭ по математике при правильной подготовке хорошо может сдать каждый. Формула успеха проста – высок...
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/21/picture-30675-1500666197.jpg)
Из опыта работы учителя математики. " Конструирование урока математики в контексте деятельностной парадигмы со средствами УМК " Сферы"
В данной работе я рассматриваю построение различных типов уроков в контексте деятельностной парадигмы с помощью УМК "Сферы". Уделяю внимание созданию индивидуальных образовательных траекторий обучения...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/14/picture-826756-1636856633.jpg)
Из опыта работы учителя математики Бондарчук Ирины Витальевны, учителя математики первой квалификационной категории
Опыт работы по развитию мыслительных способностей обучающихся на уроках математики и применению знаний в различных жизненных ситуациях. Главная задача учителя сегодня не только обеспечить прочное и о...
Обобщение педагогического опыта работы учителя математики Наниз Р.Е. «Использование современных инновационных технологий на уроках математики»
Современные образовательные технологии немыслимы без широкого применения информационно-коммуникационных технологий, которые всё плотнее входят в нашу жизнь. Обучение через применение информационно-ком...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/26/picture-170121-1356527196.jpg)
Контрольно - оценочная деятельность учителя на уроках математики Из опыта работы учителя математики В.А.Войцеховской
Контрольно - оценочная деятельность учителя на уроках математикиИз опыта работы учителя математикиВ.А.ВойцеховскойПроверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся по математике всегда имела и имеет...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/12/picture-1162476-1568291101.jpg)
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках математики. Из опыта работы учителя математики.
Математика – один из основных предметов школы. Математика занимает от 10% до 15% в среднем учебного времени. От того, как происходит обучение математике, существенно зависит и состояние здоровья...