Универсальные учебные действия – формирование и развитие на уроке
методическая разработка по теме
Универсальные учебные действия – формирование и развитие на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uud_na_uroke.docx | 46.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают "общеучебные умения", "общие способы деятельности", "надпредметные действия" и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа - программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Реализация программы формирования УУД в начальной школе - ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.
Многие ученые, философы, педагоги, методисты утверждают, что самую главную роль в обучении и воспитании играет именно начальная школа. Здесь ребенок учится читать, писать, считать, слушать, слышать, говорить, сопереживать. В чем заключается роль современной начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Научиться учить себя - вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. В Болонской декларации 1999г. отмечается, что современные потребности обучающихся останутся нереализованными, если в образовательном процессе учащийся не обретет статус субъекта образования.
Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
Основная часть
Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:
1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
№ п\п | Критерии | Примерная характеристика критериев | Показатели |
1. | Формирование личностных УУД | Деятельность учителя направлена на -формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; -формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | У учащихся формируются эстетические потребности и чувства; - доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; -умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм; -установка на здоровый образ жизни |
2. | Формирование познаватель ных УУД | Прослеживается деятельность учителя по активизации познавательной деятельности обучающихся, включение в процесс познания, развития таких функций, как, мышление, воображение, речь. | Учащиеся умеют с помощью учителя ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, |
3. | Формирование регулятивных УУД | Деятельность учителя направлена на принятие обучающимися учебных задач, включение их в процесс решения задач, самостоятельный поиск знаний, контроль и самоконтроль собственной деятельности, оценку и самооценку учебной деятельности. | Обучающиеся умеют: -принимать и удерживать учебные задачи; - включаться в процесс решения поставленных задач; - осуществлять контроль и самоконтроль свой деятельности -работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; - в диалоге с учителем учатся вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки; -учатся понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации; |
4. | Формирование коммуникативных УУД | Учитель организует работу обучающихся в группе, целенаправленно включая их в коллективное обсуждение проблем, совместному поиску решению поставленных задач, демонстрируя при этом взаимоуважение и взаимную поддержку. | Обучающиеся умеют: - высказывать свое мнение; -доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи; -при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; -учатся критично относиться к собственному мнению, слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. |
Основными задачами урока ритмики по общепринятым понятиям является воспитание восприятия музыки, ее характера, развитие музыкально-выразительных представлений (мыслитель, представлять образно) творческой активности, воспитание чувства ритма, музыкально-ритмической памяти и освоение детьми метроритмической структуры музыки. То есть теоретическая часть задач ритмики тесно связана с уроками музыки и освоением музыкальной грамоты, но на примере танцевальных шагов и движений. Практическая часть включает в себя элементы парной тематики, упражнения на постановку корпуса (формирование правильной осанки), элементы классического танца, народного, бального, упражнения на ориентировку в пространстве, танцевальные этюды и танцы.
Движения под музыку - это универсальное средство целостного развития личности ребенка. Основу для ритмических композиций составляют простые, но вместе с тем разнообразные движения (имитационные, танцевальные, общеразвивающие), позволяющие выразить различные по характеру эмоциональные состояния, сюжеты, образы.
Процесс музыкально-двигательного воспитания детей помогает ребенку слышать музыку и выражать свое «видение» музыкального произведения в пластической импровизации.
Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятель ности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те пси хические процессы, которые лежат в их основе.
Основная направленность программы по ритмике является универсальной. Происходит психологи ческое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как вырази тельного ("музыкального") инструмента.
В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспи тания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов художественной деятельности.
Ориентация не только на развитие детей, но и на совершенствование професси онализма самого педагога в области ритмопластических движений, выявление инди видуального стиля деятельности и в связи с этим коррекция содержания работы "на себя", "на себя во взаимодействии с детьми" — вот первая отличительная особен ность данной программы.
Вторая особенность — это использование в качестве музыкального сопровож дения, как правило, целостных произведений.
Третья особенность данной программы — это акцентирование внимания пе дагогов не столько на внешней стороне обучения детей музыкально-ритмическим движениям (то есть формировании двигательных умений), сколько на анализе тех внутренних процессов, которые являются регулирующей основой движения под музыку. Это прежде всего сенсорные, мыслительные, эмоциональные процессы, а также их подвижность. Движение является как бы видимым айсбергом глубинных психических процессов, и по двигательной реакции под музыку можно с достаточ ной степенью достоверности провести диагностику как музыкального, так и пси хомоторного развития ребенка.
Другими словами, данная программа является музыкально-ритмическим пси хотренингом для детей и педагогов, развивающим внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленным также на развитие музыкальности и эмоциональности, творческого воображения, фантазии, способ ности к импровизации в движении под музыку, что требует свободного и осознан ного владения телом.
Цель программы по ритмике — развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.
Как известно, чем раньше мы дадим детям гамму разнообраз ных впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным, естественным и успешным, в таком виде деятельности, как движение под музыку, будет дальнейшее развитие ребенка, становление его личности. И, возможно, меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формированием красивой осанки...
Как и наши предшественники, мы рассматриваем и оцениваем красоту, выра зительность движения под музыку в его гармоничности, как проявление индивиду альности восприятия образа, музыкальности, и, главное, естественности самого движения. Ведь что такое правильная осанка, красивая походка? Скорее всего, это наиболее естественное и удобное положение тела во время движения, наиболее оп тимальная поза. Ведь красота движения и ребенка, и взрослого, как считали древние греки, Жак Далькроз, Айседора Дункан и многие другие, прежде всего в естествен ности, целесообразности, непринужденности, выразительности и одухотвореннос ти. А эти все качества раскрываются при условии гармоничного развития, единства духовного и физического.
Главное, на что должен быть нацелен педагог, это приобщение к движению под музыку всех детей — не только способных и одаренных в музыкальном и двигательном отношении, но и неловких, заторможенных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах путем подбора для них тако го материала, в котором проявятся скрытые возможности ребенка, его "изюминка" и индивидуальность, а слабые стороны, наоборот, будут завуалированы. Ведь доказано, что занятия движениями для детей с задержкой или патологией в развитии имеют особое значение, потому что двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов. В то же время, движение под музыку является для ребенка и одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию, поэтому оно в целом сказывается благотворно на его состоянии и воспитании.
Ритмика — это синтетический вид деятельности, в основе которо го лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ и конкретизируют ос новные средства музыкальной выразительности.
Главными задачами обучения и воспитания детей, являются:
I. Развитие музыкальности:
- развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее на строение и характер, понимать ее содержание;
- развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма;
- развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков;
развитие музыкальной памяти.
II. Развитие двигательных качеств и умений:
- развитие ловкости, точности, координации движений;
- развитие гибкости и пластичности;
- воспитание выносливости, развитие силы;
- формирование правильной осанки, красивой походки;
- развитие умения ориентироваться в пространстве;
- обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
Ш. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:
- развитие творческого воображения и фантазии;
- развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной деятельности, в слове.
IV. Развитие и тренировка психических процессов:
- развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;
- тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов;
- развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.
V. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
- воспитание умения сопереживать другим людям и животным;
- воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирова ние чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.
В процессе реализации поставленных задач педагог сталкивается с проблемой выбора методов и форм развития ребенка, обеспечения максимально комфортных условий для занятий с детьми и, в то же время, поиска наиболее эффективных способов достижения результатов. Как научить детей тонко воспринимать музыку, выполнять разнообразные двигательные упражнения, свободно импровизировать, выражая в пластике музыкальный образ? На наш взгляд, для реализации этих задач необходимы следующие условия:
- Использование интенсивных методов обучения — выполнение большого объема двигательных упражнений на занятиях, а также подбор материала, позволяющего решать большой круг разнообразных задач развития ребенка.
- Обеспечение психологического комфорта детей и педагогов в процессе выпол нения движений под музыку.
- Выбор оптимальной системы занятий.
- Объединение усилий всего педагогического коллектива на решение поставлен ных задач.
Важно подбирать такие ритми ческие композиции, которые позволяли бы решать одновременно много разных задач. Например, яркая, художественная музыка, под которую двигаются дети, развивает вкус, музыкальные способности, воспитывает эстетические потребнос ти; быстрая смена разнообразных двигательных упражнений тренирует внимание, подвижность нервных процессов, координацию движений. Музыкальный образ и характер исполнения движений развивают фантазию и творческое воображение. Композиционные перестроения развивают умение ориентироваться в простран стве. Включение в упражнение задания на импровизацию стимулирует творческие способности детей. Таким образом, в процессе исполнения одной композиции (на пример, на музыку "Светит месяц" или "Калинка") в течение 2-3 минут у детей развиваются разнообразные умения и способности, а также формируются важней шие качества личности.
Но для успешной реализации такого комплекса разнообразных задач необхо димо обеспечивать психологический комфорт, чувство защищенности каждому ре бенку, чтобы у него не было боязни сделать что-нибудь не так, проявить свое неумение и т.д. Поэтому педагог старается не делать детям замечаний вслух, а наоборот, подбадривает их. Важно также подбирать такой материал, который был бы доступен для исполнения, соответствовал возрастным и индивидуальным особенностям де тей. Известно, что детям (и взрослым) нравится исполнять то, что получается, а если материал слишком сложный, то он, как правило, отвергается.
Педагог стремится сделать привлекательным процесс занятий путем подбора яркой музыки, оригинальных двигательных упражнений, вызывающих у детей эмо циональный отклик, варьированием игровых ситуаций, сюрпризных моментов.
Следующее условие — выбор оптимальной системы занятий, что связано с использованием в работе с детьми двух уровней работы с музыкально-ритмическим материалом. Первый уровень условно можно назвать тренинговым, он предполагает освоение ряда музыкально-ритмических композиций в процессе игрового сотрудни чества педагога и детей без специального разучивания. Этот материал, в основном, исполняется по показу взрослого и включается в утреннюю зарядку, различные за нятия и паузы между ними. В программы детских утренников тренинга вые компози ции, как правило, не включаются, так как они достаточно сложны и не ставится задача добиться от всех точного и правильного исполнения движений. Главное — это дать детям возможность приобрести собственный целостный чувственный опыт дви жения под музыку, обогатить их запасом разнообразных двигательных упражнений, облегчить и ускорить процесс формирования музыкально-ритмических навыков и умений. Естественно, что дети выполняют тренинговые композиции так, как они могут — все по-разному. Педагог в процессе наблюдений определяет уровень инди видуального развития своих воспитанников и на этом основании подбирает специ альный, индивидуально-ориентированный материал (танцы, упражнения, игры) с тем, чтобы раскрыть способности каждого ребенка, высветить наилучшим образом его умения и скрыть недостатки. Этот специально подобранный (или придуманный вместе с ребенком) репуртуар разучивается с подгруппами или индивидуально. При этом ставится задача подведения детей к выразительному, самостоятельному испол нению композиции (с последующим выступлением ребенка не только на занятиях, но и на утренниках).
И последнее условие — согласованность действий всего педагогического кол лектива, использование единого репертуара по ритмике в разных формах работы, а также единство в подходах и требованиях разных специалистов. Один педагог как бы подхватывает и углубляет, дополняет на своих занятиях один и тот же музыкально-ритмический материал, интегрируя его с заданиями другого содержания (напри мер, по развитию речи, формированию математических представлений, ознакомле нию с окружающей природой и т.д.).
Такая система работы способствует достижению следующих результатов:
- дети легко и свободно используют в импровизации разнообразные движения, тонко передавая музыкальный образ;
- процесс разучивания нового репертуара занимает немного времени — 2-3 занятия;
- дети владеют определенным репертуаром, готовым для показа на выступлении;
Однако такой результат достигается не сразу, так как требует определенного времени, постепенного усложнения заданий и варьирования форм и методов работы с детьми. I
Рассмотрим более детально эту систему работы, в которой мы условно выделя ем три этапа.
На 1-м этапе (начало использования в работе с детьми музыкально-ритмичес ких композиций) мы опираемся на способность детей к подражанию, которая ярко выражена в дошкольном возрасте. Подражая взрослому, ребенок осваивает разнооб разные виды движений и постепенно начинает использовать их в самостоятельной деятельности (в играх, танцевальных импровизациях).
2-й этап обучения (после того, как дети уже приобрели некоторый опыт в исполнении по показу и запомнили несколько композиций) способствует развитию у детей умений самостоятельно исполнять выученные ранее упражнения, компози ции в целом и отдельные движения.
3-й этап работы — подведение детей к творческой интерпретации музыкаль ного произведения, развитие способности к самовыражению в движении под музы ку, формирование умения самостоятельно подбирать и комбинировать знакомые движения и придумывать собственные, оригинальные упражнения. Реализация этих задач наиболее важна в данной программе, так как именно в развитии творчества, способности к импровизации концентрируется основная идея — владение собствен ным телом, тонкость музыкального восприятия, нестандартность мышления, пси хологическая свобода.
В основе 1-го этапа обучения — подражание детей образцу исполнения движе ний педагогом в процессе совместной деятельности. "Вовлекающий показ" помогает детям освоить достаточно сложные двигательные уп ражнения. Совместное исполнение движений способствует созданию общего проподнятого настроения, единое ритмичное дыхание под музыку регулирует пси хофизиологические процессы, максимально концентрирует внимание. На таких груп повых занятиях ритмикой на занимающихся оказывается как бы гипнотическое воз действие, сила которого зависит от музыки и от того, насколько выразителен, артистичен показ педагога.
2-й этап занятий — это развитие самостоятельности детей в ис полнении композиций и других упражнений. Происходит это постепенно, как бы незаметно для занимающихся. Педагог время от времени прекращает показ в про цессе совместного исполнения и предлагает детям продолжать исполнять движения самостоятельно. Это очень важный момент, так как в случае исполнения только по показу у детей не тренируется призвольное внимание, память, воля. Постепенно детям предлагается исполнить всю композицию самостоятельно от начала до конца.
Далее, на основе развития пластических возможностей детей, расширения их двигательного опыта мы переходим к 3-му этапу — творческому самовыражению в движении под музыку. Происходит это тоже постепенно. Так, в некоторых компози циях сразу заложена "вопросно-ответная" форма исполнения, где предполагается импровизация на определенный музыкальный фрагмент.
Поэтому, если мы хотим достичь действительно художе ственной, а не примитивной интерпретации музыкальных произведений в пластике, необходима большая и скрупулезная работа над двигательными навыками. Но сам процесс этой технической работы также должен быть привлекательным, игровым и творческим. И тогда дети будут развиваться, обучаться движениям легко и непроиз вольно, незаметно для себя осваивая разнообразные и сложные двигательные комби нации. А это в свою очередь будет стимулировать их общее развитие.
Идя от простого к сложному, в начале работы с детьми уделяется внимание освоению образно-игровых движений. На этих же упражнениях начинается развитие элементарных двигательных качеств: пластичности, ловкости, умений исполнять махи, пружинные, плавные движения, а также основных видов движений (бег, прыжки, ходьба и пр.).
Образно-игровые упражнения развивают воображение детей, их эмоции, умение "оживлять" игровой пер сонаж.
Постепенно исполнение различных видов двигательных упражнений приобре тает более дифференцированный характер. Музыкально-ритмические композиции для старших детей также различаются по своей функциональной направленности и содержат разные типы двигательных упражнений.
С самых первых занятий ритмикой важно приучать детей слушать музыку, на чинать и заканчивать движение в соответствии с началом и концом звучания аккомпанемента. Тем самым мы тренируем слуховое внимание, волю ребенка, про извольность движений. Используются различные методические приемы — это и словесные указания, привлечение внимания к звучанию музыки, характеру вступ ления и заключения, зрительные сигналы и т.д.).
Танцевальные движения осваиваются как в процессе исполнения тренинговых композиций, включающих элементы парных, народных плясок (композиции "Кре-мена", "Полкис", "Светит месяц", "Калинка" и др.), так и в специально подобран ных танцах, которые разучиваются на индивидуальных и подгрупповых занятиях.
Еще одна, не "музыкальная", но очень важная задача решается в процессе обучения движению — это воспитание вежливости, элементарной культуры пове дения. Педагог показывает и объясняет, как мальчик должен пригласить девочку на танец (поклониться, протянуть ей правую руку), и, соответственно, как девочка принимает приглашение; как затем после танца мальчик отводит девочку на место и благодарит ее за совместный танец. Основные методические приемы — это объясне ние педагога, показ примера, поощрение детей, подчеркивание в них чувства соб ственного достоинства, чтение литературы и, главное, многократное закрепление этих правил на занятиях, в играх таким образом, чтобы это вошло в привычку и стало нормой поведения.
В процессе освоения двигательных упражнений дети постепенно начинают ори ентироваться в пространстве зала. При этом важно в начале дать детям возмож ность найти место для себя, встать свободно там, где хочется, и чтобы другим было удобно.
Построение парами, друг за другом, по кругу также лучше всего проводить в процессе разучивания игр, плясок, хороводов, где эти построения логичны и есте ственны, а внимание детей сконцентрировано и регулируется музыкой.
Данные методы и приемы работы являются, в основном, общепедагогическими, учитывающими возрастные особенности детей 6-9 лет, цели и задачи их воспитания. Но каждый педагог — творческая, уникальная личность со своими "сильными" и "слабыми" профессиональными качествами. Каждый педагог использует один и тот же прием по-своему. И наиболее эффективной методикой будет то, что внутренне принято самим педагогом, глубоко осмысле но и проанализировано, опробовано на практике в работе с детьми.
Заключение
В наше социально - ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений играет немаловажную роль в развитии творческой и гармонично-успешной личности ребёнка.
Опыт использования данной программы показал, что ее привлекательность – в доступности реализации содержания и освоении программного материала детьми разного возраста (и с различными способностями), а также в гибкости и универсальности самой системы работы, способствующей укреплению физического и психического здоровья, гармоничному развитию тела и духа.
Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребенок овладевает не только разнообразными двигательными навыками и умениями, но также и опытом творческого осмысления музыки, ее эмоционально-телесного выражения. Именно этот опыт и умения помогут ребенку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды художественно-творческих и спортивных видов деятельности: это может быть последующее обучение хореографии, гимнастики, а также занятия в музыкальных школах, секциях, театральных студиях.
На занятиях ритмики и танца ребёнок не только научится красиво танцевать, двигаться, держать осанку, но и будет развиваться духовно. Ведь танец - это творчество, танец - это именно тот вид искусства, который поможет ребёнку раскрыться, показать окружающим, как он видит этот мир.
Подход к каждому ребенку состоит в том, чтобы помочь раскрыть его творческие таланты, научить общаться, выражать себя, чувствовать себя уверенно в жизни, повысить способность адаптации к различным жизненным изменениям.
Танцевальные движения способствуют развитию фантазии детей и способности к импровизации.
Таким образом, танец является чем-то большим, чем просто движения под музыку. Это способ работы над собой, помогающий добиваться успехов в любой сфере деятельности. Он воспитывает те способности, которые управляют взаимодействием духа и тела и помогают проявлять вовне то, что находится внутри нас. Занятия танцами дарят ребенку радость движения, общения, обогащают его внутренний мир и помогают познать себя.
Список литературы
- Буренина А.И. – Ритмическая мозаика. – Санкт-Петербург, 2000г.
- Ветлугина Н.А. – Музыкальное развитие ребенка. – М.: Просвещение, 1967г.
- Запорожец А.В. – Развитие произвольных движений. – М., 1960г.
- Ильина Г.А. – Особенности развития музыкального ритма у детей // Вопросы психологии. – 1961г. - №1.
- Лисицкая Т. – Пластика, ритм. – М.: Физкультура и спорт, 1985г.
- Лифиц И.В. – Ритмика: Учебное пособие. – М.: Академия, 1999г.
- Ротэрс Т.Т. – Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика. – М.: Просвещение, 1989г.
- Шевченко Ю.С. – Музыкотерапия детей и подростков // Психокоррекция:
теория и практика. – М., 1995г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ – ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НА УРОКЕ
Итоговый практико-значимый проект«УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ – ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НА УРОКЕ»по курсу инвариантного академического учебного модуля«Образование и общество. Актуальные пробл...
Универсальные учебные действия - формирование и развитие на уроке английского языка.
Практико-значимая работа по курсу "Образование и Общество. Актуальные проблемы психологии и педагогики"....
«Универсальные учебные действия – формирование и развитие на уроке немецкого языка»
Особое значение учебной деятельности в установлении другого типа взаимодействия учителя и учащихся: сотрудничество, совместная работа учителя и учеников, активное участие ребенка в каждом шаге учения....
Универсальные учебные действия - формирование, развитие, навыки.
Общий обзор УУД. Примеры УУД на уроках английского языка в 11 классе при подготовке к письменной части ЕГЭ....
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, выработку н...
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий (Работа в группах на уроках биологии)
Организация групповой деятельности на различных видах уроков. Урок:1. дискуссия2. Усвоение нового материала3.«деловая и ролевая игра»4. зачёт5. се...
«Формирование универсальных учебных действий и познавательной активности на уроках биологии и во внеурочной деятельности».
laquo;Формирование универсальных учебных действий и познавательной активности на уроках биологии и во внеурочной деятельности»....