Рекомендации для учителей и родителей ребенка с задержкой психического развития
методическая разработка
Рекомендации для учителей и родителей ребенка с задержкой психического
развития по обучению и воспитанию обучающегося.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 137.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для учителей и родителей ребенка с задержкой психического
развития по обучению и воспитанию обучающегося.
Задержка психического развития (ЗПР) – это такое нарушение нормального развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных интересов. Понятие «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания. Однако чем раньше создаются адекватные условия обучения и воспитания, тем успешнее преодолевается проблема в обучении и воспитании.
Отставание в развитии начинается уже с внутриутробного развития ребенка. Нередко ЗПР может быть обусловлена инфекционными заболеваниями в младенческом возрасте, черепно-мозговыми травмами, тяжелыми сложными соматическими заболеваниями. Ряд авторов выделяют наследственные факторы ЗПР, к которым относятся врожденная и наследственная неполноценность. Нередко она наблюдается у детей с задержкой церебрально-органического генеза, с минимальными мозговыми дисфункциями. В литературе подчеркивается преобладание мальчиков среди больных с ЗПР.
Дети с ЗПР характеризуются недостаточным развитием восприятия, неспособностью концентрировать внимание на существенных признаках объектов.
Причем память у таких детей страдает больше, чем логика. Логическое мышление у таких детей может быть более сохранным по сравнению с памятью. Конечно, отмечается отставание в речевом развитии. Представления об окружающем мире несколько снижены. У детей отсутствует патологическая инертность психических процессов. Такие дети не только способны принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные умственные и психологические навыки в другие сходные ситуации. Игровые действия детей бедны и невыразительны, что является следствием схематичности. С помощью взрослого дети с задержкой психического развития могут выполнять предлагаемые им интеллектуальные задания на близком к норме уровне, хотя и в замедленном темпе. Отмечается характерная для них импульсивность действий, недостаточная выраженность ориентировочного этапа, низкая продуктивность деятельности. Такие дети отличаются эмоциональной неустойчивостью и с трудом привыкают к детскому саду и школе.
Ученики с ЗПР используют помощь, они способны переносить продемонстрированный способ произведения действий на сходные задания. При условии соблюдения педагогами специальных требований к обучению таких детей, они способны изучить учебную информацию значительной сложности, рассчитанную на учащихся с нормальным развитием, соответствующим их возрастной категории.
Особенности обучения детей с ЗПР в значительной степени обусловлены тем, насколько на подготовительном этапе ученики усваивают навыки учебной деятельности. В подготовительном классе стержневыми задачами обучения являются коррекционная работа в отношении специфических дефектов развития когнитивной деятельности обучающихся, их мыслительных процессов, компенсирование недостатков в азбучных знаниях, подготовка к усвоению ключевых предметов, формирование умственной активности в ходе постижения учебного материала.
В обучении детей, страдающих заторможенностью развития процессов психики, следует основываться на задачах, поставленных требованиями программы обучения общеобразовательной школой, а также учитывать ряд специфических задач и коррекционную направленность, вытекающую из особенностей психофизиологических характеристик школьников указанной категории.
- Необходимо постоянно поддерживать уверенность в своих силах, обеспечить ученику субъективное переживание успеха при определённый усилиях. Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребёнка.
- Не нужно требовать немедленного включения в работу. На каждом уроке обязательно вводить организационный момент, т.к. школьники с ЗПР с трудом переключаются с предыдущей деятельности.
- Не нужно ставить ребёнка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания.
- Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их постепенно.
- Не требовать от ребёнка с ЗПР изменения неудачного ответа, лучше попросить ответить его через некоторое время.
- В момент выполнения задания недопустимо отвлекать учащегося на какие- либо дополнения, уточнения, инструкции, т.к. процесс переключения у них очень снижен.
- Стараться облегчить учебную деятельность использованием зрительных опор на уроке (картин, схем, таблиц), но не увлекаться слишком, т.к. объём восприятия снижен.
- Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать и т.д.
- Необходимо развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно находить ошибки у себя и у товарищей, но делать это тактично, используя игровые приемы.
- Необходима тщательная подготовка перед каждым уровнем. Важна не быстрота и количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения самых простых заданий.
- Учитель не должен забывать об особенностях развития таких детей, давать кратковременную возможность для отдыха с целью предупреждения переутомления, проводить равномерные включения в урок динамических пауз (через 10 минут).
- Не нужно давать на уроке более двух новых понятий. В работе стараться активизировать не столько механическую, сколько смысловую память.
- Для концентрации рассеянного внимания необходимо делать паузы перед зданиями, интонацию и приемы неожиданности ( стук, хлопки, музыкальные инструменты, колокольчик и т.п.).
- Необходимо прибегать к дополнительной ситуации ( похвала, соревнования, жетоны, фишки, наклейки и др.).особенно это актуально в детском саду. Использовать на занятиях игру и игровую ситуацию.
- Создавать максимально спокойную обстановку на уроке или занятии, поддерживать атмосферу доброжелательности.
- Темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным,
медленным, с многократным повтором основных моментов
- Все приемы и методы должны соответствовать возможностям детей с ЗПР и их особенностям. Дети должны испытывать чувство удовлетворённости и чувство уверенности в своих силах.
- Необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому как на уроках общеобразовательного цикла, так и во время специальных занятий.
- На уроках и во внеурочное время необходимо уделять постоянное внимание коррекции всех видов деятельности детей.
- Создание доверительных отношений со взрослыми.
- Формирование ученического коллектива на основе привлечения каждого ученика к активной общественно полезной деятельности и посильному производительному труду.
Рекомендации для родителей ребенка с задержкой психического развития по
обучению и воспитанию
- У детей с ЗПР ослаблена память, не сформировано произвольное внимание, отстают в развитии мыслительные процессы, поэтому необходимо закреплять изученный материал.
- Темы необходимо повторять вместе с ребенком, постепенно приучая его к самостоятельности.
- Помощь должна носить своевременный и разумный характер.
- Важно определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься(мама/папа/бабушка/дедушка).
- Время занятий (15 – 20 мин.) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала.
- Занятия должны носить занимательный характер и учитывать состояние обучающегося (здоровье/настроение).
- При выборе задания необходимо внимательно ознакомиться с его содержанием, убедиться, что вам и ребенку все понятно.
- Подберите необходимый наглядный дидактический материал, пособия, которые рекомендует учитель – дефектолог.
- Занятия должны быть регулярными.
- Закрепление знаний может проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.
- Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления и пресыщения.
- Необходимо разнообразить формы и методы проведения занятия, чередовать занятия по развитию речи с заданиями по развитию внимания, памяти, мышления…
- Необходимо придерживаться единых требований, которые предъявляются ребенку. Не позволяйте уклоняться от работы, лениться. Будьте терпеливы с ребенком, доброжелательны, но достаточно требовательны
- Отмечайте малейшие успехи, учите ребенка преодолевать трудности.
- Обязательно посещайте консультации дефектолога, логопеда, психолога.
- Своевременно консультируйтесь и проводите лечение детей.
Для развития познавательных процессов необходимо выполнять упражнения:
- Развитие мелкой моторики:
- nponucu
- рисование
- Развитие внимания:
- Выкладывание узора и мозаики;
- Нахождение различий в похожих картинках
- Нахождение одинаковых картинок среди множества
- Нахождение отмеченных букв в тексте (количество отмеченных букв за единицу времени увеличивается).
- Развитие восприятия:
- Различать цвета и их оттенки.
- Различать форму предметов и геометрические фигуры.
- Делить геометрические фигуры на 1, 4 равные части.
- Сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте).
- Выражать словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче),
выше (ниже), шире (уже).
- Сравнивать до 10 предметов, различных по величине.
- Измерять длину предметов с помощью условной мерки (нитки).
- Различать и называть части суток, их последовательность.
- Понимать значение слов вчера, сегодня, завтра.
- Знать дни недели, месяцы года.
- Развитие памяти:
- Заучивать небольшое стихотворение один раз в неделю;
- Находясь на кухне, спросите у ребенка, что вы забыли положить в салат
или правильно вы накрыли на стол?;
- Перед сном, когда вы прочли книгу, скажите ребенку: «Запомни, на какой
страничке мы остановились, завтра мы продолжим с этого места», например, 4 строчка сверху, 10 станица.;
- После просмотра мультфильма, задайте вопросы по его содержанию;
- После уборки можно спросить у ребенка: «Все ли игрушки лежат на своих
местах?», переложив одну из них в другое место;
- Придя домой с прогулки, спросите у ребенка, что он сегодня видел на
улице;
- Развитие мышления:
- Сравнивать и сопоставлять предметы, находить их сходства и различия.
- Описывать различные свойства окружающих его предметов.
- Узнавать предметы по заданным признакам.
- Разделять предметы на классы, группы путем выделения в этих предметах
тех или иных признаков.
- Находить противоположные по значению понятия.
- Определять родо-видовые отношения между предметами и понятиями.
- Развитие речи:
- Выполняйте артикуляционную гимнастику,
- Выполняйте упражнения: «Один-много», «Назови ласково»,
«Какой?Какая?Какие?», «Посчитаем предметы».
- Составляйте рассказы по картинкам.
- Пересказывайте сказки, мультфильмы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт создания индивидуальной программы развития ребенка с задержкой психического развития.
В настоящеее время в группы для детей с ЗПР всё чаще попадают дети со сложной структурой дефекта, либо с сочетанными нарушениями. Поэтому наиболее актуальной становится индивидуальная коррекционно-раз...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/05/picture-541974-1444059959.jpg)
Презентация "Рекомендации родителям детей с задержкой психического развития".
Презентация к консультации для родителей....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/05/picture-541974-1444059959.jpg)
Консультация "Рекомендации родителям детей с задержкой психического развития".
Консультацию смотреть с презентацией....
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/01/picture-1359323-1635774627.jpg)
Методические рекомендации в помощь педагогам и родителям детей с задержкой психического развития для профилактики школьной дезадаптации.
Методические рекомендации в помощь педагогам и родителям детей с задержкой психического развития для профилактики школьной дезадаптации....
![](/sites/default/files/pictures/2024/09/04/picture-1490614-1725436120.jpg)
Конспект индивидуально-коррекционного занятия учителя-дефектолога для ребенка с задержкой психического развития (Вариант 7).
Класс: 8 Тема: Морфологические признаки имени существительного. Морфологический разбор....
![](/sites/default/files/pictures/2024/09/04/picture-1490614-1725436120.jpg)
Конспект коррекционного занятия учителя-дефектолога. 4 класс, индивидуальное занятие, ребенок с задержкой психического развития. Вариант 7.2
Тема: Первоцветы.Цель: развитие познавательного интереса детей к природе в процессе ознакомления с первоцветами....
![](/sites/default/files/pictures/2024/09/04/picture-1490614-1725436120.jpg)
Конспект коррекционного занятия учителя-дефектолога. 3 класс, индивидуальное занятие, ребенок с задержкой психического развития.
Тема: Профессии.Цель: расширение знаний учащихся о профессиях...