Рекомендации для учителей и родителей ребенка с задержкой психического развития
методическая разработка

Рекомендации для учителей и родителей ребенка с задержкой психического

развития по обучению и воспитанию обучающегося.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_po_obucheniyu_detey_s_zpr.docx137.4 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для учителей и родителей ребенка с задержкой психического

развития по обучению и воспитанию обучающегося.

Задержка психического развития (ЗПР) – это такое нарушение нормального развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных интересов. Понятие «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания. Однако чем раньше создаются адекватные условия обучения и воспитания, тем успешнее преодолевается проблема в обучении и воспитании.

Отставание в развитии начинается уже с внутриутробного развития ребенка. Нередко ЗПР может быть обусловлена инфекционными заболеваниями в младенческом возрасте, черепно-мозговыми травмами, тяжелыми сложными соматическими заболеваниями. Ряд авторов выделяют наследственные факторы ЗПР, к которым относятся врожденная и наследственная неполноценность. Нередко она наблюдается у детей с задержкой церебрально-органического генеза, с минимальными мозговыми дисфункциями. В литературе подчеркивается преобладание мальчиков среди больных с ЗПР.

Дети с ЗПР характеризуются недостаточным развитием восприятия, неспособностью концентрировать внимание на существенных признаках объектов.

Причем память у таких детей страдает больше, чем логика. Логическое мышление у таких детей может быть более сохранным по сравнению с памятью. Конечно, отмечается отставание в речевом развитии. Представления об окружающем мире несколько снижены. У детей отсутствует патологическая инертность психических процессов. Такие дети не только способны принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные умственные и психологические навыки в другие сходные ситуации. Игровые действия детей бедны и невыразительны, что является следствием схематичности. С помощью взрослого дети с задержкой психического развития могут выполнять предлагаемые им интеллектуальные задания на близком к норме уровне, хотя и в замедленном темпе. Отмечается характерная для них импульсивность действий, недостаточная выраженность ориентировочного этапа, низкая продуктивность деятельности. Такие дети отличаются эмоциональной неустойчивостью и с трудом привыкают к детскому саду и школе.

Ученики с ЗПР используют помощь, они способны переносить продемонстрированный способ произведения действий на сходные задания. При условии соблюдения педагогами специальных требований к обучению таких детей, они способны изучить учебную информацию значительной сложности, рассчитанную на учащихся с нормальным развитием, соответствующим их возрастной категории.

Особенности обучения детей с ЗПР в значительной степени обусловлены тем, насколько на подготовительном этапе ученики усваивают навыки учебной деятельности. В подготовительном классе стержневыми задачами обучения являются коррекционная работа в отношении специфических дефектов развития когнитивной деятельности обучающихся, их мыслительных процессов, компенсирование недостатков в азбучных знаниях, подготовка к усвоению ключевых предметов, формирование умственной активности в ходе постижения учебного материала.

В обучении детей, страдающих заторможенностью развития процессов психики, следует основываться на задачах, поставленных требованиями программы обучения общеобразовательной школой, а также учитывать ряд специфических задач и коррекционную направленность, вытекающую из особенностей психофизиологических характеристик школьников указанной категории.

  1. Необходимо постоянно поддерживать уверенность в своих силах, обеспечить ученику субъективное переживание успеха при определённый усилиях. Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребёнка.
  2. Не нужно требовать немедленного включения в работу. На каждом уроке обязательно вводить организационный момент, т.к. школьники с ЗПР с трудом переключаются с предыдущей деятельности.
  3. Не нужно ставить ребёнка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания.
  4. Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их постепенно.
  5. Не требовать от ребёнка с ЗПР изменения неудачного ответа, лучше попросить ответить его через некоторое время.
  6. В момент выполнения задания недопустимо отвлекать учащегося на какие- либо дополнения, уточнения, инструкции, т.к. процесс переключения у них очень снижен.
  7. Стараться облегчить учебную деятельность использованием зрительных опор на уроке (картин, схем, таблиц), но не увлекаться слишком, т.к. объём восприятия снижен.
  8. Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать и т.д.
  9. Необходимо развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно находить ошибки у себя и у товарищей, но делать это тактично, используя игровые приемы.
  10. Необходима тщательная подготовка перед каждым уровнем. Важна не быстрота и количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения самых простых заданий.
  11. Учитель не должен забывать об особенностях развития таких детей, давать кратковременную возможность для отдыха с целью предупреждения переутомления, проводить равномерные включения в урок динамических пауз (через 10 минут).
  12. Не нужно давать на уроке более двух новых понятий. В работе стараться активизировать не столько механическую, сколько смысловую память.
  13. Для концентрации рассеянного внимания необходимо делать паузы перед зданиями, интонацию и приемы неожиданности ( стук, хлопки, музыкальные инструменты, колокольчик и т.п.).
  14. Необходимо прибегать к дополнительной ситуации ( похвала, соревнования, жетоны, фишки, наклейки и др.).особенно это актуально в детском саду. Использовать на занятиях игру и игровую ситуацию.
  15. Создавать максимально спокойную обстановку на уроке или занятии, поддерживать атмосферу доброжелательности.
  16. Темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным,

медленным, с многократным повтором основных моментов

  1. Все приемы и методы должны соответствовать возможностям детей с ЗПР и их особенностям. Дети должны испытывать чувство удовлетворённости и чувство уверенности в своих силах.
  2. Необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому как на уроках общеобразовательного цикла, так и во время специальных занятий.
  3. На уроках и во внеурочное время необходимо уделять постоянное внимание коррекции всех видов деятельности детей.
  4. Создание доверительных отношений со взрослыми.
  5. Формирование ученического коллектива на основе привлечения каждого ученика к активной общественно полезной деятельности и посильному производительному труду.

Рекомендации для родителей ребенка с задержкой психического развития по
обучению и воспитанию

  1. У детей с ЗПР ослаблена память, не сформировано произвольное внимание, отстают в развитии мыслительные процессы, поэтому необходимо закреплять изученный материал.
  2. Темы необходимо повторять вместе с ребенком, постепенно приучая его к самостоятельности.
  3. Помощь должна носить своевременный и разумный характер.
  4. Важно определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься(мама/папа/бабушка/дедушка).
  5. Время занятий (15 – 20 мин.) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала.
  6. Занятия должны носить занимательный характер и учитывать состояние обучающегося (здоровье/настроение).
  7. При выборе задания необходимо внимательно ознакомиться с его содержанием, убедиться, что вам и ребенку все понятно.
  8. Подберите необходимый наглядный дидактический материал, пособия, которые рекомендует учитель – дефектолог.
  9. Занятия должны быть регулярными.
  10. Закрепление знаний может проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.
  11. Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления и пресыщения.
  12. Необходимо разнообразить формы и методы проведения занятия, чередовать занятия по развитию речи с заданиями по развитию внимания, памяти, мышления…
  13. Необходимо придерживаться единых требований, которые предъявляются ребенку. Не позволяйте уклоняться от работы, лениться. Будьте терпеливы с ребенком, доброжелательны, но достаточно требовательны
  14. Отмечайте малейшие успехи, учите ребенка преодолевать трудности.
  15. Обязательно посещайте консультации дефектолога, логопеда, психолога.
  16. Своевременно консультируйтесь и проводите лечение детей.

Для развития познавательных процессов необходимо выполнять упражнения:

  1. Развитие мелкой моторики:
  • nponucu
  • рисование
  1. Развитие внимания:
  • Выкладывание узора и мозаики;
  • Нахождение различий в похожих картинках
  • Нахождение одинаковых картинок среди множества
  • Нахождение отмеченных букв в тексте (количество отмеченных букв за единицу времени         увеличивается).
  1. Развитие восприятия:
  • Различать цвета и их оттенки.
  • Различать форму предметов и геометрические фигуры.
  • Делить геометрические фигуры        на        1,        4 равные        части.
  • Сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте).
  • Выражать словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче),

выше (ниже), шире (уже).

  • Сравнивать до 10 предметов, различных по величине.
  • Измерять длину предметов с помощью условной мерки (нитки).
  • Различать и называть части суток, их последовательность.
  • Понимать        значение слов вчера,        сегодня,        завтра.
  • Знать дни        недели, месяцы года.
  1. Развитие памяти:
  • Заучивать        небольшое стихотворение один раз        в неделю;
  • Находясь на кухне, спросите у ребенка, что вы забыли положить в салат

или правильно вы накрыли на стол?;

  • Перед сном, когда вы прочли книгу, скажите ребенку: «Запомни, на какой

страничке мы остановились, завтра мы продолжим с этого места», например, 4 строчка сверху, 10 станица.;

  • После просмотра мультфильма, задайте вопросы по его содержанию;
  • После уборки можно спросить у ребенка: «Все ли игрушки лежат на своих

местах?», переложив одну из них в другое место;

  • Придя домой с прогулки, спросите у ребенка, что он сегодня видел на

улице;

  1. Развитие мышления:
  • Сравнивать и сопоставлять предметы, находить их сходства и различия.
  • Описывать различные свойства окружающих        его        предметов.
  • Узнавать предметы по заданным признакам.
  • Разделять предметы на классы, группы путем        выделения        в        этих предметах

тех или иных признаков.

  • Находить противоположные по значению понятия.
  • Определять родо-видовые отношения между предметами и понятиями.
  1. Развитие речи:
  • Выполняйте артикуляционную гимнастику,
  • Выполняйте        упражнения:        «Один-много», «Назови ласково»,

«Какой?Какая?Какие?», «Посчитаем предметы».

  • Составляйте рассказы по картинкам.
  • Пересказывайте сказки, мультфильмы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт создания индивидуальной программы развития ребенка с задержкой психического развития.

В настоящеее время в группы для детей с ЗПР всё чаще попадают дети со сложной структурой дефекта, либо с сочетанными нарушениями. Поэтому наиболее актуальной становится индивидуальная коррекционно-раз...

Методические рекомендации в помощь педагогам и родителям детей с задержкой психического развития для профилактики школьной дезадаптации.

Методические рекомендации в помощь педагогам и родителям детей с задержкой психического развития для профилактики школьной дезадаптации....

Конспект индивидуально-коррекционного занятия учителя-дефектолога для ребенка с задержкой психического развития (Вариант 7).

Класс: 8  Тема: Морфологические признаки имени существительного. Морфологический разбор....

Конспект коррекционного занятия учителя-дефектолога. 4 класс, индивидуальное занятие, ребенок с задержкой психического развития. Вариант 7.2

Тема: Первоцветы.Цель: развитие познавательного интереса детей к природе в процессе ознакомления с первоцветами....