Обогащаем словарь дошкольника
консультация
Предварительный просмотр:
«Обогащаем словарь дошкольника»
Старший дошкольный возраст – очень важный период в жизни ребенка, ведь от того насколько подготовленным малыш придет в первый класс, зависит его дальнейшее обучение.
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, теле-, радиопередачи. Поэтому развитие словаря – это одна из важных задач развития речи.
Следует отметить и то, что своевременное развитие словаря — один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.
Речь открывает доступ ребёнку ко всем достижениям человеческой культуры. С развитием речи у ребёнка тесно связано формирование как личности в целом, так и основных психических процессов.
Особенности словаря у детей с речевыми нарушениями.
Словарь детей с нарушениями речи имеет ряд особенностей. Во-первых, словарь ограничен в количестве. Во-вторых, имеющийся запас слов в пассивном словаре (те слова и выражения, которые ребенок понимает) медленно переходит в активный (слова и выражения, которые ребенок активно использует в речи). Дети затрудняются назвать по картинкам целый ряд слов, не знают названия многих частей предмета, дети заменяют их названием самого предмета (стена – «дом») или действия (кузов – «песок возят»), зачастую части предметов заменяют названиями частей тела (воротник – «горлышко»; кабина – «кузов»). Также дети заменяют слова, близкие по ситуации и внешним признакам (пишет – «раскрашивает»).
В словаре мало обобщающих понятий (машина, трамвай, поезд, самолет – это… - транспорт). В речи детей практически нет антонимов (слова противоположные по значению: холод - жара), очень мало синонимов (слова различные по звучанию, но близкие по значению: холод – стужа). Так, характеризуя величину предмета, дети используют только два понятия: большой и маленький, которыми заменяют слова длинный, короткий, высокий, низкий, толстый, тонкий, широкий, узкий.
Как развивать словарь ребенка?
Работа над развитием словаря должна проходить по нескольким направлениям:
- обогащение словаря новыми словами (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.);
- уточнение словаря (наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира);
- активизация словаря (дети должны не просто запомнить новые слова, но и уметь свободно ими пользоваться);
- устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные).
Развитие ребенка происходит через общение и совместную деятельность со взрослыми, только так малыш познает мир. С обогащением знаний детей об окружающем расширяется и словарный запас.
Стимулируйте развитие словаря посредством:
- наблюдения (наблюдайте за каким-нибудь процессом, например, за сезонными изменениями, происходящими в природе, рассматривайте различные предметы и т.д.);
- рассматривания и описания картин, картинок, игрушек и различных предметов;
- показа фильмов и последующего обсуждения;
- чтения художественных произведений;
- дидактических игр, словесно-логических упражнений.
Следует отметить, что данные приемы должны сопровождаться комментариями или рассказом взрослого. Постоянно рассказывайте, поясняйте ребенку: «Что это?», «Для чего это?», «Как это устроено?», «Почему происходит так, а не иначе?» и т.д.
Игры и упражнения для развития словаря.
В игровом материале, посвященном словарной работе, основное место занимают игры и упражнения, направленные на формирование понимания значения слова и употребление слова в соответствии с его смыслом.
Упражнения с существительными.
Покажите ребенку игрушечного медведя и попросите его назвать эту игрушку по-разному. Например, мишка, мишенька, мишутка и т.д.
Можно усложнить задание: «Скажи об игрушках словами, в которых слышится звук [ш] (мишутка, мишка, сынишка, малыш, игрушечка и т.д.). Назови одним словом этих двух мишек (братья, друзья, Топтыгины)»
Упражнение с глаголами.
Попросите ребенка ответить на вопросы:
- Что умеет делать кошка? (Лакать (молоко), царапаться, мяукать, мурлыкать, играть, лежать, смотреть, стоять и т.д.)
- Что любит делать щенок? (Бегать, грызть (кость), гоняться (за кошкой), играть и т.д.)
- Как ведёт себя щенок, когда ему дают кость? (грызёт, наслаждается, рычит, радуется, торопится)
- Что делает щенок, когда его берут на руки? (Прижимается, радуется, смотрит, зажмуривается, сопит)
Упражнения с прилагательными.
- попросите ребенка подумать, о чём можно сказать, используя слова: круглая (тарелка, сковородка), круглый (шар, мяч, стол, поднос, обруч), круглое (зеркало, колесо)?
- какими словами можно сказать про солнышко? (ясное, лучистое, золотистое, весёлое, радостное, светлое, весеннее, доброе, ласковое, горячее)
- каким может быть ручеёк? (журчащим, поющим, звенящим, говорливым, бегущим)
Упражнения с наречиями.
Попросите ребенка ответить на ряд вопросов (после чего поменяйтесь местами – пусть ребенок сам придумывает вопросы):
- как мчится волк за своей добычей? (быстро, стремительно),
- как передвигается черепаха? (медленно, спокойно, плавно).
- как падают листья на землю во время листопада? (бесшумно, тихо, легко, медленно, спокойно, плавно, красиво).
Дорогие родители, помните, что важно использовать каждую минуту общения с ребенком для развития его речи: нужно беседовать, разговаривать по дороге домой из детского сада, больше и чаще читать с ребенком книг и обсуждать с ребенком прочитанное, побуждать ребенка высказывать свое мнение и переживания. Тогда речь вашего малыша будет грамотной и красивой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обогащаем словарь дошкольника
Цель: познакомить родителей с приёмами обогащения словарного запаса дошкольников.В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взросл...
Консультация для родителей «Обогащаем словарь дошкольника»
Консультация для родителей «Обогащаем словарь дошкольника»...

Родительское собрание на тему "Обогащаем словарь ребёнка!"
В документе представлены практические рекомендации для родителей, учащихся 1 класса по обогащению словарного запаса....

Обогащаем словарь дошкольников
Работу над обогащением словарного запаса нельзя рассматривать как самоцель. Дело в то, что у детей может быть достаточно большой словарный запас, если этому уделяется большое ...