Родительское собрание на тему "Обогащаем словарь ребёнка!"
консультация

Колмогорова Наталья Анатольевна

В документе представлены практические рекомендации для родителей, учащихся 1 класса по обогащению словарного запаса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рекомендации для родителей21.55 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на родительском собрании МКОУ СКОШ 10 1 класс

учитель-логопед Колмогорова Н.А.

“Особенности словаря у детей с речевыми нарушениями”

         Уважаемые родители!

        Для развития речи вашего ребенка  Важно!!! использовать каждую минуту общения с ним : нужно беседовать, разговаривать по дороге, больше и чаще читать с ребёнком книг и обсуждать прочитанное, побуждать ребёнка высказывать свое мнение и переживания. Тогда его речь будет грамотной и красивой.

         Словарь детей с нарушениями речи имеет ряд особенностей. Имеющийся запас слов в пассивном словаре медленно переходит в активный. Дети затрудняются назвать по картинкам целый ряд слов, не знают названия многих частей предмета, дети заменяют их названием самого предмета (стена – «дом») или действия (кузов – «песок возят»), зачастую части предметов заменяют названиями частей тела (воротник – «горлышко»; кабина – «кузов»). Также дети заменяют слова, близкие по ситуации и внешним признакам (пишет – «раскрашивает»). В словаре детей, мало обобщающих понятий (туфли, кеды, сапоги – это… - обувь). В речи практически нет антонимов (слова противоположные по значению: холод - жара), очень мало синонимов (слова различные по звучанию, но близкие по значению: холод – стужа). Характеризуя величину предмета, дети используют только два понятия: большой и маленький. Этими словами, дети часто заменяют слова: длинный, короткий, высокий, низкий, толстый, тонкий, широкий, узкий.

 Как развивать словарь ребенка?

 Работа над развитием словаря должна проходить по нескольким направлениям:

• обогащение словаря новыми словами (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.);

 • уточнение словаря (наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира);

• активизация словаря (дети должны не просто запомнить новые слова, но и уметь свободно ими пользоваться);

• устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные).

        Развитие ребёнка происходит через общение и совместную деятельность со взрослыми, только так он познает мир. С обогащением знаний детей об окружающем расширяется и словарный запас.

        Стимулируйте развитие словаря посредством:

- наблюдения (наблюдайте за каким-нибудь процессом, например, за сезонными изменениями, происходящими в природе, рассматривайте различные предметы и т.д.); - рассматривания и описания картин, картинок, игрушек и различных предметов;

- показа фильмов и последующего обсуждения;

• чтения художественных произведений;

• дидактических игр, словесно-логических упражнений. Данные приемы должны сопровождаться комментариями или рассказом взрослого. Постоянно рассказывайте, поясняйте ребенку: «Что это?», «Для чего это?», «Как это устроено?», «Почему происходит так, а не иначе?» и т.д. Игры и упражнения для развития словаря. Упражнения с существительными. Покажите ребенку игрушечного зайца и попросите его назвать эту игрушку по-разному. Например, зайка, заинька, зайчишка и т.д. Игра «Назови три предмета» Нужно назвать три слова по заданной теме (овощи, фрукты, мебель, транспорт и т.д.). Игра «Кто больше увидит и назовет?» (назови игрушки в комнате, назови чайную посуду на столе, назови одежду и т.д.).

Упражнение с глаголами.

        Попросите ребёнка ответить на вопросы: 1) Что умеет делать кошка? (Лакать (молоко), царапаться, мяукать, мурлыкать, играть, лежать, смотреть, стоять и т.д.) 2) Что любит делать щенок? (Бегать, грызть (кость), гоняться (за кошкой), играть и т.д.) 3) Как ведёт себя щенок, когда ему дают кость? (грызёт, наслаждается, рычит, радуется, торопится) 4) Что делает щенок, когда его берут на руки? (Прижимается, радуется, смотрит, зажмуривается, сопит) Упражнения с прилагательными. Попросите ребёнка подумать, о чём можно сказать, используя слова: круглая (тарелка, сковородка), круглый (мяч, стол, поднос, обруч), круглое (яблоко, колесо)? Какими словами можно сказать про солнышко? (Яркое, лучистое, золотистое, светлое, весеннее, и т.д.). Какой может быть песенка? (веселая, грустная, громкая и т.д.). Опиши предмет: банан, он какой? (желтый, сладкий, овальный, большой и т.д.). Упражнения с наречиями. Попросите ребенка ответить на ряд вопросов (после чего поменяйтесь местами – пусть ребенок сам придумывает вопросы): 1) Как мчится волк за своей добычей? (Быстро, стремительно), 2) Как передвигается черепаха? (Медленно, спокойно, плавно). 3) Как падают листья на землю во время листопада? (тихо, легко, медленно, плавно, красиво).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Конфликты с собственным ребёнком", презентация.

КОНФЛИКТЫ С СОБСТВЕННЫМ РЕБЁНКОМ Цели:Помочь родителям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций в семье.Способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из неё....

Выступление на родительском собрании "Как сохранить здоровье ребёнка"

Выступление на родительском собрании "Как сохранить здоровье ребёнка"...

Родительское собрание "Конфликты с собственным ребёнком и пути их разрешения"

Цели собрания: Помочь родителям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций в семье.Способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из неё.Предоставить родителям возможность с по...

Доклад на родительском собрании "Как говорить, чтобы ребёнок вас услышал?"

Этот материал поможет родителям избежать конфликтов с детьми, поможет найти пути разрешения трудных ситуаций...

Презентация к родительскому собранию: Как помочь своему ребёнку быть успешным в учёбе?

Презентация к родительскому собранию: Как помочь своему ребёнку быть успешным в учёбе?...