Как расширить словарный запас ребёнка?
консультация

Феденых Наталья Владимировна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx14.48 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Как расширить словарный запас ребёнка?

В  районе от 3 до 6 лет у детей происходит качественный скачок в развитии речи. За эти три года (при нормальном речевом развитии) ребёнок овладевает всеми звуками речи, учится строить сложноподчинённые предложения, овладевает всеми склонениями существительных, глаголов, местоимений, степенями сравнения прилагательных и наречий.

Если у ребёнка наблюдается отставание в речевом развитии, которое отражается не только на звукопроизношении, но и на связной речи, родителям необходимо помочь ему «догнать» сверстников. Если в нормализации звукопроизношении без помощи логопеда не обойтись, то расширить словарный запас ребёнка могут и сами родители, выделяя для этого время в повседневном общении.

В этом возрасте у ребенка появляется новый жизненный опыт, развивается долговременная память, он уже многое знает об окружающем мире и сможет прослеживать закономерности. Например, с ним без труда можно поговорить о том, что ребенок кошки называется котенком, собаки — щенком, лошади — жеребенком, а коровы — теленком. Дети слона и слонихи — слонята.

Можно побеседовать о том, кто может вылупиться из яйца, что может вырасти из семечка, кем раньше был дедушка и кем — бабушка.

Или обсудить, что делает строитель, что делает учитель, летчик, плотник, сапожник, переплетчик, где они работают, какие им нужны инструменты и т. д.

Или поиграть в «магазин» или в «почту». При этом можно немного схитрить: пусть в магазине продаются блюдца разного размера, разного цвета и с разными узорами, и продавец никак не может разобраться, что нужно покупателю — пусть ребенок как можно точнее опишет выбранную покупку. «Почтальону» можно давать длинные инструкции: «Иди прямо по улице Цветочной, на первом повороте сверни направо на улицу Огуречную, найди дом с красной крышей и синими окошками, отнеси посылку на второй этаж зайчику». В  старшем возрасте «почтальон» может путешествовать по карте вашего родного города.

Можно вспоминать вместе «летние», «осенние», «весенние» и «зимние» слова. Соревноваться в том, кто вспомнит больше предметов одежды или обуви (например, за каждое слово играющий делает шаг, выигрывает тот, кто быстрее дойдет до стены). Также можно играть в «гладкий и шершавый», «высокий и низкий», «тяжелый и легкий», «горячий и холодный».

Сравнивать двух собак, две сумки, два башмака, два поезда — искать сходства и различия. Если у вас и ребенка работает фантазия, ваши герои могут поговорить друг с другом, отправиться в путешествие и т.д.,

Обсуждать картинки, и даже картины.

Читать или рассказывать историю и тут же рисовать к ней картинки, чтобы получалось что-то вроде комикса. Причем, как в настоящем комиксе, можно нарисовать «пузыри», выходящие изо рта персонажей, в которые вписываются простейшие слова: «Да», «Нет», «Ах!», «Ух!», «Ой!», «Ха-ха!».

Подбирать синонимы (веселый, радостный, довольный) или антонимы (сильный — слабый, громкий — тихий) и т. д.

Учить стихи, песенки, скороговорки, загадки.

Пересказывать только что прочитанные сказки.

Наконец, сочинять сказки самостоятельно.

В старшем дошкольном возрасте очень полезна такая форма работы: ребёнок рассказывает историю (сказку, рассказ по картинке, историю из жизни), а вы записываете её печатными буквами. При этом ребёнок не только ясно видит, для чего нужны буквы, но и учится точнее формулировать свою мысль, работает над чистотой своей речи, учится слушать себя и контролировать и т.д.

Это только примеры «словарных» игр, на самом деле их великое множество. Заглядывайте в детские журналы, в брошюры с развивающими играми – там всегда найдётся что-то интересное. Только – не будьте занудами. Не относитесь к играм со словами как к серьёзной и обязательной работе. У вашего ребёнка всегда должно быть достаточно времени для беганья-прыганья, шалостей, игр с друзьями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обогащение словарного запаса дошкольников с ОНР,

Консультация  для  воспитателей  ДОУ....

Иванова Н.В. Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка.

Обогащение словарного запаса учащихся – одна из важнейших задач  школьного курса русского языка.Потребность в пополнении словарного запаса определяется различными причинами. Окружающая жизнь,...

"Как расширить словарный запас по английскому языку"

Данная статья содержит совет для родителей по обогащению словарного запаса учащихся по англ.яз....

Обогащение словарного запаса детей-инвалидов на уроках русского языка при домашнем обучении. Приёмы обогащения словарного запаса детей.

Русский язык является одним из богатейших языков мира. Задача учителя русского языка в школе – сформировать развитую речевую культуру у школьника, сообразную с потребностями современного. Лексич...

Словарная работа на уроках русского языка как один из путей развития речи и обогащения словарного запаса учащихся

Мастер-класс  о системном подходе к изучению лексики родного языка в школе...