Иванова Н.В. Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка.
методическая разработка по русскому языку на тему
Обогащение словарного запаса учащихся – одна из важнейших задач школьного курса русского языка.
Потребность в пополнении словарного запаса определяется различными причинами. Окружающая жизнь, учеба в школе, чтение книг, газет, журналов, слушание радио- и телепередач обогащают знания детей, вместе с которыми зачастую приходят незнакомые слова. Среди незнакомых слов могут быть те, которые употреблять не стоит из-за их грубого, вульгарного значения. Задача учителя – помочь учащимся овладеть той частью пассивного словарного запаса, которая допустима при общении.
Несмотря на то, что русский язык является родным для большинства детей и на нем они говорят с рождения, правильно, четко, лаконично изложить мысль могут немногие. Отсюда вытекает вторая задача, стоящая перед учителем – научить использовать имеющийся словарный запас с максимальной пользой.
В данной работе представлены упражнения, которые можно использовать для обогащения словарного запаса и обучения умению пользоваться известными и вновь усвоенными словами. Эти упражнения применимы не только на уроках, посвященных непосредственному изучению лексики как раздела науки о языке, но и на уроках различной тематики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obogashchenie_slovarnogo_zapasa_uchashchihsya_na_urokah_russkogo_yazyka.doc | 215 КБ |
Предварительный просмотр:
Иванова Н.В.
Обогащение словарного запаса
учащихся на уроках русского языка.
Пояснительная записка.
Обогащение словарного запаса учащихся – одна из важнейших задач школьного курса русского языка.
Потребность в пополнении словарного запаса определяется различными причинами. Окружающая жизнь, учеба в школе, чтение книг, газет, журналов, слушание радио- и телепередач обогащают знания детей, вместе с которыми зачастую приходят незнакомые слова. Среди незнакомых слов могут быть те, которые употреблять не стоит из-за их грубого, вульгарного значения. Задача учителя – помочь учащимся овладеть той частью пассивного словарного запаса, которая допустима при общении.
Несмотря на то, что русский язык является родным для большинства детей и на нем они говорят с рождения, правильно, четко, лаконично изложить мысль могут немногие. Отсюда вытекает вторая задача, стоящая перед учителем – научить использовать имеющийся словарный запас с максимальной пользой.
В данной работе представлены упражнения, которые можно использовать для обогащения словарного запаса и обучения умению пользоваться известными и вновь усвоенными словами. Эти упражнения применимы не только на уроках, посвященных непосредственному изучению лексики как раздела науки о языке, но и на уроках различной тематики.
ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.
Слово является центральной единицей языка. Оно не только несет разнообразную семантическую информацию, но и, занимая место в предложении, коммуникативной единице, обеспечивает речевое общение людей.
Каждый человек – взрослый и ребенок – владеет лишь частью лексики своего языка, и эта часть является его личным словарным запасом. Лексикон современного школьника пополняется за счет окружающей жизни и средств массовой информации. Далеко не каждое слово из пассивного запаса переходит в активный словарный запас, и это препятствует решению коммуникативных задач. Чем богаче словарный запас человека, тем точнее, ярче, выразительнее будет его речь, тем быстрее он добьется цели, которую ставит, начиная общение.
Обогащение словарного запаса учащихся – важнейшая задача курса русского языка. Можно выделить две цели обогащения словарного запаса:
- количественное увеличение слов и качественное совершенствование имеющегося запаса слов;
- обучение умению пользоваться известными и вновь усвоенными словами.
Обе эти цели можно реализовать не только на специальных уроках изучения лексики как особого раздела науки о языке. Работа по обогащению словарного запаса должна продолжаться и при изучении фонетики, морфологии, орфографии, синтаксиса, стилистики. Именно подбор таких упражнений и стал целью автора этой работы.
Упражнения можно разделить на два типа:
- чисто лексические упражнения (направлены на осознание значения слова, что очень важно для обогащения словарного запаса);
- синтетические упражнения, с помощью которых одновременно решается несколько задач (основаны на принципе взаимосвязи различных разделов школьного курса русского языка).
Упражнения первого типа можно применять на любом уроке в качестве «лексической пятиминутки», а упражнения второго типа привязаны к изучению той или иной темы и делятся, в свою очередь, на лексико-грамматические, лексико-синтаксические, и лексико-орфографические.
ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ.
Наиболее простыми являются лексико-семантические упражнения, цель которых – выяснение значения слова.
Упражнение 1.
Прочитайте в толковом словаре словарные статьи к следующим словам: хоккей, фигурист, стадион, олимпиада, рефери, раунд. Составьте предложения с этими словами. Определите их лексическое значение.
Упражнение 2.
Соотнести слова из правого и левого столбика, составить с ними предложения.
Бережный Бережливый Береженый | Такой, которого оберегают; который бережётся, осторожен. Заботливый, внимательный и осторожный. Бережно относящийся к имуществу, расчётливый, экономный. |
Пустырь Пустыня Пустынь | Большое, не заселённое людьми пространство, лишённое растительности или со скудной растительностью. Небольшой монастырь в труднодоступной пустынной местности. Незастроенное, запущенное место близ жилья или на месте бывшего жилья. |
Следующие упражнения рассчитаны на учащихся старших классов. Но тип задания применим и к 5 – 6 классам, только необходимо подобрать соответствующую возрасту и интересам лексику. Полезны эти упражнения и как тренировка орфоэпических норм.
Упражнение 3.
Поместите слова в подходящие по смыслу предложения.
Автоматически Агрегат Аккумулятор Арматура Вентилятор | Коммутатор Компостер Компостировать Мотор Реактор | Сепаратор Семафор Стабилизатор Хронометр Экскаватор |
1. Мои часы ходят абсолютно точно – это настоящий __________.
2. Об аварии Чернобыльского атомного ____________ человечество не скоро сможет забыть.
3. С помощью _____________ из цельного молока получают сливки.
4. __________________ - прибор для накопления энергии с целью последующего ее использования.
5. Это внутренний телефон учреждения. В город нужно звонить через ______________________.
6. Без ________________ проездной билет недействителен.
7. Любой механизм будет работать только в том случае, если у него исправен ______________ .
8. Раньше в метро объявляли: «Не прислоняться – двери открываются ____________________».
9. Чтобы разогнать душный воздух в помещении, надо включить ________________.
10. Для сбора и обработки урожая кукурузы нужен совершенный ________________.
11. _________________ показывает, что железнодорожный путь свободен.
12. _________________ - это стальной каркас железобетонных сооружений.
13. На пустырь прибыли ________________, чтобы вырыть котлован под фундамент большого дома.
14. Устойчивость, постоянное положение аппаратам и механизмам придает специальный прибор - _____________.
Упражнение 4.
Большинство этих слов употребляют, говоря об искусстве. Уточните по словарю значение этих слов. Почувствуйте себя художественным критиком. Напишите, используя несколько из данных слов, небольшой текст о каком-либо явлении искусства, о художнике, выставке, фильме и т.п.
Апофеоз Вдохновение Воспроизведение Впечатление Гармония Каллиграфия | Маститый Традиция Сеанс Шаблон Этикетка Каталог | Лубочный Наподобие Подражать Воображать Макет Экспозиция |
Для учащихся 5 – 6 класса подойдет другой подбор слов. Например, при составлении текста по теме «В библиотеке» используйте слова: абонемент, иллюстрация, стеллаж, популярный, брошюра, газета.
Упражнение 5.
Приведены слова, относящиеся к военной тематической группе. Они могут встретиться вам в различных художественных произведениях. Проверьте себя: все ли слова вам понятны? Выпишите незнакомые слова. Значение незнакомых и малознакомых слов узнайте по словарю.
Адъютант Амуниция Артиллерия Батальон Бинокль Бодрствовать Бряцать Величественный Гарнизон Гауптвахта Генерал Генералиссимус Госпиталь Девиз Дезертир Десант | Диверсия Дивизион Ефрейтор Кавалерия Каземат Кандалы Капитан Картечь Каторга Китель Кобура Кокарда Команда Комендант Комиссар Конвоир | Конница Лейтенант Майор Медаль Недюжинный Обмундирование Ополчение Офицер Повинность Подразделение Поощрение Порох Резерв Сапер Сержант Супостат |
Для 5 – 7 классов целесообразно проводить подобные упражнения накануне уроков по развитию речи (сочинение по картине, например). Перед написанием сочинения по картине И.И.Шишкина «Корабельная роща» можно выполнить упражнение со следующим набором слов:
Изгородь Картина | Крона Лазурь | Пейзаж Полумрак | Репродукция Русло |
Кроме знания лексического значения слова, важным является выяснение лексической сочетаемости слов.
Упражнение 6.
Необходимо составить словосочетание из сложных слов, помещенных в левой колонке, с подходящими по смыслу и употреблению словами правой колонки.
Высокомерность Великодушный Высокомерный Великодушием Высокомерно Великодушное высокомерная | поступок взгляд поза барская сердце смотреть движимый |
В рамках изучения темы «Лексика» происходит знакомство с понятиями синонимы и антонимы. Использование синонимов позволяет разнообразить и обогатить речь ребенка. При этом возвращаться к синонимичным парам можно в течение всего курса изучения языка.
Упражнение 7.
Расположите близкие по значению слова по степени возрастания или уменьшения интенсивности обозначаемых действий или признаков.
Возвышенность, гора, холм;
неприятель, противник, враг;
большой, колоссальный, огромный;
талантливый, гениальный, способный;
мчаться, идти, бежать;
ошибка, погрешность, промах;
сумерки, мрак;
изумительный, прекрасный, превосходный, хороший;
робкий, трусливый, боязливый;
холодный, прохладный, ледяной;
смеяться, хохотать, улыбаться;
кричать, говорить, шептать.
Упражнение 8.
Заполните таблицу своими примерами:
синоним | антоним | |
Неповоротливый | неуклюжий | ловкий |
мрачный | темный | светлый |
храбрый | отважный | трусливый |
грустный | унылый | веселый |
молодой | юный | старый |
стремительный | быстрый | медленный |
прекрасный | красивый | отвратительный |
забавный | интересный | скучный |
дружеский | товарищеский | враждебный |
Упражнение 9.
Подобрать к данным словам синонимы, из первых букв которых получилось бы слово Волга.
Наружность | - | Внешность |
Родина | - | Отечество |
Вежливый | - | Любезный |
Рубеж | - | Граница |
Деятельный | - | Активный |
Упражнение 10.
Подобрать к данным словам синонимы так, чтобы все они начинались на букву У:
Пользоваться | - | Употреблять |
Просить | - | Умолять |
Настаивать | - | Упрямиться |
Старание | - | Усердие |
Страх | - | Ужас |
Буря | - | Ураган |
Достижение | - | Успех |
Крепость | - | Укрепление |
Неуклюжий | - | Угловатый |
Мудрый | - | Умный |
Скучный | - | Унылый |
Огромные возможности для реализации творческих способностей и учителя, и учеников дает работа по созданию и активизации фразеологического запаса учащихся.
Начинать работу можно с упражнений по определению лексического значения фразеологизмов.
Упражнение 11.
К фразеологическим оборотам, данным в левом столбике, подберите подходящие слова или словосочетания из правого столбика; полученные пары запишите в тетрадь:
воспрянуть духом дать знать прийтись по вкусу за тридевять земель вставлять палки в колеса навострить лыжи | убежать мешать ободриться понравиться сообщить очень далеко |
Необходимо также предусмотреть задания на конструирование предложений с фразеологическими конструкциями, которые помогут учащимся избежать ошибок в лексической и грамматической сочетаемости.
Упражнение 12.
Запишите предложения, заменив в них выделенные слова подходящими по смыслу фразеологическими оборотами:
Лирическая повесть оказалась последним, предсмертным проявлением таланта писателя. (Лебединая песня).
Никто и не подумал, что этот слабенький парнишка преодолел немалое расстояние. (Никому и в голову не пришло).
Целью обогащения словарного запаса учащихся является работа над контекстным употреблением слов – над точностью и целесообразностью употребления слов и фразеологизмов в зависимости от цели, темы, ситуации и стиля создаваемого текста. Поэтому важны упражнения на исправление предложений, в которых допущены ошибки в употреблении фразеологизмов.
Упражнение 13.
Исправьте предложения, объяснив, в чем заключается ошибка:
Мальчик выбивался из кожи, но задача не выходила. (Объединение компонентов двух фразеологизмов: выбивался из сил и лез из кожи).
Саша сам по себе на уме: шутит, а дело делает. (Сам по себе – отдельно, себе на уме – хитрый).
Усвоению новых слов способствует разгадывание кроссвордов, чайнвордов, которые может предлагать учитель или составлять сами ученики.
Упражнение 14.
1. | ||||||||
3. | ||||||||
4. | ||||||||
2. | ||||||||
8. | ||||||||
7. | ||||||||
6. | 5. | |||||||
1.Черная смолистая масса, употребляемая при заливке дорог, тротуаров (асфальт).
2.Игрок в теннис (теннисист).
3.Южное растение, из которого добывают сахар (тростник).
4.Маленькая птичка с пестрыми крыльями, живущая в Центральной и Южной Америке (колибри)
5.Рисунок, поясняющий что-либо (иллюстрация).
6.Этаж в театре (ярус).
7. Учащийся высшего учебного заведения или техникума (студент).
8. Летнее открытое помещение в виде пристройки с крышей на столбах (терраса).
СИНТЕТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ.
1. ЛЕКСИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.
Система упражнений по словообразованию, к сожалению, часто сводится к тому, что учащимся предлагается разобрать слово по составу, подобрать однокоренные слова, определить способ образования. Это приводит лишь к механическому усвоению словообразовательных процессов. Словообразование тесно связано с лексикой. Словообразовательный анализ необходимо сопровождать выяснением лексического значения слова, а также составляющих его морфем.
Упражнение 15.
Определите по словарю лексическое значение слов. Объясните, почему данные слова имеют разное лексическое значение, хотя у них один корень.
Лес, лесник, перелесок, лесистый;
Гора, горец, гористый, пригорок;
Бросить, бросок, перебросить, выбросить.
В зависимости со способностями класса следующее упражнение можно выполнять полностью или частично. С помощью учителя даже самый слабый класс справится с подобным заданием.
Упражнение 16.
Построить словообразовательную парадигму, заполнить таблицу.
Исходный глагол ЧИТАТЬ | ||
существительное | Субъект действия | Читатель, чтец, читальщик, читала, читарь, читчик. |
Отвлеченное действие | Чтение, читка, читание | |
Объект действия | Чтиво | |
Место действия | Читальня, читалка. | |
прилагательное | Процессуальный признак | Читальный |
глагол | Временные модификации | Дочитать, прочитать, перечитать. |
Степень интенсивности действия. | Начитаться, вчитаться, почитать, вычитать, зачитать, недочитать… |
В данном упражнении можно подбирать слова со значением:
- размерно-оценочное значение (хлеб, хлебушек, хлебушко);
- значение единичности;
- значение «сделанный из чего-либо»;
- группа слов со значением лица;
- значение наименования изделий, сделанных из того, что названо базовым словом;
- значение места.
2. ЛЕКСИКА И МОРФОЛОГИЯ.
Каждое слово относится к какой-либо лексико-грамматической группе, т.е. части речи. Поэтому на уроках морфологии в процессе изучения частей речи обогащаются представления учащихся о типах значений слов, углубляется понимание лексического значения слова, расширяется словарный запас учащихся.
Тема «Имя существительное» очень интересна в лексическом отношении, так как эта часть речи включает обширный разряд слов, обозначающих конкретные предметы, живые существа, различные явления, отвлеченные понятия. Все это способствует проведению словарной работы, обогащению словаря учащихся.
Упражнение 17.
Выясните, что обозначают существительные каждой группы. Какие существительные являются однозначными, а какие многозначными? Проверьте себя по толковому словарю.
1. Стол, парта, река, нефть, золото, хлеб, голова.
2. Человек, плотник, врач, офицер, мальчик.
3. Зима, гроза, ветер, буря, утро.
4. Честность, бодрость, внимание, забота.
Помимо обогащения лексикона упражнения могут способствовать развитию логического мышления, ученик учится видеть существенные и второстепенные признаки значения слова. В этом сильно помогают упражнения типа «Третий (четвертый) лишний» и игра «Сотвори себе извилину».
Упражнение 18.
Из каждой группы слов исключите одно лишнее.
1. Тетрадь, блокнот, ручка, журнал.
2. Племянник, свояк, мачеха, школьник.
3. Портрет, акварель, кисть, портьера.
4. Аудитория, студенты, замена, преподаватель, и т.д.
Упражнение – игра «Сотвори себе извилину».
Даны три слова. Необходимо исключить одно лишнее, найдя основание для объединения двух других слов. Чем больше оснований для классификации найдено, тем лучше.
помидор | собака | солнце |
При работе с этим упражнением надо стремиться к тому, чтобы учащиеся не останавливались на одном каком-то уровне (например, материальном: собака и солнце излучают тепло, а помидор нет; помидор и солнце похожи по форме, а собака нет), переходили в другие плоскости анализа значения (пласт человеческих отношений: собака и солнце применимо как выражение отношения к человеку, а помидор нет; пласт лингвистический: собака и солнце начинаются с одной и той же буквы, а помидор нет, в помидоре две гласные О, а в собаке и солнце по одной и т.д.). Чем больше пар будет составлено, тем лучше ребенок увидит все стороны значения слова.
Словарные слова или слова, входящие в ЗСП по программе М.М.Разумовской, необходимо включать в предложения, чтобы выяснить особенности употребления слов и их лексическую сочетаемость. Для учеников это задание будет интереснее, если провести его в форме упражнения «Фантазеры».
Упражнения «Фантазеры».
Вам предложены слова. Необходимо уточнить значение этих слов и соединить их в одно высказывание. Победит тот, кто удачнее соединит слова.
Лингвистический, территория, терраса.
Побеждать, расстояние, фонетика.
В упражнениях при изучении темы «Имя существительное» можно сочетать пополнение лексического запаса слов с закреплением знаний об особенностях формообразования некоторых существительных
Упражнение 21.
3. | ||||||||||||
6. | ||||||||||||
2. | ||||||||||||
5. | ||||||||||||
4. | ||||||||||||
7. | ||||||||||||
1. | 9. | 8. |
1. Существительное 1-го склонения, обозначающее неопрятного человека (неряха).
2. Существительное женского рода 1-го склонения, синоним выражения «вооруженные силы» в родительном падеже (армии).
3. Существительное мужского рода 2-го склонения, синоним слова «истукан» в творительном падеже единственного числа (идолом).
4. Существительное мужского рода 2-го склонения, с уменьшительно-ласкательным суффиксом, образованное от слова «медведь» (медвежонок).
5. Существительное мужского рода 2-го склонения, обозначающее мужскую профессию и образованное от слова «камень» (каменщик).
6. Существительное женского рода 1-го склонения, являющееся названием домашней птицы, в дательном падеже (курице).
7. Существительное женского рода 3-го склонения, являющееся названием породы деревьев, в дательном падеже множественного числа (елям).
8. Существительное мужского рода 2-го склонения, обозначающее сооружение для переезда и перехода через реку, в родительном падеже множественного числа (мостов).
9. Существительное среднего рода, в котором при склонении появляется суффикс ЕН, в родительном падеже множественного числа (времен).
При изучении неопределенных местоимений можно предложить упражнения, одновременно позволяющие отрабатывать навыки дефисного написания местоимений и обогащать словарный запас учащихся.
Упражнение 22.
Знаешь ли ты лексическое значение слов?
Претензия – предъявление своих прав на кого-либо, что-либо, требование чего-либо.
Солидарность – активное сочувствие каким-либо действиям или мнениям.
Финал – заключение, конец чего-либо.
По данному образца составьте предложения, используя словарные статьи. (например, автомат, грамота, табло).
При изучении темы «Глагол» возникает необходимость познакомить учащихся с нормами управления глаголов. При этом можно составить упражнения так, чтобы они несли еще и нагрузку обогащения словарного запаса учащихся.
Словарная работа может быть организована следующим образом. При закреплении темы «Наклонение глагола» на доске вывешивается таблица со словами: участвовать, шефствовать, разграничить, добраться, ворваться. Вместе с учениками выясняем значение этих глаголов. Рядом с каждым глаголом записываем падежный вопрос.
Участвовать в чем?
Шефствовать над кем?
Разграничить что?
Добраться до чего?
Ворваться во что?
Затем учащиеся записывают составленные словосочетания.
Существует определенная группа глаголов-синонимов, требующих разного управления. Разбирая такие глаголы, не только предотвращаются возможные грамматические ошибки, но и обогащается активный словарный запас учащихся.
Беспокоится – о ком? тревожиться – за кого?
Наградить – чем? удостоить – чего?
Обвинять – в чем? осуждать – за что?
Управлять – чем? регулировать – что?
Руководить – чем? возглавлять – что?
И т.д.
Чтобы закрепить знания учащихся о нормах управления синонимичных глаголов, развивать умение применять такие глаголы в речи предлагается следующее упражнение:
Упражнение 23.
Придумайте предложение, включив в него первый глагол, затем измените придуманное предложение, заменив первый глагол вторым:
Сообщить – информировать,
Догнать – поравняться,
Сочувствовать – сожалеть,
Мешать – задерживать,
Приобрести – обзавестись,
Придерживаться – следовать,
Мечтать – воображать.
Можно продолжать работу по усвоению ранее изученных лексических понятий.
Упражнение 24.
Подобрать глаголы-синонимы, имеющие разговорную окраску.
Смотреть - (таращиться)
Суметь – (ухитриться)
Вмешиваться – (соваться)
Броситься – (бултыхнуться)
Синонимы можно подбирать самостоятельно или выбирать из данных синонимических рядов:
- удариться, стукнутся;
- испугать, напугать, устрашить, нагнать страху;
- упасть, свалиться, рухнуть, грохнуться, шлепнуться;
- мерзнуть, зябнуть, коченеть, леденеть, промерзать, застыть;
- засмеяться, рассмеяться, захихикать, фыркнуть, прыснуть, захохотать.
Упражнение 25.
Подобрать слова, синонимичные данным:
Думать, тратить, строить делать, радоваться, поглощать, приобретать, просить, употреблять, удивить.
Упражнения при изучении темы «Наречие» включают задания, направленные на совершенствование речи учащихся. Речевая направленность системы упражнений обеспечивается работой по обогащению речи учащихся наречиями различных смысловых групп. Особое внимание обращается на формирование умения использовать в речи наречия – синонимы и антонимы, а также наречия, служащие средством выражения оценки.
Упражнение 26.
Из данных слов выберите наречия, которые могут использоваться при описании трудовых процессов. Составьте несколько словосочетаний или предложений.
Творчески, тотчас, мельком, вдохновенно, отчасти, поутру, мастерски, подолгу, рационально, увлеченно, искусно, красивее, бережливо, по двое, квалифицированно, смолоду, по-деловому, постепенно, мало-помалу, организованно, добросовестно, легче, сначала, снова, внимательно, аккуратно, заботливо.
Среди выписанных слов синонимы.
Для справок. Синонимы: постепенно, мало-помалу; разумно, рационально; увлеченно, вдохновенно; мастерски, искусно, квалифицированно; заботливо, внимательно, бережно.
Упражнение 27.
Прочитайте отрывок из шуточного стихотворения И.Иртеньева «Точный адрес».
Мы живем недалеко.
К нам идти совсем легко.
Сперва направо вы пойдете,
Потом налево повернете,
И прямо тут же за углом
Семиэтажный будет дом…
Но только мы живем не в нем…
Чтобы с вами такого не случилось и вы могли точно объяснить путь до места назначения, в своей речи используйте наречия: справа, слева, рядом, напротив, отсюда, оттуда, поблизости, впереди, сначала, приблизительно, примерно, вскоре, навстречу, совсем недалеко, нетрудно. Используя эти слова, опишите человеку, никогда не бывавшему в нашем городе, как добраться до вашего дома.
3. ЛЕКСИКА И СИНТАКСИС.
Школа должна подготовить людей, свободно владеющих языком, умеющих точно, ясно, выразительно передать свои мысли и чувства. Важным звеном в формировании у школьников навыков точного и образного употребления является изучение раздела «Синтаксис», так как именно в предложении слово обычно включается в акт коммуникации.
Упражнение 28.
Расставьте знаки препинания, подчеркните обстоятельства. Обоснуйте выбор автором выделенных слов, сопоставляя их с синонимами, заключенными в скобках.
Из-за куста акции, стараясь не греметь (звякать, брякать, стучать) пустыми ведрами, выскочило (вышло, появилось, выбежало) пятеро мальчуганов. Обливая (обдавая, обрызгивая, кропя) холодной водой босые ноги, мальчишки мчались (бежали, летели, неслись) во двор, опрокидывая ведра в дубовую кадку и, не задерживаясь, неслись (бежали, мчались, летели, торопились) обратно к колодцу. (А.Гайдар).
Автор выбирает те слова, которые передают быстроту, стремительность протекания действия.
Упражнение 29.
Найдите однородные члены предложения. Определите, где нанизывание синонимов используется для усиления признаков, для выделения в тексте самого главного, а где является речевой ошибкой.
1. Не торопись, не спеши, подождем.
Забудем на миг неотложное дело.
Смотри: ожила трава под дождем,
И старое дерево помолодело.
(А.Сурков).
2. Природой бережно спеленутый,
Завернутый в зеленый лист,
Растет цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хрупок и душист.
(С.Маршак).
3. Мы шли по безлюдной, пустынной улице.
4. Он, пораженный, изумленный, удивленный,
не отводил взгляд от незнакомца.
Упражнение 30.
Подчеркните в тексте определяемые слова и подберите определения.
Над городом прогрохотала, как праздничный салют, (бурная, оглушительная) весенняя гроза. И хлынул (проливной, сильный) дождь. По центральной улице, затопив ее проезжую часть, стремительно несся (шумный, бешеный) поток. Весь транспорт остановился. Только мальчишки в (радостном, беззаботном) озорстве, приплясывая от удовольствия, хлюпают (босыми, загорелыми) ногами в этой (пенистой, неожиданной) реке.
Упражнение 31.
В зависимости от того, с чем мы сравниваем предмет, мы выражаем и наше отношение к изображаемому. Вставьте в текст наиболее уместные, на ваш взгляд, сравнения. Подчеркните обстоятельства, расставьте знаки препинания.
Впереди грозовой тучи бежали на нас рваные облака, похожие на (огромных бульдогов, на каких-то сказочных птиц, на динозавров). Изредка солнечный луч, прорвавшись сквозь тучи, падал на отдаленные березы, и они вспыхивали одна за другой, как (золотые факелы, электрические лампочки, яркие свечки). Предгрозовой ветер налетал порывами, и могучие сосны гудели, как (пчелиный улей, штормовой океан, паровоз).
Упражнение 32.
Выберите из группы синонимов слова, дающие возможность наиболее точно и выразительно нарисовать нужную картину. Найдите в тексте обособленные обстоятельства, объясните знаки препинания.
Уля (взявшись, схватившись, уцепившись) одной рукой за край повозки, (собрала, напрягла, сосредоточила) все силы, чтобы не выпасть. Громадные кони, (обезумев, испугавшись), (бежали, скакали, рвались) по вытоптанному хлебу среди людей и подвод. Вдруг с повозки впереди (слез, соскочил, спрыгнул) высокий светловолосый юноша и (побежал, подскочил, кинулся, ринулся, метнулся) под самых коней. (Схватив, взяв, рванув) сильной рукой одного храпящего коня за вожжи, юноша встал между конем и дышлом.
В 9 – 11 классах необходимо сформировать представление о синтаксической синонимии, которая помогает избежать однообразия синтаксических конструкций в больших, объемных работах учеников.
Упражнение 33.
Составьте из двух предложений возможные типы сложных предложений
(сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное).
1) Перерезали подземный ключ. Вода затопила котлован.
2) Оставаться в горах было опасно.
3) Во дворе школы было шумно. Ребята собирались в поход.
Упражнение 34.
Замените придаточную часть сложноподчиненного предложения
обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
1) Василий Шукшин восхищается героями, которые воспринимают жизнь
поэтически.
2) Сохраняя любовь, которая в их семье была на первом месте, Александра
стремилась уберечь ее от надоедавшего быта.
3) Княжна Марья смотрела на Ростова своим лучистым взглядом, который
заставлял забывать некрасивость ее лица.
4. ЛЕКСИКА И ОРФОГРАФИЯ.
К данной группе относятся упражнения, которые предусматривают
- выяснение значения слов для определения
орфографически правильного написания или
- усвоение важнейших орфограмм и
одновременное повторение лексических понятий.
Упражнение 35.
К данным словам подберите однокоренные так, чтобы безударный гласный прояснился. Определите лексическое значение слов.
Вареники (отвар), наводнение (подводный), тенистый (тень), пятнистый (пятна), скрипеть (скрип), объединение (единый).
Упражнение 36.
Учитель называет слова с приставкой без-, бес-, а ученики подбирают слова, синонимичные данным, но без указанных приставок.
Беззлобный, бескрайний, бесшумный, безошибочный, бесстрашный, бестолковый, беспокойный, бесполезный, бесчисленный, беспрепятственный, безразличный, беспощадный, беспомощный, безобразный, бесчеловечный, безграничный.
Упражнение 37.
К данным словам подобрать синонимы, имеющие Ъ после приставки. Укажите общее значение этих слов. Составьте словосочетания.
Приблизиться (подъехать), огромный (необъятный), пояснить (разъяснить), рассвирепеть (разъяриться).
Упражнение 38.
Подберите антонимы к прилагательным. Объясните написание Ё после шипящих.
Мягкий хлеб (черствый), говорить громко (тихо), мягкие волосы (жесткие), дорогой ковер (дешевый), белый костюм (черный), легкая ткань (тяжелая).
Подобных упражнений может быть подобрано очень много с учетом возможностей класса, изучаемых тем и возможных существующих пробелов.
Заключение.
Автор данной работы не претендует на полный охват темы обогащения словарного запаса учащихся. Целью данной работы было желание для себя обобщить те упражнения, которые использовались, чтобы увидеть те области, которые еще можно дополнить подбором упражнений. Работа над пополнением лексикона ученика остановлена быть не может. Слишком много информации поступает в сознание школьника, и разобраться в этом потоке поможет систематическая работа учителя.
Литература.
- Аврух Д.Д. Взаимосвязь уроков языка и литературы при работе над абстрактной лексикой в 5-7 классах. - «Русский язык в школе», 1979, №6.
- Автушко Л.И. Материал для работы над абстрактными именами существительными. - «Русский язык в школе», 1990, №3.
- Агапова Л.В. Индивидуальные задания по фразеологии. - «Русский язык в школе», 1998, №3.
- Бунеева Е.В. Развитие у учащихся V класса умения распознавать стилистически окрашенную лексику - «Русский язык в школе», 1983, №2.
- Волина В.В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995.
- Давыдова Н.В. Изучение словарного богатства языка и состава слова с помощью понятия «словообразовательная парадигма». - «Русский язык в школе», 1987, №3.
- Каримова Н.З. Упражнения с паронимами. - «Русский язык в школе», 1979, №5.
- Косолапкова А.А. Работа над словом на уроках синтаксиса. - «Русский язык в школе», 1986, №1.
- Леденева В.В. Задания для самостоятельной работы учащихся при организации повторения в начале года в VI классе. - «Русский язык в школе», 1988, №4.
- Пахнова Т.М. Задания для самостоятельной работы учащихся при изучении темы «Наречие». - «Русский язык в школе», 1987, №6.
- Подгаецкая И.М. О составлении лингвистических задач. - «Русский язык в школе», 1980, №6.
- Прудникова А.В. Лексика в школьном курсе русского языка: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1979.
- Пузанкова Е.Н. Языковое развитие учащихся при обучении русскому языку.- «Русский язык в школе», 1992, №2.
- Русский язык. 5 класс: поурочные планы по учебнику М.М.Разумовской и др. / сост. Н.О.Крамаренко. Волгоград: Учитель, 2005.
- Шарандин А.Л. Проблемы взаимодействия лексики и морфологии. – «Русский язык в школе», 1998, №3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по обогащению словарного запаса учащихся на уроках русского языка
Данная статья обобщает опыт работы учителя школы-интерната для детей с тяжёлыми нарушениями речи над лексикой и обогащением словарного запаса учащихся....
Презентация на тему "Работа по обогащению словарного запаса учащихся на уроках русского языка в школе-интернате 5 вида"
Данная презентация рассказывает о системе работы учителя по обогащению словарного запаса учащихся школы-интерната 5 вида, о формах работы на уроках и подготовке учащихся к написанию экзаменационного и...
Использование тестов для расширения словарного запаса учащихся на уроках английского языка.
Отвечая всем основным психологическим и дидактическим принципам, тесты все шире и шире используется при изучении иностранных языков. Однако, слишком большой упор делается на так называемые «контролиру...
Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка
Обогащение словарного запаса учащихся – одна из важнейших задач курса русского языка.Потребность в пополнении словарного запаса определяется различными причинами. Окружающая жизнь, учеба в коллед...
Методика обогащения словарного запаса учащихся на уроках русского языка
В статье освещена методика словарной работы по обогащению лексики учащихся, выделены различные типы упражнений...
ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАСШИРЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Аннотация. В статье представлен опыт работы по активизации лексики на уроках английского языка, приведены примеры лексических упражнений, характерных для каждого этапа работы над лексикой в средней шк...
ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАСШИРЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА с учетом требований ФГОС 3 поколения
Автор: учитель английского языка МБОУ «Средняя школа им. А.А. Леонова», Сухорукова Елена Дмитриевна, г. Гагарин, Смоленская область.Аннотация. В статье представлен опыт работы по акти...