Совместная работа учителя по физической культуре с родителями по физическому развитию младших школьников.
статья по физкультуре

Шабунин Павел Николаевич

Детство – это тот возраст, когда у ребенка образуются основные жизненные привычки. Что упущено в эти годы, то с большим трудом навёрстывается в дальнейшем (Е. Янкелевич, 1961).

 

Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в общеобразовательном учреждении  не создано детско-взрослое общество (детей-родителей-педагогов), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей. Следовательно, данную проблему школьника можно решить только при поддержке, желании и тесном сотрудничестве с семьёй.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_shabunin.docx22.32 КБ

Предварительный просмотр:

Совместная работа учителя по физической культуре с родителями по физическому развитию младших школьников.

Шабунин Павел Николаевич

учитель по физической культуре

ГБОУ СОШ №158Калининского района Санкт-Петербурга

Детство – это тот возраст, когда у ребенка образуются основные жизненные привычки. Что упущено в эти годы, то с большим трудом навёрстывается в дальнейшем (Е. Янкелевич, 1961).

Дети в младшем школьном  возрасте быстро растут, у них крепнет мускулатура, продолжает развиваться скелет. Головной мозг воспринимает новые понятия. Дети должны знать о пользе движений для здоровья, чтобы осознанно, с желанием  заниматься физкультурой, приобщаться к здоровому образу жизни, а в дальнейшем сохранить свои привычки на всю жизнь.

Воспитывать детей физически совершенными – значит добиваться, чтобы они с ранних лет были здоровыми и закаленными. Для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей необходим особый двигательный режим, отличающийся разнообразием форм физического воспитания.

Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в общеобразовательном учреждении  не создано детско-взрослое общество (детей-родителей-педагогов), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей. Следовательно, данную проблему школьника можно решить только при поддержке, желании и тесном сотрудничестве с семьёй.

Воспитание, в частности физическое, детей в школе тесно связаны с целями и устремлениями родителей и зависят от них. А так как большая часть жизни ребёнка проходит в семье, развитие ребёнка тесно связано с образом жизни семьи, и родители должны заботиться о правильном физическом развитии ребёнка, занимаясь регулярно физкультурой, приобщаясь к здоровому образу жизни.

Мы, учителя физической культуры, должны дать необходимые педагогические и практические знания - упражнения и подвижные игры, способствующие развитию у ребёнка двигательных навыков, а так же освоить методы обучения этим упражнениям, чтобы в домашних условиях родители могли закрепить приобретённые навыки.

Один из путей решения этих задач – совместная деятельность детей и взрослых, как в массовом детском учреждении, так и в семье.

Организуя сотрудничество с семьей учитель по физической культуре, понимая тесную взаимосвязь данной работы с содержанием всей физкультурно-оздоровительной программы, особое внимание должен уделять поиску новых подходов к физическому развитию детей, в том числе организации обучения родителей детей подвижным играм с целью использования их в условиях семьи.

Совместная работа учителя по физической культуре с семьей должна строиться на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику:

1.Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только учителю, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в образовательном учреждении, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.

2. Систематичность и последовательность работы (в соответствии с планом) в течение всего периода пребывания ребенка в школе.

3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.

4. Взаимное доверие и взаимопонимание педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей в школе.

В соответствии с этими основными положениями система работы с семьей включает:

- ознакомление родителей с результатами диагностики физического развития ребенка;

- ознакомление родителей с подвижными играми, в этих целях используются информация в родительских уголках, в папках передвижках, в библиотеке детского учреждения;

- помощь в составлении индивидуальных занятий с подвижными играми в условиях семьи, с учетом физического развития детей;

- обучение конкретным подвижным играм, приемам и методам игровых упражнений;

- различные консультации, устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков, специалистов по физическому образованию, а также родителей с опытом по организации игр с детьми;

- семинары-практикумы, деловые игры и тренинги с просмотром видеоуроков;

- «открытые дни» родителей с просмотром и проведением разнообразных занятий в физкультурном зале, на стадионе и т.д.;

- совместные физкультурные досуги, праздники;

- анкетирование родителей по данному вопросу.

Таким образом, с уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй.

Чтобы ребенок рос здоровым, и физически разносторонне развитым, сознательное отношение к физической культуре следует формировать, прежде всего, у родителей. Лучшим способом организовать взаимодействие оздоровительного учреждения с родителями является создание эффективной системы сотрудничества.

Мы выявили формы взаимодействия санатория и семьи. Для этого мы охарактеризовали новую философию взаимодействия учреждения образования и семьи в современных условиях; описали формы взаимодействия учителя физкультуры и семьи по обучению детей подвижным играм.

Наблюдения показывают, что использование различных форм работы с родителями эффективны, в результате чего:

- повышается ответственность родителей за воспитание детей в семье;

- постоянно совершенствуются знания родителей;

- создается атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между родителями, педагогами и детьми;

- происходит обмен опытом между родителями;

- обеспечивается совместный успех в деле обучения детей подвижным играм в условиях семьи.

На совместных мероприятиях играем вместе с родителями.

 Игра «Волшебный мяч»

Материал: мяч

Ход игры:

1. Сидя на стуле, прокатывать мяч (диаметр 10 – 15 см.) стопами ног поочерёдно вперёд – назад, вправо – влево, по кругу. Катание босыми ногами деревянных или шипованных мячей (диаметр 4 – 6 см.) в течении 3 минут.

2. Лёжа на спине или сидя на стуле, поднимать и опускать ноги с зажатым между ступнями мячом (диаметр 15 – 20 см.) (5 – 6 раз)

3. Сидя на стуле, перекатывать мячи (диаметр 6 – 8 и 10 – 15 см.) правой и левой ногой от ребёнка к родителю и наоборот.

4. Ходьба и прыжки с продвижением вперёд, зажав мяч между коленями.

Играем со скакалкой

1. Перепрыгнуть вперёд через опущенную скакалку

2. Вращать скакалку, сложенную вдвое, только кистью (держа попеременно в правой и левой руке). Подпрыгивать невысоко на двух выпрямленных ногах при ударе скакалки об пол.

 « ЖУКИ»

Ребёнок сидяи на полу по турецки, родитель произносит: « Ж-ж-ж,- сказал крылатый жук, - посиж – ж – ж – у ».

Ребёнок обнимают себя за плечи, произносит: « Поднимусь, полечу; громко, громко зажуж – ж – ж – ж – у ».Ребёнок и родитель разводят руки в стороны и перемещаются по залу с произнесением звуков « ж – ж – ж – ж» (2 – 3 мин).

«МЕДВЕЖОНОК»

Ребёнок ложится на спину, руки - под головой; выполняет глубокий вдох через нос, на выдох «похрапывает». Родитель комментирует: «Медвежата спят в берлоге…» « Мишка проснулся, потянулся, перевернулся». Ребёнок выполняет движения, потягивается, сгибает ноги в коленях к животу, выполняя при этом глубокий выдох через нос; переворачивается и ….опять «засыпает, похрапывая».

«ХОМЯЧКИ»

Ребёнок и родитель сильно надувают щёки, «как у хомячков» ( дышат через нос ) и ходят по комнате. По сигналу кулачками надавливают на щёки, выпуская при этом воздух через рот «щёки, как у детей». Игра повторяется 5 – 6 раз.

«ЧЕЙ САМОЛЕТ УЛЕТИТ ДАЛЬШЕ»

Ребёнок и родители располагаются на одной линии; у каждого в руках бумажный самолётик. По команде «запускают» самолётики как можно дальше ( можно поддувать на самолёт не давая ему опускаться).

« МАМА ОБНИМАЕТ МЕНЯ»

Вдох носом, руки, развести в стороны, задерживаем дыхание 3 секунды, выдох обнять себя так крепко, как мама обнимает вас.

Вместе со взрослыми проводим «Веселые старты», «Сказочные эстафеты», »Зоологические забеги». Вовлечение пап и мам в спортивные праздники, когда они на глазах детей демонстрируют свое умение бегать, прыгать, соревноваться, полезно всем и особенно детям, так как это создает хороший эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения.

Участвуя в таких мероприятиях, родители имеют возможность наблюдать своего ребенка в коллективе сверстников. Родители видят, какую радость и пользу приносят ребенку шумные игры, веселые соревнования, видят изменения в развитии детей.

Мы старались составить программу так, чтобы соревнующиеся и зрители получили удовольствие.

После спортивных мероприятий родители оставляли отзывы, пожелания, предложения для следующего праздника.

Нами было замечено, что отношение родителей к нашей работе было положительное. Об этом можно было судить по высказываниям и отзывам.

Мы добились важнейшего результата от праздников – это радость от общения, участия, победы, эмоционального сближения взрослых и детей.

Ведь при нынешней занятости родителей, нарушаются эмоциональные связи между родителями и детьми, а это отрицательно сказывается на психофизическом развитии детей.

Основные принципы взаимодействия с детьми:

1. Демонстрировать позитивное отношение к ребенку, не проявлять раздражения, не говорить приказным тоном, проявлять искреннюю заинтересованность к действиям ребенка, быть готовым к эмоциональной поддержке (использование таких слов как, спасибо, пожалуйста и т.д.).

2. Общаться эмоционально, что способствует развитию познавательной активности детей, монотонная речь быстро утомляет, постепенное повышение эмоциональной насыщенности занятия, чтобы наиболее интересные фрагменты работы относились на период нарастания усталости (соблюдение знаков препинания, восклицания и т.д.).

3. Меньше замечаний, больше похвалы, так как «психологические особенности многих детей таковы, что порок чувствительности к отрицательным стимулам очень низок», открывать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в решении задач воспитания (хваля ребенка, надо называть его хорошие качества, а не ограничиваться только словами «умница», «молодец»)

4. Находиться рядом, поддерживать зрительный контакт, а если необходимо, и тактильный (для привлечения внимания взять за руку, дотронуться до спины, погладить плечо).

5. Вседозволенность, заискивание перед ребенком недопустимы.

 Подводя итоги, мы сделали вывод, что наша работа оказалась положительной.

Мы заметили, что дети стали более дружные, у них появилось чувство коллективизма, в целом улучшился микроклимат в классах. Если в начале года на праздниках от них можно было услышать: «Я победил!», «Я – самый быстрый!», «Я выиграл!», то уже в феврале мы слышали: «Мы победили!», «Наша команда первая!». Учителя отметили, что дети стали меньше болеть простудными заболеваниями.

Сегодня жизнь предъявляет повышенные требования к детям. Это означает, что необходимо формировать поколение с более высокой моралью, с более развитой силой воли, закаленное и здоровое.

Организация совместной  деятельности детей и взрослых- эффективная форма внедрения физической культуры.

Литература.

1.  Рунова М.А. Организация прогулок с детьми младшего дошкольного возраста в зимний период // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2007. - №6. - 6 с.

2. Григорьева Г. Закаливание детей // Дошкольное воспитание. - 1997. - №3. - 35 с.

3. Шишкина, В.А. Движение + движения / В.А.Шишкина. – М.: Просвещение, 1992. - 4 с.

4. Янкелевич, Е. Здоровое детство / Е.Янкелевич. – М.: Физкультура и спорт, 1961. - 3 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа «Особенности использования физических упражнений системы шейпинга на физическое развитие младших школьников».

План работы: I. Аннотация к работе. •    Проблемы. II. Введение. •    Анатомо – физиологическая характеристика младшего возраста. •    Психолого – пед...

Мастер-класс "Сопряженное психофизическое развитие младших школьников на уроках физической культуры"

Цель мастер-класса - заинтересовать широкую аудиторию новым видом упражнений; показать, как психофизические упражнения влияют на интеллект и формирование характера ребенка. Презентацию с одноименным н...

Презентация "Сопряженное психофизическое развитие младших школьников на уроках физической культуры"

В презентации представлены данные эксперимента по теме, фотографии психофизических упражнений. Презентация является приложением к мастер-классу....

Физическая культура 8 класс. Занятия физической культурой в зимний период, на улице.

Актуальность:Многие специалисты сходятся в том, что зимой заниматься физической культурой полезнее для здоровья, чем летом. Особенно на свежем воздухе.Причины:1. Зимний воздух больше насыщен кислородо...

Методический материал "Понятия по физической культуре по разделам программы "Физической культуры""

Методический материал  "Понятия по физической культуре по разделам программы"Физической культуры"....

Физическая культура личности и ценности физической культуры

Физическая культура личности и ценности физической культуры...

Доклад на ММО учителей физической культуры «Воспитательная роль урока физической культуры».

Физическое воспитание детей является педагогической системой физического совершенствования ребенка. Физическая культура - это совершенно особый образовательный предмет, который затрагивает биологическ...