Мастер - класс для родителей «Нетрадиционные подходы к заучиванию стихотворений в детском саду и дома»
консультация

Федорова Анастасия Сергеевна

В детском возрасте заучивание стихотворных текстов наизусть, является важным воспитательным и обучающим моментом. Когда малыш учит стихи – развивается его речь, воображение, мышление, память, чувство прекрасного, эстетическое восприятие художественного слова, расширяется кругозор и словарный запас, формируется общий уровень культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс для родителей

 «Нетрадиционные подходы к заучиванию стихотворений в детском саду и дома»

Уважаемые, родители, тема сегодняшнего мастер-класс звучит так: «Нетрадиционные подходы к заучиванию стихотворений в детском саду и дома».

В детском возрасте заучивание стихотворных текстов наизусть, является важным воспитательным и обучающим моментом.

Когда малыш учит стихи – развивается его речь, воображение, мышление, память, чувство прекрасного, эстетическое восприятие художественного слова, расширяется кругозор и словарный запас, формируется общий уровень культуры.

Воспитатели при заучивании с детьми наизусть стихов сталкиваются с такой проблемой: не все дети хорошо запоминают текст стихотворения.

Трудно запомнить то, что оставляет равнодушным, что не связано с опытом ребенка, с личными переживаниями, интересами, потребностями. Тогда нет мотивации для запоминания, а если нет мотивации – нет результативной деятельности.

При заучивании стихов довольно часто используют принцип «повторение – мать учения». Однако от многократного повторения можно даже замечательный текст разлюбить навсегда, да к тому же подобное повторение эксплуатирует лишь слуховую память.

При разучивании стихов нужно использовать и другие виды памяти: зрительную, осязательную, двигательную. При этом не нужно забывать, что самая сильная память – это эмоциональная.

Значит, разучивание должно быть для дошкольника делом веселым, эмоциональным, и при этом содержание стиха – осязаемым, видимым, представляемым.

Существуют разные нетрадиционные способы разучивания стихов. Ознакомиться с ними вы можете в презентации, ссылку на которую вы увидите…..   А мне хотелось бы остановиться на приеме, который называется «Смотрю и запоминаю» или «Мнемотаблица»

Смотрю и запоминаю

  •   При использовании данного приема подбирается «рисуемое» стихотворение и на каждую строчку или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение, символ);   таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. При этом необходимо отделить на рисунке каждую строчку-картинку вертикальной чертой.
  •         После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
  •         На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок может  придумывать рисунки-символы сам. Нужно учить детей не увлекаться мелкими деталями, передавать только главное.
  •         Для разучивания каждого стихотворения разрабатывается и составляется своя мнемотаблица.

        

Заучим стихотворение  Самуила Маршака "Апрель".

        Апрель, апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бежит ручей,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи,
После зимней стужи.
Пробирается медведь,
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.

http://www.xn---26-5cduha4bruthq.xn--p1ai/wp-content/uploads/2015/01/spring.gif

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/1386/00019a25-02fca702/img17.jpg

Овладение приемами работы с мнемотаблицами, значительно сокращает время заучивания. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МЕТОДИКА ЗАУЧИВАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЙ

Слайд 2

ЗНАЧЕНИЕ ЗАУЧИВАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЙ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА Эффективное средство умственного и эстетического воспитания ; Важное средство овладения выразительной речью ; Поэтичность обеспечивает эмоциональное познание действительности ; Поэтические образы помогают находить поэтическое начало в окружающей действительности , чувствовать прекрасное ; Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма , мелодики ; Возможность применения в разных видах деятельности детей ; Средство формирования и развития нравственных качеств личности ребенка , него творческого потенциала ; Воспитание художественного вкуса у молодого поколения ; Знакомство с богатством , гармонией родного , русского языка ;

Слайд 3

Требования к стихотворным произведениям Простота и четкость ритма; Краткость стихотворения и отдельных строк; Простота и ясность знакомых детям образов; Отчетливость и ясность смысла каждого слова ; Высокая художественность ; Динамичность произведения ;

Слайд 4

Методические требования к заучиванию стихотворений ( по Тихеевой Е.И.) Стихотворение заучивается целиком ( не по строфам и строкам ), что обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти ; Учет индивидуальных особенностей детей ( молчаливым детям предлагать ритмичные стихи , потешки ; застенчивым приятно услышать свое имя в потешке , поставить себя на место действующего лица ); Необходимо создавать « атмосферу поэзии » во всем д оме , т.о . стихи должны звучать не от случая к случая , а систематически и на прогулках , в повседневном общении и т.д .

Слайд 5

Приемы , способствующие лучшему запоминанию стихотворений Игровые ( обыгрывание персонажами , о которых говорится в стихотворении , например , стихотворение А. Барто « Мячик » читается и обыгрывается с куклой и мячиком ); Досказывание детьми рифмующегося слова ; Чтение по ролям стихов , написанных в диалогической форме ; Драматизация с игрушками , если стихотворение дает возможность использовать игрушку ; Воспроизведение игровых стихов методом игры (« Телефон » К.Чуковского , « Сказка о глупом мышонке » С.Маршака ); Образец выразительного чтения ; Пример выразительного чтения ребенка ; Подсказ ка нужной интонации ; Оценка чтения

Слайд 6

Принцип « Повторение – мать учения » может привести к « отвращению » от стихотворения у ребенка . Чтобы этого не произошло рекомендует призвать на помощь и другие виды памяти ( зрительную , обонятельную , вкусовую , осязательную , двигательную ), самая сильная память – эмоциональная . Следовательно , заучивание для дошкольника должно быть делом веселым , эмоциональным , и при этом содержание стихотворения – осязательным , видимым , представляемым .

Слайд 7

Нетрадиционные подходы : 1способ. Учим стихи по картинкам. 2способ. Учим стихи в движении . 3 способ. Мнемотехника.

Слайд 8

1 способ: В дошкольном возрасте наглядно-образная память , и запоминание носит в основном непроизвольный характер . У детской памяти удивительное свойство – исключительная фотографичность . Чтобы заученное стихотворение запомнилось надолго , необходимо трехкратное повторение его в течение первых пяти дней . Зрительный же образ , сохранившийся у ребенка после прослушивания , сопровождающегося просмотром рисунков ( действие непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти ), позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение .

Слайд 9

ЗАЙЧИКИ Жили-были зайчики на лесной опушке , Жили-были зайчики в беленькой избушке . Мыли свои ушки , мыли свои лапочки . Наряжались зайчики , надевали тапочки .

Слайд 10

МЫШКИ Пляшут мышки-шалунишки , Кто на чашке , кто на крышке . Тише , тише , тише , мышки , Не мешайте спать братишке .

Слайд 11

Разучивание стихов , сопровождающееся движением способствует лучшему запоминанию текста , делает его более ярким , помогает развивать воображение , активизирует мыслительную деятельность ребенка . 2 способ: РАССКАЗЫВАНИЕ СТИХОВ РУКАМИ (стихи в движении)

Слайд 12

Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. В предлагаемых стихах движения подобраны к каждому слову текста. Это помогает быстрее и легче заучивать стихи и эмоциональнее их рассказывать, т.к. в работу включается не только слуховой, но и зрительный и двигательный анализаторы. Веточки на яблоньке руки вверху, «дерево», наклоны туловища повисли от печали руки в стороны на каждое слово Яблони на веточках руки вверху, кисти рук спокойно опущены вниз висели и скучали взмахи кистями рук на каждое слово; Девочки и мальчики наклон туловища вперед, руки делают ветки раскачали размашистые движения в стороны (маятник) Яблоньки о землю полуприседая хлопаем ладонями по коленям громко застучали

Слайд 13

3 способ: мнемотаблица Смотрю и запоминаю Подбирается «рисуемое» стихотворение и на каждую строчку или маленькое словосочетание придумывает картинку (изображение, символ); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. При этом необходимо отделить на рисунке каждую строчку-картинку вертикальной чертой. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок можетт придумывать рисунки-символы сам. Нужно учить детей не увлекаться мелкими деталями, передавать только главное. Для разучивания каждого стихотворения разрабатывается и составляется своя мнемотаблица . Овладение приемами работы с мнемотаблицами , значительно сокращает время заучивания. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

Слайд 15

Самуил Маршак "Апрель". Апрель, апрель! На дворе звенит капель. По полям бежит ручей, На дорогах лужи. Скоро выйдут муравьи, После зимней стужи. Пробирается медведь, Сквозь лесной валежник. Стали птицы песни петь, И расцвел подснежник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация "Музыкотерапия в детском саду и дома"

Музыкотерапия - одно из перспективных направлений в жизни дошкольного образовательного учреждения. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Различают...

«Развиваем ребенка в детском саду и дома с помощью игр В.Воскобовича»

Инновационная деятельность в детском саду или нескучные игры дома!   Делюсь опытом работы по интелектуально - творческому использованию игр В.В. Воскобовича....

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОМ САДУ И ДОМА

Только во взаимодействии детского сада и семьи  речь дошкольника будет развиваться  поступательно.Самое главное- не забывать, что ведущая деятельность  дошкольного возраста - это игра.П...

Индивидуальный творческий проект «Логопед в детском саду и дома»

Индивидуальный творческий проект «Логопед в детском саду и дома»...

Режим дня жизни детей в детском саду и дома.

Консультация для родителей...

Консультация для родителей по теме: "Музыкальное воспитание в детском саду и дома"

Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Музыка, в большей степени, чем какой-либо другой вид искусства, доступна ребенку....

Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные приемы в развитии музыкальных способностей дошкольников»

Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные приемы в развитии музыкальных способностей дошкольников»...