ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОМ САДУ И ДОМА
статья

Только во взаимодействии детского сада и семьи  речь дошкольника будет развиваться  поступательно.Самое главное- не забывать, что ведущая деятельность  дошкольного возраста - это игра.Постараться донести  до родителей , какими возможностями обладает  систематически организованная игра для развития речи ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл st_rech.docx18.88 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                Пятницкая О.А.,учитель-логопед

                                                     ГБДОУ детский сад №74 Выборгского района

                                                                                      Санкт-Петербурга

ЭФФЕКТИВНЫЕ  ФОРМЫ  РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОМ САДУ И ДОМА

       Одно из основных условий нормального развития ребенка и, в дальнейшем, успешного обучения в школе — своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве. А для полноценного речевого развития дошкольников  необходимо тесное взаимодействие детского сада и семьи, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласовано.

    Участвовать в речевом развитии семья начинает с момента прихода ребёнка в детский сад. Уже на этом этапе можно попытаться убедить родителей, что их роль в речевом развитии ребёнка значима, что усилия  детского сада без их помощи будут недостаточны.

     Формы взаимодействия детского сада с родителями — это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов взаимодействия детского сада и родителей — установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Как это происходит? Выстраивая взаимодействие с родителями,  воспитатели , логопеды , конечно же, используют традиционные формы: родительские собрания, лекции, практикумы, педагогические консультации, совместные праздники, педагогические беседы, дни открытых дверей, родительские уголки, анкетирование, папки-передвижки. Однако, в последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в жизни детского сада.

 Одна из наиболее эффективных форм взаимодействия с родителями по речевому развитию — это речевой театрализованный праздник. Театрально-игровая деятельность сочетает большое количество средств и способов развития речевых способностей детей. Речевой основой праздника становится то, что готовилось вместе с детьми дома: инсценировка стихотворения, сказки, рассказа. Ребенок — существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но и действовать, творить. Основным моментом творческой театрализованной игры является выполнение роли.  

               Еще        один современный вид взаимодействия:домашняя  игротека. Данный вид работы не требует специальных материалов и пособий. Учитывая большую загруженность родителей домашними делами и накопленную к концу дня усталость,  предлагаем «Игры на кухне». Игровые упражнения для развития мелкой моторики:«Золушка». Вы готовите обед. Предложите ребёнку перебрать горох, рис, гречу. «Волшебные палочки». Дать ребёнку зубочистки. Ребёнок должен выложить простые геометрические фигуры, предметы, узоры. Игры на обогащение словаря. «Волшебные слова». Какие слова можно «вынуть» из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? «Угадай-ка». Давайте вспомним вкусные (сладкие, кислые, солёные, горькие) слова и угостим ими друг друга. Ребёнок называет вкусное слово и «кладёт» вам в ладошку. Затем вы ему. «Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребёнок её заканчивает: — Ворона каркает, а воробей…

Можно играть с целью развития грамматического строя речи.

«Приготовим сок». «Из яблок сок ... (яблочный); из груш ... (грушевый); из слив ... (сливовый); из вишни ... (вишневый); из моркови, лимона и т. п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т. д.»  

 «Упрямые слова». На свете есть упрямые слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, пианино, какао, пальто, метро…). Задавайте ребёнку вопросы и следите, чтобы он не изменял слово.  Игры на развитие слоговой структуры. «Путаница». Жили-были слова. Однажды они веселились, танцевали и не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: босака (собака), ловосы (волосы), лекосо (колесо), посаги (сапоги и т. д.).

Игровые упражнения на развитие мелкой моторики.

« Пока Вы заняты пришиванием пуговиц, ребенок может выкладывать из пуговиц, ярких ниточек красивые узоры.  Попробуйте вместе с ребенком сделать панно из пуговиц. Пуговицы можно пришивать ( с Вашей помощью), а можно укрепить их на тонком слое пластилина (без Вашей помощи).

«По дороге из детского сада (в детский сад)».

 «Я заметил». «Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажи, какие они. Вот почтовый ящик - он синий. Я заметил кошку - он: пушистая». Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.

Такие игры не отнимут у родителей много времени и не требуют специальной подготовки. А ежедневное их применение будет неоценимо для развития речи ребёнка.

       Эффективной современной  формой взаимодействия «педагог-родитель-ребенок» является  проектная деятельность. Она предполагает активное сотрудничество детей и взрослых, способствует развитию творчества в разных видах познавательно-речевой деятельности, обеспечивает современный интегрированный подход в воспитании и обучении детей. Участвуя в разработке и реализации проекта, родители становятся непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса и начинают осознавать свою роль в нем. Темы и содержание проектов определяются педагогами совместно с детьми и родителями на основе определения актуальных задач развития детей конкретной группы, детских интересов. Обязательным условием реализации всех проектов является активизация речевой деятельности детей, совместное выставки семейных работ: «Осенние фантазии», «Новогодняя игрушка», «Новогодний переполох или в ожидании новогодних чудес» ,«Масленица», «Поделки к Пасхе», «Герб моей семьи»,  «Дары осени». Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, игрушку, поделку из природного материала не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах, порождает  речевое творчество.

     Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку. Поэтому педагогу необходимо вырабатывать у себя «добрый взгляд» на ребенка: видеть в его развитии, личности, прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления, упрочения, привлекать к ним внимание родителей. Доверие же родителей к педагогу основывается на уважении к опыту, знаниям, компетентности педагога в вопросах воспитания, но, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, внимание к людям, доброта, чуткость).

     Воспитатели объясняют родителям, что их участие в речевом развитии ребенка не должно быть разовым. Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребенком и пр.- это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устранятся от этой работы, то нарушится целостность педагогического процесса. В результате пострадает их ребенок.

Литература:

1. Котелевская, В. В. Дошкольная педагогика : развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах / Котелевская В. В., Анисимова Т. Б. – Ростов н/Дону, 2002. – 256 с. – (Серия «Мир вашего ребенка»)

2. Бачурина, В. Развивающие игры для дошкольников / Вероника Бачурина. – М. ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2007. – 176  с. – (Серия «Талантливому педагогу – заботливому родителю»).

3. Дьяченко, О. М. Как развивается дошкольник? : о чем нужно помнить психологам, педагогам и родителям / О. М. Дьяченко, Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М. : Чистые пруды, 2007. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог»

4. Евдокимова Н. В. Додокина Н, В, Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. Москва: Мозаика-Синтез, 2007

 5. Детско-родительский клуб «Веселая семейка»: Практические материалы.- М.: ТЦ Сфера, 2012

6.Развиваем речь детей: секреты сотрудничества.:Практическое пособие по взаимодействию детского сада с семьей.- Фонд «Развития через образование» Тольятти, 2007

7.Хабибуллина Р. Ш. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями»,Дошкольная педагогика 2007 г., № 7  С. 70


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

По дорогам сказок для учащихся 1, 3 классов, дети – дошкольники из детского сада

По дорогам сказокдля учащихся 1, 3 классов, дети – дошкольники из детского сада...

консультация "Музыкотерапия в детском саду и дома"

Музыкотерапия - одно из перспективных направлений в жизни дошкольного образовательного учреждения. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Различают...

«Развиваем ребенка в детском саду и дома с помощью игр В.Воскобовича»

Инновационная деятельность в детском саду или нескучные игры дома!   Делюсь опытом работы по интелектуально - творческому использованию игр В.В. Воскобовича....

Индивидуальный творческий проект «Логопед в детском саду и дома»

Индивидуальный творческий проект «Логопед в детском саду и дома»...

Как помогает музыка в период адаптации дошкольника к детскому саду.

Рекомендации от музыкального-руководителя по использованию музыки в период адаптации дошкольника к условиям детского сада...

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОМ САДУ

В данной теме  рассмотрим основные цели и задачи  физического воспитания дошкольников в детском саду, определим сущность физического воспитания, изучим  формы и средства физического вос...

Проект детского кулинарного экспериментального шоу как решение актуальной проблемы нарушения пищевого поведения дошкольников в детском саду

Отказ ребёнка от еды в детском саду – проблема, знакомая многим родителям. Заставлять дошкольника принимать пищу против его воли – не решение проблемы, а, напротив, дополнительный стресс. ...