«Современные формы и методы работы с родителями...»
рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raboty_s_roditelyami_v_nachalnoy_shkole.docx | 77.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа работы классного руководителя
с родителями
(Саубанов А.Р.)
Пояснительная записка
Основная цель модернизации сложившейся в последние десятилетия системы образования – повышение качества образования, которое отвечало бы актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Очевидно, что успехи в развитии общества сегодня должны быть связаны не только с научно-техническими достижениями и новыми информационными технологиями, но и с нравственным преображением личности. Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности школы. Введение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта - это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством. Важным аспектом работы с родителями в рамках введения ФГОС является информационное сопровождение и просвещение. При этом основным источником информации о ФГОС для родителей являются педагоги и администрация школы.
Актуальность программы определяется тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение семьей духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень воспитанности человека отражается на его поведении. Именно выработка нравственных качеств, взглядов и убеждений составляет сущность данной программы.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Данная программа реализует направление духовно-нравственного воспитания и развития младшего школьника, его нравственных чувств и этнического сознания. создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основу данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности.
Цель образования на современном этапе – воспитание духовно богатой, высокультурной и нравственной личности. Большая роль в этом принадлежит семье. Семья – это первая общественная ступень в жизни ребенка. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт. Первые впечатления от окружающей жизни ребенок получает в семье, на их основе формируется характер. Влияние семьи потому так сильно, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных ситуациях и условиях.
Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Велика роль учителя начальных классов в организации этой работы. Очень важно с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса. Взаимодействие педагога с родителями учащегося направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной сферы, где наивысшие ценности являются основой жизни, достойной человека.
На каких основах должны строиться отношения учителя и семьи, чтобы воспитание детей было успешным и помогало совершенствованию личности ребенка во всей ее полноте? На этот вопрос можно найти ответ в словах В. А. Сухомлинского: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасностях, «если и дальше так будет продолжаться», - и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, в дневнике, - все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно не допустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения - это уродливое воспитание». Педагоги школы, работающие с коллективом учащихся начальных классов, должны хорошо представлять себе формирующую роль семьи и зависимость этой роли от ценностных ориентаций ее членов. Владение такой информацией позволит им предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции. Учитывая все эти факторы, педагоги выбирают направления и формы работы с родителями.
Изменились функциональные обязанности участников системы образования, порядок взаимодействия между ними. Если подойти к оценке родителей дифференцированно, то следует отдавать отчет в том, что они разные. Можно выделить 3 группы.
1. Родители, которые хотят и умеют общаться со своими детьми (если не умеют, то учатся этому). В школе таких родителей немного, и они образуют меньшинство среди родительского коллектива школы.
2. Группа родителей, которые хотят, но не умеют воспитывать, поэтому у них с детьми есть проблемы; таких родителей большинство.
3. Родители, которые не могут и не хотят заниматься своими детьми, дети предоставлены сами себе, точнее – социальной стихии; таких родителей немного, но именно они поставляют школе и социуму детей “группы риска”, “трудных”.
С первой группой родителей работать легко, по существу, они все делают сами, с ними нужно лишь поддерживать связь; с последней работать бесполезно (хотя это тоже спорно), более того, обращение педагогов к ним за помощью может только ухудшить положение. Вторая, большая часть родителей, занимается воспитанием, но они не владеют ни методиками, ни народной педагогикой, не обладают часто и здравым смыслом. Они воспитывают детей так, как воспитывали их. Неучет этих обстоятельств приводит со временем к плачевным результатам. Но обнаруживается этот факт слишком поздно. Родители приходят за помощью к школе тогда, когда дети практически вышли у них из повиновения, а они утратили всякое влияние.
Родители стали активными участниками образовательного процесса: они могут влиять на содержание и расписание внеурочной и вне учебной деятельности, помогать в её организации, принимать в ней участие, при необходимости присутствовать на уроках. Изменилась форма проведения родительских собраний: из пассивных слушателей родители превращаются в активных участников дискуссий. Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно- нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого одним из направлений деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой растёт, формируется и воспитывается ученик. При этом объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребёнка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается взаимодействие классного руководителя с родителями. Изучается семейная атмосфера, взаимоотношения, а затем выстраивается система работы:
Основная задача этой работы - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Основная форма работы учителя с коллективом родителей -классное родительское собрание. Успех работы учителя с детьми во многом зависит от взаимоотношений учителя с родителями.
Целью программы является, процесс формирования нравственного воспитания при взаимодействии классного руководителя с родителями через нетрадиционные формы работы.
Задачи:
1) формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей;
2) формирование координации деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей;
3) вовлечение родителей в образовательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, семейные конкурсы, спортивные соревнования, туристические походы и экскурсии );
4) участие родителей в управлении школой (Совет школы, родительские комитеты).
Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления:
- психолого-педагогическое просвещение родителей;
- вовлечение родителей в образовательный процесс;
- участие в управлении образовательным процессом.
Взаимодействие классного руководителя с родителями
основные направления | формы работы с семьёй |
психолого - педагогическое просвещение родителей (совместно со школьным психологом и социальным работником) | родительские университеты |
индивидуальные и тематические консультации | |
тренинги | |
конференции | |
родительские собрания | |
вовлечение родителей в образовательный процесс | дни творчества |
открытые уроки и внеклассные мероприятия | |
помощь в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально - технической базы школы и класса | |
родительское общественное патрулирование | |
шефская помощь | |
участие в управлении образовательным процессом | участие родителей класса в работе попечительского совета школы |
участие родителей класса в работе родительского комитета | |
участие в работе общественного совета содействия семье и школе |
Методы работы с родителями:
· наблюдение;
· индивидуальные беседы;
· тестирование;
· анкетирование;
· диагностика;
· анализ детских рисунков и рассказов о семье;
· метод коллективно-творческой деятельности.
Формы работы с родителями:
· Совместные родительские собрания;
· Концертные спектакли;
· Семейные конкурсы;
· Спортивные соревнования;
· Семейные просмотры фильмов и их обсуждение;
· Туристические походы и экскурсии;
· Участие родителей и детей в выставках.
Формы участия родителей в управлении ОУ:
· инвесторы-спонсоры;
· социальные заказчики образовательных услуг и исполнители дополнительных образовательных услуг;
· эксперты качества образования;
· защитники прав и интересов ребенка.
Такое участие родителей в жизни школы влияет не только на развитие образования в целом и расширяет состав участников образовательного процесса, ответственных и лично заинтересованных в его положительном результате, но и содействует повышению авторитета родителей в семье, повышает самооценку учащихся, чьи родители уважаемы и востребованы в школе, что, несомненно, способствует сближению взрослых и детей.
Система программных мероприятий
Программа включает следующие мероприятия по приоритетным направлениям в сфере совместной деятельности классного руководителя, родителей и учащихся:
-изучение семей обучащихся;
-работа с родителями;
-работа с проблемными семьями;
-сотрудничество классного руководителя и родителей в организации воспитательной работы в классе;
-работа с семьей в системе дополнительного образования;
-сотрудничество классного руководителя с психологом, логопедом
1.Изучение семей обучающихся
Цель: Предусматриваются:
- изучение семей учащихся;
- создание банка данных;
- формирование единых педагогических требований;
- составление социальных паспортов семей;
- посещение семей;
- диагностика «Анкета-знакомство для родителей», «Анализ и оценка ситуации в семье», «Наш ребенок» и др.
2. Работа с родителями
Цель: Повышения педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе.
Предусматриваются:
- классные родительские собрания;
- занятия для родителей (Круглые столы «Вечер трудных вопросов»).
- дни «открытых уроков»;
- тематические собрания с привлечением специалистов
- индивидуальная работа с родителями;
- внеклассные мероприятия с привлечением родителей (Праздники «Мир моей семьи» ).
3.Работа с проблемными семьями
Цель: Оказание помощи проблемным семьям, устранение злоупотреблений со стороны недобросовестных родителей, уменьшение количества проблемных семей. Предусматриваются:
- регулярное посещение проблемных семей;
- проведение малых педсоветов;
- совместная профилактическая работа с Советом профилактики правонарушений;
- индивидуальные беседы и консультации;
- изучение данных о занятости учащихся в кружках и секциях;
- составление банка данных.
4. Сотрудничество классного руководителя и родителей в организации воспитательной работы в классе;
Цель: создание единого воспитательного пространства «родители – дети – классный руководитель». Предусматриваются:
- работа родительского комитета;
- поиск родителей – спонсоров классных внеклассных мероприятий;
- помощь родителей в приучении детей к выполнению режима дня и правил для учащихся.
Условия организации и успешного осуществления сотрудничества:
1. Обсуждение и реализация единых подходов к воспитанию каждого ребенка.
2.Взаимное уважение. 3.Справедливость по отношению к детям и родителям. 4.Повышение авторитета родителей. 5.Соблюдение принципов педагогической этики.
5. Работа с семьей в системе дополнительного образования, внеурочной деятельности
Цель: развитие творческих способностей учащихся.
Предусматриваются:
- оказание помощи в устройстве учащихся в кружки и спортивные секции;
- привлечение родителей для ведения мини-кружков по интересам;
-работа над совместными проектами
6. Сотрудничество классного руководителя с психологом, логопедом, социальным педагогом.
Цель: Вовлечение психолога, логопеда, социального работника в воспитательный процесс класса.
Предусматриваются:
-консультации с психологом, логопедом, социальным работником;
- оказание помощи психологу и логопеду в организации индивидуальной и групповой работы с учащимися класса
-консультации для родителей, совместные индивидуальные консультации
Принципы реализации Программы
Обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса
- Реализация этого принципа означает, что каждому родителю, учителю, ребёнку предоставлены право и возможность удовлетворять, реализовывать свои интересы, высказывать мнение, проявлять активность.
- Важнейшими условиями формирования субъектной позиции в любом виде деятельности являются:
- осознание важности и значимости предстоящей деятельности для себя и других, личного вклада в общий результат, смотивированность на предстоящую работу;
- включение детей и родителей в процесс целеполагания и планирования учебной и воспитательной деятельности;
- овладение способами проектирования собственной деятельности;
- предоставление возможности принимать самостоятельные решения;
- ориентация на интересы и потребности семьи, родителей и детей, обеспечение им возможности добиться положительных результатов, успеха в работе;
- привлечение родителей и детей к анализу собственной и коллективной деятельности, организация рефлексии.
Организация совместного творчества учителей, обучающихся и их родителей, что предполагает:
- формирование положительной установки у взаимодействующих сторон на совместную работу;
- осуществление совместного целеполагания, планирования, организации и подведения итогов деятельности;
- определение для решения творческих задач и совместный поиск путей их решения;
- использование методики организации коллективной творческой деятельности.
Гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьёй, которая предполагает:
- - выявление и учёт интересов, потребностей участников взаимодействия при организации совместной деятельности и общения;
- - опору на положительные стороны родителей и детей;
- раскрытие индивидуальности каждого, предоставление возможности проявить свою индивидуальность и достичь успеха и одобрения окружающих в совместной деятельности;
- доверие ребёнку и родителям;
- принятие родителей как своих союзников, единомышленников в воспитании ребёнка;
- подход с оптимистической гипотезой к семье, родителям, ребёнку, к решению возникающих проблем;
- принятие, учёт традиций семьи, толерантность, уважительное отношение к каждому участнику взаимодействия, его мнению;
- восприятие, оценку поступков ребёнка как представителя семьи, носителя интересов семьи;
- заинтересованное отношение к судьбе ребёнка, проблемам семьи, защита интересов ребёнка и семьи, помощь в решении проблем;
- обеспечение свободы совести, вероисповедания ребёнка и родителей;
- содействие формированию гуманных, доброжелательных, уважительных отношений между родителями и детьми;
- забота о здоровье ребёнка, о здоровом образе жизни;
- создание ситуаций проявления взаимного понимания, заботы о семье, детях, родителях.
Управление взаимодействием школы и семьи
- изучение состояния, отслеживание результатов взаимодействия педагогов и семьи на уровне школы и классных коллективов;
- выявление трудностей, проблем взаимодействия учителей и семьи и отбор педагогических средств его регулирования;
- организация изучения и обобщения передового опыта взаимодействия учителей и семьи, родителей т детей;
- пропаганду лучших достижений взаимодействия учителей и семьи, родителей и детей;
- подготовку учителей, обучающихся и родителей к совместной деятельности;
- создание благоприятной атмосферы, обстановки для установления контактов при организации совместной деятельности;
- стимулирования взаимодействия школы и семьи.
Актуальность психолого-педагогической работы с родителями.
- Воспитательная функция семьи очень важна. Ребёнок, который приходит в коллектив, так или иначе, транслирует ценности, заложенные родителями.
Ожидаемые результаты:
- в целях повышения эффективности семейного воспитания и укрепления взаимодействия с семьёй должно быть:
- совместная работа семьи и школы по повышению педагогической культуры родителей, разработать систему родительского всеобуча;
- работа над устранением причин и условий, которые способствуют созданию конфликтных ситуаций во взаимоотношениях между супругами, родителями и детьми путём оказания семье действенной психолого-педагогической помощи;
- работа по широкому включению в воспитательный процесс школы родительской общественности (школьного родительского комитета, совета профилактики, Совета школы);
- оптимизация системы массовых мероприятий с родителями, работы по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся;
- работа по выявлению и использованию в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания, традиций семейной народной педагогики;
- активное включение в работу с семьёй социального педагога, психолога, педагогов дополнительного образования и др.;
Возможные риски и минимизация их влияния
Риски | Пути минимизации их влияния |
Психологическая неготовность участников образовательного процесса к инновациям | Проведение стартовой диагностики готовности различных категорий участников образовательного процесса для принятия управленческих решений. |
Сохранение в практике работы педагогов старых малоэффективных форм работы с родителями и, как следствие, отстраненность некоторых родителей от проблем жизнедеятельности школы | Повышение мотивирующего характера управления. Развитие научно-методического сервиса в процессе создания новой образовательной среды школы. Совершенствование курсовой подготовки учительского корпуса. Широкое внедрение системы морального и материального стимулирования. |
Низкая заинтересованность части родителей проблемами самореализации, развития ребёнка в учебной, внеурочной деятельности | Создание открытого информационного образовательного пространства. Обновление, эффективное использование официального сайта школы. Расширение спектра активных форм сотрудничества с родительской общественностью. Привлечение ресурса семей для решения задач образования и социализации. Трансляция опыта семейного воспитания. |
Низкий уровень информационной, психолого-педагогической культуры родителей | Широкая пропаганда преимуществ современных информационных и образовательных технологий деятельностного вида. Повышение психолого-педагогической культуры родителей через систему школьного просвещения. Оказание адресной консультативной, диагностической помощи в вопросах обучения, воспитания, развития, социализации детей. |
Механизм оценки результатов включает следующие критерии:
- уровень педагогической компетентности родителей;
- уровень вовлеченности в реализацию программы учителей, родителей и обучающихся класса;
- положительные отзывы партнеров и участников программы;
- новые формы сотрудничества семьи и школы.
Содержание программы.
Подготовительный этап
Задачи подготовительного периода «Введение в школьную жизнь»
- познакомить родителей с системой требований к знаниям, умениям, навыкам в 1 классе;
- выявить уровень воспитанности и индивидуальных особенностей каждого обучающегося и наметить план коррекционно-развивающей работы;
- выявить уровень познавательных способностей, физиологического здоровья детей, воспитательных возможностей каждой семьи, мотивации подготовки к школе.
- познакомить с педагогическим опытом, позволяющим ребенку успешно адаптироваться к школьной жизни.
Ребенок и родители в этом периоде.
Для успешной адаптации одной подготовки к школе детей недостаточно, нужна подготовка и родителей. Дезадаптация происходит, потому что семья не поддерживает ребенка в новом качестве. Ребенок пошел в первый класс, а семья осталась на предыдущей стадии жизненного цикла – на дошкольной. Под готовностью семьи к обучению ребенка в школе подразумевается адекватная родительская позиция, наличие в семье четких внутренних правил, и разумная включенность семьи в социум. Для оптимальной, благоприятной для развития ребенка родительской позиции характерны:
- Адекватность – наиболее близкая к объективной оценка родителями психических особенностей своего ребенка, построение ее взаимодействия на ее основе.;
- Динамичность – способность изменять формы и методы общения и воздействия на ребенка применительно к изменяющимся ситуациям и условиям жизни семьи;
- Прогностичность – направленность воспитательных усилий на будущее ребенка, его дальнейшую жизнь;
- Наличие в семье четких внутренних правил – переход с дошкольной стадии жизненного цикла семьи на школьную за полгода до поступления ребенка в школу.
- Разумная включенность семьи в социум – семьи по разным причинам игнорируют социум, общество, общественную жизнь, ведут обособленный образ жизни.
Для оказания эффективной индивидуальной помощи своим воспитанникам и их родителям необходимо глубоко изучить семьи.
- В первую неделю обучения провести диагностику среди родителей - «Экспресс - портрет будущего первоклассника», которая помогает с первых дней увидеть проблемы детей, определить семьи , которым будет трудно пережить период своей собственной адаптации к школе и своего ребенка;
- Составить психолого - педагогическую характеристику семьи, наметить направления педагогической работы с семьей, необходимость индивидуальной психологической и социальной помощи. «Экспресс – прогноз состава родительского коллектива».
Знакомство родителей с образовательной программой класса и ее необходимым ресурсным обеспечением, требованиями, с учителем, со школой, с организации питания, работниками библиотеки, медпункта, администрацией, с укладом школьной жизни позволит ребенку успешнее адаптироваться к дальнейшей школьной жизни.
Первое родительское собрание проводится в начале учебного года, необходимо проинформировать родителей о физической и психологической нагрузке школьников, мероприятиях по защите здоровья обучающихся в учебном процессе.
Период адаптации первоклассника.
Задачи для родителей:
- осуществить безболезненную адаптацию первоклассников к условиям школьной жизни;
- научить быстро и эффективно готовиться к учебному процессу,, готовить задания по чтению.
- помочь построить продуктивные отношения с учителями одноклассниками;
- укреплять физическое здоровье детей, формировать потребность в здоровом образе жизни;
- совершенствовать внимание, память, речевое развитие младших школьников.
- изучать родительские запросы, в целях организации и проведения целенаправленного просвещения, коррекции семейных отношений.
- пропагандировать психологические и педагогические знания среди родителей;
Задачи воспитательной деятельности:
- создать условия для успешной школьной адаптации детей, снижения школьной тревожности;
- формировать интерес к процессу и содержанию учебной деятельности;
- создать условия для развития нравственных качеств личности;
- формировать коммуникативные навыки, работать над созданием ученического коллектива;
- создать условия для развития творческих способностей, коррекции индивидуального развития.
Младший школьный период.
Задачи младшего школьного периода для родителей (2-3 класс)
- познакомить родителей с системой требований к знаниям, умениям, навыкам в 2- 3 классах;
- сформировать навык самоконтроля, умение работать со справочной, научно – познавательной литературой;
- продолжить работу по формированию познавательных интересов ребенка и стимулированию у него потребности делиться с родителями школьными проблемами;
- сформировать у ребенка доброжелательное, уважительное отношение к людям;
- укрепить физическое здоровье детей, сформировать потребность в здоровом образе жизни;
- сплотить детский коллектив общим интересными совместными делами;
- помочь самореализоваться личности каждого ребенка независимо от успешности обучения; коррекция индивидуального развития;
- сформировать у родителей положительное отношение к самим себе, умение принимать себя окружающих людей такими какие они есть: не осуждать, не обижать, научиться прощать и помогать людям, чтобы научить этому своего ребенка;
- способствовать выработке у родителей потребности, привычки и умения заботиться о своем здоровье, чтобы стать примером для подражания в ответственности за свое здоровье;
- пропагандировать психологические и педагогические знания среди родителей;
- повысить родительскую активность в решении школьных проблем;
- разнообразить методы семейного воспитания.
Задачи воспитательной деятельности:
- продолжить работу по активизации познавательных процессов и способностей ребенка, повышению учебной мотивации;
- сформировать навык самоконтроля, умение работать со справочной, научно – познавательной литературой;
- создать условия для раскрытия творческого потенциала детей, развивать интересы и склонности детей, повышать уверенность в своих силах;
- формировать коммуникативные навыки, продолжать работу по созданию сплоченного, дружного, инициативного коллектива;
- формировать позитивную моральную позицию;
- повышать уровень самоконтроля а отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения с одноклассниками, родителями, учителями.
- укреплять физическое здоровье детей, формировать потребность в здоровом образе жизни;
Период самосовершенствования, адаптация к переходу в среднее звено.
Задачи работы с родителями (4класс):
- побудить обучающихся и их родителей к самосовершенствованию;
- спланировать сотрудничество родителей и педагога по повышению уровня нравственности воспитания четвероклассников;
- помочь в осуществлении преемственности между начальной и средней школой;
- создание ситуации успеха, активизация внутренних ресурсов;
- формирование и поддержание высокой школьной мотивации – залог успешности младшего школьника при переходе в среднее звено;
- организация всех видов и использование многообразия всех форм индивидуальной, коллективной деятельности с опорой на общечеловеческие ценности, развитие и формирование коммуникативной культуры;
- создание классного коллектива, способствующего оптимальному росту и развитию личности каждого, условий для реализации индивидуального и творческого потенциала.
Цели и задачи воспитательной работы в 4 классе.
Формирование положительного отношения и интереса к учению, навыков самостоятельной деятельности, социальной ответственности, целостной психологической основы обучения, способности чувствовать, понимать и уважать не только себя, но и других.
Развивать познавательные способности (внимание, память, воображение, речь, логическое мышление) и умения, учить детей учиться. Воспитывать любознательность, самостоятельность, ответственность, радость познания, активную жизненную позицию, стремление познавать окружающий мир.
Формировать у юных граждан патриотическое сознание, чувства верности и любви к своему Отечеству и родному краю, расширять знания о России, родном крае, истории, культуре и традициях, прививать учащимся чувство глубокого уважения и почтения к символам Российской Федерации.
Способствовать полноценному развитию личности, творческому развитию способностей каждого ребенка, помочь реализовать себя как индивидуальность в общественной организации школы и класса.
Вооружать оьучающихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета и общения, норм культуры речи, Воспитывать навыки и привычки эффективного коммуникативного поведения в различных ситуациях.
Воспитывать личность, осознающую достоинство человека, милосердие, совесть, справедливость и уважение, чуткое, доброжелательное отношение к родным, близким, товарищам, одноклассникам, ко всем окружающим людям.
Воспитывать гуманное отношение к окружающему миру, чувство ответственности за свое поведение в природе, любовь и бережное отношение к окружающей среде.
Формировать у обучающихся систему знаний о здоровом образе жизни, потребность в здоровье и сознательном отношении к нему, нравственную культуру, самопознание, умения и навыки по физическому и нравственному самосовершенствованию.
Создать благоприятные психолого-педагогические условия для саморазвития и самореализации, самоутверждения личности ребенка, стремление детей к самосовершенствованию, сохранения неповторимости, его успешной социализации в обществе.
Совершенствовать организаторские умения, формулировать цель и планировать работу по достижению цели, осуществлять контроль за ходом и выполнением, высказывать свою точку зрения, анализировать полученные результаты, формулировать выводы, поддерживать инициативу и творческий поиск решения проблемы, способствовать сплочению и развитию классного коллектива.
Формы и методы взаимодействия с родительским коллективом
Университет педагогических знаний — это форма психолого-педагогического просвещения родителей. Он вооружает их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи со школой, а также взаимодействию родителей и учителей в воспитательной работе. Программа университета составляется педагогом с учетом контингента учащихся класса и их родителей. Формы организации занятий в университете педагогических знаний достаточно разнообразны: лекции, беседы, практикумы, конференции для родителей и т.д.
Лекция — это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор — сам учитель-воспитатель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания.
При подготовке лекции следует учитывать ее структуру, логику, можно составить план с указанием основных идей, мыслей, фактов и цифр. Одно из необходимых условий лекций — опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции — непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников.
Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей.
Конференция — форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей. К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности.
Конференция обычно открывается вступительным словом директора школы (если это общешкольная конференция) или классного руководителя (если она классная). С краткими, заранее подготовленными сообщениями о своем опыте семейного воспитания выступают родители. Таких сообщений может быть три-четыре. Затем предоставляется слово всем желающим. Итоги подводит ведущий конференции.
Практикум— это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей.
В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы и т. д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.
Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.
День открытых уроков проводится в удобное для родителей время, чаще всего в субботу. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей. День завершается коллективным анализом: отмечаются достижения, наиболее интересные формы урока, результаты познавательной деятельности, ставятся проблемы, намечаются перспективы.
Педагогическая дискуссия (диспут) — одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. Примерно за месяц участники должны познакомиться с темой будущего диспута, основными вопросами, литературой. Самая ответственная часть диспута — ведение спора. Многое определяет здесь поведение ведущего (им может быть педагог или кто-то из родителей). Необходимо заранее установить регламент, выслушивать все выступления, предлагать, аргументировать свою позицию, в конце диспута подвести итоги, сделать выводы. Главный принцип диспута — уважение к позиции и мнению любого участника. Темой диспута может служить любая спорная проблема семейного и школьного воспитания, например: «Частная школа — за и против», «Выбор профессии — чье это дело?».
Ролевые игры — форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет» и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.
Индивидуальные тематические консультации .Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.
Родительский лекторий, "Университет педагогических знаний" и др. - способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и образовательного учреждения к воспитанию детей. В определении тематики мероприятий участвуют родители.
Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей. Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций.
Презентации позитивного опыта семейного воспитания в средствах массовой информации способствуют использованию воспитательного потенциала благополучных семей.
Вечера вопросов и ответов проводятся после опроса родителей и выяснения перечня проблем, которые возникают в воспитании детей и во взаимоотношениях с ними. Для ответа на вопросы родителей приглашаются специалисты (психологи, юристы, врачи и др.) На такие встречи, как правило, приглашаются родители с учетом возрастных особенностей детей (например, родители первоклассников, папы мальчиков-подростков, мамы старшеклассниц, старшекурсниц).
Диспут, дискуссия - обмен мнениями по проблемам воспитания, это одна из интересных для родителей форм повышения уровня педагогической культуры, позволяющая включить их в обсуждение актуальных проблем, способствующая формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирующая активное педагогическое мышление.
Встречи с администрацией образовательного учреждения, педагогами, работающими в данном коллективе детей, молодежи целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей со своими требованиями к организации работы по предмету, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного коллективного поиска возможно составление программы действий, перспективного плана совместной работы.
Индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия педагогов и родителей. Особенно важной формой является деятельность родительского комитета, который может быть выбран на весь учебный год. Родительский актив - это опора педагогов, при умелом взаимодействии они совместно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации общественно-значимых дел, решению проблем жизни коллектива.
Родительский клуб - интересная форма работы с родителями, проводится в форме встреч и требует специальной подготовки. Цель клуба - заинтересовать родителей в обсуждении вопросов воспитания. Главное условие успеха таких встреч, дискуссий - добровольность и взаимная заинтересованность.
Классные родительские собрания необходимо проводить 1 раза в четверть, дополнительно решая индивидуально возникающие в процессе работы проблемы.
Рекомендации по проведению родительских собраний
- Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учёбе.
- Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
- Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.
- Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.
Этапы подготовки к родительскому собранию:
- Выбор темы собрания.
- Определение целей родительского собрания.
- Изучение классным руководителем и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме.
- Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей (анкетирование, беседы, тестирование).
- Определение вида, формы и этапов родительского собрания. Способов и приёмов совместной работы его участников.
- Приглашение родителей и других участников собрания.
- Разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям.
- Оборудование и оформление места проведения родительского собрания.
Определение целей родительского собрания:
- повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребёнка в семье и школе;
- содействие сплочению родительского коллектива, вовлечение их в жизнедеятельность классного сообщества;
- выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребёнка;
- пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к детям со стороны родителей;
- подведение итогов совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей за определённый период времени
Индивидуальная работа с родителями
Индивидуальные консультации особенно необходимы, когда учитель набирает класс. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Учитель должен дать возможность родителям рассказать ему всё то, что поможет в профессиональной работе с ребёнком:
- особенности здоровья ребёнка;
- его увлечения, интересы;
- предпочтения в общении в семье;
- поведенческие реакции;
- особенности характера;
- мотивация учения;
- моральные ценности семьи.
Тематические консультации дают рекомендации по проблеме, которая волнует родителей. В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их возможно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет. Примерные темы:
1. Ребенок не хочет учиться.
2. Как развить плохую память ребенка.
3. Единственный ребенок в семье.
4. К чему может привести тревожность детей.
5. Талантливый ребенок в семье.
Родительские чтения дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Этапы проведения чтений следующие:
-на первом собрании родители определяют вопросы педагогики и психологии
-учитель собирает и анализирует информацию
-определяет список литературы по данному вопросу
-изучение литературы родителями
-изложение собственного понимания вопроса родителями на чтениях
Родительские вечера направлены на сплочение родительского коллектива. Проводятся два-три раза в год без присутствия детей. Темы родительских вечеров могут быть разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.
Примерная тематика:
1.Первый год ребенка, каким он был.
2.Каким я вижу будущее своего ребенка.
3.Друзья моего ребенка.
4. Праздники нашей семьи.
Нетрадиционные формы работы с родителями:
- тематические консультации
- родительские чтения
- родительские вечера
Тематические консультации дают рекомендации по проблеме, которая волнует родителей. В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их возможно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет. Примерные темы:
- Ребёнок не хочет учиться.
- Как развить плохую память ребёнка.
- Единственный ребёнок в семье.
- К чему может привести тревожность детей.
- Талантливый ребёнок в семье.
Родительские чтения дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в её обсуждении. Этапы проведения родительских чтений следующие:
- на первом собрании родители определяют вопросы педагогики и психологии;
- учитель собирает и анализирует информацию;
- определяется список литературы по данному вопросу;
- изучение литературы родителями;
- изложение собственного понимания вопроса родителями на чтениях.
Родительские вечера направлены на сплочение родительского коллектива. Проводятся два-три раза в год без присутствия детей. Темы родительских вечеров могут быть разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос. Примерная тематика:
- Первый год ребёнка, каким он был.
- Каким я вижу будущее своего ребёнка.
- Друзья моего ребёнка.
- Праздники нашей семьи.
Большую помощь в работе с родителями учителю оказывает родительский комитет, который тоже выбирается на первом собрании и сохраняется на весь период обучения детей.
Структура родительского комитета класса
Родительский комитет класса - это объединение родителей, деятельность которого направлена на всемерное содействие педагогическому коллективу учителей, работающих в классе, классному руководителю в организации сотрудничества семьи и школы на благо учащихся класса. Родительский комитет выбирается на родительском собрании в начале учебного года на один учебный
год. В родительский комитет класса могут быть избраны родители любого ученика класса по их желанию или по предложению большинства участников родительского собрания класса.
Заседания родительского комитета класса проходят 1 раз в учебную четверть. Принятые решения фиксируются в протоколе, который хранится у председателя родительского комитета.
Права и обязанности РК регламентируются Положением о РК
Четкая и хорошо отлаженная работа родительского комитета класса всегда приносит свои плоды. Младшие школьники очень рады тому, что их родители приходят на уроки и внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках и походах. Надо отметить, что активное участие родительского комитета и родителей в целом в жизни класса очень стимулирует к действию и самого классного руководителя. Чем активнее будет сотрудничество детей и родителей в учебной и внеклассной деятельности, тем меньше проблем в работе с семьями встретит педагог в своей профессиональной деятельности.
Председатель родительского комитета отвечает за организацию деятельности родительского комитета, совместно с заместителями составляет план работы родительского комитета; помогает классному руководителю в подготовке и проведении родительских собраний, является представителем коллектива родителей класса в работе родительского комитета школы. Он участвует в защите прав учащихся. Председатель родительского комитета совместно с представителями школы участвует в посещении неблагополучной семьи, помогает решать конфликтные ситуации в детском коллективе. Если председатель родительского комитета отвечает за организацию работы родительского комитета в целом, то заместители его отвечают за определенные участки работы.
Заместитель председателя родительского комитета, отвечающий за результативность учебной деятельности учащихся класса, организует активное участие родителей в учебной деятельности детей. Он организует родителей для участия в посещении уроков, днях творчества в классе и школе. В его компетенцию входит помощь классному руководителю в приобретении необходимых учебных пособий, организациях различных внеклассных мероприятиях, различных олимпиадах, конкурсах и фестивалях, организация помощи отстающим в учебе детям, поиск возможностей для награждения учащихся, отличающихся высокими результатами в учебной деятельности.
Заместитель председателя родительского комитета, курирующий вопрос участия родителей и учащихся класса во внеклассной деятельности, выполняет достаточно многоплановую работу. В его компетенцию входит привлечение родителей класса к проведению занятий кружков, родительских уроков. Вместе с родителями класса он участвует во всех совместных праздниках, походах, организуют в классе экскурсии, поездки, развлекательные мероприятия. Кроме этого, он помогает классному руководителю реализовать во внеклассной деятельности возможности всех учащихся класса, а также их родителей.
Заместитель председателя родительского комитета, отвечающий за хозяйственную работу в классе, организует помощь родителей в ремонте кабинета класса, в оформлении помещении класса, в приобретении предметов, необходимых для жизнедеятельности классного коллектива.
В обязанности казначея входит сбор средств родителей на нужды классного коллектива. Вместе с родительским комитетом казначей составляет смету расходов, отчитывается перед родительским собранием за использованные средства.
Документами, констатирующими деятельность родительского комитета, являются:
а) протоколы заседаний родительского комитета;
б) положение о родительском комитете школы;
в) план работы родительского комитета на учебный год или полугодие;
г) график заседаний родительского комитета.
Заключение
Роль классного руководителя огромна. Он может стать для родителей помощником советчиком, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания и доверия. Используя вышеизложенные знания по особенностям взаимоотношений в семье, классному руководителю необходимо успешно наладить контакт с родителями, так как именно от этого сотрудничества зависит выявляемость проблем, связанных с учебой обучающихся и внутриклассными взаимоотношениями. Работа классного руководителя – интересная, захватывающая, но отнимающая много времени и сил. Вместе с родителями она становится легче и конструктивнее.
И родители, и классный руководитель должны понимать, что только общее сотрудничество, сотворчество способны сделать совместную деятельность учеников, учителей и родителей содержательной, интересной, радостной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содержание форм и методы работы с родителями.
Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы преподаватели и родители действовали как союзники, делясь с дет...
Формы и методы работы с родителями с целью усиления воздействия на ребенка
Содержание работы школы с родителями обучающихся...
Формы и методы работы с родителями с целью усиления педагогического воздействия на ребенка
В данной разработке речь идёт о формах и методах работы с родителямис целью усиления педагогического воздействия на ребенка , даны рекомендации по проведению родительских собраний....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
План1.Потребность общества в качественном образовании.2.Определение качества образования. Составляющие “качественного образования”.3.Отличительные признаки и методические требования к современному уро...
Современные формы и методы работы классного руководителя с семьей ученика
1.Общаясь с родителями, обращайтесь с ними по имени и отчеству.2.Стремитесь к тому, чтобы ваше общение с родителями было на «равных», т.е. без высокомерия, но и без заискивания.3.Беседуя с...
Современные формы и методы работы с родителями
Описаны формы работы с родителями в течение учебного года. Статья будет полезна классным руководителям, воспитателям дошкольных образовательных учреждений, педагогам дополнительного образования...
Использование современных форм и методов работы как условие повышения качества образования
В настоящее время происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с принятием Государственного стандарта базового и начального образования и с переходом ...