«Инклюзивная культура образования» Профориентационная работа с родителями, имеющими детей с ОВЗ
статья

Адомница Татьяна Александровна

Профориентационная работа с родителями, имеющими детей с ОВЗ

1. Роль родителей в организации профориентационной работы

2. Основные понятия профориентационной работы с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья

3. Принципы и направления профориентационной работы с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль родителей в организации профориентационной работы

Участие родителей в профориентации и социализации своего ребенка – важнейшая обязанность и проявление ответственности за его будущую судьбу и жизнеустройство. Включение родителей в коррекционно-образовательный процесс ребенка с ограниченными возможностями здоровья – проблема, которая, с одной стороны, раскрывает новые возможности для расширения сферы коррекционного воздействия на ребенка с ОВЗ, когда специальные условия, необходимые для его развития, создаются не только в образовательном учреждении, но и в семье, а с другой, позволяет родителям понять и принять путь развития ребенка с ОВЗ, обрести жизненные ориентиры, самоуважение, уверенность в будущем ребенка и смысле собственной жизни.

Жизненный опыт подростка в целом и подростка-инвалида (или с ОВЗ) в частности ограничен, его представления о профессиональной деятельности часто имеют неполный или нереалистичный характер. У ребенка могут возникать вопросы о содержании профессиональной деятельности, о месте возможной работы, об уровне зарплаты, он может смешивать понятия «профессия» и «должность». Находясь в ситуации выбора, дети часто испытывают растерянность и нуждаются в поддержке взрослых.

Родители детей-инвалидов и детей с ОВЗ, выбирающих свой профессиональный путь, часто занимают отстраненную позицию, не проявляя интереса и участия в решении довольно важного вопроса профессионального самоопределения. В этом случае специалистам, занимающимся вопросами профориентации, необходимо построить свою работу с родителями по следующим направлениям: предоставление справочной информации о профессиях; мотивация родителей на совместную работу с собственными детьми; профконсультирование ребенка совместно с родителями; обучение родителей способам и приемам эмоциональной поддержки своего ребенка на этапе построения профессиональной траектории.

Основные понятия профориентационной работы с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Ребенок входит в социальный мир в момент рождения. Этот процесс реализуется в семье, которая осуществляет не только воспитательные задачи, но и формирует в его сознании представления о жизненных целях и путях их решения. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья как никто более заинтересована в решении этих задач.

Эмоциональный стресс, который испытывают члены семьи, в связи с выявлением у ребенка особенностей в развитии, вызывает травмирующие личностные переживания и деструктивное поведение родителей, которое может проявляться в отказе признать проблемы в развитии ребенка, хаотичной смене учреждений, оказывающих помощь семье, постоянном поиске специалиста, который подтвердит отсутствие нарушений или их наличие обозначит вариативностью нормативного развития. Большое стрессовое воздействие на структуру семьи оказывают также и семейный конфликты, возникшие на почве рождения в семье ребенка с особенностями, которые в итоге приводят к деформации межличностных супружеских, родительско-детских, детско-родительских, межпоколенных и сиблинговых взаимоотношений или к ее распаду.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, как и ребенок, не имеющий дефектов, способен под влиянием воспитания успешно развиваться в психическом и личностном отношениях. Воспитание ребенка начинается в семье. Главными участниками воспитательного процесса выступают все члены семьи: мать и отец, бабушки и дедушки, братья и сестры и так далее. От их действий и отношения к ребенку зависит успешность его развития.

В практике семейного воспитания исторически сложились два типа отношений между родителями и детьми.

Отношения соподчинения – этот тип вписывается в следующую формулу: «Я - взрослый, ребенок – маленький, я знаю, как жить, он - не знает. Я веду его за собой».

Отношения сотрудничества – сотрудничать с детьми, это значит ценить, уважать их, умение поступиться своими желаниями, нуждаться в них и быть нужными. Воспитание как сотрудничество – это естественное воспитание, которое имеет место в каждой дружной семье.

Воспитательная тактика в семье по отношению к ребенку с ограниченными возможностями должна быть точно такой же, как и в воспитании здорового ребенка. Постоянное акцентирование внимания на его «особенностях» - реальный путь к формированию зависимой, неустойчивой, не целеустремленной личности, пассивно воспринимающей все жизненные обстоятельства и не способной преодолевать трудности.

Развитие аномального ребенка ставит перед родителями все новые и новые проблемы. В период, когда начинается переход ребёнка в подростковый возраст, семья привыкает к хронической природе заболевания. Возникают проблемы, связанные с изоляцией от сверстников и отчуждением, профориентацией, планированием будущей занятости ребёнка. Это время может оказаться наполненным болезненными напоминаниями о том, что подростку не удаётся успешно завершить переход в следующий этап жизненного цикла, - он продолжает оставаться зависимым от своих родителей.

Период выпуска «особенного» ребенка из коррекционной школы и определение его дальнейшего пути, является сложным как для родителей, так и для самого ребенка. В этот период ярко переживается дезадаптация члена семьи – инвалида, дефицит возможностей для его социализации; принятие решения о подходящем месте обучения или проживания повзрослевшего ребёнка. Не обнадёживающая перспектива занятости инвалидов и недостаточные ресурсы для их самостоятельного проживания оставляют семье небольшой выбор альтернатив и вызывают глубокую озабоченность и тревогу в этот период.

В контексте развития и воспитания ребенка с ОВЗ внутрисемейные условия – это коррекционно-развивающая среда в семье, которая создается родителями на основе рекомендаций специалистов. Доброжелательная внутрисемейная атмосфера, выстроенная в соответствии с рекомендациями специалистов, выступает важнейшим условием благополучного развития ребенка с ОВЗ.

Принципы и направления профориентационной работы с семьей ребенка

с ограниченными возможностями здоровья

Профориентационная работа педагогического коллектива с семьей ребенка с ОВЗ строится на следующих принципах:

семья ребенка с ОВЗ позиционируется как реабилитационно-абилитационная структура, изначально обладающая потенциальными возможностями к созданию максимально благоприятных условий для развития, воспитания, выбора будущей профессии, ее освоения и включения ребенка в самостоятельную жизнь;

профориентационные пропедевтические мероприятия осуществляется с раннего/дошкольного возраста путем интеграции семьи в поле коррекционного воздействия, что обеспечивает мотивационную готовность ребенка к включению в процессы совместного (с взрослым/ сверстниками) труда и формирование профессионально-трудовых навыков;

взаимодействие специалистов с семьей ребенка с ОВЗ в работе по профориентации и социализации осуществляется в процессе комплексного и непрерывного сопровождения, начиная с раннего и дошкольного возраста, не ограничивается периодом пребывания в школьном учреждении, а в случае семьи лица с ТМНР, охватывает весь жизненный цикл такого человека;

семья ребенка с ОВЗ рассматривается как микросоциальная среда, в которой у ребенка формируются представления о мире профессий, себе как человеке, включенном в трудовую деятельность и овладевающем трудовой профессией, нравственных и трудовых качествах людей различных специальностей, характере межличностных связей, об отношении к людям труда.

Взаимодействие с семьями детей с ОВЗ направлено на решение следующих   задач:

- определение актуальных проблем в области профориентации и социализации ребенка с ОВЗ для каждой семьи, поиск путей их разрешения, мотивирование родителей (лиц их замещающих, а также бабушек, дедушек, других родственников) на совместную работу;

- социально-психолого-педагогическое и профориентированное просвещение родителей (лиц их замещающих), других членов семей (бабушек, дедушек, сиблингов), формирование психолого-педагогической и профориентационной компетентности близких ребенку с ОВЗ лиц, непосредственно участвующих в его воспитании, коррекции нарушений, формировании профориентационной мотивации и трудовых навыков;

- оздоровление межличностных и внутрисемейных отношений;

- терапизация самосознания родителей ребенка с ОВЗ, нейтрализация тяжелых и длительных переживаний, стресса, связанного с проблемами психофизического развития ребенка путем определения и решения профориентационных целей и задач;

- формирование у родителей (лиц их замещающих) представлений об особенностях развития ребенка, формируемых у ребенка с ОВЗ навыков в области трудовой профессии, навыков и умений конструктивного межличностного взаимодействия в сфере трудовых отношений посредством проведения психолого-педагогических коррекционных мероприятий.

Таким образом, в ходе практической деятельности у воспитанников с ОВЗ формируются такие нравственные качества, как добросовестность, привычка к трудовому усилию, способность работать в коллективе, необходимые для дальнейшей социальной адаптации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями, имеющими детей с ОВЗ

Статья  о  формах работы с родителями обучающихся с использованием ИКТ...

Информационно-методическая работа для родителей, имеющих детей с речевыми нарушениями. «Киндер-игрушки для Тани и Ванюшки»

Если вас заинтересовала этот материал, то может быть вы любознательны раз, у вашего малыша «проблемки» в развитии речи два, просто небезразличны к развитию своего любимого «чуда» три. Можно еще загиба...

Формы и методы работы педагогического коллектива с родителями, имеющими детей с нарушениями слуха. Из опыта работы.

В данной статье описаны некоторые формы и методы работы малого педагогического коллектива с родителями неслышащих учащихся на первоначальном этапе обучения в школе....

Духовно-нравственное воспитание в совместной работе учителя-дефектолога и родителей, имеющих детей с ОВЗ

Духовно-нравственное воспитание в совместной работе учителя-дефектолога и родителей, имеющих детей с ОВЗВоспитание нравственности у ребенка основывается на взаимодействии трех основ: общеобразовательн...

«Принципы работы с семьями, имеющими детей с ОВЗ, и повышение компетентности родителей»

Система социальных требований к ребенку - основа  общественного формирования личности. Цель воспитательной работы с детьми   с отклонениями в умственном развитии - наибольшая социализац...

СТАТЬЯ «Принципы работы с семьями, имеющими детей с ОВЗ, и повышение компетентности родителей»

СТАТЬЯ «Принципы работы с семьями, имеющими детей с ОВЗ, и повышение компетентности родителей»...

Статья "СПЕЦИФИКА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ"

Выбор профессии весьма сложный и порой долгий мотивационный процесс. Особенно трудно он дается людям с ограниченными возможностями. Причем, выбор профессии является достаточно сложным и напряженным эт...