Работа с родителями, имеющими детей с ОВЗ
статья на тему

Герасимова Анна Валериевна

Статья  о  формах работы с родителями обучающихся с использованием ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon работа с родителми86 КБ

Предварительный просмотр:

АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

 ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Одна из актуальных проблем, относящихся к вечным проблемам человечества, – воспитание детей. Сегодня эта проблема обсуждается педагогами, психологами, родителями, социологами.  Отечественными исследователями В.С. Скобкиным и Е.Ю. Марич было выявлено, что родители детей  среди приоритетных жизненных ценностей называют воспитание ребенка.

Практика и проведенные научные исследования, показывают, что родители испытывают трудности в воспитании детей, которые объясняются целым рядом причин:

1. Ухудшение состояния здоровья детей (психического, физического);

2. Социально-экономическими проблемами общества, ведущим к увеличению процента социально-незащищенных родителей и детей, социально-психологической тревожности, усталости, перераспределение материально-экономических функций внутри семьи, трудности организации семейной жизни на фоне кризисов;

3. Личностными проблемами родителей: усталостью, психическими и физическими перенапряжениями, тревогой в связи со снижением безопасности жизни, ростом чувства одиночества (особенно в неполных семьях)отсутствия понимания;

4. Глобальными проблемами, определяющими развитие взрослых и детей экологическими проблемами, локальными войнами и т.д.).

Так как в современных условиях деятельности социального  педагога образовательного учреждения приоритетным направлением является взаимодействие с семьей, то данные тенденции, происходящие в жизни общества, невозможно оставлять без внимания. Поэтому назрела необходимость обновления такого важного направления деятельности образовательного учреждения – как взаимодействие педагога с родителями обучающихся.

По мнению специалистов деятельность, общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками услуг образовательного учреждения, поэтому действия педагогов должны основываться на интересах и запросах семьи. Именно по этой причине многие образовательные  учреждения ориентированы на поиск новых форм и методов работы, которые позволяли бы учесть актуальные потребности родителей, способствовали формированию активной родительской позиции. Необходимо изменить существующую практику работы с родителями, при которой каждой семье навязывалась внешняя система ценностей, без учета структуры семьи ее традиций и опыта.

Сегодня, большинство родителей заняты добыванием средств к существованию, что приводит к сокращению времени, которое мамы и папы должны уделять воспитанию и образованию своих детей. Поэтому педагоги вынуждены искать новые пути взаимодействия с семьями воспитанников. И тогда на помощь приходят новые технические, информационные, аудиовизуальные средства и специфические педагогические технологии, основанные на применении современных информационно-компьютерных средств.

«Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество» (Из «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года»).                                                 
        Информатизация общего образования – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и администрация образовательного учреждения. Это и создание единого информационного образовательного пространства ОУ; и использование информационных технологий в воспитательно-образовательном процессе; и разработка интегрированных занятий; и проектная деятельность;  и активное использование  сети  Интернет в образовании.

Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом.  Информатизация – это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, обработка, хранение, передача и использование информации. Все эти операции осуществляются  на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена.                                                      При  взаимодействии педагогов с родителями  с  использованием  ИКТ  можно достигнуть  следующих результатов:

• минимизация времени доступа к информации субъектов коммуникации;

• возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;

• обеспечение индивидуального подхода к субъекту коммуникации;

• оптимальное сочетание индивидуальной работы с групповой;

• рост объема информации;

• обеспечивает диалог субъектов коммуникации (электронная почта, форум);

• оперативное получение информации;

• расширение информационных потоков;

                                                

                        

Можно выделить следующие формы работы с родителями обучающихся с использованием ИКТ — это:

  • сайт школы;
  • сотовая связь;
  • редакционно – издательская деятельность: электронная газета, журнал;
  • электронная консалтинговая служба; (электронная почта)
  • создание медиатеки;
  • электронная рекламная деятельность;
  • телемост;
  • использование личной веб-страницы,
  • телекоммуникоционный проект;
  •  дистанционные конференции.

Совершенно новый потенциал для взаимодействия родителей и педагога-воспитателя несет в себе создание сайта школы. На школьном сайте любой родитель получает возможность познакомиться с особенностями образовательно-воспитательного процесса в ОУ, общешкольными традициями, узнать последние новости, и таким образом быть всегда в курсе всех происходящих в школе событий. Создание на сайте ОУ странички под названием «Шпаргалки для родителей», на которой освещались бы интересующие родителей проблемы и способы их разрешения.

Сотовая связь. У каждого родителя есть номер сотового телефона классного руководителя. Родители детей знают, что в любое время они могут позвонить классному  руководителю, отправить смс-сообщение, задав любой волнующий их вопрос или сообщив о проблеме. С введением в образовательный процесс комплексно-тематического принципа его организации, имеется возможность проинформировать родителей индивидуально об успехах или трудностях ребенка, дать короткие рекомендации по развитию школьника, сделать объявление и т.д. Преимущество в использовании сотового телефона — это осуществление живого диалога с родителями, оперативность информации.

Электронная почта предоставляет более широкие возможности для общения с семьями обучающихся. У классного  руководителя имеется список адресов электронной почты родителей. По электронной почте им рассылается текущая информация: срочные новости класса, сведения об индивидуальном развитии ребенка, результаты диагностик, приглашения на родительские собрания и другие мероприятия, рекомендации по воспитанию и обучению школьников, фотографии детей и др. Преимущества использования электронной почты в том, что до сведения родителей можно доносить огромный объем информации, осуществить индивидуальное взаимодействие с семьей.

На личной веб-странице воспитателя в сети Интернет размещаются преимущественно консультационные материалы по разным направлениям в развитии детей: возрастные особенности, советы специалистов, рекомендации учителя и др. Пользуются веб-страницей чаще те родители, которые предпочитают находиться у компьютера дома, а не  интересоваться  новостями  при  общении  с  учителями  школы. При работе с веб-страницей учитываются нормы Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» и не выкладываются личные фотографии детей, результаты диагностики, персональные сведения о школьниках и родителях и др.

Конечно, в процессе использования представленных форм ИКТ существует ряд проблем, основные из которых — отсутствие компьютеров и недостаточная компьютерная грамотность некоторых родителей. В целом же данная работа ведет к обновлению форм и методов взаимодействия школы  с семьей, повышению компетентности педагогов и родителей в вопросах использования информационно – коммуникативных технологий, публичности и открытости классного руководителя  и ОУ в целом, обоюдной готовности школы и семьи к решению актуальных проблем воспитания и обучения школьников. Целенаправленное системное информационное воздействие, направленное на родительскую общественность, с использованием ИКТ позволяет значительно повысить эффективность взаимодействия школы  и семьи.

Видеокамеру используют классные руководители  и родители для создания видеофильмов из серии «Жизнь класса» (праздники, прогулки, открытые занятия и др.)

 Применяя TV + DVD плеер +компьютер родители могут помочь классному руководителю в создании коллекции фильмов и мультфильмов.

 Аудиомагнитофон сегодня есть в каждом доме.

 Педагог-психолог может  порекомендовать родителям использование записей «Звуки природы» для релаксации дома.

 Мультимедийные презентации.  Мультимедийная презентация (от лат. praesentatio — общественное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного) — информационный или рекламный инструмент, позволяющий пользователю активно взаимодействовать с ним через элементы управления.

 Цель мультимедийной презентации — донести до целевой аудитории полноценную информацию об объекте презентации в удобной форме.  Мультимедийные презентации – это один из современных методов работы с детьми и родителями, способствующий решению многих задач, а именно:

 –возможность точной, доступной и яркой передачи информации,

 –одновременное использование различных форм справочной информации: аудио-, видеоизображения, анимация текста,

 –быстрый способ внедрения информационных технологий во все виды и направления образовательной работы ОУ.

 Таким образом, мультимедийные презентации, воздействуя через зрительный и слуховой каналы восприятия, не только формируют информационную культуру педагогов, но и способствуют повышению качества воспитательно-образовательного процесса.

Необходимо отметить, что использование мультимедийной презентации возможно во взаимодействии с родителями обучающихся во время проведения родительских собраний, мастер-классов, публичных отчетов, круглых столов и других мероприятий.

 В информационном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека – определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования.

 Если раньше человек не имел полноценного доступа к компьютерной технике и ресурсам сети Интернет, то с годами он получает такой доступ при выполнении своих профессиональных обязанностей, либо приобретая компьютер и программное обеспечение, для работы дома. Этот факт можно рассматривать и как увеличение числа родителей школьников, использующих информационные и коммуникационные технологии.

Современные Интернет-ресурсы позволяют проводить телемост, посвященный современным проблемам подрастающего поколения, в режиме on-line между семьями разных классов.[38]

Телекоммуникационный проект – это игра-соревнование между классами родителей с использованием электронной почты для связи.

Работа над проектом делится на несколько этапов:

- этап получения и обсуждения задания; - этап поиска решений или необходимой информации;

- этап подготовки информации на компьютере.

Задача педагога – организовать участников, направить в нужное русло, распределить правильно время и силы: одновременно идёт поиск информации и подготовка на компьютере. Это связано обычно с ограничением по времени. Но все решения участники должны принимать самостоятельно после коллективного обсуждения.

Дистанционные телеконференции могут проводится как в режиме реального времени, так и с помощью электронной переписки.

Особенности ведения дистанционной конференции в режиме реального времени (Chat) обусловлены необходимостью её предварительной подготовки. Создание координатором тематического расписания чат-конференции позволяет содержательно наполнить отдельные её этапы и провести с участниками подготовительную работу. Готовясь к дистанционной конференции, ведущий предлагает участникам заранее написать свои вопросы и суждения по заявленным темам. Ведущий конференции также готовит свои основные вопросы участникам, чей состав и творческие работы ему уже известны. Во время электронной дискуссии предварительно написанные ключевые фразы помогают координатору оперативно вести диалог, не тратя лишнего времени на набор текста. В то же время от ведущего требуется быстрая реакция на происходящее, оперативность включения своих реплик в нить дискуссии, принятие решений о смене темы или вида деятельности участников конференции.

Координатору необходимо придерживаться заявленного им расписания. Так как связь у отдельных участников может прерываться и они входят в окно разговора, теряя из виду нить конференции, координатор через определённое время повторяет ключевые вопросы или суждения, уже высказанные на конференции, для вновь подключающихся участников. Ведущий и участники дистанционной конференции заметно повысят эффективность своей работы, если будут владеть способами формулирования вопросов разных типов.

Необходима разработка типологии вопросов для дистанционной конференции: сущностные, поясняющие, провокационные и т.п., поскольку от формы вопроса зависит и достижение участниками образовательных результатов.

В чат-конференции работа ведущего возможна как со всеми участниками конференции, так и одновременно в отдельной комнате с теми участниками, которые пожелали обсудить возникший вопрос или проблему лично с ведущим.

Дистанционная конференция, проводимая с помощью электронной почты в режиме списка рассылки, имеет свои преимущества. Создание образовательного списка рассылки в разных его вариантах: свободном, модерируемом, имеющем ограничения к доступу и др., позволяет организовать работу дистанционных участников в соответствии с решаемыми педагогическими задачами. В зависимости от выбранного варианта работы списка рассылки строится и обучающая структура электронной конференции. У дистанционной конференции, проводящейся с помощью электронной почты, есть существенное преимущество перед беседой в реальном времени – больший период времени, который имеют участники на обдумывание своих вопросов, ответов и суждений. Это позволяет участнику подготовить свой ответ, привести его в соответствие с заданными требованиями.

Другой эффективной формой взаимодействия с семьей является выпуск в образовательном учреждении информационно-методического журнала on-line для родителей. Статьи могут писать не только педагоги, но и специалисты различных служб. Тема номера определяется проблемами, которые волнуют родителей больше всего. Открытие подписки на электронный вариант журнала позволит родителям знакомиться с новыми материалами издания, получая свежий номер по электронной почте.

Ноу-хау ОУ может стать создание сайта класса, на котором каждый родитель может узнать расписание уроков, мероприятия, время встречи классного руководителя с родителями и многое другое. На форуме сайта родитель может задать педагогу любой вопрос, касающийся своего ребенка, а также внести предложения по организации воспитательного и образовательного  процесса в классе.

Как правило, на сайтах ОУ и группах администраторы размещают не только текстовый материал, но и фото, и видео подборки по итогам проведения воспитательных мероприятий. Родители, интересующиеся современными информационными технологиями порой сами предлагают свою помощь в создании сайта класса, тем самым активно участвуют в школьной жизни.

Таким образом, успешность педагогического взаимодействия образовательного учреждения и семьи сегодня во многом зависит от того, насколько педагог использует в своей работе новые информационно-коммуникационные технологии, имеющие огромный потенциал, призванный заинтересовать родителей и создать условия для их активного участия в образовательно-воспитательном процессе современного образовательного учреждения.

Для актуализации  информации в начале  учебного  года  классному  руководителю  необходимо  обновлять  информацию о родителях учащихся, можно

Использовать такую форму  сбора  информации  как  анкетирование (приложение 1).

Не только  классные  руководители  могут  активно использовать  ИКТ при взаимодействии  с родителями, но  и любой  другой  специалист  школы может доносить необходимую  информацию до сведений  родителей

Использование ИКТ во взаимодействии специалистов ОУ и родителей в рамках профилактического и просветительского направлений

Специалисты

Основные задачи

Используемые ИКТ

Социальный  педагог

  • профилактика различных нарушений  здоровья и развития детей, а также просвещение взрослых по вопросам сопровождения ребёнка в процессе воспитания и развития
  • информирование  о пропусках  уроков и поведении учащихся;
  • приглашение  в  школу для бесед;
  • правовой  всеобуч для родителей (буклеты, статьи  и т.д.).

  • Оформление наглядных консультаций, буклетов, визитных карточек;

  • Оформление анкет и других диагностических бланков  для родителей;

  • Оформление  информационных стендов;

  • Размещение информации на сайте ОУ;

  • Использование разнообразного иллюстративного материала, как статического, так и динамического;

  • Взаимодействие с родителями по электронной почте;

  • Использование книг, методических пособий, журналов в электронном варианте;

  • Использование мультимедийных презентаций при проведении мероприятий;

  • Обмен опытом, знакомство с периодикой других педагогов России;

  • Знакомство со сценариями праздников, досугов и других мероприятий;

  • Подбор музыкального материала для занятий, утренников, развлечений, запись фонограмм

Педагог-психолог

  • Информирование родителей о  нормативах возрастного развития и индивидуальных особенностях ребёнка;
  • Информирование родителей об особенностях возрастных кризисов;
  • Профилактика нарушений детско-родительских отношений;
  • Профилактика дезадаптации детей при поступлении в школу или при переходе из одного класса в другой;
  • Информирование родителей о содержании и компонентах психологической готовности к школе;
  • Профилактика школьной дезадаптации;
  • Информирование родителей о способах коррекции эмоционально-личностных нарушений у детей;
  • Информирование родителей о способах повышения навыков общения у детей;
  • Повышение коммуникативной компетентности родителей.

Учитель-логопед

  • Информирование родителей о возрастных нормативах развития речи;
  • Информирование родителей о видах речевых нарушений;
  • Обучение игровым приёмам развития речи;
  • Убеждение родителей  в необходимости закреплять полученный результат от работы логопеда с ребёнком в домашних условиях.

Учитель-дефектолог

  • Профилактика нарушений интеллектуального развития детей;
  • Информирование родителей о нормативах возрастного развития детей школьного возраста;
  • Обучение родителей игровым приемам развития ребёнка (основных психических процессов; общей и мелкой моторики);
  • Развитие слухового восприятия;
  • Развитие сенсорных способностей.

Инструктор по физической культуре

  • Информирование родителей о физкультурно-оздоровительной работе в ОУ, ее результатах и путях улучшения.
  • Информирование родителей об особенностях физического развития детей, их двигательных предпочтениях, результатах их двигательной деятельности.
  • Пропаганда здорового образа жизни;
  • Проведение детско-родительских спортивных мероприятий.

Музыкальный руководитель

  • Вовлечение родителей в процесс музыкального воспитания детей:
  • Информирование родителей о развитии музыкальных способностей у детей;
  • Информирование родителей о направлениях музыкального воспитания;
  • Рекомендации по прослушиванию определённых музыкальных произведений;
  • Помощь в выявлении одарённых детей (имеющих танцевальные, певческие и (или) театральные способности);
  • Информирование об организации досуга.

По результатам взаимодействия специалистов с родителями выявляются наиболее актуальные вопросы о развитии и воспитании детей Разработка консультаций специалистами на сайте школы ориентирована, прежде всего, на запрос родителей.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета для родителей

Уважаемые родители! Вам предлагается ответить на ряд вопросов, пожалуйста, отметьте знаком, выбранный вами ответ или дописать необходимое.

1. 1. Имеется ли у вас дома компьютер?  _________

2. Какие информационно-компьютерные технологии вы используете?

        - текстовый редактор ______

        - электронные таблицы _____

        - электронные презентации _____

        - мультимедийные диски _____

        - специализированные программы _____

        - интернет ____

        - другое _____________________________________________________

3. Пользуетесь ли Вы сетью Интернет?

                Да, только дома ______

                Да, только на работе _____

                Да, дома и на работе ______

4. Знакомы ли Вы с понятием ИКТ?

Да ______                Нет _____

5. Хотите ли Вы получать информацию на электронную почту?

                Да ______                Нет _____

6. Какими техническими средствами Вы владеете?

        - компьютер ____

        - цифровой фотоаппарат _____

        - аудиомагнитофон ______

        - видеокамера ____

        - DVD - плейер _____

        - проектор _____

        - планшеты _____

        - интерактивные доски _____

        - другие ______________________________________________________

__________________________________________________________________

7. Считаете ли Вы, что использование ИКТ будет способствовать более быстрому получению необходимой информации о деятельности ДОУ?

Да _________                                Нет _________

Спасибо за взаимодействие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации психолога родителям, имеющим детей-инвалидов:

Примите ситуацию как данность, смиритесь с нею, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, что все ваши страхи и «черные мысли» ребенок чувствует...

Советы родителям, имеющим детей-инвалидов

Материалы для проведения родительских собраний и  индивидуальных бесед с родителями....

Клуб для родителей, имеющих детей со сложными нарушениями в развитии "За чашкой чая"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4322028","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]    Общеизвестно, что в семьях детей-инвалидов п...

Памятка №1 для родителей, имеющих детей со стёртой дизартрией

Представлены основные моменты, на которые необходимо обратить внимание родителям, имеющим детей со стёртой дизартрией, и даны  методические рекомендации при выполнении артикуляционных упражнений....

Памятка № 2 для родителей, имеющих детей со стёртой дизартрией

Даны рекомендации для родителей, имеющих детей со стёртой дизартрией, по автоматизации.звуков....

Консультации учителя -логопеда для родителей, имеющих детей - инвалидов, детей с ОВЗ, ТНР

Тема: "Развитие и обогащение словаря ребёнка"Цель: Познакомить родителей с различными способами закрепления речевых навыков у детей в домашних условиях....

Консультации, рекомендации для родителей «РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

laquo;РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»...