Работа с родителями, имеющими детей с ОВЗ
статья на тему
Статья о формах работы с родителями обучающихся с использованием ИКТ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
работа с родителми | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Одна из актуальных проблем, относящихся к вечным проблемам человечества, – воспитание детей. Сегодня эта проблема обсуждается педагогами, психологами, родителями, социологами. Отечественными исследователями В.С. Скобкиным и Е.Ю. Марич было выявлено, что родители детей среди приоритетных жизненных ценностей называют воспитание ребенка.
Практика и проведенные научные исследования, показывают, что родители испытывают трудности в воспитании детей, которые объясняются целым рядом причин:
1. Ухудшение состояния здоровья детей (психического, физического);
2. Социально-экономическими проблемами общества, ведущим к увеличению процента социально-незащищенных родителей и детей, социально-психологической тревожности, усталости, перераспределение материально-экономических функций внутри семьи, трудности организации семейной жизни на фоне кризисов;
3. Личностными проблемами родителей: усталостью, психическими и физическими перенапряжениями, тревогой в связи со снижением безопасности жизни, ростом чувства одиночества (особенно в неполных семьях)отсутствия понимания;
4. Глобальными проблемами, определяющими развитие взрослых и детей экологическими проблемами, локальными войнами и т.д.).
Так как в современных условиях деятельности социального педагога образовательного учреждения приоритетным направлением является взаимодействие с семьей, то данные тенденции, происходящие в жизни общества, невозможно оставлять без внимания. Поэтому назрела необходимость обновления такого важного направления деятельности образовательного учреждения – как взаимодействие педагога с родителями обучающихся.
По мнению специалистов деятельность, общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками услуг образовательного учреждения, поэтому действия педагогов должны основываться на интересах и запросах семьи. Именно по этой причине многие образовательные учреждения ориентированы на поиск новых форм и методов работы, которые позволяли бы учесть актуальные потребности родителей, способствовали формированию активной родительской позиции. Необходимо изменить существующую практику работы с родителями, при которой каждой семье навязывалась внешняя система ценностей, без учета структуры семьи ее традиций и опыта.
Сегодня, большинство родителей заняты добыванием средств к существованию, что приводит к сокращению времени, которое мамы и папы должны уделять воспитанию и образованию своих детей. Поэтому педагоги вынуждены искать новые пути взаимодействия с семьями воспитанников. И тогда на помощь приходят новые технические, информационные, аудиовизуальные средства и специфические педагогические технологии, основанные на применении современных информационно-компьютерных средств.
«Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество» (Из «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года»).
Информатизация общего образования – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и администрация образовательного учреждения. Это и создание единого информационного образовательного пространства ОУ; и использование информационных технологий в воспитательно-образовательном процессе; и разработка интегрированных занятий; и проектная деятельность; и активное использование сети Интернет в образовании.
Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информатизация – это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, обработка, хранение, передача и использование информации. Все эти операции осуществляются на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена. При взаимодействии педагогов с родителями с использованием ИКТ можно достигнуть следующих результатов:
• минимизация времени доступа к информации субъектов коммуникации;
• возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;
• обеспечение индивидуального подхода к субъекту коммуникации;
• оптимальное сочетание индивидуальной работы с групповой;
• рост объема информации;
• обеспечивает диалог субъектов коммуникации (электронная почта, форум);
• оперативное получение информации;
• расширение информационных потоков;
Можно выделить следующие формы работы с родителями обучающихся с использованием ИКТ — это:
- сайт школы;
- сотовая связь;
- редакционно – издательская деятельность: электронная газета, журнал;
- электронная консалтинговая служба; (электронная почта)
- создание медиатеки;
- электронная рекламная деятельность;
- телемост;
- использование личной веб-страницы,
- телекоммуникоционный проект;
- дистанционные конференции.
Совершенно новый потенциал для взаимодействия родителей и педагога-воспитателя несет в себе создание сайта школы. На школьном сайте любой родитель получает возможность познакомиться с особенностями образовательно-воспитательного процесса в ОУ, общешкольными традициями, узнать последние новости, и таким образом быть всегда в курсе всех происходящих в школе событий. Создание на сайте ОУ странички под названием «Шпаргалки для родителей», на которой освещались бы интересующие родителей проблемы и способы их разрешения.
Сотовая связь. У каждого родителя есть номер сотового телефона классного руководителя. Родители детей знают, что в любое время они могут позвонить классному руководителю, отправить смс-сообщение, задав любой волнующий их вопрос или сообщив о проблеме. С введением в образовательный процесс комплексно-тематического принципа его организации, имеется возможность проинформировать родителей индивидуально об успехах или трудностях ребенка, дать короткие рекомендации по развитию школьника, сделать объявление и т.д. Преимущество в использовании сотового телефона — это осуществление живого диалога с родителями, оперативность информации.
Электронная почта предоставляет более широкие возможности для общения с семьями обучающихся. У классного руководителя имеется список адресов электронной почты родителей. По электронной почте им рассылается текущая информация: срочные новости класса, сведения об индивидуальном развитии ребенка, результаты диагностик, приглашения на родительские собрания и другие мероприятия, рекомендации по воспитанию и обучению школьников, фотографии детей и др. Преимущества использования электронной почты в том, что до сведения родителей можно доносить огромный объем информации, осуществить индивидуальное взаимодействие с семьей.
На личной веб-странице воспитателя в сети Интернет размещаются преимущественно консультационные материалы по разным направлениям в развитии детей: возрастные особенности, советы специалистов, рекомендации учителя и др. Пользуются веб-страницей чаще те родители, которые предпочитают находиться у компьютера дома, а не интересоваться новостями при общении с учителями школы. При работе с веб-страницей учитываются нормы Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» и не выкладываются личные фотографии детей, результаты диагностики, персональные сведения о школьниках и родителях и др.
Конечно, в процессе использования представленных форм ИКТ существует ряд проблем, основные из которых — отсутствие компьютеров и недостаточная компьютерная грамотность некоторых родителей. В целом же данная работа ведет к обновлению форм и методов взаимодействия школы с семьей, повышению компетентности педагогов и родителей в вопросах использования информационно – коммуникативных технологий, публичности и открытости классного руководителя и ОУ в целом, обоюдной готовности школы и семьи к решению актуальных проблем воспитания и обучения школьников. Целенаправленное системное информационное воздействие, направленное на родительскую общественность, с использованием ИКТ позволяет значительно повысить эффективность взаимодействия школы и семьи.
Видеокамеру используют классные руководители и родители для создания видеофильмов из серии «Жизнь класса» (праздники, прогулки, открытые занятия и др.)
Применяя TV + DVD плеер +компьютер родители могут помочь классному руководителю в создании коллекции фильмов и мультфильмов.
Аудиомагнитофон сегодня есть в каждом доме.
Педагог-психолог может порекомендовать родителям использование записей «Звуки природы» для релаксации дома.
Мультимедийные презентации. Мультимедийная презентация (от лат. praesentatio — общественное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного) — информационный или рекламный инструмент, позволяющий пользователю активно взаимодействовать с ним через элементы управления.
Цель мультимедийной презентации — донести до целевой аудитории полноценную информацию об объекте презентации в удобной форме. Мультимедийные презентации – это один из современных методов работы с детьми и родителями, способствующий решению многих задач, а именно:
–возможность точной, доступной и яркой передачи информации,
–одновременное использование различных форм справочной информации: аудио-, видеоизображения, анимация текста,
–быстрый способ внедрения информационных технологий во все виды и направления образовательной работы ОУ.
Таким образом, мультимедийные презентации, воздействуя через зрительный и слуховой каналы восприятия, не только формируют информационную культуру педагогов, но и способствуют повышению качества воспитательно-образовательного процесса.
Необходимо отметить, что использование мультимедийной презентации возможно во взаимодействии с родителями обучающихся во время проведения родительских собраний, мастер-классов, публичных отчетов, круглых столов и других мероприятий.
В информационном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека – определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования.
Если раньше человек не имел полноценного доступа к компьютерной технике и ресурсам сети Интернет, то с годами он получает такой доступ при выполнении своих профессиональных обязанностей, либо приобретая компьютер и программное обеспечение, для работы дома. Этот факт можно рассматривать и как увеличение числа родителей школьников, использующих информационные и коммуникационные технологии.
Современные Интернет-ресурсы позволяют проводить телемост, посвященный современным проблемам подрастающего поколения, в режиме on-line между семьями разных классов.[38]
Телекоммуникационный проект – это игра-соревнование между классами родителей с использованием электронной почты для связи.
Работа над проектом делится на несколько этапов:
- этап получения и обсуждения задания; - этап поиска решений или необходимой информации;
- этап подготовки информации на компьютере.
Задача педагога – организовать участников, направить в нужное русло, распределить правильно время и силы: одновременно идёт поиск информации и подготовка на компьютере. Это связано обычно с ограничением по времени. Но все решения участники должны принимать самостоятельно после коллективного обсуждения.
Дистанционные телеконференции могут проводится как в режиме реального времени, так и с помощью электронной переписки.
Особенности ведения дистанционной конференции в режиме реального времени (Chat) обусловлены необходимостью её предварительной подготовки. Создание координатором тематического расписания чат-конференции позволяет содержательно наполнить отдельные её этапы и провести с участниками подготовительную работу. Готовясь к дистанционной конференции, ведущий предлагает участникам заранее написать свои вопросы и суждения по заявленным темам. Ведущий конференции также готовит свои основные вопросы участникам, чей состав и творческие работы ему уже известны. Во время электронной дискуссии предварительно написанные ключевые фразы помогают координатору оперативно вести диалог, не тратя лишнего времени на набор текста. В то же время от ведущего требуется быстрая реакция на происходящее, оперативность включения своих реплик в нить дискуссии, принятие решений о смене темы или вида деятельности участников конференции.
Координатору необходимо придерживаться заявленного им расписания. Так как связь у отдельных участников может прерываться и они входят в окно разговора, теряя из виду нить конференции, координатор через определённое время повторяет ключевые вопросы или суждения, уже высказанные на конференции, для вновь подключающихся участников. Ведущий и участники дистанционной конференции заметно повысят эффективность своей работы, если будут владеть способами формулирования вопросов разных типов.
Необходима разработка типологии вопросов для дистанционной конференции: сущностные, поясняющие, провокационные и т.п., поскольку от формы вопроса зависит и достижение участниками образовательных результатов.
В чат-конференции работа ведущего возможна как со всеми участниками конференции, так и одновременно в отдельной комнате с теми участниками, которые пожелали обсудить возникший вопрос или проблему лично с ведущим.
Дистанционная конференция, проводимая с помощью электронной почты в режиме списка рассылки, имеет свои преимущества. Создание образовательного списка рассылки в разных его вариантах: свободном, модерируемом, имеющем ограничения к доступу и др., позволяет организовать работу дистанционных участников в соответствии с решаемыми педагогическими задачами. В зависимости от выбранного варианта работы списка рассылки строится и обучающая структура электронной конференции. У дистанционной конференции, проводящейся с помощью электронной почты, есть существенное преимущество перед беседой в реальном времени – больший период времени, который имеют участники на обдумывание своих вопросов, ответов и суждений. Это позволяет участнику подготовить свой ответ, привести его в соответствие с заданными требованиями.
Другой эффективной формой взаимодействия с семьей является выпуск в образовательном учреждении информационно-методического журнала on-line для родителей. Статьи могут писать не только педагоги, но и специалисты различных служб. Тема номера определяется проблемами, которые волнуют родителей больше всего. Открытие подписки на электронный вариант журнала позволит родителям знакомиться с новыми материалами издания, получая свежий номер по электронной почте.
Ноу-хау ОУ может стать создание сайта класса, на котором каждый родитель может узнать расписание уроков, мероприятия, время встречи классного руководителя с родителями и многое другое. На форуме сайта родитель может задать педагогу любой вопрос, касающийся своего ребенка, а также внести предложения по организации воспитательного и образовательного процесса в классе.
Как правило, на сайтах ОУ и группах администраторы размещают не только текстовый материал, но и фото, и видео подборки по итогам проведения воспитательных мероприятий. Родители, интересующиеся современными информационными технологиями порой сами предлагают свою помощь в создании сайта класса, тем самым активно участвуют в школьной жизни.
Таким образом, успешность педагогического взаимодействия образовательного учреждения и семьи сегодня во многом зависит от того, насколько педагог использует в своей работе новые информационно-коммуникационные технологии, имеющие огромный потенциал, призванный заинтересовать родителей и создать условия для их активного участия в образовательно-воспитательном процессе современного образовательного учреждения.
Для актуализации информации в начале учебного года классному руководителю необходимо обновлять информацию о родителях учащихся, можно
Использовать такую форму сбора информации как анкетирование (приложение 1).
Не только классные руководители могут активно использовать ИКТ при взаимодействии с родителями, но и любой другой специалист школы может доносить необходимую информацию до сведений родителей
Использование ИКТ во взаимодействии специалистов ОУ и родителей в рамках профилактического и просветительского направлений
Специалисты | Основные задачи | Используемые ИКТ |
Социальный педагог |
|
|
Педагог-психолог |
| |
Учитель-логопед |
| |
Учитель-дефектолог |
| |
Инструктор по физической культуре |
| |
Музыкальный руководитель |
|
По результатам взаимодействия специалистов с родителями выявляются наиболее актуальные вопросы о развитии и воспитании детей Разработка консультаций специалистами на сайте школы ориентирована, прежде всего, на запрос родителей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета для родителей
Уважаемые родители! Вам предлагается ответить на ряд вопросов, пожалуйста, отметьте знаком, выбранный вами ответ или дописать необходимое.
1. 1. Имеется ли у вас дома компьютер? _________
2. Какие информационно-компьютерные технологии вы используете?
- текстовый редактор ______
- электронные таблицы _____
- электронные презентации _____
- мультимедийные диски _____
- специализированные программы _____
- интернет ____
- другое _____________________________________________________
3. Пользуетесь ли Вы сетью Интернет?
Да, только дома ______
Да, только на работе _____
Да, дома и на работе ______
4. Знакомы ли Вы с понятием ИКТ?
Да ______ Нет _____
5. Хотите ли Вы получать информацию на электронную почту?
Да ______ Нет _____
6. Какими техническими средствами Вы владеете?
- компьютер ____
- цифровой фотоаппарат _____
- аудиомагнитофон ______
- видеокамера ____
- DVD - плейер _____
- проектор _____
- планшеты _____
- интерактивные доски _____
- другие ______________________________________________________
__________________________________________________________________
7. Считаете ли Вы, что использование ИКТ будет способствовать более быстрому получению необходимой информации о деятельности ДОУ?
Да _________ Нет _________
Спасибо за взаимодействие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации психолога родителям, имеющим детей-инвалидов:
Примите ситуацию как данность, смиритесь с нею, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, что все ваши страхи и «черные мысли» ребенок чувствует...
Советы родителям, имеющим детей-инвалидов
Материалы для проведения родительских собраний и индивидуальных бесед с родителями....
Клуб для родителей, имеющих детей со сложными нарушениями в развитии "За чашкой чая"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4322028","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]] Общеизвестно, что в семьях детей-инвалидов п...
Памятка №1 для родителей, имеющих детей со стёртой дизартрией
Представлены основные моменты, на которые необходимо обратить внимание родителям, имеющим детей со стёртой дизартрией, и даны методические рекомендации при выполнении артикуляционных упражнений....
Памятка № 2 для родителей, имеющих детей со стёртой дизартрией
Даны рекомендации для родителей, имеющих детей со стёртой дизартрией, по автоматизации.звуков....
Консультации учителя -логопеда для родителей, имеющих детей - инвалидов, детей с ОВЗ, ТНР
Тема: "Развитие и обогащение словаря ребёнка"Цель: Познакомить родителей с различными способами закрепления речевых навыков у детей в домашних условиях....
Консультации, рекомендации для родителей «РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
laquo;РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»...