Духовно-нравственное воспитание в совместной работе учителя-дефектолога и родителей, имеющих детей с ОВЗ
статья

Духовно-нравственное воспитание в совместной работе учителя-дефектолога и родителей, имеющих детей с ОВЗ

Воспитание нравственности у ребенка основывается на взаимодействии трех основ: общеобразовательное учреждение или детский сад, семья и непосредственно, ребенок. На современном этапе лидирующую позицию занимает взаимодействие педагог-родитель. Оно заключается в обмене опытом, знаниями, мыслями и переживаниями.

Семья – ближайшее социальное окружение, определяющее формирование внутреннего мира каждого ребенка.

Деятельность семьи по развитию, преобразованию и формированию духовно-нравственной сферы является ведущей на протяжении всего периода дошкольного возраста.

Многие родителя даже не подозревают, что уже в дошкольном возрасте у детей начинают формироваться социальные нормы, моральные требования и различные образцы поведения в ходе подражания, чаще всего родителям. Поэтому главной задачей в духовно-нравственном воспитании стоит донесение до семьи, что именно в ней должны сохраняться и ею передаваться обычаи и семейные ценности, переданные издавна и новые, созданные ими. Необходимо донести, что семья несет ответственность за воспитание ребенка.

Духовно-нравственное воспитание в ДОО является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Качественно новой ступенью является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности. Работа по воспитанию у детей духовно-нравственных качеств личности строится в тесном взаимодействии всех субъектов воспитательного процесса.

В организации работы учителя-дефектолога с родителями, имеющими детей с ОВЗ, воспитание нравственных качеств личности прослеживается на протяжении всего учебного года. Важно целенаправленно обогащать нравственный опыт детей, формировать у них навыки правильного поведения в семьи, в обществе.

В работе с родителями дефектолог ставит перед собой ряд задач:

1. Повысить педагогическую компетентность родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

2. Учить отличать добро и зло на примере художественной литературы.

3. Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения. учить выражать чувства, обогащать словарный запас.

4. Учить уважать семейные ценности и традиции.

Дефектолог использует разные формы работы с родителями по воспитанию у детей духовно-нравственных чувств:

1. Групповые и индивидуальные консультирования, ответы на вопросы.

2. Анкетирование и тестирование родителей, с целью определения конкретной проблемы.

3. Папки-передвижки, выставки детских работ, буклеты.

4. Беседы по пройденным лексическим темам и художественным произведениям.

Работа с родителями строится по трём блокам: диагностический, теоретический и практический (коррекционный).

Прежде чем начать коррекционную работу с родителями по нравственному воспитанию детей, необходимо провести диагностические мероприятия, анкетирование. Выявить проблемные зоны, темы, интересующие родителей больше всего. Чаще родители интересуются сензитивными периодами, кризисными скачками в развитии и готовностью ребенка к школе, особенно если речь идет о детях с ОВЗ. У детей с особенностями в развитии (особенно с интеллектуальной недостаточностью и с ЗПР, поведенческими нарушениями) часто недостаточно знаний о моральных принципах и нормах общества, поэтому их семьям уделяется особое внимание со стороны учителя-дефектолога. Готовясь к первому родительскому собранию, поводятся наблюдение и беседы с детьми, имеющими нарушения в развитии, выявляются особенно слабые стороны в вышестоящем вопросе. Опыт показывает, что знакомство родителей с результатами обследования даёт им более чёткое представление о проблеме.

Получив необходимую информацию, обработав её, дефектолог переходит ко второму блоку -теоретическому, целью которого является повышение компетентности родителей в вопросе духовно-нравственного воспитания дошкольников с ОВЗ. На данном этапе проводятся беседы, собрания на тему общепринятых норм поведения, межличностных отношений и общечеловеческих ценностях. Объясняются способы подачи детям дома таких понятий как «доброта», «честность», «гуманность» на примере художественной литературы. Обращается особое внимание родителей на русские народные сказки, былины и рассказы. В современном мире гаджеты занимают все сферы деятельности людей и все больше вытесняют простое общение. Поэтому на собраниях и встречах родителям объясняется, что только через живое общение можно донести и привить ребёнку общечеловеческие ценности и нравственные ориентиры. На индивидуальных консультациях обсуждается польза совместного семейного досуга.

Заключительным и основным этапом является коррекционная работа с родителями.

Открытые занятия с детьми с ОВЗ являются одной из наглядных и эффективных форм обучения родителей на тему нравственности. Родители следят за ответами, поведением всех детей и своего ребёнка, у них есть возможность сравнить ответы, услышать и увидеть, как дети справляются с конкретной проблемой. Особенно это хорошо видно в играх –драматизациях и на примере сказок. Здесь можно привлекать родителей как активных участников заданного сюжета. Хороши творческие совместные задания на такие темы:

-придумай сказку,

-измени окончание сказки,

-а что было бы, если заяц, волк…. и т. д. ,

-рассказывание по предложенной теме и плану,

-соединить две сказки и придумать счастливый финал.

Рассуждения детей о добре и зле поощряется и в различных совместных с родителями настольных играх, также и в играх, отражающих увиденное в жизни.

Другая форма работы учителя-дефектолога с родителями- это тематические выставки на стенде. Они помогают родителям найти пути для расширения, уточнения и активизации знаний детей о духовно-нравственной составляющей жизни. В оформлении выставок принимают участие дети и дефектолог. Текст выставок сопровождается красочными иллюстрациями или фотографиями в соответствии с содержанием темы. Такой стенд привлекает родителей своим эстетическим оформлением. Также родителям раздаются буклеты, в которых даются практические советы по воспитанию нравственности у детей дома. Дети совместно с дефектологом оформляют папки-передвижки, в которых отражены результаты их практической деятельности.

Таким образом, в результате совместной деятельности учителя –дефектолога и семьи, можно воспитать у детей с ОВЗ духовные ценности и личные потенциалы. Духовно-нравственное воспитание-это целая система, способная сформировать человека, научить противостоять современных опасностям, разрушительным тенденциям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhyu-nrav.docx18.15 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание в совместной работе учителя-дефектолога и родителей, имеющих детей с ОВЗ.

Воспитание нравственности у ребенка основывается на взаимодействии трех основ: общеобразовательное учреждение или детский сад, семья и непосредственно, ребенок. На современном этапе лидирующую позицию занимает взаимодействие педагог-родитель. Оно заключается в обмене опытом, знаниями, мыслями и переживаниями.

Семья – ближайшее социальное окружение, определяющее формирование внутреннего мира каждого ребенка.

Деятельность семьи по развитию, преобразованию и формированию духовно-нравственной сферы является ведущей на протяжении всего периода дошкольного возраста. 

Многие родителя даже не подозревают, что уже в дошкольном возрасте у детей начинают формироваться социальные нормы, моральные требования и различные образцы поведения в ходе подражания, чаще всего родителям. Поэтому главной задачей в духовно-нравственном воспитании стоит донесение до семьи, что именно в ней должны сохраняться и ею передаваться обычаи и семейные ценности, переданные издавна и новые, созданные ими. Необходимо донести, что семья несет ответственность за воспитание ребенка.

Духовно-нравственное воспитание в ДОО является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Качественно новой ступенью является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности. Работа по воспитанию у детей духовно-нравственных качеств личности строится в тесном взаимодействии всех субъектов воспитательного процесса.

 В организации работы учителя-дефектолога с родителями, имеющими детей с ОВЗ, воспитание нравственных качеств личности прослеживается на протяжении всего учебного года.  Важно целенаправленно обогащать нравственный опыт детей, формировать у них навыки правильного поведения в семьи, в обществе.

В работе с родителями дефектолог ставит перед собой ряд задач:

1.Повысить педагогическую компетентность родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

2.Учить отличать добро и зло на примере художественной литературы.

3. Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения. учить выражать чувства, обогащать словарный запас.

4. Учить уважать семейные ценности и традиции.

Дефектолог использует разные формы работы с родителями по воспитанию у детей духовно-нравственных чувств:

1.Групповые и индивидуальные консультирования, ответы на вопросы.

2.Анкетирование и тестирование родителей, с целью определения конкретной проблемы.

3.Папки-передвижки, выставки детских работ, буклеты.

4.Беседы по пройденным лексическим темам и художественным произведениям.

Работа с родителями строится по трём блокам: диагностический, теоретический и практический (коррекционный).

Прежде чем начать коррекционную работу с родителями по нравственному воспитанию детей, необходимо провести диагностические мероприятия, анкетирование. Выявить проблемные зоны, темы, интересующие родителей больше всего. Чаще родители интересуются сензитивными периодами, кризисными скачками в развитии и готовностью ребенка к школе, особенно если речь идет о детях с ОВЗ. У детей с особенностями в развитии (особенно с интеллектуальной недостаточностью и с ЗПР, поведенческими нарушениями) часто недостаточно знаний о моральных принципах и нормах общества, поэтому их семьям уделяется особое внимание со стороны учителя-дефектолога. Готовясь к первому родительскому собранию, поводятся наблюдение и беседы с детьми, имеющими нарушения в развитии, выявляются особенно слабые стороны в вышестоящем вопросе. Опыт показывает, что знакомство родителей с результатами обследования даёт им более чёткое представление о проблеме.

Получив необходимую информацию, обработав её, дефектолог переходит ко второму блоку -теоретическому, целью которого является повышение компетентности родителей в вопросе духовно-нравственного воспитания дошкольников с ОВЗ. На данном этапе проводятся беседы, собрания на тему общепринятых норм поведения, межличностных отношений и общечеловеческих ценностях. Объясняются способы подачи детям дома таких понятий как «доброта», «честность», «гуманность» на примере художественной литературы. Обращается особое внимание родителей на русские народные сказки, былины и рассказы. В современном мире гаджеты занимают все сферы деятельности людей и все больше вытесняют простое общение. Поэтому на собраниях и встречах родителям объясняется, что только через живое общение можно донести и привить ребёнку общечеловеческие ценности и нравственные ориентиры. На индивидуальных консультациях обсуждается польза совместного семейного досуга.

Заключительным и основным этапом является коррекционная работа с родителями.

Открытые занятия с детьми с ОВЗ являются одной из наглядных и эффективных форм обучения родителей на тему нравственности. Родители следят за ответами, поведением всех детей и своего ребёнка, у них есть возможность сравнить ответы, услышать и увидеть, как дети справляются с конкретной проблемой. Особенно это хорошо видно в играх –драматизациях и на примере сказок. Здесь можно привлекать родителей как активных участников заданного сюжета. Хороши творческие совместные задания на такие темы:

-придумай сказку,

-измени окончание сказки,

-а что было бы, если заяц…, волк…. и т.д.,

-рассказывание по предложенной теме и плану,

-соединить две сказки и придумать счастливый финал.

Рассуждения детей о добре и зле поощряется и в различных совместных с родителями настольных играх, также и в играх, отражающих увиденное в жизни.

Другая форма работы учителя-дефектолога с родителями- это тематические выставки на стенде. Они помогают родителям найти пути для расширения, уточнения и активизации знаний детей о духовно-нравственной составляющей  жизни. В оформлении выставок принимают участие дети и дефектолог. Текст выставок сопровождается красочными иллюстрациями или фотографиями в соответствии с содержанием темы. Такой стенд привлекает родителей своим эстетическим оформлением. Также родителям раздаются буклеты, в которых даются практические советы по воспитанию нравственности у детей дома. Дети совместно с дефектологом оформляют папки-передвижки, в которых отражены результаты их практической деятельности.

Таким образом, в результате совместной деятельности учителя –дефектолога и семьи, можно воспитать у детей с ОВЗ духовные ценности и личные потенциалы. Духовно-нравственное воспитание-это целая система, способная сформировать человека, научить противостоять современных опасностям, разрушительным тенденциям.

Литература:

  1. Бацкалёва В.В. «Планирование нравственно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в процессе литературного образования»
  2. Буре Р.С. «Социально—нравственное воспитание дошкольников»
  3. Малова В.В. «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная работа учителя-дефектолога с воспитателями по развитиюграфо-моторных навыков детей с нарушениями зрения.

Важнейшей отличительной особенностью восприятия детей 3-7 лет выступает тот факт, что, соединяя в себе опыт других видов ориентировочной деятельности, зрительное восприятие становится одним из ...

Педагогический проект «Развитие психических процессов у детей старшего дошкольного возраста, имеющих ЗПР. Использование ИКТ в работе учителя-дефектолога».

Анализ психолого–педагогической, методической литературы позволил выделить ряд условий, обеспечивающих развитие психический процессов дошкольников с ОВЗ:- создание развивающей среды;- пробуждени...

Формы и методы работы педагогического коллектива с родителями, имеющими детей с нарушениями слуха. Из опыта работы.

В данной статье описаны некоторые формы и методы работы малого педагогического коллектива с родителями неслышащих учащихся на первоначальном этапе обучения в школе....

Консультация для родителей "Совместная работа учителя-логопеда и родителей, как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения"

Консультация для родителей "Совместная работа учителя-логопеда и родителей, как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения"...

Особенности работы учителя-дефектолога с младшими школьниками, имеющими нарушения интеллектуального развития

В статье рассматриваются условия для развития и адаптации младших школьников с умственной отсталостью....