Рекомендации родителям, воспитывающим детей с ранним детским аутизмом.
консультация
Практические рекомендации для родителей, воспитывающих детей с РАС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_roditelyam_vospityvayushchim_detey_s_rannim_detskim_autizmom.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Практические рекомендации родителям воспитывающих детей с ранним детским аутизмом.
За последнее время детей с ранним детским аутизмом (РДА) становится все больше. Родители, которые воспитывают детей с РДА требуют психологической помощи и поддержки. Впервые термин «ранний детский аутизм» был введён Л.Каннером в 1943 году [2]. Ранний детский аутизм является аномалией психического развития, состоящей, главным образом, в субъективной изолированности ребёнка от внешнего мира.
Наиболее существенными симптомами РДА являются: аутизм- одиночество ребёнка, отсутствие стремления к общению; консервативность – сопротивление любым переменам обстановки, склонность к стереотипным занятиям, однообразие интересов и пристрастий; речевые нарушения [3].
Для детей с РДА семья играет важную роль, как показывает практика таких детей сопровождают ряд специалистов - это психолог, дефектолог, невропатолог, детский педиатр и др. Оказавшись в сложной ситуации родители часто начинают винить себя в заболевании ребёнка, тем самым нанося вред не только себе, но и ребёнку. Само осознание и понимание родителем, что его ребёнок не такой как все, может стать достаточно травматичным фактором, с моральной точки зрения, для родителя.
Наиболее ярко аутизм выражается в 3-5 лет, именно в этом возрасте можно заметить за ребёнком ряд характерных признаков: не фиксация взгляда, ребёнок старается не смотреть и уходит от прямого зрительного контакта, своих близких узнает, но эмоции очень холодные, не продолжительные, на руки тоже не просится, с трудом переносит объятия и ласку, не проявляет желание общаться с другими детьми, может быть нарушен сон и аппетит, речь развита слабо, а в тяжёлых случаях может вообще быть не разборчивой.
Чтобы в семье было как можно меньше конфликтных ситуаций, родителям необходимо не только приспосабливаться, но и подстраиваться под ребёнка. Так, необходимо обязательно обратиться к педагогу-психологу, который поможет разработать коррекционные занятия для снятия эмоционального напряжения, стресса, девиантного поведения.
Практические рекомендации педагога-психолога
- Самой важно и казалось бы простой будет рекомендация - соблюдение режима дня. Режим дня играет важную роль, так как позволяет выработать определённую систему Вам и вашему ребёнку. Помните, что при планировании режима дня необходимо учитывать, что у детей с аутизмом понимание речи сильно ограниченно, поэтому в первое время Вам будет нужно продемонстрировать последовательность событий наглядно;
- Не осуждайте себя, что у Вас родился такой ребёнок, вашей вины в этом нет;
- Принимайте своего ребёнка таким, какой он есть. Дети с РДА могут быть очень талантливыми, с хорошей памятью и математическими способностями;
- Дети аутисты, как правило, визуалы. Составьте карточки-подсказки по дому (это могут быть таблицы, карточки предметов, или действий);
- Организуйте рабочее место, где ребёнок сможет играть или делать уроки. Правильная организация пространства, создание «порядка» в окружающей среде, позволят ребёнку чувствовать себя спокойно и уверенно;
- Хвалите своего ребёнка даже за неудачи, он должен чувствовать, что вы его во всем поддерживаете;
- Не стоит сильно опекать ребёнка, гиперопека может навредить ребёнку, осознавайте то, что ему нужно будет «входить» во взрослую жизнь самостоятельно;
- Не стоит избегать детских площадок, ребёнок должен видеть как играют другие дети, а вы можете объяснить ему как можно подружиться и играть с другими детьми;
- Поначалу старайтесь посещать школьные занятия с ребёнком, объясняйте ему, что на уроке есть правила поведения, которые он должен соблюдать;
- Учите его навыкам самообслуживания, приучайте постепенно, каждый раз давая ребёнку возможность, к примеру, самостоятельно одеваться и раздеваться после школы, открывать и закрывать кран с водой, мыть руки без мыла (закатывание рукавов, потирание ладоней), использовать жидкое мыло (надавливать на флакон с мылом, намыливать и смывать мыльную пену) и др.;
- Выполнять домашние задания надо с того предмета, который ребёнок больше всего любит;
- Не стоит предлагать ребёнку каждый раз что-то новое. Если ребёнку понравилось какое-то занятие, к примеру рисовать или лепить - выполните это с ним вместе;
- Выполняя домашнее задание, не перегружайте ребёнка, чередуйте уроки с отдыхом;
- Следите за психоэмоциональным состоянием ребёнка;
- Развивайте мелкую и крупную моторику, когнитивные способности.
Педагог-психолог, как правило, сопровождает в школе не только ребёнка с аутизмом, но и его семью. Для успешного результата необходимо проводить работу с ребёнком не только в школе, но и закреплять результат дома.
Важно, чтобы родители были настроены на положительный результат и наличие позитивных психологических установок, выбор правильной тактики взаимодействия с ребёнком - важнейшее условие психологического сопровождения [1]. Это поможет родителям справиться с психологическими трудностями, снять эмоциональное напряжение, научиться понимать своего ребёнка.
На занятиях у психолога-педагога родителям и детям можно проработать разные техники, тренинги, семинары. Большой популярностью пользуются техники арт-терапии, такие как «Каракули», «Рисунок на влажной бумаге», «Кляксы», «Рисование цветным песком», «Работа с песком», «Коллаж», «Ассоциации с цветом», «Музыкальная терапия», «Сказкотерапия», «Мандолы» и др. Техники позволяют укрепить не только психическое здоровье, но и избавиться от психосоматики, повысить самооценку, укрепить отношения в семье, принять свои слабые и сильные стороны, снять стресс, переутомление, тревоги, страхи и неуверенность. Психолог может показать как дома родители могут работать со своим ребёнком, подобрать технику, которая хорошо подходит ребёнку.
Таким образом мы может сделать вывод, что рекомендации педагога-психолога, их соблюдение, положительно будут влиять не только на ребёнка с ранним детским аутизмом, но и на всю семью.
Список используемой литературы:
- Ригина Н.Ф., Танцюра С.Ю. Организация работы с ребёнком с аутизмом: Взаимодействие специалистов и родителей. – М.:ТЦ Сфера, 2020.-64 с. (Библиотека Логопеда)
- Каган В.Е. Аутизм у детей — 2-е изд., доп. — М.: Смысл, 2020. — 384 с. ISBN 978-5-89357-397-8
- Дефектология: Словарь-справочник / Авт.-сост. С. С. Степанов; Под ред. Б. П. Пузанова, - М., 1996
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности эмоционально-волевого развития детей с ранним детским аутизмом
Мною была написана контрольная работа на тему: "Особенности эмоционально-волевого поведения у детей с ранним детским аутизмом" для переподготовки и повышения квалификации работников образования....
Агрессия и аутоагрессия у детей с ранним детским аутизмом
Агрессия у детей с РДА. Виды агрессии, причины и проявления....
Реферат ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ
Проявления раннего детского аутизма меняются с возрастом. Клиническая картина формируется постепенно к 2,5—3 годам и остается наиболее выраженной до 5—6 лет, представляя собой сложное сочетание первич...
"Особенности развития речи детей с ранним детским аутизмом"
В последние годы увеличивается количество детей с ранним детским аутизмом . В данной презентации представлены причины и особенности речевого развития детей с РДА , рассмотрены методы и приемы ра...
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ранним детским аутизмом в условиях образовательной организации
Представлен опыт работы с детьми с РАС в школе-интернате...
Памятка по обучению глобальному чтению детей с ранним детским аутизмом
Материал по обучению глобальному чтению детей с ранним детским аутизмом...
Поведенческая терапия, как средство формирования навыков бытовой адаптации детей с ранним детским аутизмом
Ранний детский аутизм (РДА) — отклонение в психическом развитии ребенка, главным проявлением которого является нарушение общения ребенка с окружающим миром.Эта группа детей имеющие наиболее тяже...