Повышение мотивации в учебе
консультация
Как повысить мотивацию ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Повышение мотивации в учебе | 1.38 МБ |
Повышение мотивации в учебе | 303.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Радость познания
Мотивы внутренние внешние социальные познавательные Мотивы, направленные на избегание неудач Мотивы, направленные на достижение успеха
плохо развитые познавательные способности неумение учиться Причины низкого уровня мотивации Поведение родителей Дефицит внимания со стороны взрослого
Рекомендации родителям Интересуйтесь детьми Учитесь вместе с ними Старайтесь правильно оценивать знания и достижения ребёнка Допускайте мысль о том, что на ошибках люди учатся
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья №1, корпус 2 городского округа Электросталь Московской области»
Беседа с родителями на тему: «Повышение мотивации в учебе»
Подготовил учитель-дефектолог Чепелева И.Н
.
2021г
Беседа с родителями: «Повышение мотивации в учебе»
Цель: формировать внутренние мотивы учения
(познавательные, инициативные, творческие), возникающие в процессе
учебной деятельности и зависящие от содержания и форм обучения.
Задачи:
- формирование у детей интереса к учебе;
- формирование важнейших навыков, способствующих успешной реализации учебных задач;
- показ родителям значимости их отношения к процессу обучения ребенка;
- объединение усилий учителя и родителей.
Оборудование: компьютер, презентация.
Ход беседы:
Сегодня мы поговорим о том, как помочь ребенку учиться, как сформировать учебную мотивацию.
Ребёнок должен чувствовать радость познания. Для этого ему необходимо приобрести умение учиться, научиться дружить, обрести уверенность в своих способностях и возможностях. А для детей с особыми потребностями особенно важен уровень достижений, ситуация успешности, условия, при которых повышается заинтересованность в получении знаний.
Учебная мотивация детей с ОП снижена прежде всего из-за состояния здоровья. Серьезные заболевания, частые пропуски занятий по причине болезни, безусловно, влияют на процесс обучения и усвоения учебного материала. Кроме того, трудности при работе с обучающимися с ОП обусловлены противоречиями между повышением требований к качеству образования и медицинскими ограничениями в обучении, связанными с уменьшением нормативной учебной нагрузки. В этих сложных условиях основной задачей является специально организованная комплексная работа школы и обеспечение методического, дидактического и психологического сопровождения процесса обучения.
Различают мотивы:
социальные, познавательные, внутренние, внешние, мотивы, направленные на избегание неудач, направленные на достижение успеха.
Социальные мотивы связаны с различными видами социального
взаимодействия с окружающими людьми. К ним относятся: стремление
получать новые знания, чтобы быть полезным людям, желание выполнить
свой долг, стремление занять лидирующую позицию среди сверстников;
получить одобрение окружающих, заслужить авторитет, самоутвердиться.
Познавательные мотивы проявляет интерес к новым знаниям, стремится
к самообразованию, самосовершенствованию, выбирает различные способы
добывания новых знаний.
Внутренние мотивы— интерес к своим знаниям, любознательность,
стремление повысить культурный и профессиональный уровень, потребность
в активной и новой информации, т. е. все, что побуждает человека к учению
как к своей цели.
Внешние мотивы проявляются в том, что учебная деятельность
осуществляется в силу долга, желания получить хорошую отметку, заслужить особый статус среди сверстников, либо просто из-за давления родных.
Мотивы, направленные на избегание неудач проявляются в отсутствии у
учащихся уверенности в себе, убеждении, что нет способности учиться.
Мотивы, направленные на достижение успеха проявляются в наличии у
учащегося цели, к реализации которой он стремится, выбирая самые разные
средства и способы ее достижения.
Чтобы положительные мотивы были не только осознанными, но и реально действующими, нужно вести работу по их формированию.
Причины низкого уровня мотивации.
Причина – неумение учиться.
Действие взрослого – выявление слабых сторон. Поэтапная ликвидация слабых звеньев. Отмечать успехи. Показывать ученику его продвижение вперед.
Причина –плохо развитые познавательные способности.
Действия взрослого – ориентация на то, что ребенок может, игровая деятельность, нестандартные задания.
Причина - поведение родителей. Ведь всем известно, что ребенок с малолетства начинает подражать родителям. К тому же очень важно отношение родителей к учебе. Если ребенок слышит от них фразы “а ну ее, эту учебу”, “мучиться будешь, а не учиться” и т.п., то вряд ли он заинтересуется тем, что не нравится даже его родителям, которым его “абы пристроить”.
Действия взрослого – поменять отношение к учению в целом.
Другими причинами можно назвать недостаток в новых ощущениях, слишком большая опека родителей, хорошая обеспеченность ребенка всем необходимым раньше, чем он этого захочет. Такие дети растут апатичными, неинициативными, пассивными.
Причина – дефицит внимания со стороны взрослого.
Действия взрослого – постарайтесь проанализировать сколько времени вы проводите в совместной деятельности с ребенком. Давайте попробуем это сделать сейчас: составьте ваш обычный распорядок дня, сколько раз вы упомянули в нем вашего ребенка, подумайте какие виды вашей деятельности можно заменить на общение с ребенком.
Если родители сумеют вовремя сфокусировать его внимание на понравившемся ему деле. Еще очень важно для ребенка поощрение в учебе. Иногда бывает так, что раздражение родителя во время подготовке к школе психологически действует на ребенка сильнее, чем другая мотивация. Интерес к школе будет потерян, а боязнь и отвращение к школе будет привито.
Очень эффективным для детей с ОП является обучение с элементами игровой деятельности, разноцветные дидактические материалы, постоянные поощрения.
Родители по-разному стараются заставить своего ребенка учиться, читать книжки, делать уроки.
Психологи утверждают, что метод воспитания ребенка ремнем является самым неприемлемым в данном случае. Есть разные способы другой мотивации, например, “сделал – свободен”.
Научитесь слышать своего ребенка, проявляйте интерес к любой его деятельности и только тогда вы поймете, что действительно ему интересно, важно и значимо! И именно в этот момент ребенок сможет услышать вас!
Рекомендации родителям для повышения учебной мотивации их детей.
Каждый день спрашивайте ребёнка: «Как дела? Что интересного было на занятиях?». Сделайте такие разговоры привычкой, пусть ребёнок чувствует вашу заинтересованность в его делах.
Учитесь вместе с детьми. Посещайте интересные места, читайте, покупайте книги, запишитесь вместе в городскую библиотеку. Читайте вместе с детьми книги по ролям.
Старайтесь правильно оценивать знания и достижения ребёнка. Никогда не сравнивайте его с другими детьми родственников и знакомых (из-за этого самооценка значительно снижается и ребёнок перестаёт верить в свои силы).
Не паникуйте, предложите свою помощь и поощряйте его за малейший успех.
Допускайте мысль о том, что на ошибках люди учатся.
Старайтесь быть для ребёнка примером человека, который постоянно учится.
Рассказывайте о своей школьной жизни своему ребёнку, делая акцент на том, что в вашей жизни были тоже такие же жизненные ситуации. И как вы вышли из них?
У ребёнка должно быть своё место для занятий. Предоставьте ему быть полноправным хозяином своего уголка.
Рекомендации по подготовке домашнего задания
У ребенка выработается и затем сохранится хороший настрой на приготовление домашних заданий, если Вы:
— с самого начала дадите ему понять, что его уроки столь же важны, сколько и самые серьезные дела взрослых; что никто не имеет права оторвать школьника от его дела, включив телевизор;
— в своей семье будете поддерживать атмосферу уважения к умственному труду;
— никогда не станете использовать выполнение домашних заданий как средство наказания за проступки;
— постараетесь не напоминать ребенку о его многочисленных прошлых промахах и неудачах и не напугаете предстоящими трудностями; сформируете отношение к трудностям как к чему-то вполне преодолимому;
— в случае если ошибки действительно есть, все равно найдете возможность похвалить ребенка за затраченные усилия; отметите любые, даже незначительные успехи ("Сегодня эта буква у тебя получается лучше, чем вчера", "Ты сегодня так старался!").
Уроки надо выполнять в одно и то же время. Оптимальным и наиболее продуктивным считается время с 16 до 18 часов.
Организация выполнения домашних заданий
Обеспечить условия работы: привычное рабочее место, привычный распорядок дня, привычные места для необходимых принадлежностей. Когда он садится за привычный стол, быстро возникает рабочий настрой, желание приступить к работе.
Чтобы подсказать, с каких заданий лучше начинать - легких или трудных, надо понаблюдать, как ребенок включается в работу и насколько быстро утомляется. Если он начинает работать сразу и без затруднений, но подъем быстро сменяется спадом, посоветуйте ему начинать с более трудных заданий. Если раскачивается медленно, но эффективность работы постепенно нарастает, можно начать с более легких уроков.
Вопросы формирования и развития школьной мотивации являются важнейшими при рассмотрении проблемы обучения и воспитания детей. Эти вопросы можно решить только в ходе включения ребенка в активные виды деятельности и социальных взаимодействий. Сформированность мотивации является важным качественным показателем эффективности учебно-воспитательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар "Технологии уровневой дифференциации. Система работы с учащимися, имеющими пониженный уровень мотивации к учебе."
Текст выступления на семинаре на тему "Технологии уровневой дифференциации. Работа с учащимися, имеющими низкий уровень знаний в школе." и презентация к выступлению....
мастер класс Технология проблемного обучения как способ повышения мотивации к учебе при обучении английскому языку.
В данном материале идет речь об использовании технологии проблемного обучения на уроках с целью повышения мотивации обучаемых к изучению иностранного (английского) языка и сценарий работы с учит...
Рабочая программа по повышению мотивации к учебе младших школьников
Цель программы: создание социально-психологических условий для выработки самими школьниками эффективного стиля познавательной учебной деятельности....
Повышение мотивации школьников к учебе через похвалу
рекомендации для классных руководителей и родителей...
План работы по повышению мотивации к учебе
План работы по повышению мотивации к учебе ...
Родительское собрание по теме «Повышение учебной мотивации обучающихся. Восемь правил повышения мотивации учения»
Родительское собрание по теме«Повышение учебной мотивации обучающихся. Восемь правил повышения мотивации учения»...
Родительское собрание «Повышение учебной мотивации обучающихся. Восемь правил повышения мотивации учения»
Данный материал разработан для родителей учащихся 5-9 классов...