ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ТМНР
консультация
Появление в семье ребенка с хроническим заболеванием или инвалидностью – это серьезное испытание. Жизнь семьи меняется раз и навсегда. Окружающий мир вдруг становится кошмаром, а ребенок, его родители и вся семья вынуждены приспосабливаться к новым жизненным обстоятельствам. Как правило, приходится менять весь семейный уклад, боль и страдание становятся частью повседневной жизни. Взгляды, система ценностей, жизненные амбиции проходят проверку в результате этого события.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsionnaya_podderzhka_semey.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙ,
ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ТМНР
Согласно данным Росстата в Российской Федерации проживает 12 111 тыс. человек с инвалидностью, из них 651 тыс. (5,4%) – дети, и 1 127, 9 тыс. (9,3%) – инвалиды с детства. В числе детей-инвалидов и инвалидов с детства более половины имеют нарушения психических и психофизических функций. Среди них значительную часть составляют люди с выраженными нарушениями интеллекта, с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Появление в семье ребенка с хроническим заболеванием или инвалидностью – это серьезное испытание. Жизнь семьи меняется раз и навсегда. Окружающий мир вдруг становится кошмаром, а ребенок, его родители и вся семья вынуждены приспосабливаться к новым жизненным обстоятельствам. Как правило, приходится менять весь семейный уклад, боль и страдание становятся частью повседневной жизни. Взгляды, система ценностей, жизненные амбиции проходят проверку в результате этого события.
Детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития в течение многих лет называли «необучаемыми». Эти дети либо оставались в семье, не получая квалифицированной психолого-педагогической помощи, либо направлялись в детские дома-интернаты системы социальной защиты. Их обучение по программам общеобразовательной коррекционной школы было затруднено или не эффективно, т.к. множественные нарушения не учитывались рамками специальных образовательных программ. Вместе с тем, право каждого человека на образование требует создания условий для обучения всех детей, включая лиц с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.
Ребенок – это большое счастье и огромная ответственность. И не важно «особый» он или нет, главное, чтобы ребенок был любимым, чтобы его окружали внимание и забота. Родители должны сделать все необходимое для того, чтобы их дети росли, учились и развивались. И сегодня ответственность за это с родителями «особых» детей готово разделить государство. Нашим законодательством предусмотрен целый комплекс мер поддержки семей, в которых воспитываются дети с ограниченными возможностями. Но, к сожалению, не все родители об этом знают. А между тем получение такой помощи является их законным правом. Помните, что вы не одни. Вам готовы помочь!
В настоящее время, в век информационных технологий, существует обилие информации, которое транслируется средствами массовой информации – телевидение, радио, интернет, печатные издания и др. Еще пару десятилетий назад в конце 90-х, начале 2000-х годов ситуация была другая. Информацию приходилось «добывать» из различных источников – в основном это были книги, журналы, газеты, научные труды и пр. «Дефициты» в те времена были во многих сферах жизни людей, и в информационном поле в том числе. Наши мамы и бабушки аккуратно собирали вырезки из журналов «Работница» и «Крестьянка» с рецептами салатов и заготовок на зиму, с советами по домоводству и вязанию. Дети радовались журналам «Веселые картинки» и «Мурзилка». Мужчины с интересом изучали журналы «Изобретатель и рационализатор», «Наука и жизнь», «За рулем» и др. Советы по воспитанию и обучению детей были в ежедневных отрывных календарях. В поликлиниках санбюллетень предупреждал о гриппе, о пользе закаливания и всеобщем укреплении здоровья населения. Умные, грамотные, содержательные статьи можно было найти в журнале «Здоровье». В принципе, все самое важное и интересное люди находили в книгах, телепередачах и периодических изданиях.
А вот какой-либо информации о воспитании, обучении и реабилитации детей с инвалидностью (ТМНР) найти было практически невозможно. Да и инвалидов в Советском Союзе прятали. Не хотели о них говорить, стеснялись, боялись, стремились забыть. Дети с ТМНР воспитывались в детских домах и школах-интернатах, а если таких детей оставляли в семьях, то находились они постоянно дома, на улицах их редко можно было встретить. Максимум информации по состоянию здоровья ребенка и особенностям его диагноза можно было получить у лечащего врача. И обмен информацией родителей между собой, который является важным и ценным ресурсом, практически отсутствовал.
Что же происходит с получением информации в наше время? Как семья, в которой родился ребенок с особенностями развития, узнает о том, как ухаживать, воспитывать и развивать ребенка и как, вообще, жить дальше. По сравнению с прошлым, ситуация складывается с точностью до наоборот. Лавина информации окружает нас постоянно. Средства массовой информации - телевидение, радио, особенно, интернет, предлагают огромное разнообразие инновационных методов исцеления ДЦП, аутизма, эпилепсии, генетических заболеваний и пр., вплоть до полного «выздоровления».
Зачастую ложная информация часто привлекает внимание своей легкостью, доступностью и отвечает желанию родителей вылечить ребенка. На центральных каналах телевидения стали регулярными рубрики, с историями жизни детей с ТМНР, в которых родители рассказывают об имеющихся проблемах и достигнутых успехах в развитии своих детей. Как правило, эти репортажи ориентированы на сбор финансовых средств на операции и реабилитации детей с ТМНР. Сбор денег активно идёт и через социальные сети.
Семья, в которой рождается ребенок с тяжелыми нарушениями развития, изначально не обладает специальными медицинскими, психологическими и педагогическими знаниями об особенном развитии ребенка. Наряду с эмоциональным потрясением в связи с рождением ребенка у родителей возникают негативные переживания, связанные с родительской некомпетентностью, отсутствием знаний о том, как ухаживать, лечить и развивать ребенка с нарушениями развития. Поэтому информационная поддержка семьи, воспитывающей ребенка с ТМНР, – важное направление работы.
Способы и формы информирования родителей.
Наиболее эффективными формами организации информирования семьи, являются:
- консультативно-рекомендательная;
- лекционно-просветительская;
- наглядно-информационных форм работы с родителями обучающихся;
- практические занятия для родителей;
- индивидуальные и групповые занятия с родителями и их ребёнком.
Рассмотрим каждую из них подробно.
1. Консультативно-рекомендательная работа – включает первичное и повторное психолого-педагогическое обследование:
Педагогический консилиум. Данная форма помогает лучше и глубже понять состояние отношений в конкретной семье, вовремя оказать действенную практическую помощь (если, конечно, у родителей есть желание что-то изменить в сложившейся ситуации).
Лист вопросов учителю от родителей: родители пишут вопросы, учитель в виде:
Индивидуальной консультации. Это практическая помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья, суть которой заключается в поиске решений проблемных ситуаций психологического, воспитательно-педагогического, медико-социального и т.п. характера; на индивидуальных консультациях сообщают результаты диагностики, рассказывают об индивидуально - психических особенностях ребенка, дают рекомендации о путях и методах решения проблем в развитии.
Индивидуальной беседы отвечает на интересующие вопросы родителей. Эта самая доступная форма установление связи между учителем и родителем. Она используется самостоятельно. так и с другими формами.
Анкетирование. При его помощи удается выявить общий план семьи, уровень образования и возраст родителей, характер их взаимоотношений с ребенком. Проанализировав результаты анкетирования родителей, составляем перспективный план работы с родителями и формы работы.
Интервью позволяет установить соответствующую атмосферу в сфере общения с родителями, наладить обратную связь об их отношении, дальнейших ожиданиях оказываемой помощи.
Опросы родителей с целью изучения родительского мнения по разным проблемам.
Бюллетени (объявления, просьба, информация)
2. Лекционно-просветительская работа – проведение лекционных занятий для получения необходимых теоретических знаний по различным вопросам воспитания и обучения детей.
К лекционно-просветительской работе относится и участие родителей в тематических собраниях, проводимых учителем совместно с другими специалистами ОУ. Большую практическую значимость имеет стенд для родителей «Специалисты советуют», где в занимательной форме собрана вся полезная информация.
Проведение лекционных занятий. Организация специального курса для родителей по той или иной тематике.
Университет педагогических знаний (такая форма помогает вооружить родителей основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания и обучения детей с ОВЗ).
Классные и общешкольные родительские собрания.
- Информирование и обсуждение с родителями задачи и содержание коррекционно-образовательной работы;
- решение организационных вопросов;
- информирование родителей по вопросам взаимодействия ОУ с другими организациями, в том числе и социальными службами.
Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении.
Родительские конференции (общешкольные, классные) Родительская конференция - одна из форм повышения педагогической культуры родителей. Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность.
Консультаций для получения необходимых теоретических знаний по различным вопросам воспитания и обучения детей.
Участие родителей в тематических собраниях, проводимых учителем совместно с другими специалистами ОУ. Можно проводить в режиме онлайн, используя Скайп.
Использование стенда для родителей «Специалисты советуют», где в занимательной форме собрана вся полезная информация. Информирование родителей об организации коррекционно-образовательной работы в ОУ. Информация для знакомства родителей с вопросами дефектологии и обогащения их знаний об особенностях развития и воспитания детей,
Элементом лекционно-просветительской работы является использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работе с родителями:
Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ):
Использование сайта школы (страничка «Советы учителя-дефектолога, логопеда и т.п.»),
Собственный интернет сайт.
Использование электронных носителей, мультимедийные презентации.
Переписка: общение по электронной почте, по телефону. Главное условие – это доброжелательный тон переписки.
3. Из наглядно-информационных форм работы учителя используются следующие:
- информационные проспекты для родителей;
- памятки;
- буклеты,
- организация выставки книг, методической литературы в кабинете или «уголке» для родителей;
- информационные стенды и уголки. Размещать наглядную информацию, которая необходима на данный момент в помощь родителям;
- записи на магнитофон (диктофон) бесед с детьми;
- выставки детских работ. Привлечение и активизация интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребенка;
- выдача родителям книг на дом;
- подготовка письменных предложений по домашним занятиям или готовящимся мероприятиям, возможностям отдыха;
- демонстрация родителям фото/видео фрагментов занятий в школе, праздников с целью детального разбора определенных этапов воспитания и обучения;
4. Практические занятия для родителей
- Семинары-практикумы (выступлений, бесед, ролевых игр и др.) Знакомство и обучение родителей формам оказания психолого-педагогической помощи со стороны семьи детям с проблемами в развитии
- Открытые уроки (цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности). Задания и методы работы подбираются в форме, доступной для понимания родителями.
- Родительский клуб - особая форма взаимодействия между участниками. Создание единого образовательного пространства, оптимизация сотрудничества педагогов с родителями. Главная цель - заинтересовать родителей. Представляют собой объединение родителей для обмена опытом семейного воспитания, общения, приобретения знаний, реализации какой-либо деятельности, проведения активного досуга и т. д.
- Круглые столы. Обмен опытом между родителями, которые воспитывают детей с ограниченными возможностями здоровья. Проводятся в непринуждённой обстановке, что позволяет родителям познакомиться, рассказать о себе, о своих детях и их проблемах, услышать о других.
- Мастер-классы. Проводятся в непринужденной обстановке. Родители знакомятся друг с другом, рассказывают о своих детях, их проблемах, видя, что их понимают, что другие также прошли через подобное состояние. Во время этих встреч родители получают полезную информацию (например, где оформить инвалидность ребенка, какие документы при этом необходимы и т.д.), а также очерчивают круг тех вопросов, на которые еще не смогли получить ответы.
- Тренинги. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины.
- Дни открытых дверей. Знакомство с ОУ, направлениями и условиями его работы.
- Совместное участие родителей и детей в различных интеллектуальных, спортивных, творческих конкурсах и турнирах, совместных проектах.
(Эффект от подобного мероприятия будет высочайший: родители увидят своего ребенка в новой для него роли, получат эстетическое наслаждение; их ребенка увидят другие родители; сам ребенок получит возможность социального общения и сможет себя показать с лучшей стороны.) Эти встречи дают родителям много полезной информации, очерчивают круг вопросов, на которые они ещё не смогли получить ответы. Подготовка и проведение родительских бесед и «круглых столов» должно происходить с участием всех специалистов. Такие мероприятия очень важны во всём коррекционно-развивающем процессе.
5. Индивидуальные и групповые занятия с родителями.
Такая практика позволяет родителям увидеть своего ребенка в учебно-воспитательном процессе, дает информацию о специфике обучения ребенка с ОВЗ и способах коррекции
Во время занятий учитель использует личностно-ориентированный подход, направленный на выявление и поддержку положительных личностных качеств родителей, что необходимо им для успешного сотрудничества со своим ребёнком. При этом учителю необходимо учитывать состояние родителей, и поэтому он должен начинать работать только тогда, когда поймет, что родители смогут его «услышать». Индивидуальная и групповая работа с родителями совместно с их детьми включает следующие формы:
- демонстрация родителям приёмов работы с ребёнком на коррекционно-развивающих занятиях, для дальнейшей коррекции ребенка в домашних условиях;
- посещение семьи (индивидуальная работа с ребенком и родителями, обучение на дому).
- конспектирование родителями занятий, проводимых учителем; выполнение домашних заданий со своим ребёнком;
- чтение родителями литературы, рекомендованной специалистом;
- реализация творческих замыслов родителей в работе с ребёнком.
Таким образом, данная система работы учителя с родителями позволяет:
- оказать квалифицированную педагогическую поддержку родителям;
- привлечь к коррекционно-воспитательной работе всю семью ребенка;
- информировать родителей о проведенных занятиях, предлагать задания для закрепления изученного материала;
- разъяснить и показать родителям, в чем состоит коррекционно-развивающая работа ОУ, подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого на занятиях в домашних условиях;
- повысить педагогическую культуру родителей. повысить грамотность в области коррекционной педагогики, пробудить интерес и желание заниматься со своими детьми
Доверяйте родителям, создавайте условия для их активного участия в воспитании и обучении ребенка, прислушивайтесь к родителям, но не идите у них на поводу и не допускайте панибратства, будьте терпеливы и корректны, уверенны и последовательны.
Список используемой литературы:
- Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. И. Акатов. — М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003. — 368 с.
- Дементьева, Н. Ф. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями / Н. Ф. Дементьева, Г. Н. Багаева, Т. А. Исаева ; Ин-т социальной работы. — М., 1996. — 423 с.
- Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.И.Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 2003.
- Ткачёва В.В. Консультирование семьи, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии / В.В.Ткачева // Обучение и воспитание детей с нарушениями в развитии. – 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей с интеллектуальной недостаточностью
Семьи детей с ограниченными возможностями нуждаются в помощи общества, помощи специалистов, доброжелательном отношении окружающих....
доклад на тему «Опыт взаимодействия психолога и социального педагога по оказанию помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов, в рамках мобильной социальной службы»
теоретический материал из опыта работы...
Система поддержки семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Воробьева Элла Юрьевна
Система поддержки семьи – это совокупность социальных мероприятий, целью которых является оказание помощи семье в решении проблем, связанных с рождением особого ребенка, проблем, с которым...
Комплексная поддержка семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья в дополнительном образовании
В статье представлен опыт реализации программы комплексной поддержки семей, воспитывающих детей с ОВЗ....
«Психолого-педагогическая поддержка семьи, воспитывающей детей с ограниченными возможностями здоровья».
Психолого-педагогическая поддержка семьи ребенка с ограниченными возможностями является важным звеном в системе государственной поддержки семьи. Под психолого-педагогической поддержкой семьи мы ...
Психологическое просвещение "Психологическая помощь и поддержка семей, воспитывающих ребёнка с умственной отсталостью"
Психологическое просвещение для педагогов и педагогов -психологов "Психологическая помощь и поддержка семей, воспитывающих ребёнка с умственной отсталостью"...
Виртуальные платформы как форма эффективного взаимодействия специалистов с семьями, воспитывающими детей с нарушением интеллектуального развития и ТМНР
В статье рассмотрены формы взаимодействия специалистов с семьями, воспитывающими детей с нарушением интеллектуального развития и ТМНР при помощи виртуальных платформ SKYPE и INSTAGRAM.Ключевые слова: ...