Родительское собрание "Семья - здоровый стиль жизни"
консультация (5 класс)
Цель:
§ повышение уровня психологической компетентности родителей, расширение представления об особенностях подросткового возраста, методах выхода из конфликтных ситуаций.
Задачи:
§ Выявить особенности взаимоотношений между ребенком и родителями;
§ Оказать помощь родителям в преодолении затруднений в общении с детьми - подростками;
§ Побудить родителей к совместному проведению досуга - одного из составляющий здорового образа жизни;
Выработать рекомендации для родителей по взаимоотношениям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_semya-_zdorovyy_stil_zhizni.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание. «Семья - здоровый стиль жизни».
«Не думайте, что вы воспитываете ребёнка
только тогда, когда с ним разговариваете, или
поучаете его, или приказываете ему.
Вы воспитываете его в каждый момент вашей
жизни, даже тогда, когда вас нет дома». А.С.Макаренко
Цель:
- повышение уровня психологической компетентности родителей, расширение представления об особенностях подросткового возраста, методах выхода из конфликтных ситуаций.
Задачи:
- Выявить особенности взаимоотношений между ребенком и родителями;
- Оказать помощь родителям в преодолении затруднений в общении с детьми - подростками;
- Побудить родителей к совместному проведению досуга - одного из составляющий здорового образа жизни;
- Выработать рекомендации для родителей по взаимоотношениям. Форма проведения собрания: обучающий семинар.
Подготовка к собранию:
Подготовка текстов анкет для учащихся. Анкетирование учащихся.
Психологические особенности старших подростков.
Подготовка памятки для родителей.
Проведение классного часа на тему «Поговорим о конфликтах».
План проведения собрания.
1) Особенности юношеского возраста.
2) Что такое конфликт?
3) Конфликты «трудного» возраста.
4) Умение разрешать проблемы и конфликты.
5) Подведение итогов.
Данное родительское собрание является очень важным в работе классного руководителя с родителями старшеклассников. Это связано в первую очередь с тем, что многие старшеклассники, стоящие перед самостоятельным выбором дальнейшего пути, именно в 10-м классе более всего подвержены сомнениям, раздираемы внутренними противоречиями, страхами перед будущим выбором своего пути.
Современный старшеклассник – продукт современной жизни, он сложен, интересен, противоречив. В старшем школьном возрасте завершается физическое созревание индивида. Возраст от 15 до 18 лет принято считать периодом ранней юности. Каковы же психологические особенности подростков в данный возрастной период?
Физическое и психическое развитие гармонизируется, в отличие от подросткового периода, основной чертой которого была неравномерность развития.
Центральным процессом юности, по Э. Эриксону, является формирование личностной идентичности, чувства преемственности, единства, открытие собственного “Я”.
Мышление старшего школьника приобретает личностный, эмоциональный характер. Как пишет Л.И. Божович, интеллектуальная деятельность здесь приобретает особую аффективную окраску, связанную с самоопределением старшего школьника и его стремлением к выработке своего мировоззрения. Именно это аффективное стремление создает своеобразие мышления в старшем школьном возрасте.
Самосознание юношей и девушек преимущественно устремлено в будущее. Этот возраст полон романтизма и в то же время опасений, как сложится жизнь в будущем.
Приобретение знаний связывается с планами на будущее. Молодые люди ищут себя через различные роли, перспективы соотносятся с собственными возможностями.
В эмоциональной сфере юношей сохраняется повышенная ранимость, чувствительность сменяется депрессией.
Для юношей, как и для подростков, по-прежнему чрезвычайно значимо общение со сверстниками.
Меняются взаимоотношения с взрослыми. Если желание видеть в своих родителях друзей, советников не удовлетворяется, еще больше возрастает стремление найти друга или подругу.
Одновременно старший школьный возраст не лишен трудностей и конфликтов. Это касается в первую очередь несоответствия между физической и психической зрелостью учащихся и их социальным статусом. Старшеклассник, достигший физической зрелости и по интеллектуальному развитию иногда превышающий своих наставников, находится на содержании у родителей, он имеет фактически те же права и обязанности что и любой школьник другого возраста, его деятельность жестко регламентирована взрослыми, а возможности проявления инициативы во многом ограничены современными формами школьной жизни.
В выпускном классе дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать представителем любой, самой привлекательной профессии. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессии лежит не свой собственный, а чужой опыт – сведения, полученные от родителей, друзей и т.д.
Для подростков характерна полярность психики:
- Целеустремленность, настойчивость и импульсивность;
- Неустойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать;
- Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;
- Потребность в общении сменяется желанием уединиться;
- Развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;
- Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
- Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.
Родители часто не помощники и не друзья своим детям. Они в мечтаниях и установках на собственного ребенка создают идеализированный образ подростка и его дальнейшего пути. Но, столкнувшись в жизни с реальными возможностями ребенка, с его отношением к своему будущему, родительские радужные перспективы рассыпаются как карточный домик, и наступает «эра конфликтов».
Родители и дети воюют по поводу и без повода, каждый доказывает свою правоту и каждый по-своему прав. Именно на этот период времени попадает самое большое обращение родителей к учителям, психологам и другим людям за помощью в разрешении конфликтной ситуации.
Причины конфликтов родителей с подростками.
Подростки в конфликте:
1. Кризис переходного возраста:
2. Стремление к самостоятельности и самоопределению;
3. Требование большей автономии во всем — от одежды до помещения;
4. Привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье;
5. Бравирование подростка своими правами перед сверстниками и авторитетными дня него людьми.
Родители в конфликте:
1 Нежелание признавать, что ребенок стал взрослым; 2. Боязнь выпустить ребенка из гнезда, неверие в его силы;
3. Проецирование поведения ребенка на себя в его возрасте;
4. Борьба за собственную власть и авторитетность;
5. Отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребенка;
6. Не подтверждение родительских ожиданий.
Я провела анкетирование учащихся (анонимно), обработала анкеты, чтобы была возможность озвучить вам результаты.
Анкетирование учащихся.
Конфликт — это _____________________________
Причиной конфликта может быть__________________________
Конфликт может привести к ____________________
Чаще всего поводом для конфликта в семье может быть ____
Для того, чтобы избежать конфликт, нужно________________
Попытаемся научиться предотвращать конфликты.
Уважаемые родители! Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!
- Прежде чем вы вступите в конфликт, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.
- Утвердитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.
- Не стремитесь доминировать, во что бы ни стало.
- Будьте принципиальны, но не боритесь ради принципа.
- Помните, прямолинейность хороша, но не всегда.
- Критикуйте, но не критиканствуйте! (придирчивая критика, стремление видеть во всем только недостатки).
- Чаще улыбайтесь! Улыбка мало стоит, но дорого ценится.
- Традиции хороши, но до определенного предела.
- Сказать правду тоже надо уметь!
- Будьте независимы, но не самоуверенны!
- Не превращайте настойчивость в назойливость!
- Не ждите справедливости к себе, если Вы сами несправедливы.
- Не переоценивайте свои способности и возможности.
- Не проявляйте инициативу там, где в ней не нуждаются.
- Проявляйте доброжелательность!
- Проявляйте выдержку и спокойствие в любой ситуации.
- Реализуйте себя в творчестве, в своём хобби, а не в конфликтах!
Таким образом, для предупреждения и разрешения детско-родительских конфликтов можно предложить следующие рекомендации:
- исключайте столкновения родителей и детей, так как они могут стать основой для разрушения хороших отношений;
- делайте все от вас зависящее, чтобы быть добрым к ребенку, и в то
же время, проявлять оправданную твердость;
- научите ребенка справляться со своим гневом;
- применяйте все способы выражения любви к ребенку: контакт глаз, физический контакт, пристальное внимание и дисциплина;
- предупреждайте конфликты при помощи понимания, прощения и способности уступать;
- основным методом общения с ребенком должна быть безусловная любовь.
Совет древнего мудреца Сенеки «Не упускай ни часу, удЕержишь в руках сегодняшний день, меньше будешь зависеть от дня завтрашнего». Это касается не только нас с вами, но и наших детей, которые вступили в сложную пору взросления. Для них умение организовать свое свободное время - завтрашний характер, а значит - судьба. Научатся они управлять своим временем сегодня, значит - научатся завтра управлять своей судьбой.
Условия проведения детьми свободного времени за последние десятилетия изменились во всех развитых странах мира. В связи с повышением мобильности населения и бурным развитием средств массовой коммуникации (прежде всего телевидения) и индивидуального досуга (компьютерные игры, аудио - музыкальные устройства и др.) существенным образом изменились и отношения между родителями и детьми. Главным «пожирателем» времени и взрослых, и детей стал телефон, телевизор. Родители много времени проводят на работе. В результате непосредственный контакт детей и взрослых сводится к минимуму.
Есть основания считать, что переориентация подростков в общении с родителей на сверстников объясняется не столько растущей привлекательностью дружеских групп, компаний, сколько отсутствием внимания и заботы к подросткам в родительском доме.
Максимальное время, которое тратят родители на общение с детьми - 20 минут. Дети имеют весьма смутное представление о том, как работают их родители, чем увлечены. Все реже подростки называют друзьями своих родителей. Даже если они и проводят с родителями вечера - это превращается лишь в совместный просмотр телевизора. Все чаще они находят другие увлечения - «зависание» в телефоне, у кого-то поздние прогулки, нередко - и спиртное.
Нам, взрослым, ничего не бывает жалко для наших детей. Мы отдаем им самое вкусное, одеваем в самое лучшее, защищаем от болезней и опасностей. Но вот свое свободное время отдаем им неохотнее всего остального. Наши дети испытывают значительный дефицит родительского общения, отсюда и проблемы и непонимание.
В конце сказанного рецепт «Общения родителей с детьми»
Взять «принятие», добавить к нему «признание», смешать с определенным количеством «родительской любви и доступности», добавить «собственной ответственности», приправленной «любящим отцовским и материнским авторитетом».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общешкольное родительское собрание "Здоровье - это жизнь"
Цели:- дать представление о влиянии компьютера и сотового телефона на здоровье человека;- приобщение к здоровому образу жизни;- способствовать формированию у родителей и через родителей у детей ...
Родительское собрание Здоровый образ жизни - основа долголетия
Родительское собрание по теме Здоровый образ жизни, по профилактике наркомании, курения и употребления алкоголя подростками...
Презентация Родительское собрание" Здоровый образ жизни"
Это материал можно использовать при подготовке родительского собрания...
Проект "Способ формирования у учащихся установки на здоровый стиль жизни и отказ от алкоголя и наркотиков".
Проблема формирования у учащихся установки на здоровый образ жизни и отказ от наркотиков и алкоголя остается чрезвычайно актуальной для России. В употребление психоактивных веществ вовлекаются все нов...
Общешкольное родительское собрание «Здоровый образ жизни. Сохранение и укрепление здоровья»
Общешкольное родительское собрание «Здоровый образ жизни. Сохранение и укрепление здоровья»...
Классный час на тему: "Семья - это здоровый стиль жизни"
Ценности – то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл, значимость, польза, полезность (С. И.Ожегов). Цель проведения данного классного часа зак...
Брошюра "Здоровый стиль жизни"
Брошюра "Здоровый стиль жизни" автора Алисы Зеленской ученицы 10 а класса поможет составить индивидуальную модель здорового стиля жизни, понять здоровье как ценность, разобраться в понятии ...