Деструктивный вид поведения являет собой отклонение от общепринятой нормы поведения и морали и носит разрушающий характер. Разрушения затрагивают все
сферы жизни человека: здоровье, отношения с друзьями, социализация и т.д.
Деструктивная модель характерна для 89% людей на планете и проявляется в тяжелые, переломные моменты жизни.
Но чаще всего такое расстройство характерно для подростков, которые ввиду своего переходного возраста, отсутствия достаточного внимания со стороны взрослых, влияния улицы, подмены настоящих ценностей, приоритетов и ряда других причин поддаются такому поведению. Для того, чтобы понять, как справиться с
такой проблемой, нужно понять, что вызвало такое поведение.
Почему возникает деструктивная модель поведения?
Для человека с детства примером для подражания становится семья и родители. К 4-5-летнему возрасту, ребенок получает запас знаний и понимания человеческих взаимоотношений, которым он будет руководствоваться в дальнейшей жизни.
Если конструктивная модель поведения является нормой в семье ребенка, все члены семьи проявляют заботу друг о друге, решают проблемы разумными способами, а не посредством скандалов и упреков, ребенок не видит постоянных пьянок и растет в гармоничной обстановке, то в его жизни маловероятно развитие такого отклонения.
Если происходит наоборот, первенец в группе риска.
К «группе риска» по наличию деструктивных проявлений относятся подростки:
- с низкой самооценкой;
- с нарушением межличностных отношений, «одиночки»;
- злоупотребляющие алкоголем или наркотиками;
- отличающиеся асоциальным поведением;
- имеющие проблемы с психическим здоровьем, эмоционального характера;
- не способные преодолевать стресс;
- перфекционисты, сверхкритические к себе:
- страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат;
- считающие себя неудачниками;
- часто и длительно болеющие;
- из социально-неблагополучных семей, - из семей, в которых родители находятся в разводе;
- из семей, где были случаи насильственной смерти или суицидов.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Какие признаки поведения подростка могут насторожить родителя?
- Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь. Разговоры о нежелании жить попытка привлечь ваше внимание к себе и своим проблемам. Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца.
- У подростка длительное время подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность.
Наличие случая суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.
-Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.
-Резкое изменение поведения. Например, стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, стал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей.
Ситуации риска, в которых нужно быть внимательным:
Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.
Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.
Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).
Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).
Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха (особенно в семье).
Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия).
Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).
Что родитель должен сделать, если обнаружил эти признаки?
Если вы увидели хотя бы один из признаков – это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание своему подростку и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию. Даже, если Ваш сын или дочь отказываются от помощи, уделяйте ему больше внимания, чем обычно.
Главные правила взаимодействия родителей с подростками – это сохранять контакт со своим ребенком, несмотря на растущую в этом возрасте потребность в отдалении от родителей.
Рекомендации психолога для родителей:
Постараться взглянуть на ситуацию глазами сына или дочери.
Разговаривать с ребенком позитивно, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы.
Проявлять сочувствие и понимание. К проблемам и жалобам ребенка относиться с пониманием и серьезностью.
Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными, бодрыми, добродушными. Можно сравнить только подростка -сегодняшнего с подростком - вчерашним и настроить на позитивный образ подростка завтрашнего.
Внести разнообразие в обыденную жизнь (завести домашнее животное – собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок).
Соблюдать режим дня (хороший сон, нормальное питание, свежий воздух, занятие спортом.
Обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психотерапевту.
Оптимизировать межличностные отношения в школе (в целях предотвращения случаев оскорбления, унижения, психологического и физического насилия).
Внушить, что любая неудача – это всего лишь ступенька на лестнице, ведущей к успеху, неотъемлемая часть пути к победе. Любой триумф всегда достигается путем проб и ошибок.
Не реализовывать в ребенке Ваши несбывшиеся мечты и неоправдавшиеся надежды.
Внушать ребенку, что в некоторых случаях ему будет необходимо говорить «нет».
И если кто-нибудь начнет склонять ребенка к курению, употреблению алкоголя, наркотиков, совершению суицида или правонарушения, он вправе проявить твердость и ответить решительным отказом.
Просто любите своего ребенка и принимайте его таким, каков он есть