Профилактика деструктивного поведения учащихся”
консультация

Захарова Яна Евгеньевна
Деструктивный вид поведения являет собой отклонение от общепринятой нормы поведения и морали и носит разрушающий характер. Разрушения затрагивают все сферы жизни человека: здоровье, отношения с друзьями, социализация и т.д. Деструктивная модель характерна для 89% людей на планете и проявляется в тяжелые, переломные моменты жизни. Но чаще всего такое расстройство характерно для подростков, которые ввиду своего переходного возраста, отсутствия достаточного внимания со стороны взрослых, влияния улицы, подмены настоящих ценностей, приоритетов и ряда других причин поддаются такому поведению. Для того, чтобы понять, как справиться с такой проблемой, нужно понять, что вызвало такое поведение. Почему возникает деструктивная модель поведения? Для человека с детства примером для подражания становится семья и родители. К 4-5-летнему возрасту, ребенок получает запас знаний и понимания человеческих взаимоотношений, которым он будет руководствоваться в дальнейшей жизни. Если конструктивная модель поведения является нормой в семье ребенка, все члены семьи проявляют заботу друг о друге, решают проблемы разумными способами, а не посредством скандалов и упреков, ребенок не видит постоянных пьянок и растет в гармоничной обстановке, то в его жизни маловероятно развитие такого отклонения. Если происходит наоборот, первенец в группе риска. К «группе риска» по наличию деструктивных проявлений относятся подростки: - с низкой самооценкой; - с нарушением межличностных отношений, «одиночки»; - злоупотребляющие алкоголем или наркотиками; - отличающиеся асоциальным поведением; - имеющие проблемы с психическим здоровьем, эмоционального характера; - не способные преодолевать стресс; - перфекционисты, сверхкритические к себе: - страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат; - считающие себя неудачниками; - часто и длительно болеющие; - из социально-неблагополучных семей, - из семей, в которых родители находятся в разводе; - из семей, где были случаи насильственной смерти или суицидов. ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Какие признаки поведения подростка могут насторожить родителя? - Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь. Разговоры о нежелании жить попытка привлечь ваше внимание к себе и своим проблемам. Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца. - У подростка длительное время подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность. Наличие случая суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников. -Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью. -Резкое изменение поведения. Например, стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, стал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей. Ситуации риска, в которых нужно быть внимательным: Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми. Несчастная любовь или разрыв романтических отношений. Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях). Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание). Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха (особенно в семье). Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия). Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства). Что родитель должен сделать, если обнаружил эти признаки? Если вы увидели хотя бы один из признаков – это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание своему подростку и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию. Даже, если Ваш сын или дочь отказываются от помощи, уделяйте ему больше внимания, чем обычно. Главные правила взаимодействия родителей с подростками – это сохранять контакт со своим ребенком, несмотря на растущую в этом возрасте потребность в отдалении от родителей. Рекомендации психолога для родителей: Постараться взглянуть на ситуацию глазами сына или дочери. Разговаривать с ребенком позитивно, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Проявлять сочувствие и понимание. К проблемам и жалобам ребенка относиться с пониманием и серьезностью. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными, бодрыми, добродушными. Можно сравнить только подростка -сегодняшнего с подростком - вчерашним и настроить на позитивный образ подростка завтрашнего. Внести разнообразие в обыденную жизнь (завести домашнее животное – собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок). Соблюдать режим дня (хороший сон, нормальное питание, свежий воздух, занятие спортом. Обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психотерапевту. Оптимизировать межличностные отношения в школе (в целях предотвращения случаев оскорбления, унижения, психологического и физического насилия). Внушить, что любая неудача – это всего лишь ступенька на лестнице, ведущей к успеху, неотъемлемая часть пути к победе. Любой триумф всегда достигается путем проб и ошибок. Не реализовывать в ребенке Ваши несбывшиеся мечты и неоправдавшиеся надежды. Внушать ребенку, что в некоторых случаях ему будет необходимо говорить «нет». И если кто-нибудь начнет склонять ребенка к курению, употреблению алкоголя, наркотиков, совершению суицида или правонарушения, он вправе проявить твердость и ответить решительным отказом. Просто любите своего ребенка и принимайте его таким, каков он есть

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

профилактика негативных проявлений в поведении учащихся

Иногда по поведению или внешним признакам можно догадаться о тех или иных отрицательных склонностях в поведении детей. Здесь приведены рекомендации по профилактики таких проявлений...

Правила поведения учащихся в школе

Создание благоприятной обстановки в школе, безопасному пребыванию учащихся в школе и т.п....

Программа аддиктивного поведения учащихся

За последнее время количество детей с трудностями в обучении и ухудшении состояния здоровья резко возросло. Работа по профилактике правонарушений и их рецидивов, пропаганда здорового образа жизни в по...

Профилактика аддиктивного поведения учащихся МБОУ СОШ№15 г. Нерюнгри РС(Я)

За последнее время количество детей с трудностями в обучении и ухудшении состояния здоровья резко возросло. Работа по профилактике правонарушений и их рецидивов, пропаганда здорового образа жизни в по...

Художественное творчество альтернатива асоциальному поведению учащихся

Художественное творчество альтернатива асоциальному поведению учащихся. Большая часть подростков испытывает дефицит духовного общения, и в то же время пытаются отыскать приемлемую для...

Статья "Профилактика зависимого поведения учащихся"

Статья может быть использована для проведения педсоветов, родительских собраний в плане ознакомления с основными видами зависимого поведения учащихся. Факторами  формирования зависимостей. Критер...