Художественное творчество альтернатива асоциальному поведению учащихся
статья (7,8,9,10,11 класс) по теме
Художественное творчество
альтернатива асоциальному поведению учащихся.
Большая часть подростков испытывает дефицит духовного общения, и в то же время пытаются отыскать приемлемую для себя систему духовных ценностей. Особую роль в воспитании детей играет художественное творчество. Оно оказывает благотворное влияние на все стороны личной жизни. Дети, занимающиеся художественной творчеством, могут развить в себе навыки более успешного преодоления трудностей, добиться успехов в других областях. Привлечение детей к различным видам творчества, которые хранят в себе накопленный веками духовный потенциал, поможет вырастить и воспитать в ребенке гармоничное духовно-нравственное начало. В. А. Сухомлинский писал: «Искусство - это время и пространство, в котором живёт красота человеческого духа. Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу. Познавая ценности искусства, человек познаёт человеческое в человеке, поднимает себя до прекрасного»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hudozhestvennoe_tvorchestvo_alternativa_asocialnomu_povedeniyu_uchashchihsya.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Художественное творчество
альтернатива асоциальному поведению учащихся.
Большая часть подростков испытывает дефицит духовного общения, и в то же время пытаются отыскать приемлемую для себя систему духовных ценностей. Особую роль в воспитании детей играет художественное творчество. Оно оказывает благотворное влияние на все стороны личной жизни. Дети, занимающиеся художественной творчеством, могут развить в себе навыки более успешного преодоления трудностей, добиться успехов в других областях. Привлечение детей к различным видам творчества, которые хранят в себе накопленный веками духовный потенциал, поможет вырастить и воспитать в ребенке гармоничное духовно-нравственное начало.
В. А. Сухомлинский писал: «Искусство - это время и пространство, в котором живёт красота человеческого духа. Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу. Познавая ценности искусства, человек познаёт человеческое в человеке, поднимает себя до прекрасного»
Каждое новое поколение, приходящее в мир, совершенно иначе воспринимает ценности отечественной и зарубежной культуры, по-другому размышляет об
окружающем мире и эстетической действительности, и зачастую слишком далеко от подлинно человеческих чувств - доверия и чуткости, внимания и доброты, сопереживания.
Очевидный и неиссякаемый поток «необходимой информации» и «воспитательных воздействий» самого разного свойства в окружающем социуме, семье и школе делает подростка очень уязвимым в отношении эмоционально-волевой сферы и творческой инициативы, духовного здоровья и нравственных ориентиров.
Большая часть подростков испытывает дефицит духовного общения, и в то же время пытаются отыскать приемлемую для себя систему духовных ценностей. Одни из них в качестве духовных ориентиров выбирают секты а другие погружаются в мир грез, используя для этого «самый замечательный заменитель счастья» - наркотик, который позволяет не думать, не переживать, не любить, а значит не испытывать никакой ответственности. А именно ответственность делает человека взрослым.
На мой взгляд, асоциальное поведение возникает и проявляется в результате равнодушия окружающих, безответственного отношения к воспитанию детей на всех уровнях, начиная с семьи и заканчивая чиновником. Над этой проблемой мы должны все задуматься и начать действовать каждый на своём месте.
Большую часть ответственности за спасение юных, чистых и невинных душ берет на себя школа, которая еще со времен Аристотеля призвана обучать и воспитывать, а значит, и предостерегать ребенка от тех возможных проблем, с которыми ему предстоит столкнуться во взрослой, самостоятельной жизни.
Спорт - тоже альтернатива и самосовершенствование в нём формирует у человека цель, к которой он идет, значит, он направлен на достижение, а не на потребление.
Что же ещё можно противопоставить душевной лени, равнодушию, скуке, бьющей через край физической сексуальной энергии детей и подростков?
Энергию творчества!
Творчество-это пробуждение личности, желание думать, получить эмоциональный отклик, живую интонацию, оригинальную мысль, искры ребячьего энтузиазма. Поэтому там, где есть увлечение, творческое начало, там не может быть места каким-то нездоровым наклонностям.
Творчество - активное освоение или создание новых культурных (материальных и духовных) ценностей. В творчестве как в форме социальной активности личности проявляется её базовые характеристики: инициатива, самостоятельность, воля, лидерские способности. Особую роль в воспитании детей играет художественное творчество.
Многие учащиеся считают, что художественное творчество помогает им в учебе. Рисование помогает овладеть письмом, пение и чтение стихов облегчают запоминание, занятия драматическим искусством делают историю более живой и реальной, а занятия хореографией позволяют лучше понимать происходящее.
Художественное творчество оказывает благотворное влияние на все стороны личной жизни. Дети, занимающиеся художественной самодеятельностью и другим творчеством, могут развить в себе навыки более успешного преодоления трудностей, добиться успехов в других областях.
Привлечение детей к различным видам творчества, которые хранят в себе накопленный веками духовный потенциал, поможет вырастить и воспитать в ребенке гармоничное духовно-нравственное начало.
В. А. Сухомлинский писал: «Искусство - это время и пространство, в котором живёт красота человеческого духа. Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу. Познавая ценности искусства, человек познаёт человеческое в человеке, поднимает себя до прекрасного»
Центр искусств для одарённых детей Севера – в этом смысле является уникальным образовательным учреждением, где дети приехавшие со всего Ханты –Мансийского округа - Югры, приобретают творческие профессии – художников, музыкантов и хореографов. Здесь созданы все условия для развития творческой личности.
Кроме того, что учащийся приобретает профессиональные знания художника, хореографа или музыканта, он находится в своеобразном полихудожественном окружении.
Мир искусства становится для ребенка привычным пространством, настоящей питательной средой. В основе образовательного процесса лежит интеграция предметов художественно-эстетического цикла. Все эти предметы направлены на развитие духовности личности, творческих способностей ребенка, умения видеть и творить прекрасное.
Все учащиеся с 2-9 класс проживают в интернате одной дружной семьёй. Важным местом общениия для детей стал досуговый центр. Это пространство, где проходят мероприятия, концерты, спектакли, встречи со знаменитыми людьми, конкурсы, выставки, просмотр фильмов. Здесь организована работа кружков и спортивных секций и оздоровительных прогулок. Право свободного выбора во внеурочной деятельности предоставляется каждому учащемуся колледжа-интерната. Участие ребят в работе досугового центра – это знакомство с окружающим миром, это познание своего «Я», это прохождение через выбранный вид деятельности:
- приобретение практических навыков по бисероплетению в мастерской «Югорские россыпи», знакомство с декоративно прикладным искусством народов ханты и манси, их обрядами,
- формирование художественного вкуса, приобретение практических трудовых навыков в мастерской «Умелые ручки», а так же развитие фантазии, познание чувства гармонии,
- овладение приёмами игры на гитаре и знакомство с творчеством современных бардов в мастерской « Шестиструнная гитара», приобретение сценического опыта,
- знакомство с профессией журналиста, ведущего телепрограмм в мастерской студии «Журналистики», освоение новой телевизионной специальности - анимации в технике «перекладки», приобретение навыков «озвучки» мультфильмов.
- сохранение и укрепление здоровья в спортивных «мастерских» (секций)по волейболу, футболу, шахматам, плаванию, теннису.
- знакомство с Оригами - древним искусством складывания поделок из бумаги.
и овладение навыкам работы с различными инструментами и материалами в мастерской «СЮРприз».
Педагоги – организаторы досугового центра создают для формирующейся творческой личности ситуации успеха как мотивации достижений, организации индивидуальных и коллективных форм сотрудничества. Учащиеся колледжа-интерната активно участвуют в досуговой деятельности, достигают высокого уровня творчества - их результаты становятся достоянием других людей:
- выставки кружков «Умелые ручки», «Югорские россыпи», студии «СЮРприз» украшают пространство досугового центра, являются художественным оформлением многих событий и мероприятий, проводят мастер-классы,
- участие воспитанников «Студии журналистики» в создании компьютерной книги «Азбука здорового образа жизни» (для применения в системе дополнительного образования), так же ребята снялись в экологическом проекте - эти диски были растиражированы по Ханты-Мансийскому округу-Югре в дошкольные и школьные образовательные учреждения.
Существующая уже 8 лет воспитательная система самоуправления «Страна Возможностей» также создаёт условия для выбора, проявления творческого поиска, для реализации творческого потенциала детей.
Каждый год разрабатывается новый проект сюжетно – ролевой игры в рамках реализации программы «Страна Возможностей», который стимулирует выполнение правил проживания в интернате, поведения на занятиях, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми , создаёт атмосферу сотрудничества и сотворчества.
На наш взгляд, будущий выпускник не сможет добиться успеха в общественной и профессиональной деятельности, если у него не сформированы духовно-нравственные качества личности.
Поэтому жизнь учащихся насыщена событиями, впечатления от которых неизбежно оставят след в душах детей. Назову лишь некоторые из них:
- это традиционные мероприятия – «Посвящение в учащиеся Центра Искусств», которое проводится в день рождения ЦИ, «Первый звонок» и «Последний звонок», где обязательны традиционные атрибуты - флаг и гимн Центра искусств, галстуки с символикой ЦИ. Эти события создают атмосферу единения, формируют чувство сопричастности служения высокому искусству, нравственности;
- это литературные гостиные, поэтические вечера, выставки, игровые программы, интеллектуальные конкурсы, посвящённые Югре – её выдающимся людям, необыкновенной природе, национальной культуре и обычаям.
Педагогический состав колледжа–интерната представляет собой творческий коллектив воспитателей – единомышленников, который использует интегративные и вариативные методы работы, в основе которых лежит активность личности, направленная на выбор вариантов реализации целей, общения, развлечений, отдыха, творчества.
Воспитательная работа строится на основе комплексной программы, инновационных технологий, отвечающих многим требованиям Стандартов второго поколения. А технология педагогики сотрудничества ( методика Натальи Егоровны Щурковой) является для нас основополагающей. Воспитатели внимательно относятся к детям, поддерживают их творческий порыв. Многие события, происходящие в ЦИ, отражают это духовное сотворчество (воспитатель - воспитанник):
проект «Фестиваль национальных культур», Фестиваль военной песни «Две Звезды», посвященный Дню Победы, тематический вечер «Идут на войну девчата, похожие на парней», посвященный 65-летию Победы ВОВ , проект «Слово на все времена» - открытый конкурс чтецов и авторов собственных сочинений и др.
Все эти события помогают формировать у детей такие качества, как свобода выбора, ответственность, чувство справедливости, доброты и уважения к другим людям, гражданственность и веру, человеческое и национальное достоинство.
Занимаясь творчеством, дети становятся на путь перспективы, фантазии, дружеского единения, приобретения нравственных ценностей, а это отличная альтернатива
асоциальному поведению подростков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на семинаре классных руководителей "Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ"
Доклад и презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ»...
ПРОГРАММА профилактики асоциального поведения учащихся
Цель: Возможность решения проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации....
Профилактика асоциального поведения учащихся
рабочая программа по профилактики асоциального поведения учащихся...
Алгоритм действий социального педагога и классного руководителя по профилактике асоциального поведения учащихся в школе.
Алгоритм действий социального педагога и классного руководителя по профилактике асоциального поведения учащихся в школе....
Доклад на тему: "Система работы школы по профилактике асоциального поведения учащихся"
В докладе рассказано о работе школы по профилактике асоциального поведения учащихся....
Профилактика асоциального поведения учащихся
Актуальной проблемой формирования всесторонне развитой, общественно-активной, социально-полноценной личности становится в том случае, когда речь идет о работе с детьми и подростками, находящимися в сл...
Педсовет "Профилактика и предупреждение асоциального поведения учащихся"
В данной работе сформулированы цели, задачи педсовета.Составлен план проведения педсовета, мониторинг социального паспорта школы за 3 года.Взаимодействие школы со службами и учреждениями профилактики ...