Консультация для родителей «Становление речи. Раннее речевое развитие» (второй год жизни)
консультация

Беляева Наталья Ивановна

Консультация для родителей КМП.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Становление речи. Раннее речевое развитие»

(второй год жизни)

В этот период активно развивается понимание речи, возрастает способность малыша к подражанию речи взрослого. На втором году жизни ребёнок чаще начинает использовать осмысленные слова. Однако, до полутора лет, ребёнок может называть совершенно разные предметы одним  и тем же словом, т.к. названия их еще не всегда отражают реальное название предметов.

Развитие  фразовой речи начинается у детей с полутора лет. В  различных ситуациях эту функцию выполняет слово – предложение (пример, малыш просит дать ему игрушку-машинку и произносит: «би-би»). Такие слова – предложения появляются у детей в 1г.3мес.- 1г.8мес., они  возникают в различных ситуациях и имеют различные значения.           Активный словарный запас ребёнка играет решающее значение в овладении фразовой речью. Фраза возникает только при условии, если активный словарь достигнет определённого количества слов (40-60). Особенно быстро пополняется словарь в последние месяцы второго года жизни. Количество слов у разных детей колеблется от 100 до 300 слов.

На втором году жизни дети довольно четко начинают произносить такие гласные звуки, как а, у, и, о, но звуки ы, э заменяют звуками и, е; большинство согласных малыши еще или совсем не произносят, или произносят неверно, заменяя их более простыми в артикуляции звуками. Ряд твёрдых согласных заменяют мягкими. В основном это относится к переднеязычным звукам т, д, с, з ( «дяй» вместо дай, «сянки» вместо санки). Отсутствуют также шипящие звуки и звуки л, рь, р, т. к. артикуляционный аппарат еще недостаточно окреп. Также отмечается упрощенное произношение слов, это чаще всего слово укорачивается или произносится только слог, чаще всего ударный или первый («ко» или «моко» вместо молоко).

В этом возрасте у ребёнка еще недостаточно окрепший голосовой аппарат, речевой выдох очень слабый, поэтому голос недостаточно громкий. Возможны замены звонких согласных глухими («пам-пам» вместо бам-бам). Но именно в этом возрасте дети в состоянии менять интонацию голоса, например выражать свою просьбу требовательным тоном.

Итак, для двухлетнего ребёнка является нормой несовершенство произносительной стороны речи: неправильное произношение большинства звуков родного языка, смягчение отдельных согласных, нечеткое произношение слов с пропуском некоторых звуков. У некоторых детей отмечается слабый, тихий голос, невнятное произношение слов. К концу второго года речь малыша становится  основным средством общения, но она еще далека от совершенства. Для неё характерны: бедность словарного запаса, частое употребление облегченных слов («бай-бай» вместо спать); нечеткое произношение отдельных слов; отсутствие многих звуков.

Рекомендации родителям:

Развивать зрительное и слуховое восприятие, пример:

Игра «Барабан»  

Цель: учить узнавать и выделять барабан из ряда звучащих предметов (колокольчика, погремушки, звучащей коробочки).

Ребёнку демонстрируется звучание барабана, даётся звукоподражание: «Бом - бом». Предлагается найти барабан среди звучащих предметов.  Далее взрослый показывает имитационное движение раскрытой  ладонью по столу, побуждая малыша повторить движение с  проговариванием звукоподражания.

Формировать произвольный ротовой выдох, пример:

Игра «Ветерок»

Цель: учить продолжительному ротовому выдоху.  

Взрослый предлагает подуть на платочек, шторку и т. д., сопровождая действия ребёнка стихотворным текстом:

      Очень жаркий день-денёчек.

      Дунь – подунь, наш ветерочек.

      Ветерочек, ветерок,

      Дунь – подунь, наш ветерок!

Развивать мелкую моторику руки используя игрушки с лепучками, кнопками, шуршалками, мозаику из крупных деталей, речевые игры, пример:

игра «Сорока-ворона», игра «Молоточек»

Цель: развивать моторику руки в сочетании со стихотворным текстом, удерживать руку в кулаке, отстукивая кулаком по поверхности стола каждое слово короткой потешки.

Формировать пассивный и активный словарь, пример:

Игра «Водичка - водичка»

Цель: формировать представление о схеме лица, выполнять воображаемые действия.

Взрослый читает сокращенный вариант потешки:

Водичка, водичка!

Умой моё личико, глазки, ротик и т.д. (совершает воображаемые действия – «умывается»).

Игра «Кисонька»

Цель: формировать представление о схеме тела.

Взрослый читает стихотворение, сопровождая его показом на игрушке (ребёнке, себе):

Заболела кисонька,

Кисонька – беляночка.

Заболела у кисоньки  головушка:  (поглаживает голову)

Ой – ой!

Заболела у кисоньки лапонька: (поглаживает лапку, руку)

Ой – ой!

Заболела у кисоньки ножка: (поглаживает ногу)

Ой – ой!

Заболел у кисоньки животик: (поглаживает животик)

Ой – ой! и  т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и воспитателей ДОО «Особенности развития речи у мальчиков и девочек».

Консультация для родителей и воспитателей ДОО        «Особенности развития речи у мальчиков и девочек». ...

Консультация для родителей и воспитателей «Игры на развитие мышления и речи»

Мышление детей дошкольного возраста непосредственно связано с речью и с действием: осмыслить для него значит проговорить и сделать. Поэтому, развивая речь ребенка, помогая правильно употреблять слова ...

Консультация для родителей "Роль книги в речевом развитии детей»

          Литература для детей является не только источником радости, но и источником всестороннего воспитания, в том числе и речевого развития. Она знакомит с окружающ...

Консультация для родителей. «Мелкая моторика и речевое развитие»

      Великий педагог, автор 30 книг о воспитании детей В. А. Сухомлинский, говорил: «Способности детей — на кончиках их пальцев» Мелка...

Консультация для родителей "Дидактическая игра как средство развития речевого творчества дошкольников"

Консультация для родителей "Дидактическая игра как средство развития речевого творчества дошкольников"...