Консультация «Становление речи. Раннее речевое развитие» (первый год жизни)
консультация
Консультация для родителей КМП.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stanovlenie_rechi._rannee_rechevoe_razvitie.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Становление речи. Раннее речевое развитие»
(первый год жизни)
Первый год жизни является важным периодом в овладении речью. В этот период идёт интенсивное развитие головного мозга, слуха, органов речи. С развитием головного мозга развивается физический и фонематический слух малыша, а также появляются голосовые реакции (звуки, слоги, звукосочетания). В 2-3 месяца появляется гуление, а в 3-4 месяца – лепет.
Перед тем как, появляются первые слова, у малыша формируется понимание речи: малыш реагирует на название знакомого предмета, игрушки, выполняет несложные движения (даёт руку, делает «ладушки»), хотя назвать производимые им действия не может. В большинстве случаев речь развивается быстрее у девочек, чем у мальчиков.
Появление слов на первом году жизни происходит у детей индивидуально: одни начинают говорить в 8-9 мес., другие - в 1 г. 2 мес. или ещё позднее. Словарный запас у годовалых детей может быть разным от 2-3 слов до 15-20. Зачастую малыши пользуются упрощенными словами: ам-ам , ди (иди), или словами с прямыми слогами: мама, баба, папа, Ляля и т.д.
Впервые месяцы малыш произносит звуки непроизвольно, а начиная со второго полугодия, в лепете появляются четкие звуки. Чаще всего встречаются гласный звук а, из согласных звуков: п, б, м, к, т и некоторые другие. К концу года появляются звуки простые в артикуляционном произношении: гласные а, о, и, некоторые согласные: м, п, б, н, т, д, к, г, а четкость и количество этих звуков у каждого малыша индивидуально. Качество произносимых звуков и слов зависит от подвижности артикуляционного аппарата, который в этот период активно развивается.
Итак, первый год жизни малыша является подготовительным этапом в овладении им речь. В этот период активно развиваются зрительное и слуховое восприятие; развивается понимание речи; артикуляционный аппарат. Общение между малышом и взрослыми с начало идет только на эмоциональной основе, а затем с появлением первых осмысленных слов и с помощью речи.
Рекомендации родителям:
- Развивать ощущение собственных движений, формировать захват руки.
- Формировать зрительное и слуховое восприятие.
- Развивать понимание речи (соотнесение предмета со звукоподражанием, словом).
Рекомендуем использовать следующие примерные игры:
Игра «Ладушки - ладушки»
Цель: формировать положительный эмоциональный настрой на совместную со взрослым работу, развивать ощущения собственных движений.
Взрослый хлопает своей ладонью по ладони ребёнка, сопровождая свои действия стихотворным текстом, и побуждает малыша к ответным действиям:
Ладушки – ладушки
Где были? У бабушки!
Ладушки – ладошечки,
Звонкие хлопошечки.
Хлоп – хлоп!
Игра «Найди игрушку»
Цель: учить фиксировать взгляд на ярком предмете, прослеживать его движение взглядом и рукой, формировать захват руки.
Ребёнку предлагается найти яркую игрушку, подвешенную за ниточку в ограниченном пространстве стола (дивана). Взрослый перемещает игрушку, дёргая за ниточку, малыш прослеживает движение взглядом и пытается схватить её рукой.
Усложнённый вариант:
Цель: учить ребёнка фиксировать взгляд на предмете, прослеживать взглядом его движение.
Взрослый побуждает ребёнка найти игрушку в пространстве комнаты (на диване, на стуле, на полке) и проследить взглядом за её перемещением (с дивана на ковер, с ковра на стул, со стула на стол и т. п.) Активизировать внимание малыша можно с помощью стихотворных текстов:
Где же кукла наша,
Найдём мы куклу Машу!
Вова к кукле подойдёт,
Вова куколку найдёт.
Игра «Кто позвал?»
Цель: развивать зрительное восприятие, учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать ребёнка произвольному произнесению звукоподражания.
С помощью сюрпризного момента (из-за шторки, коробочки) ребёнку предъявляется знакомая или любимая игрушка (пример, кукла, мишка и т.д.). Взрослый совершает игровые действия с мишкой, сопровождая их словами: «В гости к нам пришёл мишка. Он здоровается с тобой: «У-у-у!». Поздоровайся с мишкой.
Если малышу, нравится и он активно включается в игру, можно предложить её усложнить (вместе с мишкой в гости пришла кукла Маша, она говорит «А-а-а!»); игрушки располагаются по правую и левую стороны от ребёнка и по очереди «зовут» малыша, он поворачивается к той игрушке, которая его «позвала».
Варианты: аналогичные игры проводятся с паровозиком («у-у-у!») и самолётиком («и-и-и!»); с собачкой («ав-ав») и цыплёнком («пи-пи»); с уточкой («кря-кря») и лягушкой («ква-ква») и т. п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Раннее речевое развитие.
.Предлагаю вниманию родителей и педагогов конспекты своих занятий с детьми раннего возраста. Каждое занятие занимает по продолжительности тридцать мин. В него входят сопряженные с речью стихи, творчес...
Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей с ОВЗ "
Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей с ОВЗ в раннем и дошкольном возрасте"...
открытое занятие по ритмике в школе раннего эстетического развитя "Первые шаги"
открытое занятие проводится в середине учебного года с целью:показать родителям чему научились дети, занимаясь ритмикой два раза в неделю.PS извините графический рисунок в материале не закачался...
Консультация для воспитателей "Педагогическая диагностика речевого развития – первая ступень планирования индивидуального маршрута дошкольника"
Педагогический процесс современного детского сада должен быть ориентирован на обеспечение развития каждого ребёнка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способно...
Логопедическая консультация. Ребёнок с особенностями речевого развития в школе.
Памятки педагогам, ученикам и родителям.Некоторые приёмы самопомощи, ккторык могут применяться учащимися самостоятельно в школе и дома....
Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей с общим недоразвитием речи"
Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей с общим недоразвитием речи"...
Консультация для родителей «Становление речи. Раннее речевое развитие» (второй год жизни)
Консультация для родителей КМП....