Консультация «Становление речи. Раннее речевое развитие» (первый год жизни)
консультация

Беляева Наталья Ивановна

Консультация для родителей КМП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stanovlenie_rechi._rannee_rechevoe_razvitie.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Становление речи. Раннее речевое развитие»

(первый год жизни)

Первый год жизни является важным периодом в овладении речью. В этот период идёт интенсивное развитие головного мозга, слуха, органов речи. С развитием головного мозга развивается физический и фонематический слух малыша, а также появляются голосовые реакции (звуки, слоги, звукосочетания). В 2-3 месяца появляется гуление, а в 3-4 месяца – лепет.

Перед тем как, появляются первые слова, у малыша формируется понимание речи: малыш реагирует на название знакомого предмета, игрушки, выполняет несложные движения (даёт руку, делает «ладушки»), хотя назвать производимые им действия не может. В большинстве случаев речь развивается быстрее у девочек, чем у мальчиков.

Появление слов на первом году жизни происходит у детей индивидуально: одни начинают говорить в 8-9 мес., другие   - в 1 г. 2 мес. или ещё позднее. Словарный запас у годовалых детей может быть разным от 2-3 слов до 15-20. Зачастую малыши пользуются упрощенными словами: ам-ам , ди (иди), или словами с прямыми слогами: мама, баба, папа, Ляля и т.д.

Впервые месяцы малыш произносит звуки непроизвольно, а  начиная со второго полугодия, в лепете появляются четкие звуки. Чаще всего встречаются гласный звук  а, из согласных звуков: п, б, м, к, т и некоторые другие. К концу года появляются звуки простые в артикуляционном произношении: гласные а, о, и, некоторые согласные: м, п, б, н, т, д, к, г, а четкость и количество этих звуков у каждого малыша индивидуально. Качество произносимых звуков и слов зависит от подвижности артикуляционного аппарата, который в этот период активно развивается.

Итак, первый год жизни малыша является подготовительным этапом в овладении им речь. В этот период активно развиваются зрительное и слуховое восприятие; развивается понимание речи; артикуляционный аппарат. Общение между малышом и взрослыми с начало идет только на эмоциональной основе, а затем с появлением первых осмысленных слов и с помощью речи.

Рекомендации родителям:

  1. Развивать ощущение собственных движений, формировать захват руки.
  2. Формировать зрительное и слуховое восприятие.
  3. Развивать понимание речи (соотнесение предмета со звукоподражанием, словом).

   Рекомендуем использовать следующие примерные игры:

Игра «Ладушки - ладушки»

Цель: формировать положительный эмоциональный настрой на совместную со взрослым работу, развивать ощущения собственных движений.

Взрослый хлопает своей ладонью по ладони ребёнка, сопровождая свои действия стихотворным текстом, и побуждает малыша к ответным действиям:

                  Ладушки – ладушки

                  Где были? У бабушки!

                  Ладушки – ладошечки,

                  Звонкие хлопошечки.

                  Хлоп – хлоп!

Игра «Найди игрушку»

Цель: учить фиксировать взгляд на ярком предмете, прослеживать его движение взглядом и рукой, формировать захват руки.

Ребёнку предлагается найти яркую игрушку, подвешенную за ниточку в ограниченном пространстве стола (дивана). Взрослый перемещает игрушку, дёргая за ниточку, малыш прослеживает движение взглядом и пытается схватить её рукой.

Усложнённый вариант:

Цель: учить ребёнка фиксировать взгляд на предмете, прослеживать взглядом  его движение.

Взрослый побуждает ребёнка найти игрушку в пространстве комнаты (на диване, на стуле, на полке) и проследить взглядом за её перемещением (с дивана на ковер, с ковра на стул, со стула на стол и т. п.) Активизировать внимание малыша можно с помощью стихотворных текстов:

                 Где же кукла наша,

                 Найдём мы куклу Машу!

                 Вова к кукле подойдёт,

                 Вова куколку найдёт. 

Игра «Кто позвал?»

Цель: развивать зрительное восприятие, учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать ребёнка произвольному произнесению звукоподражания.

С помощью сюрпризного момента (из-за шторки, коробочки) ребёнку предъявляется знакомая или любимая игрушка (пример, кукла, мишка и т.д.). Взрослый совершает игровые действия с мишкой, сопровождая их словами: «В гости к нам пришёл мишка. Он здоровается с тобой: «У-у-у!». Поздоровайся с мишкой.

Если малышу, нравится и он активно включается в игру, можно предложить её усложнить (вместе с мишкой в гости пришла кукла Маша, она говорит «А-а-а!»); игрушки располагаются по правую и левую стороны от ребёнка и по очереди «зовут» малыша, он поворачивается к той игрушке, которая его «позвала».

Варианты: аналогичные  игры проводятся с паровозиком («у-у-у!») и самолётиком («и-и-и!»); с собачкой («ав-ав») и цыплёнком («пи-пи»);  с уточкой («кря-кря») и лягушкой («ква-ква») и т. п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раннее речевое развитие.

.Предлагаю вниманию родителей и педагогов конспекты своих занятий с детьми раннего возраста. Каждое занятие занимает по продолжительности тридцать мин. В него входят сопряженные с речью стихи, творчес...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей с ОВЗ "

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей с ОВЗ в раннем и дошкольном возрасте"...

открытое занятие по ритмике в школе раннего эстетического развитя "Первые шаги"

открытое занятие проводится  в середине учебного года с целью:показать родителям чему научились дети, занимаясь ритмикой два раза в неделю.PS извините графический рисунок в материале не закачался...

Консультация для воспитателей "Педагогическая диагностика речевого развития – первая ступень планирования индивидуального маршрута дошкольника"

Педагогический процесс современного детского сада должен быть ориентирован на обеспечение развития каждого ребёнка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способно...

Логопедическая консультация. Ребёнок с особенностями речевого развития в школе.

Памятки педагогам, ученикам и родителям.Некоторые приёмы самопомощи, ккторык могут применяться учащимися самостоятельно в школе и дома....

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей с общим недоразвитием речи"

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей с общим недоразвитием речи"...