Консультация для родителей "Дидактическая игра как средство развития речевого творчества дошкольников"
консультация

Консультация для родителей "Дидактическая игра как средство развития речевого творчества дошкольников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Консультация для родителей «Дидактическая игра как средство развития речевого творчества дошкольников».

Учитель-логопед ГКОУ СКОШИ №2 Зареченская И.О.

Наблюдения показывают: речь детей, как правило, бедна и невыразительна, в ней много шаблонных выражений и слов – «сорняков». Почему? Дети, как губка впитывают в себя речь окружающих их взрослых, как дома, так и в дошкольных учреждениях, а также речь, которую они слышат в рекламных роликах. Всё это ведёт к потере индивидуальности, эмоциональности, непосредственности в речи и миропонимании.

Наш язык богат образными оборотами. Правильное и уместное их использование придаёт речи своеобразие, выразительность, меткость. Развитие речи является важной составной частью социализации дошкольников. Ребёнок, владеющий её основами, быстрее наладит контакт даже в незнакомом обществе. В жизни дети могут услышать синонимы, антонимы, крылатые выражения, фразеологические обороты, но они не всегда понимают их, а значит, не используют их в своей речи.

Наша задача – познакомить детей с ними и научить понимать их переносное значение.

Предлагаемые игры, лексические задания и упражнения активизируют словарь.  Помогут дошкольникам узнать значение новых слов в зависимости от контекста. Понимать некоторые многозначные слова, подбирать синонимы и антонимы, составлять с ними короткие связные тексты, объяснять эмоциональное состояние человека, подбирая соответствующие слова и выражения. Осмысливать и объяснять происхождение некоторых слов. Самостоятельно образовывать новые слова с помощью суффиксов и приставок.  Различать стилистические оттенки слов, употреблять их в соответствии с контекстом.  Овладевать навыками речевого этикета.  Умением составлять описательные и повествовательные тексты. Сформируют практические навыки: умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное подходящее слово, чувствовать оттенки в значении слова.

                       РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.

1.Учить подбирать определения и эпитеты.

-собаки бывают: большие, санитарные, сторожевые ...

 

2.Узнавать предмет по описанию.

-длинненький, тоненький, зелененький ... с пупырышками,

-его можно солить, делать из него салат (огурец)

-это зеленая, стройная, кудрявая ... белоствольная (береза)

 

 3.Подбирать действия к предмету.

-щенок: лает, грызет, царапает, таскает, скулит

-ветер: воет, срывает, гонит, обрушивает, шумит.

 

4.Подбирать объект по действию.

-что летает? (облако, шар, ласточка, воздушный змей)

-что плавает? (лодка, уголек, льдинка, листочек)

-кто кусается? (волк, акула, котенок, ребенок)

 

5.Подбирать антонимы:

- высоко - низко

- теплый - холодный

- гладкий - шершавый

Синонимы:

-большой, огромный, громадный.

 

6. Различать глаголы

-движения (идти, бежать, ехать, ползти ...)

-состояния (спать, есть, говорить ...)

-действия (рисовать, лепить, трогать ...)

-приставочные и без приставочные (шел в ..., пошел в ..., рисовал - нарисовал)

 

7.Добавлять пропущенные слова: - пришел почтальон, он принес ...


8. Подбирать обстоятельства.

 -трудиться как? (хорошо, спустя рукава, быстро)


9. Составлять предложения с определенным словом.

 

10.Отгадывать: «кто ты?» (в различных житейских ситуациях: дочка, 
внучка, сестричка, ученица, покупательница, актриса ...)

 

11.Подбирать слова: -шить… платье, штопать ... носки,   вязать .. шарф, завязывать ... шнурки

 

12.Сделать длинными, ласковыми имена друзей, знакомых; а также 
придумать клички животным.

 

13. Составлять сложные слова. мясо рубит - мясорубка, овощи режет - овощерезка, дырки прокалывает - дырокол.

 

14. Создание новых слов.

-светлый, зеленый - светло-зеленый,

-тепло, любит – теплолюбивый,

-длинные, уши – длинноухий,

-воду, проводит – водопровод.

 15.Придумывать родственные слова: 
-лес - лесок, лесник, лесной,

-вода - водяной, водопровод, водный, водолаз.

 

16. Придумывать необычные предложения из двух слов: -лиса чирикает

-ворона мяукает

-кот скулит

-собака квакает ....

 

17. Заканчивать предложения

-Миша пошел гулять (когда?) ...

-Мише стало грустно (отчего?) ...

-Миша обрадовался (чему) ...

 

18. «Многозначные слова»

   -у ежа иголки, у елки иголки, швейные иголки (чем похожи, 
чем отличаются)

-коса.

-ручка.

 

19. Слова с заданием:

 -начинаются на ба - (баранка, батон, бабушка).

 -заканчиваются на ок - (котенок, щенок, совок).

 

20. Загадки с подсказкой.

 -Кто больше любил Красную Шапочку? (в отгадке - три слога, 
есть шипящий звук)

 -Завтра мы пойдем … (в слове-отгадке есть мягкий согласный). 

  3 слога …(магазин)                первый согласный г – ( в гости)

 

21.Следопыты, следователи: 
-решить задачу, задание

-прочитать записку…

-написать ...

-поздравить ...

-отыскать ...

 

22. Включайте «Минутки - шутки».

-напиши ответ к загадке - шутке, а потом загадай другу по телефону:

1)  что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон)

2)  чем больше из нее берешь, тем больше она становится (яма).

3)  Ты за ней - она от тебя, ты от нее - она за тобой (тень).

 

23. Выделить на слух слова, противоположные по смыслу (антонимы):

- Готовь сани летом, а телегу зимой.

- Слушай больше, говори меньше.

- Труд кормит, а лень портит.

- Умел начать, умей окончить.

- Глазами плачет, сердцем смеётся.

 

 24. Подбор фразеологизмов.

 25. Кто сумеет похвалить.

 26. Почему так называют.

 27. Бывает – не бывает.

 28. Что умеют делать звери.

 29. Расскажи про ….

 30. Дополни предложения.

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Песок, как средство развития познавательных способностей дошкольников"

Прекрасное средство развития познавательных способностей дошкольников....

Консультация для педагогов на тему: «Развитие речевой активности дошкольников»

Речевое развитие старшего дошкольника определяется степенью сформированности его знаний, умений и навыков, познавательных и социальных мотивов, потребностей и интересов, а также других психических нов...

консультация для родителей "Развитие речевой активности дошкольников"

Для обогащения, активизации словаря, формирования грамматически правильной речи можно использовать чтение сказок, рассматривание иллюстраций к ним, составление небольших рассказов по иллюстрациям...

Мастер — класс: “Игра как средство развития творческих способностей дошкольников” Муз/руководитель МДОУ «Детский сад №3 «Нур» ГП Терек» Озрокова Тамара Борисовна 2018 г.

Мастер — класс:“Игра как средство развития творческих способностей дошкольников”Музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад №3 «Нур2» ГП Терек»Озрокова Тамара ...

Консультация для воспитателей БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА - ИННОВАЦИОННОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

В консультации расскрыты преимущества исользования элементов биоэнергопластики при выполнений артикуляционной гимнастики....