Консультация для родителей "Дидактическая игра как средство развития речевого творчества дошкольников"
консультация
Консультация для родителей "Дидактическая игра как средство развития речевого творчества дошкольников"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Дидактическая игра как средство развития речевого творчества дошкольников».
Учитель-логопед ГКОУ СКОШИ №2 Зареченская И.О.
Наблюдения показывают: речь детей, как правило, бедна и невыразительна, в ней много шаблонных выражений и слов – «сорняков». Почему? Дети, как губка впитывают в себя речь окружающих их взрослых, как дома, так и в дошкольных учреждениях, а также речь, которую они слышат в рекламных роликах. Всё это ведёт к потере индивидуальности, эмоциональности, непосредственности в речи и миропонимании.
Наш язык богат образными оборотами. Правильное и уместное их использование придаёт речи своеобразие, выразительность, меткость. Развитие речи является важной составной частью социализации дошкольников. Ребёнок, владеющий её основами, быстрее наладит контакт даже в незнакомом обществе. В жизни дети могут услышать синонимы, антонимы, крылатые выражения, фразеологические обороты, но они не всегда понимают их, а значит, не используют их в своей речи.
Наша задача – познакомить детей с ними и научить понимать их переносное значение.
Предлагаемые игры, лексические задания и упражнения активизируют словарь. Помогут дошкольникам узнать значение новых слов в зависимости от контекста. Понимать некоторые многозначные слова, подбирать синонимы и антонимы, составлять с ними короткие связные тексты, объяснять эмоциональное состояние человека, подбирая соответствующие слова и выражения. Осмысливать и объяснять происхождение некоторых слов. Самостоятельно образовывать новые слова с помощью суффиксов и приставок. Различать стилистические оттенки слов, употреблять их в соответствии с контекстом. Овладевать навыками речевого этикета. Умением составлять описательные и повествовательные тексты. Сформируют практические навыки: умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное подходящее слово, чувствовать оттенки в значении слова.
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.
1.Учить подбирать определения и эпитеты.
-собаки бывают: большие, санитарные, сторожевые ...
2.Узнавать предмет по описанию.
-длинненький, тоненький, зелененький ... с пупырышками,
-его можно солить, делать из него салат (огурец)
-это зеленая, стройная, кудрявая ... белоствольная (береза)
3.Подбирать действия к предмету.
-щенок: лает, грызет, царапает, таскает, скулит
-ветер: воет, срывает, гонит, обрушивает, шумит.
4.Подбирать объект по действию.
-что летает? (облако, шар, ласточка, воздушный змей)
-что плавает? (лодка, уголек, льдинка, листочек)
-кто кусается? (волк, акула, котенок, ребенок)
5.Подбирать антонимы:
- высоко - низко
- теплый - холодный
- гладкий - шершавый
Синонимы:
-большой, огромный, громадный.
6. Различать глаголы
-движения (идти, бежать, ехать, ползти ...)
-состояния (спать, есть, говорить ...)
-действия (рисовать, лепить, трогать ...)
-приставочные и без приставочные (шел в ..., пошел в ..., рисовал - нарисовал)
7.Добавлять пропущенные слова: - пришел почтальон, он принес ...
8. Подбирать обстоятельства.
-трудиться как? (хорошо, спустя рукава, быстро)
9. Составлять предложения с определенным словом.
10.Отгадывать: «кто ты?» (в различных житейских ситуациях: дочка,
внучка, сестричка, ученица, покупательница, актриса ...)
11.Подбирать слова: -шить… платье, штопать ... носки, вязать .. шарф, завязывать ... шнурки
12.Сделать длинными, ласковыми имена друзей, знакомых; а также
придумать клички животным.
13. Составлять сложные слова. мясо рубит - мясорубка, овощи режет - овощерезка, дырки прокалывает - дырокол.
14. Создание новых слов.
-светлый, зеленый - светло-зеленый,
-тепло, любит – теплолюбивый,
-длинные, уши – длинноухий,
-воду, проводит – водопровод.
15.Придумывать родственные слова:
-лес - лесок, лесник, лесной,
-вода - водяной, водопровод, водный, водолаз.
16. Придумывать необычные предложения из двух слов: -лиса чирикает
-ворона мяукает
-кот скулит
-собака квакает ....
17. Заканчивать предложения
-Миша пошел гулять (когда?) ...
-Мише стало грустно (отчего?) ...
-Миша обрадовался (чему) ...
18. «Многозначные слова»
-у ежа иголки, у елки иголки, швейные иголки (чем похожи,
чем отличаются)
-коса.
-ручка.
19. Слова с заданием:
-начинаются на ба - (баранка, батон, бабушка).
-заканчиваются на ок - (котенок, щенок, совок).
20. Загадки с подсказкой.
-Кто больше любил Красную Шапочку? (в отгадке - три слога,
есть шипящий звук)
-Завтра мы пойдем … (в слове-отгадке есть мягкий согласный).
3 слога …(магазин) первый согласный г – ( в гости)
21.Следопыты, следователи:
-решить задачу, задание
-прочитать записку…
-написать ...
-поздравить ...
-отыскать ...
22. Включайте «Минутки - шутки».
-напиши ответ к загадке - шутке, а потом загадай другу по телефону:
1) что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон)
2) чем больше из нее берешь, тем больше она становится (яма).
3) Ты за ней - она от тебя, ты от нее - она за тобой (тень).
23. Выделить на слух слова, противоположные по смыслу (антонимы):
- Готовь сани летом, а телегу зимой.
- Слушай больше, говори меньше.
- Труд кормит, а лень портит.
- Умел начать, умей окончить.
- Глазами плачет, сердцем смеётся.
24. Подбор фразеологизмов.
25. Кто сумеет похвалить.
26. Почему так называют.
27. Бывает – не бывает.
28. Что умеют делать звери.
29. Расскажи про ….
30. Дополни предложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Песок, как средство развития познавательных способностей дошкольников"
Прекрасное средство развития познавательных способностей дошкольников....
Консультация для педагогов на тему: «Развитие речевой активности дошкольников»
Речевое развитие старшего дошкольника определяется степенью сформированности его знаний, умений и навыков, познавательных и социальных мотивов, потребностей и интересов, а также других психических нов...
консультация для родителей "Развитие речевой активности дошкольников"
Для обогащения, активизации словаря, формирования грамматически правильной речи можно использовать чтение сказок, рассматривание иллюстраций к ним, составление небольших рассказов по иллюстрациям...
Мастер — класс: “Игра как средство развития творческих способностей дошкольников” Муз/руководитель МДОУ «Детский сад №3 «Нур» ГП Терек» Озрокова Тамара Борисовна 2018 г.
Мастер — класс:“Игра как средство развития творческих способностей дошкольников”Музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад №3 «Нур2» ГП Терек»Озрокова Тамара ...
Консультация для воспитателей БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА - ИННОВАЦИОННОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ.
В консультации расскрыты преимущества исользования элементов биоэнергопластики при выполнений артикуляционной гимнастики....
Консультация для родителей: «Беседа – как средство развития связной речи дошкольников с недостатками слуха»
Консультация...
Консультации для молодых воспитателей "Речевые игры как средство развития речи дошкольников"
Речевые игры как средство развития речи дошкольников...