Миофункциональные нарушения. Инфантильный тип глотания.
презентация к уроку

Лучкина Елена Валерьевна

Миофункциональные нарушения (МФН) — это снижение или повышение нормального тонуса жевательных и мимических мышц, возникающие при нарушениях функций зубочелюстной системы. Инфантильный тип глотания. Комплекс артикуляционных упражнений.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

миофункциональные нарушения. Инфантильный тип глотания @ учитель-логопед : Лучкина Е.В.

Слайд 2

Миофункциональные нарушения это снижение или повышение нормального тонуса жевательных и мимических мышц, возникающие при нарушениях функций зубочелюстной системы

Слайд 3

ОРОФАЦИАЛЬНЫЕ ДИСФУНКЦИИ. Орофациальные дисфункции являются локальным проявлением миофункциональных нарушений, которые могут носить постоянный характер и опосредованно быть взаимосвязанными с остальными нарушениями двигательных паттернов организма.

Слайд 4

Миофункциональные нарушения у детей Это нарушения функций : глотания, жевания, дыхания, речи

Слайд 5

Причины МФН патологические оральные привычки : продолжительное сосание соски-пустышки, сосание пальца; неправильное кормление детей : отсутствие в рационе (или позднее введение) твердой пищи, употребление после прорезывания зубов пищи жидкой и пюреобразной консистенции, не требующей жевания;

Слайд 6

болезни зубов и полости рта : позднее прорезывание временных зубов (запаздывание на 3 и более месяцев), раннее удаление центральных молочных резцов (травматическое или хирургическое), анкилоглоссия ; заболевания ЛОР-органов : аденоиды , гипертрофия небных миндалин, хронические риниты, искривление носовой перегородки , заставляющие дышать ртом.

Слайд 7

Что будет если ничего не делать?

Слайд 8

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОЛОЖЕНИЯ нижней челюсти и осанки Нарушения прикуса ведут к нарушениям осанки ребёнка - так работают механизмы компенсации в растущем организме.

Слайд 10

Инфантильное глотание характеризуется прокладыванием языка между деснами (зубами) при осуществлении глотательных движений .

Слайд 11

Симптомы инфантильного глотания

Слайд 12

Взаимодействие специалистов в коррекционной работе. ОТОЛАРИНГОЛОГ МИОТЕРАПЕВТ ЛОГОПЕД СТОМАТОЛОГ ОСТЕОПАТ ОРТОДОНТ ОРТОПЕД НЕВРОЛОГ

Слайд 13

Источники: https:// pandia.ru/text/82/526/images/img1_136.png https:// fs-thb01.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/68ca4d279135754bef765482e99c8de5.png/s/f1200x/a/27502/sc/130 https:// cf2.ppt-online.org/files2/slide/8/8LrJZVki4XcK7W6sQnMHeSCD1xwyjfbpzIhPYum3lN/slide-26.jpg defectologiya.pro›zhurnal/infantilnoe_glotanie/ dial-dent.ru› Инфантильный тип глотания logopedprofiportal.ru›blog/845318

Слайд 14

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Миофункциональные нарушения. Инфантильный тип глотания.

Миофункциональные нарушения (МФН) — это снижение или повышение нормального тонуса жевательных и мимических мышц, возникающие при нарушениях функций зубочелюстной системы

Миофункциональные нарушения -это нарушения функций:

- глотания,

- жевания,

-дыхания,

- речи

Причины миофункциональных нарушений::

  • патологические оральные привычки: продолжительное сосание соски-пустышки, сосание пальца;
  • неправильное кормление детей: отсутствие в рационе (или позднее введение) твердой пищи, употребление после прорезывания зубов пищи жидкой и пюреобразной консистенции, не требующей жевания;
  • болезни зубов и полости рта: позднее прорезывание временных зубов (запаздывание на 3 и более месяцев), раннее удаление центральных молочных резцов (травматическое или хирургическое), анкилоглоссия;
  • заболевания ЛОР-органоваденоиды, гипертрофия небных миндалин, хронические риниты, искривление носовой перегородки, заставляющие дышать ртом.

Последствия миофункциональных нарушений:

 -ротовое дыхание,

- нарушения мышц лица,

- неправильный тип глотания,

- нарушение прикуса,

- проблемы с осанкой,

-головные боли,

- проблемы с приемом пищи,

-ВНСЧ

Нарушение осанки.

У малышей с МФН инфантильный тип глотания. При сглатывании выдвигаются вперед губы, при этом работают мышцы, которые заставляют делать кивок шеей. Поэтому очень часто возникает гипертонус шейно-воротниковой зоны. Из-за того, что нижняя челюсть при глотании отодвигается кзади, она частично перекрывает дыхательные пути. Так как организму нужен кислород, ребенок начинает выдвигать голову вперед. В результате, меняется соотношение головы и туловища, голова как бы подвешивается. Центр тяжести смещается. Чтобы удержать голову, мышцы шеи постоянно находятся в напряжении. Это напряжение вызывает механическое сдавливание сосудов, которые питают головной мозг, и формирует хроническую гипоксию. Питательные вещества не поступают в мозг полноценно, меняется координация движений ребенка. Чтобы удержать голову, тело смещается вперед: руки «завернуты» вперед, лопатки торчат, позвоночник искривлен.
Чтобы уравновесить свое тело в пространстве, ребенок находит удобную, но неправильную позу. Развивается поясничный гиперлордоз, становятся слабыми мышцы живота, возникает синдром выпяченного животика. Дети с МФН ставят ноги не в то положение, которое должно быть в норме. Из-за этого формируется вальгусное или варусное состояние стоп. В связи с изменением положения тела в пространстве, ребенок не может качественно владеть своим телом.

Обследование детей со сменным прикусом выявляет наличие ИТГ у 26-30% из них, у 90% ‒ в сочетании с зубочелюстными аномалиями.

  Глотание – это определенный комплекс двигательных реакций, которые обеспечивают нормальное прохождение пищи из ротовой полости в желудок через пищевод. При правильном акте глотания кончик языка упирается в переднюю треть твердого нёба.

Многие считают, что глотание относится к рефлекторным реакциям организма, т.е. к таким же, как слюноотделение, дыхание, рефлекторное одергивание руки в случае прикосновения к чему-то горячему и т.д. Иными словами, они считают, что глотать неправильно – нельзя.

  Но, к сожалению, такое явление встречает не так уж редко и называется оно инфантильным глотанием.

Данный тип физиологичен для младенцев, но является аномальным для детей старше 3 лет.

Из-за давления языка на передние зубы (человек совершает глотательные движения более 650 раз в сутки) они постепенно наклоняются вперед. А постоянное расположение языка между ними формирует открытый прикус. Его можно исправить с помощью ортодонтических конструкций, но если при этом не нормализовать положение языка, произойдет рецидив, то есть, зубы вновь займут свое прежнее неправильное положение.

При атипичном глотании давление мышц извне преобладает над внутренним. Наиболее сильное воздействие оказывает плотное сжатие губ. В результате чего зубные ряды деформируются, и формируется неправильный прикус.

Симптомы инфантильного глотания.

Реверсивное глотание можно определить по ряду характерных признаков:

  • Губы разомкнуты или сомкнуты, но при проглатывании пищи еще плотнее сжимаются, т. к. возникает сокращение мышц рта.
  • Язык находится в межзубном положении или упирается в нижние резцы.

В реализации глотательного акта также принимают участие подбородочная мышца и мышцы шеи.

Вся нижняя часть лица ребенка находится в высоком тонусе, напряжена, что проявляется точечными ямками на коже подбородка и в уголках рта («симптом наперстка»). Нередко происходит втяжение щек, отмечается выбухание губ в момент упора в них кончика языка. Включение в глотание шейных мышц сопровождается вытягиванием шеи и наклоном головы. Иногда возникает дрожание век.

   Если обратиться за помощью только к логопеду, который начинает работать с органами артикуляционного аппарата, проблемы с речью не решатся. В данном случае нужно провести грамотную комплексную работу с несколькими специалистами.

Лечение включает логопедическую помощь (миогимнастика, массаж, кинезиотейпирование) и ортодонтическое лечение (трейнеры, аппараты).

Комплекс артикуляционных упражнений.

Комплекс артикуляционной гимнастики  при инфантильном типе глотания

       Все упражнения выполняются перед зеркалом, голову нужно держать прямо, плечи слегка отвести назад и чуть опустить, грудь расправить, живот подтянуть, коленные суставы согнуть, ноги и пятки вместе. Упражнения выполняются в медленном темпе на счёт 1-2-3-4 с повторением от 15 до 30 раз ежедневно.

1.Вкусное варенье

Приоткройте рот. Двигайте языком по верхней губе в направлении сверху-вниз, как бы слизывая варенье.

2. Качели

Попытайтесь достать кончиком языка до носа, затем до подбородка.

3. Маляр

Широко откройте рот. Кончиком языка погладьте нёбо от зубов к глотке. Нижняя челюсть не должна двигаться.

4. Чистим верхние  

    зубы

Улыбнитесь, откройте рот. Кончиком языка «почистите» верхние зубы с внутренней стороны, двигая плотно прижатым к зубам языком: вправо-влево, затем, повторите, но с внешней поверхностью зубов.

5.Посчитай  

   верхние зубы

Кончиком языка упираясь по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. (4 подхода)

6. Лошадка

Улыбнитесь, откройте рот. Пощёлкайте кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следите, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

7. Зеваем, жуём,  

     глотаем

Запрокинув голову имитировать жевательные, глотательные, зевательные движения. Язык находится за верхними зубами.

8. Футбол

Закройте рот, упирайте кончик языка с напряжением то в одну, то в другую щёку так, чтобы за щекой «надувались мячики».

9. Карандаш

Расположите карандаш вдоль передних зубов, удерживая его сжатыми зубами. Кончик языка перемещайте то выше, то ниже карандаша.

10. Восьмерки

Рисуйте на твёрдом нёбе кончиком языка  «восьмерки» 15-30 раз.

11. Цифры

Рисуйте кончиком языка на твёрдом нёбе цифры 1, 2, 3, не отрывая кончика языка, пока не «напишете» все три цифры. 15-25 повторов.

12. Учимся  

      глотать

а ) На кончик языка накладываете резиновое кольцо (нарезанное из пипетки). Ребенок поднимает язык кверху и прижимает его к переднему участку твердого неба в области небных складок, зубы сжимает, губы смыкает (исходное положение). Вы просите его проглотить слюну, не изменяя положения кончика языка и резинового кольца. Если язык находится между зубными рядами, то упражнение выполняется неправильно. Упражнение повторяют в первый день 5-6 раз, во второй — 2 раза (утром и вечером) по 5-6 раз. в последующие дни — 3 раза в день по 10-12 раз.

б) Исходное положение то же.  Удерживать кольцо в таком положении в течение 5 мин. В последующие дни время выполнения упражнения увеличивают до 10 мин.

в.)Исходное положение то же.  Не отрывая языка от неба просите его проглатывать слюну с сомкнутыми губами. Упражнение повторяют 3 раза в день по 10 раз. При этом необходимо следить за тем, чтобы губы были расслаблены.

13.                                 Мёд или хлебный шарик.

Положить на кончик языка хлебный шарик (измельчённые витамины, накапать из пипетки 1-2 капли сиропа), с усилием сделать глотательные движения. На кончик языка капнуть капельку мёда. Выполнять упражнение «часики» или делать движения языком вперёд-назад. 

14.                      Поэтапное полоскание.

Полоскание горла поэтапно: минеральной водой, жидким киселём, кефиром, густым киселём.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция речевых нарушений с применением миофункциональных трейнеров

В этой статье описаны некоторые речевые нарушения, и даны рекомендации по их коррекции с применением миофункциональных трейнеров....

Урок биологии в 8 классе "Пищеварение в ротовой полости. Глотание"

Данный материал урока был обобщен на муниципальном конкурсе "Учитель года"...

Родительское собрание по теме "Инфантильность. Как с ней бороться?"

Родительское собрание по теме "Инфантильность. Как с ней бороться?"...

Инфантильность личности - как фактор, предрасполагающий к зависимости от ПАВ в подростковом возрасте.

в данной работе представлен обзор теоретических подходов  в изучении причинных факторов предрасположенности к зависимости, и вниманию педагого-психологов представлены выводы об инфантильности лич...

Тема: «Проблемы коррекции звукопроизношения у детей с миофункциональными нарушениями».

В данной статье освещается проблемы коррекции звукопроизношения у детей с миофункциональными нарушениями (МФН), причины, последствия, диагностика детей, работа в междисциплинарном подходе....