Как помочь ребёнку с инфантильным типом глотания
статья
Как считает большинство, глотание относится к рефлекторным реакциям организма, таким как дыхание, слюноотделение, и т.д. Тем не менее, многие дети глотают неправильно!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itg_.docx | 21.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Как помочь ребёнку с инфантильным типом глотания
г. Кемерово, Кемеровская область-Кузбасс;
Медкова О.Н., учитель-логопед,
Часто родители, обращаясь к стоматологу по поводу исправления кривых зубов, узнают, что у их ребенка инфантильный тип глотания, который является одной из причин дефекта зубного ряда. Вообще, глотание – это сложный комплекс двигательных реакций, благодаря которым пища перемещается из полости рта через пищевод в желудок. Глотательный рефлекс относится к врожденным. Ребенок рождается с хорошо развитым механизмом глотания, который в первые месяцы носит название инфантильного. Благодаря сокращению мышц губ, щек, языка при сосании в полости рта младенца создается отрицательное давление и молоко поступает в рот, а язык, располагаясь между беззубыми десневыми валиками, направляет молоко в ротоглотку. До прорезывания первых зубов такой тип глотания является физиологической нормой. Но по мере прорезывания молочных зубов сосание заменяется жеванием, и тип глотания у ребенка перестраивается на соматический: язык при соматическом глотании расположен в передней трети твердого нёба, при этом спинка языка продвигает пищу в гортань.
Однако у некоторых детей этот "переход" может не произойти, в результате чего сохраняется инфантильный тип глотания. Это может быть связано с различными факторами, включая неправильное питание (длительное употребление жидкой и полужидкой пищи), вредные привычки (например, продолжительное сосание пальца или соски), заболевания ЛОР-органов, проблемы с зубами (ранняя потеря передних зубов) и даже физиологические особенности (например, короткая уздечка языка), в общем, все то, что способно удерживать язык длительное время на дне полости рта. Внешне инфантильный тип глотания у детей (не младенцев) и взрослых вполне различим: при неправильном глотании язык прокладывается между верхними и нижними зубами и в боковых пространствах между зубами или упирается в нижние резцы, заметно напрягаются нижняя часть круговой мышцы рта, подбородочная мышца и мышцы шеи.
Результатом неправильного глотания могут быть непропорциональное развитие верхней и нижней челюстей, нарушение прикуса, дефекты зубного ряда, слабость язычной мышцы, которую некоторые специалисты ошибочно принимают за макроглоссию, нарушение артикуляции и неправильное звукопроизношение, преимущественно проблемы с произношением свистящих звуков (межзубной сигматизм). При неправильном глотании также страдает процесс жевания, возникает функциональная патология височно-нижнечелюстного сустава. Человек может испытывать боли в шейном отделе, затылочной, височной и лобной областях головы.
Новый способ глотания поможет создать логопед, который назначит специальный комплекс артикуляционной гимнастики и тренировочных упражнений. Комплекс подбирается индивидуально, но есть и общие для всех упражнения.
Выполнять упражнения можно и нужно до, во время и после ортодонтического лечения. Лучше всего начинать до установки ортодонтической аппаратуры. Если случай несложный, то упражнения выполняются в течение 10-15 минут ежедневно на протяжении 1,5-2 месяцев.
Все упражнения выполняются перед зеркалом, голову нужно держать прямо, плечи слегка отвести назад и чуть опустить, грудь расправить, живот подтянуть, коленные суставы согнуть, ноги и пятки вместе. Упражнения выполняются в медленном темпе на счёт 1-2-3-4 с повторением от 15 до 30 раз ежедневно.
Комплекс артикуляционной гимнастики
1. «Вкусное варенье»
Приоткройте рот. Двигайте языком по верхней губе в направлении сверху-вниз, как бы слизывая варенье.
2. «Качели»
Попытайтесь достать кончиком языка до носа, затем до подбородка.
3. «Маляр»
Широко откройте рот. Кончиком языка погладьте нёбо от зубов к глотке. Нижняя челюсть не должна двигаться.
4. «Чистим верхние зубы»
Улыбнитесь, откройте рот. Кончиком языка «почистите» верхние зубы с внутренней стороны, двигая плотно прижатым к зубам языком: вправо-влево, затем, повторите, но с внешней поверхностью зубов.
5. «Посчитай верхние зубы»
Улыбнитесь, приоткройте рот. Кончиком языка упирайтесь по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Следите, чтобы нижняя челюсть была неподвижна. Сделайте 4 прохода.
6. «Лошадка»
Улыбнитесь, откройте рот. Пощёлкайте кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следите, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной. Выполнять 50-60 раз.
7. «Жуём, глотаем, зеваем»
Запрокинув голову имитировать жевательные, глотательные, зевательные движения. Язык находится за верхними зубами.
8. «Футбол»
Закройте рот, упирайте кончик языка с напряжением то в одну, то в другую щёку так, чтобы за щекой «надувались мячики».
9. «Карандаш»
Расположите карандаш вдоль передних зубов, удерживая его сжатыми зубами. Кончик языка перемещайте то выше, то ниже карандаша.
10. «Восьмерки»
Рисуйте на твёрдом нёбе кончиком языка «восьмерки» 15-30 раз.
11. «Цифры»
Рисуйте кончиком языка на твёрдом нёбе цифры 1, 2, 3, не отрывая кончика языка, пока не «напишете» все три цифры. 15-25 повторов.
12. «Конфетка»
На кончик языка положить конфетку, и рассасывать её, прижав язык к нёбу
13. «Кошечка лакает»
Лакать языком воду из блюдца.
14. «Учимся глотать»
Поднимите язык кверху и прижмите его к переднему участку твердого неба в области небных складок, зубы сожмите, губы сомкните (исходное положение). (если ребенок не понимает, где должен находиться язык, то можно приклеить к нёбу ребенка кусочек хлебца и держать, пока он не размокнет). Попробуйте проглотить слюну, воду, не изменяя положения кончика языка. Если язык находится между зубными рядами, то упражнение выполняется неправильно. Упражнение повторяют в первый день 5-6 раз, во второй — 2 раза (утром и вечером) по 5-6 раз, затем — 3 раза в день по 10-12 раз. Для окончательной автоматизации процесса правильного глотания применяем то же исходное положение. Только теперь удерживаем язык в таком положении в течение 5 минут. В последующие дни время выполнения упражнения увеличивают до 10 минут.
Для расслабления круговой мышцы губ и активизации жевательной мускулатуры используется логопедический массаж. Он проводится руками, при помощи зондов. После окончания массирования рекомендуется наложить тейпы на мышцы, которые участвуют в акте глотания.
Прогноз эффективности напрямую зависит от регулярности выполнения упражнений. Поэтому важно проводить их не только с логопедом, но и в домашних условиях, соблюдая рекомендации специалиста.
Для выработки нового глотательного стереотипа необходимо избавиться от вредных привычек, как можно больше жевать твердую пищу – яблоки, орехи, мясо; грызть морковь, сушки.
Для коррекции инфантильного типа глотания очень эффективны миофункциональные трейнеры, вестибулярная пластинка MUPPYс бусинкой, которые при каждом глотательном движении рефлекторно напоминают ребёнку о правильном положении кончика языка.
Список литературы:
1. Распространенность инфантильного типа глотания у детей 8-11 лет/ Бахметьева А.В.// Бюллетень медицинских интернет-конференций. ‒ 2017.
2. Влияние факторов риска на развитие зубочелюстных аномалий у детей/ Чуйкин С.В., Аверьянов С.В.// Проблемы стоматологии. – 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как помочь ребёнку выполнить домашнее задание.
Советы по выполнению домашнего задания с ребёнком....
Беседа с родителями "Как помочь ребёнку стать успешным?"
Успешный ребёнок имеет положительную самооценку и, наряду с хорошей успеваемостью, умеет преодолевать жизненные трудности, находить друзей и сохранять здоровье, избавляться от негативных мыслей - глав...
Родительское собрание "Как помочь ребёнку наладить взаимотношения в классе"
Родительское собрание "Как помочь ребёнку наладить взаимотношения в классе" Как помочь своему ребенку наладить взаимоотношения в классе О...
Как помочь ребёнку подготовиться к экзаменам. Советы родителям
Материал для родителей поможет обеспечить психологическую готовность ребёнка к ситуации сдачи серьёзных экзаменов. Статья содержит общие советы родителям и конкретные рекомендации....
презентация на тему: Помочь ребёнку - помочь себе
Презентация для родителей, приуроченная ко Всемирному дню детского телефона доверия...
Миофункциональные нарушения. Инфантильный тип глотания.
Миофункциональные нарушения (МФН) — это снижение или повышение нормального тонуса жевательных и мимических мышц, возникающие при нарушениях функций зубочелюстной системы. Инфантильный тип глотан...
Как помочь ребёнку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребёнка владеть собой?
Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А ведь если человек умеет оценить своё душевное состояние к себе, будет легче окружающим, и себе с...