Как связаны фонематический слух и навыки письма?
консультация
Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.
Развитие фонематического слуха педагогическими методами эффективно, в основном, в дошкольном возрасте. Поэтому родителям важно развивать фонематический слух у ребенка. Привожу специально подобранные упражнения, которые легко можно организовать и дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_svyazany_fonematicheskiy_sluh_i_navyki_pisma.docx | 38.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Как связаны фонематический слух и навыки письма?
Фонематический слух — это способность человека слышать и различать отдельные фонемы, звуки в слове. Для чего нужен ребенку хороший фонематический слух?
Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного.
Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.
У школьников довольно часто выявляется недостаточног развитие фонематического слуха. Проще всего обнаружить такой дефицит, если посмотреть в тетради по русскому языку или просто предложить ребенку написать какое-нибудь предложение под диктовку. Вот яркий тому пример: мальчик писал под диктовку два предложения «В саду за огородом росла яблоня» и «На опушке леса охотник убил волка». Посмотрим, что у него вышло.
Практически все звонкие парные согласные «оглушены», а также можно увидеть замены ряда гласных, близких по звучанию (а-о, е-и).
Учителя часто считают таких детей невнимательными, хотя дело совсем не во внимании, а в несовершенстве слухового восприятия.
Кстати говоря, ребенок, у которого не сформировался фонематический слух, требует внимания не только логопедов, но и врачей. Ни одно расстройство восприятия не берется «из воздуха». За каждым из них кроется недостаточность определенных мозговых функций, которая может быть как первичной (вследствие повреждения мозгового вещества), что встречается не часто, так и вторичной, связанной с недостаточным поступлением в соответствующие структуры мозга, обрабатывающие речевую информацию, питательных веществ и кислорода. Вторичная недостаточность, как правило, связана с плохим мозговым кровообращением. Ее можно выявить с помощью хорошо выполненного исследования – ультразвуковой допплерографии сосудов головы и шеи. Если поврежденное мозговое вещество восстановить практически невозможно, то наладить кровоток - вполне реальная задача, которую решают ангионеврологи. Поэтому логопеды часто советуют родителям обратиться за консультацией к специалисту.
Развитие фонематического слуха педагогическими методами эффективно, в основном, в дошкольном возрасте. После 7 лет этот процесс идет намного тяжелее. Поэтому родителям важно не только пытаться развить фонематический слух у ребенка, но и постараться показать ему другие способы формирования грамотного письма, которые могут выступить в качестве «обходного пути».
Приведем примеры рекомендаций обоих типов. Такие упражнения можно выполнять с ребенком, с целью развития его фонематического слуха:
1. Тренировка в четком произношении звуков. Ребенок четко произносит наиболее часто смешиваемые им звуки и одновременно смотрит на себя в зеркало. Нужно обратить его внимание на различия в произношении сходных звуков. Например, чтобы произнести звук П - достаточно резко вытолкнуть воздух через сомкнутые губы, а для того чтобы произнести сходный по звучанию звук Б - надо еще обязательно использовать голос. Если ребенок положит руку на свое горло, то при произнесении звонкого согласного он почувствует вибрацию, а при произнесении глухого – не почувствует. Хорошо если при произношении ребенок одновременно ощупает соответствующую букву, вырезанную из бархатной бумаги и нарисует ее.
2. Подготовьте список слов, содержащих отрабатываемый звук. Предложите ребенку поднимать руку каждый раз, когда он услышит нужный звук в начале слова, в конце слова, в середине.
3. Подготовьте карточки с изображением разных предметов. Попросите ребенка распределить карточки на группы: предметы, в названии которых есть нужный звук, предметы, в названии которых нет нужного звука.
4. Определенную роль в улучшении звукоразличения конечно играет работа с музыкальными звуками. Поэтому у тех детей, которые посещают музыкальные занятия, музыкальную школу, вокал, танцы, ритмику, фонематический слух развивается быстрее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фонематический слух и фонематическое восприятие
Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения. ...
развитие фонематического слуха и фонематического восприятия на уроках русского языка в начальной школе
Данная презентация рассказывает об особенностях работы с детьми, имеющими нарушения фонематического слуха, дисграфию и дислексию на уроках русского языка...
Фонематический слух, фонематическое восприятие. Диагностика.
В данном сообщении рассматривается понятие фонематический слух и фонематическое восприятие, порядок проведения их диагностики....
Перспективное планирование по развитию фонематического восприятия и навыков фонематического анализа и синтеза
Планирование составлено на два года коррекционного обучения (старшая и подготовительная логопедическая группа)....
Что такое фонематический слух и фонематическое восприятие?
quot; Развитый фонематический слух и фонематическое восприятие- залог успешного овладения навыком чтения и письма" д.Б. Эльконин....
Раскрыть различия и понятия «биологический слух», «слуховое внимание», «фонематический слух», «фонематическое восприятие», «фонетические и фонематические недостатки речи».
Раскрыть различия и понятия «биологический слух», «слуховое внимание», «фонематический слух», «фонематическое восприятие», «фонетические и фонемат...
Консультация для родителей «Фонематическое восприятие. Фонематический слух. А что это такое?»
Консультация для родителей «Фонематическое восприятие. Фонематический слух. А что это такое?»...