Формирование звукослоговой структуры слова в онтогенезе
статья
Речь является социально опосредованной высшей психической функцией человека, развитие которой тесно связано с темпом созревания определённых структур головного мозга, предметно-практической деятельностью и общением
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование звукослоговой структуры слова в онтогенезе
Результаты наблюдений за становлением детской речи показывают, что развитие речи детей раннего возраста имеет ряд особенностей. Овладение структурой родного языка осуществляется ребёнком за достаточно короткий временной период. К 3-4 годам у ребёнка формируется так называемое ядро речи. Речь является социально опосредованной высшей психической функцией человека, развитие которой тесно связано с темпом созревания определённых структур головного мозга, предметно-практической деятельностью и общением. Для раннего возраста характерны неопределённость, диффузность, размытость границ функциональных зон коры головного мозга, неравномерность роста ассоциативных его зон. В период интенсивного развития речи у ребёнка происходит не менее интенсивный рост теменно-височно-затылочной, лобной и нижнетеменной областей коры головного мозга. Развитие ребёнка тесно связано с особенностями формирования высшей нервной деятельности, условиями его воспитания, становлением предметной деятельности и носит достаточно индивидуальный характер. Как полагает большинство исследователей детской речи, процесс речевого развития также имеет индивидуальный характер. Каждый ребёнок неповторим не только в своей стратегии овладения языком, но даже во времени появления первых слов, так как встречаются дети рано и поздно заговорившие, но не имеющие при этом речевых нарушений (И. А. Чистович, 1999).
Обобщая имеющиеся сведения о раннем речевом развитии, А. А. Леонтьев (1999) называет следующие периоды:
- доречевой этап, в котором выделяют период гуления и период лепета,- первый год жизни;
- этап первичного освоения языка, или дограмматический, который приходится на второй год жизни;
- этап усвоения грамматики - третий год жизни.
Доречевой период, в котором выделяют этапы младенческого крика , гуления и первый этап лепета, связан с филогенетической памятью речевой функциональной системы и осуществляется благодаря врождённым программам центральной нервной системы.
Лепетная речь представляет собой архаическую фазу языка и состоит из ритмического повторения удвоенных слогов типа «та-та », «ма-ма» или «га-га-га». Она тесно связана с появлением ритмических движений у детей в возрасте 5-6 месяцев.
Овладение фонетической стороной речи происходит при усвоении и под влиянием семантики ( А. Н. Гвоздев,1948; Н. И. Швачкин,1954 и др. ). И только благодаря семантике звуковые элементы слов становятся предметом усвоения. На начальной стадии формирования речи семантическую нагрузку несут в основном ритм и интонация, а в дальнейшем- звуковой рисунок слова. В Б. Касевич отмечает, что в самых разных языках существуют определённые, последовательные стадии развития фонологической системы и что раньше происходит усвоение таких просодических явлений как интонация, ударение, тон, чем овладение сегментными единицами. До десятимесячного возраста дети дают положительную реакцию на основные типы интонаций , но у них отсутствует « реакция на смысл единиц, составляющих фразу» ( Л. В. Златоустова, 1981)
Ещё в 1899 году И. А. Сикорский установил , что овладение детьми раннего возраста слоговой структурой слова осуществляется по-разному , что свидетельствует о самостоятельности и независимости отдельных механизмов речи. Он выделил две группы детей , имеющих разные стратегии в усвоении слоговой структуры слов. Эту же особенность вслед за И. А. Сикорским отмечают Е. Н. Винарская ( 1987), А. А. Леонтьев ( 1999), С. Н. Цейтлин ( 2000) и др.
Одна группа детей имеет бойкую речь в силу того, что общение у них начинается с отработки ритмической структуры слова, которая никогда не нарушается. Эти дети следуют по так называемому « слоговому» пути, или придерживаются холистической тактики постижения языка. Они произносят «скелет» нужного слова , сохраняя его слоговой состав, ударение ,интонацию и «не заботясь о качестве звуков ,его составляющих» например: «титити»- «бисквиты», «кирпичи», «тянянянь»- «телефон». А. А. Леонтьев (1999) (с точки зрения психолингвистики анализирует только эту группу детей, которые воспроизводят слова, соблюдая акцентные модели слова, и считает , что в начальный период общения у детей данной группы наблюдается развитие синтагматической фонетики. Для них на первый план выступает значимость правильной акцентно-слоговой модели при воспроизведении новых слов, стремление передать общий облик слова. При этом им свойственно пренебрежение звуками, использование замены звуков; унификация общего облика слова, для которой характерно уподобление согласных слова по месту образования; фонетическая вариативность; произвольность фонетической стороны речи; соотнесение артикуляции со звуками родного языка.
Дети другой группы используют так называемую аналитическую тактику постижения языка и относятся к «звуковому» типу. Они пренебрегают ритмической структурой слова, сосредоточивая своё внимание на правильном произношении звуков, и осваивают слово как бы по частям, не расширяя слоговой цепочки «…до тех пор , пока не добьются определённой точности артикуляции звуков»(С. Н. Цейтлин, 2000). При этом они допускают замены звуков слова уже усвоенными звуками. Дети фиксируют своё внимание на фонемах, воспринимая один или несколько звуков в слове, что является для них как бы представителем целого слова, например: «гла»- «глазки», «си»- «принеси» и т.п.
И. А. Сикорский (1899) заметил, что уточнение ритмической структуры слов у детей первой группы имеет как бы промежуточную стадию. Ребёнок , стремясь избежать трудных для него стечений согласных в слове, увеличивает число слогов, вводя в стечения гласные звуки. «Слово «не знаю» произносит как «ненаю», затем в его речи слышится похожее на «незанаю», или «незиная» даже с двумя ударениями». На явление упрощения стечения согласных обращают внимание многие исследователи детской речи. «Сокращение групп согласных отличается едва ли не наибольшей последовательностью по сравнению с другими явлениями фонетики» ( А. Н. Гвоздев , 1948).Интересно то, что стечение согласных отсутствует в словах детей и первой, и второй группы на начальных этапах развития речи.
Таким образом, процесс усвоения стечения согласных в раннем онтогенезе является сложным и неоднозначным. Решающий фактор при воспроизведении стечения согласных- способ образования звуков. Однако при усвоении различных групп звуков важным является не только способ образования ( взрывные, фрикативные, фрикативные нешумные ), но и место образования ( губные , заднеязычные, переднеязычные),а также их порядок в стечении.
При нормальном речевом развитии детей раннего возраста выявляются и другие особенности. Произношение слов различной слоговой структуры происходит с равным ударением на слогах, хотя могут быть отступления ( А. Александров, 1883; В. А. Богородицкий, 1911; А. Н. Гвоздев, 1948 и др.) По мере усвоения ударности наблюдается тенденция к переносу ударения на первый слог. Но так как в русском языке ударение является подвижным , то могут возникать ошибки, обусловленные неправильным употреблением ударения. Для правильного употребления ударения большое значение имеет слух. По мнению А. Н. Гвоздева , к возрасту1 год 7 месяцев подготовка слуха может считаться законченной. Трудности овладения слоговым составом слова являются закономерными для детей в возрасте от 1 года 6 месяцев до 3-х лет. К 6-7 годам акустический образ слова теряет свою диффузность и становиться более точным.
Растущие коммуникативные потребности ребёнка испытывают на себе давление несовершенных, ограниченных артикуляторных возможностей в одних случаях, слабость фонематического анализа- в других или инертность процессов высшей нервной деятельности- в третьих.
Таким образом, формирование звуковой стороны родного языка определяется тесным взаимодействием с развитием семантики, лексико-грамматической стороны речи, а также взаимовлиянием процессов овладения произношением звуков и усвоения ритмической, слоговой структуры слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование звукослоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Данная статья затрагивает вопрос об овладении произношением звуко - слоговой структуры слова детьми, страдающими общим недоразвитием речи. Каждый логопед-практик сталкивается в своей работе с дет...
Некоторые приёмы исправления звукослоговой структуры слов у дошкольников
Описаны конкретные приёмы коррекции звукослоговой структуры слов у дошкольников...
Нарушение звукослоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи и пути их коррекции
Искажение звукослогового состава входит в структуру общего недоразвития речи (ОНР). Интерес специалистов к нарушениям звукослоговой струкры слова у дошкольников с ОНР вызван большим разнообразием проя...
Анализ современных программ логопедической работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи и методических рекомендаций по формированию звукослоговой структуры слова у них.
Статья посвящена анализу логопедических программ по работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи . В работе так же проанализированы методические рекомендации ведущих специалистов в об...
Нарушения звукослоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи.
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе,- одна из важных задач в общей си...
Нарушение звукослоговой структуры слов у дошкольников с общим недоразвитием речи.
В настоящее время неуклонно растет число детей с нарушениями речи.Значительная часть детей старшего дошкольного возраста,поступающих в речевые группы,и...
Теоретические основы изучения особенностей воспроизведения звукослоговой структуры слов у дошкольников с ОНР
статья дает возможность ознакомиться с основными тезисами по данной теме....