Нарушение звукослоговой структуры слов у дошкольников с общим недоразвитием речи.
статья

Кириллова Ирина Геннадьевна

         В настоящее время неуклонно растет число детей с нарушениями речи.Значительная часть детей старшего дошкольного возраста,поступающих в речевые группы,имеет логопедическое заключение : общее недоразвитие речи II  и  III уровня речевого развития. одним из симптомов этого системного речевого расстройства является нарушения звукослоговой структуры слова: замены,пропуски,перестановки,повторения звуков и слогов,контаминации. Актуальность вопросов оптимизации работы по преодолению нарушений звукослоговой структуры слова у детей с ОНР предпологают обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в периоддошкольного детства независимо от места жительства,пола,нации,языка и других особенностей. В норме процесс овладевания звукослоговым составом слова осуществляется на основе тесного взаимодействия в функцианированииречеслухового и речедвигательного анализаторов. Недостаточное внимание к формированию слоговой структуры слов является одной из причин возникновения дисграфии и дислексии у школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.99 КБ

Предварительный просмотр:

Нарушение звукослоговой структуры слов у дошкольников с общим недоразвитием речи и пути их коррекции.

В настоящее время неуклонно растёт число детей с нарушениями речи. Значительная часть детей старшего дошкольного возраста, поступающих в речевые группы, имеет логопедическое заключение: общее недоразвитие речи II и III уровня речевого развития.

Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирования всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи до развёрнутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития .

Одним из симптомов этого системного речевого расстройства является нарушения звукослоговой структуры слова: замены, пропуски, перестановки, повторения звуков и слогов, антиципации, контаминации. Данные нарушения разнообразны и непостоянны в своем проявлении (от незначительных трудностей до грубых нарушений). Они часто носят стойкий и длительный характер, задерживают процесс нормального развития устной речи.

Совершенствование звукослоговой структуры слов является ведущим направлением логопедической работы по устранению общего недоразвития речи. В работах Р.Е. Левиной, А.К. Марковой и их последователей отмечается, что нарушения формирования звукослоговой структуры слов препятствует нормальному развитию устной речи: овладению правильным произношением отдельных звуков, накоплению словаря, формированию грамматического строя речи, а в дальнейшем и обучению письменной речи.

Актуальность вопросов оптимизации работы по преодолению нарушений звукослоговой структуры слова у детей с ОНР возрастает в свете требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Которые предполагают «обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья)».

Согласно целевым ориентирам, обозначенных ФГОС ДО, на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения. Предполагается, что у ребёнка сформировано умение выделять звуки в словах, складываются предпосылки грамотности.

Недостаточное внимание к формированию слоговой структуры слов является одной из причин возникновения дисграфии и дислексии у школьников.

Для детей с речевыми нарушениями усвоение звукослоговой структуры слова представляет особую трудность и в процессе овладения ею у детей наблюдаются множественные нарушения, которые препятствуют нормальному развитию устной речи: овладению правильным произношением звуков , накоплению словаря, формированию грамматического строя речи, а в дальнейшем и обучению письменной речи

Речевой акт имеет как артикуляционный, так и акустический аспект и слог должен рассматриваться фонетически с этих двух точек зрения. В данном аспекте комплексная артикуляционно-акустическая теория представляется наиболее полной. Мускульное напряжение артикуляционных органов входит в артикуляционный аспект и рассматривается как его разновидность.

Таким образом, в настоящее время слог считается минимальной произносительной единицей, элементы которого тесно связаны друг с другом как акустически, так и артикуляторно. Эта связь, вызываемая сильным влиянием элементов слога друг на друга, тем не менее, определяет опознание этих элементов, благодаря сохраняющейся в пределах слога контрастности между ними. Звуки речи, являющиеся реализацией фонем в речевом потоке, не произносятся отдельно. Звуки, входящие в один слог, характеризуются максимальной слитностью, взаимосвязанностью при произнесении. Эта слитность находит своё отражение и в фонетических характеристиках.

Обязательным элементом слога в русском языке является гласный, образующий центр, вершину слога. Кроме гласного в слоге может присутствовать один или несколько согласных.

Будучи минимальной произносительной единицей, слог выступает в качестве элементарной «рамки», в пределах которой происходит коартиуляция.

В настоящее время термин «звукослоговая структура» включает следующие признаки: количество, последовательность звуков и слогов в слове, ударность, строение отдельных слогов (открытый, закрытый, прикрытый, неприкрытый, слог со стечением согласных или без стечения).

С психолингвистической точки зрения речевое общение – это взаимосвязанные между собой процессы восприятия речи, с одной сторон, и процессы порождения речи – с другой.

Большое значение для опознания слова имеет степень знакомства с ним. Слова малознакомые искажаются чаще, чем слова хорошо знакомые и часто употребляемые, а слова более употребляемые опознаются лучше вне зависимости от акустических характеристик звуков, их составляющих.Во многих работах, связанных с изучением информативных характеристик языка отмечается, что для опознания слова не все звуки одинаково важны. Одни звуки несут основную информацию о слове, и без них не возможно правильное опознание. В то же время другие звуки играют второстепенную роль, но в нормальных условиях аудирования слово может быть опознано и без них. Однако, роль этих звуков повышается в затруднённых условиях опознания, например, в шуме.

Неодинаковость восприятия, которая проявляется, на разных уровнях (звуковом, слоговом, морфемном, словесном, фразовом) имеет свои закономерности. Так гласный [А] при прочих равных условиях узнаётся лучше, чем другие гласные, а вопросительное предложение узнаётся лучше, чем повествовательное. На восприятие речевого материала большое влияние оказывают помехи: шум, отдалённость от источника, состояние слушающего (усталость, снижение слуха и т.п.).

В норме процесс овладения звукослоговым составом слова осуществляется на основе тесного взаимодействия в функционировании речеслухового и речедвигательного анализаторов.

Слоговая структура слова усваивается ребенком поэтапно, успешное прохождение этих этапов определяет нормальный речевой онтогенез.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи

Своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребёнка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и...

Планирование работы по коррекции нарушений слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи на подгрупповых занятиях (подготовительная группа)

В подготовительной к школе группе по мере овладения навыком чтения по слогам всё внимание детей переносится на чёткое послоговое произношение слов, чёткие слуховые и моторные дифференцировки согласных...

Нарушение звукослоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи и пути их коррекции

Искажение звукослогового состава входит в структуру общего недоразвития речи (ОНР). Интерес специалистов к нарушениям звукослоговой струкры слова у дошкольников с ОНР вызван большим разнообразием проя...

Анализ современных программ логопедической работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи и методических рекомендаций по формированию звукослоговой структуры слова у них.

Статья посвящена анализу логопедических программ по работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи . В работе так же  проанализированы методические рекомендации  ведущих специалистов в об...

Нарушения звукослоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе,- одна из важных задач в общей си...

Презентация Формирование слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи.

Обобщение опыта работы по теме самообразования Формирование слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи. Для выступления на педагогическом совете....