ТЬЮТОРСКАЯ ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА В ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
методическая разработка
Возможно мало кто из современных педагогов, проработавших в школе более 15 лет, мог себе представить, что когда-нибудь дети с различными потребностями, будут учиться вместе. Но это наша новая реальность.
Это способ воспитания у современных учеников толерантности и участия в жизни и судьбе тех их сверстников, которым в силу их особенностей труднее в жизни, чем другим. Инклюзия обусловлена необходимостью решения таких задач как гуманизация российского образования, развитие толерантности в обществе, реализация прав детей, подростков и молодежи с особенностями развития на образование, повышение социальной активности и статуса семей с ребенком с особенностями развития.
Доносить до людей что – то новое, иное, всегда было проблематично. Это что-то вроде “выхода из зоны комфорта”. Сложно привыкать, принимать то, с чем никогда не сталкивался, то что пугает, так как боишься навредить, не справиться, вызвать чье-то неодобрение. Но ситуация с тьюторством в инклюзивном образовании назрела настолько, что если в ближайшее время не будет организовано тьюторское сопровождение детей этой группы, то инклюзия может превратиться в иллюзию. Главная проблема в этом процессе – это неготовность людей вокруг, а порой негативное восприятие данных реалий, как среди родителей, так и среди самих педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
filippova_doc_regforma_filippova.doc.docx | 24.65 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЬЮТОРСКАЯ ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА В ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Филиппова Любовь Анатольевна,
учитель обществознания, права и английского языка, Государственное казенное специальное учебно-воспитательное общеобразовательное учреждение закрытого типа «Республиканская специальная общеобразовательная школа имени Н.А.Галлямова»
spiridulya88@mail.ru
Возможно мало кто из современных педагогов, проработавших в школе более 15 лет, мог себе представить, что когда-нибудь дети с различными потребностями, будут учиться вместе. Но это наша новая реальность.
Это способ воспитания у современных учеников толерантности и участия в жизни и судьбе тех их сверстников, которым в силу их особенностей труднее в жизни, чем другим. Инклюзия обусловлена необходимостью решения таких задач как гуманизация российского образования, развитие толерантности в обществе, реализация прав детей, подростков и молодежи с особенностями развития на образование, повышение социальной активности и статуса семей с ребенком с особенностями развития.
Доносить до людей что – то новое, иное, всегда было проблематично. Это что-то вроде “выхода из зоны комфорта”. Сложно привыкать, принимать то, с чем никогда не сталкивался, то что пугает, так как боишься навредить, не справиться, вызвать чье-то неодобрение. Но ситуация с тьюторством в инклюзивном образовании назрела настолько, что если в ближайшее время не будет организовано тьюторское сопровождение детей этой группы, то инклюзия может превратиться в иллюзию. Главная проблема в этом процессе – это неготовность людей вокруг, а порой негативное восприятие данных реалий, как среди родителей, так и среди самих педагогов.
Другая проблема, это устаревшие представления, о том, что эти дети – иные и они должны пребывать, учиться жить в специальных учреждениях. “Мы другие, нам вместе сложно, никак нельзя!” - все же придется менять (строить пандус, рельсы на лестнице, закупка специального оборудования для обучения). Да, это неудобно, но если мы примем это вместе и возьмемся исправлять, то будет проще справиться с накопившимися проблемами.
Сейчас сложилась благодатная ситуация для формирования в образовательном пространстве новой педагогической позиции – тьютор в инклюзивной школе. Тьютор для ребенка с особенностями развития – это ресурс, благодаря которому у ребенка с особенностями развития появляется возможность подняться на куда более высокий образовательный и социальный уровень, чем без него. Тьютор является специалистом, который помогает сделать более эффективным образовательный процесс в инклюзивной образовательной организации. Для современного российского образования позиция тьютора в образовательной организации, реализующей инклюзивную практику, пока еще является инновационной. При этом на сегодняшний день не всегда у школы имеется возможность привлечь тьютора, но преподаватель класса или группы вполне может использовать тьюторский подход в работе с учащимся с ограниченными возможностями здоровья. Это позволит снять тревогу преподавателей, связанную с тем, что не все дети, посещающие образовательную организацию, смогут осилить учебную программу, рассчитанную на обычного, среднестатистического учащегося. Поэтому опора на принципы тьюторского сопровождения позволит преподавателю или учителю организовать учебную деятельность учащегося с ограниченными возможностями здоровья более эффективным образом.
Основными задачами в работе тьютора являются: разнообразие, яркость и насыщенность образовательного процесса. Помощь ученику в доступе к книгам, пособиям и любой другой информации.
Реализация принципа индивидуализации. У ученика должна быть возможность выбора собственного образовательного маршрута. Опора на интерес ученика. У учащегося с ограниченными возможностями здоровья ресурсы активности могут быть существенно ограничены, но собственный интерес к чему-либо может иметь высокий потенциал.
Участие в разработке ИОП. Индивидуальная образовательная программа, включающая в себя цели, задачи и отражающая систему деятельности каждого из специалистов психолого-педагогического сопровождения (включая учителя, тьютора), позволяет увязать в единую форму все образовательные мероприятия, в которые вовлекается учащийся.
Принципы, которые заложены в основу тьюторского подхода, могут помочь педагогу решить многие задачи, трудноразрешимые на первый взгляд: Открытость – преодоление границ контекста стандартной учебной программы. Каждый элемент социальной и культурной среды может нести на себе определенный образовательный эффект, если его использовать соответствующим образом. В этом смысле очень важно, чтобы учащийся понимал, зачем и чему он учится. То есть формирование осознанности своего обучения – необходимый элемент в процессе образования.
Важно понимать, что тьютор это не нянька, которая ежесекундно находиться с ребенком, решает за него проблемы и полностью контролирует каждый его шаг, а специалист, который лишь направляет и помогает ребенку в соответствии с его особенностями и возможностями решать его проблемы в индивидуальном порядке.
Также тьютор работает с родителями и педагогами для решения тех или иных задач в воспитании и обучении, выступая в роли консультанта в отношении конкретного ребенка.
Задачи, реализуемые тьютором, разнообразны:
- сопровождение ребёнка в его жизненной среде, помощь в организации ее развивающего характера;
- подготовка условий для образования особого ребёнка в конкретной системе образовательного учреждения;
- партнёрство с семьёй в вопросах развития и образования ребёнка, рекомендации в подборе развивающих, коррекционных и образовательных программ;
- правовая и образовательная поддержка семьи в реализации прав ребёнка во всех социальных институтах.
Таким образом, можно выделить, что тьютор – специалист, который нужен не только в рамках инклюзивного образования в школе, но и в детском саду и в ВУЗе. На сегодняшний день данная профессия приобретает особую значимость и популярность. Несмотря на высокий уровень профессиональной подготовки педагога, ему просто невозможно уделить достаточно времени, которое необходимо, чтобы помочь ребенку с особыми потребностями. При этом компетентность тьютора может решить их за более короткий промежуток времени, так как он работает целенаправленно с одним ребенком.
Я надеюсь, что тьютор не дань моде, а значимая необходимость. Каждый ребенок может реализовать свои возможности, если ему помочь.
Список используемой литературы:
- Иванов, А.В. Роль тьютора в процессе индивидуального образования ученика / А. В. Иванов// Школьные технологии. - 2009.-№3. - С.109-116.
- Инновационные процессы в образовании. Тьюторство. В 2ч. Часть 1 [Текст]: учебное пособие для вузов / под ред. С.А.Щенникова, А.Г.Теслинова, А.Г.Черняковский. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2017. - 198с. - (Образовательный процесс).
- Инновационные процессы в образовании. Тьюторство. В 2ч. Часть 2 [Текст]: учебное пособие для вузов / под ред. С.А.Щенникова, А.Г.Теслинова, А.Г.Черняковский. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2017. - 403с. - (Образовательный процесс). - Библиогр. с.359-369.
- Исторические истоки и теоретические основы тьюторства. [Электронный ресурс]: Учебно-практическое издание: хрестоматийный учебник по дисциплине «Исторические истоки и теоретические основы тьюторства» / Дальневосточный федеральный университет, Школа педагогики; [сост. А.В. Медведева, И.Б. Клюбина]. – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2014. – 243с.
- Каримова, Е.Н. Эффективность тьюторского сопровождения учащихся при подготовке к олимпиаде по технологии / Е. Н. Каримова
// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009.-№6. - С.52-54.
РЕГИСТРАЦИОННАЯ ФОРМА
для участия во II Международной научно-практической конференции
НИГМАТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ:
«Гуманистическое воспитание: традиции и глобальные вызовы современности»
ФИО | Филиппова Любовь Анатольевна |
Тема доклада | Тьюторская осведомленность современного педагога в инклюзивной образовательной среде |
Место работы | Государственное казенное специальное учебно-воспитательное общеобразовательное учреждение закрытого типа «Республиканская специальная общеобразовательная школа имени Н.А.Галлямова» |
Должность | учитель обществознания, права и английского языка |
Телефон | 89372895686 |
spiridulya88@mail.ru |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта "Создание инклюзивной образовательной среды"
Презентация проекта "Создание инклюзивной образовательной среды"...
Упражнения тренингов, направленных на психологическую подготовку будущих педагогов к работе в инклюзивной образовательной среде.
Упражнения тренингов, направленных на психологическую подготовку будущих педагогов к работе в инклюзивной образовательной среде....
Интегрированный урок музыки и истории в инклюзивной образовательной среде
Проектирование учебного занятия по музыке и истории (интегрированный урок) в инклюзивной образовательной среде.Технологическая карта с дидактической структурой....
Адаптированное обучение русскому языку и литературе детей с нарушениями слуха в инклюзивной образовательной среде
В статье раскрываются особенности восприятия художественных произведений детьми с нарушением слуха. Рассмотрены критерии и условия оптимизации процесса их обучения литературе....
Проект "Создание инклюзивной образовательной среды"
Работа представляет собой проект инновационной площадки муниципального уровня...
Статья "Особенности использования дидактических игр с детьми-сиротами в инклюзивной образовательной среде"
Под инклюзивным образованием – понимают процесс развития общего образования для всех детей, имеющих разные потребности в обучении и воспитании. В основу инклюзивного образования положена и...
Специфика профессиональной деятельности социального педагога в инклюзивном образовательном пространстве с детьми и подростками с особыми образовательными потребностями
Важная сфера деятельности социального педагога – помощь родителям ребенка с ОВЗ в адаптации в школьном сообществе, в микросоциальной среде школы....