Проект "Создание инклюзивной образовательной среды"
проект
Работа представляет собой проект инновационной площадки муниципального уровня
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_inklyuzivnoe_obrazovanie.doc | 319 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЯРЦЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ № 1
215800, г.Ярцево Смоленской обл., ул. Школьная, д.11, тел.: 7-21-09, e-mail: Shkola1S@yandex.ru
Создание инклюзивной образовательной среды как необходимое условие организации успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)
(Программа инновационной деятельности, сроки реализации 2014-2017гг.)
Разработчик
Якуничева Е.А., заместитель директора по УВР
Ярцево 2014 год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт программы | с. 3 |
2. Введение | с. 4 |
3. Основная часть | с. 11 |
Раздел 1. Содержание проблемы | с. 11 |
Раздел 2.Цели и задачи Программы, показатели их достижения | с. 13 |
Раздел 3. Механизмы реализации и управления Программой | с. 16 |
Раздел 4. Контроль хода реализации Программы | с. 20 |
Раздел 5. Возможные риски в ходе реализации Программы | с. 21 |
4. Перечень мероприятий по реализации Программы «Создание инклюзивной образовательной среды как необходимое условие организации успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)» | с. 23 |
Приложения |
- Паспорт Программы
Наименование Программы | Создание инклюзивной образовательной среды как необходимое условие организации успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) | |
Статус экспериментальной площадки |
| |
Руководитель Программы | Саленкова Ирина Леонидовна, директор | |
Научный руководитель |
| |
Категория участников |
другие участники - социальный педагог, педагог-психолог, медработник, логопед Волонтеры для работы в качестве педагогов сопровождения детей с нарушениями развития. | |
Сроки и этапы реализации Программы | Первый этап (2014-2015 учебный год) – подготовительный Второй этап (2015-2016 учебные годы) – реализация Программы Третий этап (2016-2017 учебный год) – подведение итогов, обобщение опыта | |
Цель эксперимента | Создание инклюзивной образовательной среды, способствующей максимально полному удовлетворению особых потребностей в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья посредством получения полноценного образования, социальной адаптации и интеграции с социумом | |
Материально-техническое обеспечение | Средства, полученные по программе «Доступная среда» Материально-технические возможности школы Средства, полученные от участия в конкурсах проектов, объявляемых различными благотворительными и грантодающими организациями. | |
Научно-методическое обеспечение | Сотрудничество с СОГБОУ «Центр диагностики и консультирования» Передовой опыт педагогов г.Москвы и Смоленской обл. |
- Введение.
Данная Программа определяет стратегию развития инклюзивного образования в МБОУ СОШ № 1 г. Ярцево Смоленской области.
Основополагающие документы:
Международные документы
- «Всеобщая Декларация прав человека» - принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года
- «Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования» - принята 14 декабря 1960 года Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки в культуры (ЮНЕСКО)
- «Декларация ООН о правах инвалидов» - провозглашена резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1975 года
- «Всемирная программа действий в отношении инвалидов» Принята резолюцией 37/52 Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1982 года 3 декабря 1982 года
- «Конвенция ООН о правах ребенка» - Принята резолюцией 45/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г., ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г.
- «Всемирная декларация об образовании для всех» (Рамки действий для удовлетворения базовых образовательных потребностей) (Джомтьен, Тайланд, 5-9 марта 1990 г.)
- «Стандартные правила ООН по обеспечению равных возможностей для инвалидов»- принята резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1993 года
- «Саламанкская декларация о принципах, политике и практических действиях в сфере образования лиц с особыми потребностями» - принята всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями 10 июня 1994 года
- «Дакарские рамки действий, принятые всемирным форумом по образованию 28 апреля 2000 года
Федеральные документы
- Конституция РФ 1993 г.
Статья 43 Конституции: «Каждый имеет право на образование»
- Концепция национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» - утверждена Президентом Российской Д.А. Медведевым 04 февраля 2010 г., Пр-271
- «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ
- «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ № 273 принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года; подписан Президентом В. Путиным 29 декабря 2012 года; вступил в силу с 1 сентября 2013 года.
Правительственные документы
- «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - Закон Российской Федерации от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (с дополнениями и изменениями).
- «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» - Закон Российской Федерации, принят Государственной Думой 3 июля 1998 года и одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 г. (с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г.)
- «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» - Указ Президента РФ № 761 от 01.06.2012 года.
- «О плане первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» - распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. № 1916-р
- «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы» - распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. N 163-р
- «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы» - Постановление Правительства РФ от 17 марта 2011 г. №175
- «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» (раздел III «4. Развитие образования») - распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р
- «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13» – Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26
Ведомственные документы
- «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» - Письмо Минобрнауки России от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07
- «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» - Письмо Минобрнауки России от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06
- «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» - Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373
- «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»- Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. N 03–255
- «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» - Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. №1015
Региональные документы
- Закон Смоленской области от 31.10.2013 N 122-з «Об образовании в Смоленской области»
- «Об утверждении областной государственной программы «РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ на 2014 – 2018 годы – Постановление от 29 ноября 2013 г. N 984
- Приказ Департамента «O peaлизации областной государственной программы "Развитие образования и молодёжной политики в Смоленской области на 2014 - 2018 годы"
- ДОЦП Дети Смоленщины на 2011-2015 годы
Ведомственные целевые программы
- ВЦП Реализация государственной молодежной политики в Смоленской области на 2012-2014 годы
- ВЦП Организация предоставления дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в ОГОУ Смоленской области на 2011-2014 годы
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждённая Президентом РФ 04. 02.2010 года, в которой одной из основных характеристик новой школы провозглашена идея «Новая школа – для всех», обязывает всю систему образования создать условия для практической реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Инклюзивное или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.
Инклюзивная образовательная среда характеризуется системой ценностного отношения к обучению, воспитанию и личностному развитию детей с особыми образовательными потребностями, совокупностью ресурсов (средств, внутренних и внешних условий) их жизнедеятельности в массовых образовательных учреждениях и направленностью на индивидуальные образовательные стратегии обучающихся. Ведущим принципом инклюзивной образовательной среды является ее готовность приспосабливаться к индивидуальным потребностям различных категорий детей за счет структурно-функциональной, содержательной и технологической модернизации образовательной системы учреждения.
Таким образом, создание инклюзивной образовательной среды позволит решать проблемы развития и обучения детей внутри общеобразовательной среды учреждения, избежать необоснованной переадресации проблем ребенка внешним службам, сократить число детей, направленных в специальные образовательные учреждения.
В последнее время отмечается, что в силу различных причин все большее число родителей отказывается от обучения своего ребенка с ОВЗ в специальном (коррекционном) ОУ. Это приводит к развитию стихийной практики обучения данной категории детей в условиях массовой общеобразовательной школы и определяет спрос родителей на совместное обучение с нормально развивающимися сверстниками.
Однако пытаясь реализовать свое конституционное право на образование, родители и ребенок сталкиваются с большими трудностями, препятствующими их вхождению в образовательную среду. Сегодня далеко не все участники образовательного процесса, среди которых и дети, и родители, и педагоги, готовы принять в свое сообщество ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Эта неготовность имеет психологическую, морально – этическую и материально – техническую основу. При этом и сами родители детей – инвалидов предпочитают инклюзивному образованию обучение на дому, которое не в полной мере способствует получению ребенком качественного образования, а главное, ведет к трудностям его социальной адаптации и интеграции в общество.
Так по результатам анкетирования, проведенного МБОУ СОШ № 1, наибольшую лояльность участники образовательного процесса проявляют к совместному обучению с детьми, имеющими нарушения зрения и речи (от 60% до 80%), а также опорно–двигательного аппарата (50 – 70%), при этом высказывается резко негативное отношение к совместному обучению с детьми с интеллектуальным недоразвитием (родители - 57%, педагоги школ – 87%, учащиеся – 64%). Мнение по совместному обучению с детьми, имеющими нарушения слуха и речи, почти в равных пропорциях оцениваются как отрицательно – положительное педагогами школ, больше отрицательно – родителями, положительно – безразлично – учащимися. Все участники образовательного процесса видят в совместном обучении в основном положительные тенденции, как в отношении к детям с ограниченными возможностями здоровья, так и влиянию на их саморазвитие и развитие межличностных отношений. При этом учащимися не отвергается возможность возникновения конфликта.
Отсюда вытекает одна из первоочередных задач: формирование в обществе толерантного отношения к детям (к людям) с недостатками в развитии, позволяющего не только сосуществовать, но и жить всем независимо от состояния здоровья.
При этом необходимо отметить, что одной из причин негативного отношения участников образовательного процесса к совместному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов с нормально развивающимися сверстниками является отсутствие в образовательных учреждениях общего типа условий для инклюзивного обучения, а именно:
- отсутствие безбарьерной среды, позволяющей детям с серьёзными нарушениями опорно-двигательного аппарата свободно передвигаться по всем помещениям образовательного учреждения;
- отсутствие необходимой подготовки педагогов образовательных учреждений по коррекционной педагогики и специальной психологии;
- отсутствие в образовательных учреждениях общего типа достаточного количества специалистов (педагогов-психологов, специальных психологов, учителей-логопедов, педагогов-дефектологов), в помощи которых в той или иной степени нуждаются все дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды;
- недостаточная обеспеченность образовательных учреждений, особенно школ, медицинскими кадрами.
Одним из вариантов инклюзивного образования является обучение в одном классе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих нарушений в развитии (не более 10% от общего количества здоровых детей в классе).
Находясь в рамках определенных юридических, материально-технических и кадровых условий, в качестве участников данной инновации предполагаем детей со следующими ОВЗ:
- дети с нарушениями зрения;
- дети с нарушениями речи;
- дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Объект исследования:
образовательная среда образовательной организации
Предмет исследования: деятельность по формированию инклюзивной образовательной среды
Гипотеза исследования: процесс включения, успешной интеграции и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательно-воспитательную среду общеобразовательной школы будет в большей мере способствовать их успешной социализации, если:
- сформирована необходимая мотивация у педагогического коллектива школы на сопровождение успешной образовательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- в основу деятельности образовательного учреждения положена концепция, основанная на личностно-деятельностном, комплексном подходах к личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
- в результате педагогической деятельности будет создана система педагогических средств, направленных на поддержку адаптационных свойств личности и на успешное вхождение ребенка в образовательное пространство общеобразовательной школы;
- в ходе проектирования реализации и коррекции образовательно-воспитательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья будут приниматься во внимание результаты диагностики;
- разработана дидактическая система (содержательно-целевой и технологический аспекты) психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Основная часть.
Раздел 1. Содержание проблемы.
Актуальность проектирования образовательной модели, включающей инклюзивное образование, определяется проблемами, которые возникают в процессе интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство общеобразовательной школы, а именно:
- дети с проблемами здоровья часто оказываются изолированными от своих здоровых сверстников, государство создало для них пусть и хорошие, но особые условия существования в специальных школах, интернатах, в которых ребёнок имеет возможность общения только с детьми с ОВЗ, следовательно, в дальнейшем у него формируется некий барьер в общении со здоровыми людьми;
- в то же время каждый ребёнок вне зависимости от состояния своего здоровья имеет право жить в семье и получать качественное образование в среде своих сверстников независимо от состояния здоровья;
- дети с нарушениями развития, как правило, не получают необходимой специальной поддержки в школе, не могут до конца реализовывать право на адекватное их возможностям и потребностям образование;
- обучаться в ОУ, находящемся вдали от района проживания, по очной форме нелегко даже для здорового ребёнка. Добираться до места учёбы в час-пик и взрослому, что же говорить о ребёнке, жизненные силы которого и без того невелики.
Кроме того, при формировании содержания инклюзивного образования в ОУ необходим учет проведенных исследований и наблюдений, которые показывают, что:
- Особенности данной категории детей препятствуют спонтанному складыванию отношений и взаимодействий со сверстниками.
- Учителя выступают преимущественно как трансляторы учебной информации и часто не задумываются о развитии форм и уровня взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
- Более того, в среде педагогов и здоровых детей зачастую доминируют негативные стереотипы и установки по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, на ограничения, обусловленные нарушением в развитии, накладываются ограничения, связанные с социально-психологическими условиями жизнедеятельности, обучения и воспитания.
Именно поэтому усилия специалистов сопровождения должны быть направлены на формирование толерантности к детям с ограниченными возможностями здоровья, преодоление стереотипов, отрицательных установок.
Специальную работу следует вести с родителями данной категории детей по обеспечению их необходимыми знаниями об особенностях ребенка, оптимальных формах взаимодействия, обучению эффективным методам помощи. Одновременно у самих детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо развивать социальную компетентность, навыки общения с окружающими. Преодоление социальной изоляции, расширение возможностей произвольного взаимодействия со сверстниками является существенным условием позитивных изменений в развитии таких детей, совершенствования их способностей к обучению.
Предполагается, что при создании эффективной системы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья можно будет добиться максимального успеха в обучении и воспитании детей в зоне их ближайшего развития. Кроме того, поддержка детей с различными способностями предполагает улучшение качества обучения не только с ОВЗ, но положительную динамику соответствующих показателей всех детей.
Анализируя ситуацию, касающуюся обучения детей-инвалидов в нашей школе, можно отметить следующее:
- В МБОУ СОШ № 1 обучаются 14 детей-инвалидов (1,6%), из них 5 обучающихся имеют ограниченные возможности, связанные с нарушением опорно-двигательных функций, 1 - существенное нарушение зрения
- 10 учащихся (1,2%) нуждаются в индивидуальном обучении и коррекции проблем (наличие справки об индивидуальном подходе).
- Ежегодно в 1 классы приходят от 12 до 15% детей, имеющих умеренные нарушения речи.
Раздел 2. Цели и задачи Программы, показатели их достижения.
Программа «Создание инклюзивной образовательной среды как необходимое условие организации успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)» направлена на:
- внедрение системы инклюзивного образования в ОО;
- отработку принципов инклюзивного образования в отношении ко ВСЕМ детям (не только к детям с ограниченными возможностями здоровья).
Совместная реализация общеобразовательной программы и методик, предусматривающих инклюзивное образование, позволит создать в школе образовательное пространство, отвечающее принципам инклюзивного образования.
Эффективным направлением решения задачи обеспечения доступа к получению качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении выступает реализация спроектированных моделей социальной и педагогической интеграции данной категории детей. Важнейшим условием эффективной интеграции является обоснование грамотной системы психолого-педагогического сопровождения, включающей, помимо систематического наблюдения, индивидуальных программ обучения и коррекции, такую важную составляющую, как работа со средой (социальным окружением), в которую интегрируется ребенок.
Таким образом, Программа «Создание инклюзивной образовательной среды как необходимое условие организации успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)» направлена на достижение и решение нижеуказанных целей и задач.
Цель Программы: создание инклюзивной образовательной среды, способствующей максимально полному удовлетворению особых потребностей в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья посредством получения полноценного образования, социальной адаптации и интеграции с социумом
Педагогическая цель: разработка и апробация модели инклюзивного образования, направленной на удовлетворение особых потребностей в развитии детей с ОВЗ
Задачи Программы
- Разработать модель деятельности педагогического коллектива по психолого-педагогическому сопровождению ребенка в условиях общеобразовательной школы.
- Создать условия, способствующие полноценному развитию различных сторон психологической жизни каждого ребенка (эмоциональной, волевой, мотивационно-личностной, интеллектуальной), формированию навыков эффективного социального взаимодействия в школьном социуме
- Формировать инклюзивную культуру детей, родителей, педагогов.
- Осуществить опытно-экспериментальную апробацию модели по обеспечению психолого-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья.
Результатом реализации Программы можно считать выполнение ряда условий, а именно:
- Создание нормативно-правового обеспечения данной Программы.
- Создание механизма управления и контроля за организацией процессов внедрения инклюзивного образования в ОУ.
- Внедрение механизмов оказания социально-педагогической помощи детям с ОВЗ в условиях массовой школы.
- Разработка методических материалов, позволяющих организовать образовательный и воспитательный процесс, и рекомендаций по работе с родителями в процессе оказания социально-педагогической помощи ребенку с ОВЗ.
- Обеспечение специальных условий обучения (воспитания) детей с ОВЗ (материально-техническое оснащение).
- Повышение инклюзивной культуры детей, родителей, педагогов
- Мотивированность кадров на сопровождение успешной образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ
- Повышение уровня социализации и адаптации обучающихся с ОВЗ
Способы отслеживания результатов и предполагаемые формы их представления:
- Анализ развития детей два раза в год.
- Реализация мониторинга качества образования.
- Создание личностно-ориентированной системы оценивания результатов развития ребенка.
- Создание портфолио ребёнка и наполнение портфолио педагога материалами по данному направлению.
- Проведение открытых семинаров с целью тиражирования опыта работы, выявления трудностей и путей их преодоления.
- Подготовка статей и методических пособий из опыта работы.
Раздел 3. Механизмы реализации и управления Программой.
3.1. Комплекс мер, обеспечивающих решение проблемы.
Основополагающими принципами организации системы управления реализацией Программы являются:
- обеспечение нормативного, методического и информационного единства Программы (система критериев для оценки и выбора современных форм и методов работы с педагогами и обучающимися, процедуры мониторинга выполнения мероприятий Программы);
- обеспечение участия в управлении реализацией Программой всех представителей образовательного процесса (обучающихся, родителей, педагогов).
Важнейшим элементом механизма реализации Программы является связь
- планирования,
- реализации,
- мониторинга,
- уточнения и корректировки целевых показателей, мероприятий Программы,
- уточнения и корректировки ресурсов для их реализации.
Принятие управленческих решений в рамках Программы осуществляется с учетом информации, поступающей от участников Программы, потребностей педагогов в освоении новых технологий.
Неотъемлемой составляющей механизма реализации Программы является формирование и использование своевременной системы экспертизы на всех стадиях реализации Программы, позволяющей отбирать наиболее перспективные технологии для реализации Программы.
Оперативная информация о ходе реализации мероприятий Программы, о нормативных актах по управлению Программой и об условиях проведения мероприятий по её реализации размещается на официальном сайте ОУ.
- Организационно-функциональная структура управления реализации Программы.
С целью эффективной реализации Программы проведены следующие организационно-методические мероприятия:
Условия необходимого включения ребенка с ОВЗ | Организационно-методические мероприятия школы | |
1. | Нормативно-правовая база обучения и воспитания ребенка с ОВЗ, которая основывается на Международных, федеральных, региональных и др. законодательных актах и закрепляется локальными актами учреждения | Изучение международных, федеральных, региональных законодательных актов по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Разработка нормативно-правовой базы ОУ:
|
2. | Материально-техническое обеспечение – организованная архитектурная среда учебного и внеучебного пространства и специальное оборудование | В рамках проведения мероприятий по формированию в субъектах РФ сети базовых образовательных учреждений, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития
|
3. | Кадровые ресурсы | Прошли краткосрочное повышение квалификации в Федеральном государственном научном учреждении «Институт коррекционной педагогики» РАО по теме «Инклюзивная форма обучения и воспитания в общеобразовательной школе: методология и технология реализации в условиях ФГОС» (ноябрь 2013 года) Трубалева Т.А., заместитель директора по УВР Лапина О.А., учитель русского языка и литературы. Участвовали в работе международного круглого стола «Сопровождение инклюзивной практики в образовательной среде» (март 2013 года) Якуничева Е.А., заместитель директора по УВР Козырева Е.В., логопед Попова Т.Г., педагог-психолог Планируется курсовая подготовка, переподготовка и повышение квалификации учителей в соответствии с планом СОИРО, СОГБУ «Центр диагностики и консультирования», сотрудничество с МБОУ СОШ № 3 г. Вязьмы, а также дистанционная курсовая подготовка при Московском городском психолого-педагогическом университете |
4. | Организационно-методические ресурсы | Создание временной проблемной группы по организации и внедрению инклюзивного образования в ОУ Консультативно-методическое сопровождение всех участников образовательного процесса педагогом-психологом, дефектологом, логопедом. Сотрудничество со специалистами СОГБУ «Центр диагностики и консультирования» Запланировано приобретение новой методической и учебной литературы |
5. | Позитивное изменение социально-нравственных установок всех участников образовательного процесса | Реализация комплекса профилактических мероприятий, направленных на формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ. |
В ходе инновации будут применяться следующие методы:
- теоретические: изучение философской, социологической, психолого-педагогической и научно-методической литературы, учебно-программной документации учебников, учебных пособий, документов по вопросам образования, методических писем и рекомендаций по организации обучения детей с ограниченными возможностями в массовых школах; логико-исторический, теоретический и системный анализ и синтез исследуемой проблемы, изучение и обобщение существующего педагогического опыта в стране и за рубежом;
- практические: прямое, косвенное, включенное наблюдение за деятельностью детей; анкетирование, тестирование, глубинное интервьюирование, беседы с учителями и родителями, регистрация наблюдений в протоколах;
- опытно-экспериментальная работа: констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент; статическая и математическая обработка результатов исследования.
Раздел 4. Контроль хода реализации Программы.
Контроль за ходом реализации Программы осуществляет методический совет, который выполняет следующие функции:
- даёт оценку промежуточных результатов и хода её реализации в целом;
- готовит предложения о порядке выполнения Программы, включении, исключении и уточнении отдельных программ и проектов, уточняет целевые показатели;
- осуществляет общее руководство и контроль за ходом реализации Программы;
- а так же осуществляет финансовое обеспечение Программы и стимулирование всех её участников (рекомендательно).
Раздел 5. Возможные риски в ходе реализации Программы.
Разрабатывая Программу, необходимо было учесть все факторы риска и, поставив задачи по их преодолению, выбрать адекватные задачам методы и приёмы.
Фактор риска | Предупреждающие и компенсирующие действия |
Неверная тактика педагогических воздействий при возникновении трудности восприятия другими детьми и их родителями ребенка с ограниченными возможностями здоровья. | Корректировка индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Проведение комплекса мероприятий, направленных на повышение инклюзивной компетентности педагогов |
Нерациональная организация учебной деятельности (перегрузка участников образовательного процесса на первых этапах реализации программы). | Преодолевая трудности, связанные с необходимостью изменять учебный режим школы, были поставлены следующие задачи:
|
Низкая инклюзивная культура педагогов и родителей | Для решения данной проблемы были поставлены задачи:
|
4. Перечень мероприятий по реализации Программы «Создание инклюзивной образовательной среды как необходимое условие организации успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)»
Первый этап (2014-2015 учебный год) – планирование проекта | ||||
Задачи | Мероприятия | Сроки | Ожидаемый результат | Ответственный (ФИО, должность) |
1.Определить содержание, структуру работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. | Обучение педагогического коллектива. Курсы повышения квалификации при Институте коррекционной педагогики РАО, СОИРО | В течение 2014-2015 уч.г. | Сформированность понятийного аппарата у педагогического коллектива в области инклюзивного образования | Якуничева Е.А., заместитель директора по УВР |
Формирование банка нормативно-правовой документации по вопросам обучения детей с ОВЗ | В течение 2014-2015 уч.г. | Информированность администрации и педагогов о нормативно-правовом регулировании инклюзивного образования | Якуничева Е.А., заместитель директора по УВР | |
Проведение педагогических советов, семинаров, круглых столов с целью детального изучения методик личностно-ориентированного и дифференцированного обучения. | По плану методической работы на 2014-2015 учебный год | Педагоги, владеющие методиками специальной коррекционной педагогики | Якуничева Е.А., заместитель директора по УВР | |
Создание ресурсной комнаты, подготовка кабинетов. | Август 2014г. | Обеспечение специальных условий обучения (воспитания) детей с ОВЗ (материально-техническое оснащение) | Орлова Ю.А.., заместитель директора по АХЧ | |
Проведение углубленного психолого-медико-педагогического изучения детей экспериментальной группы (список детей с диагнозом). Формирование банка детей с ОВЗ (экспериментальной группы) | Август 2014г. | Комплектование экспериментальной группы детей. Правильно выбранные направления работы с детьми с ОВЗ, имеющими разные диагнозы. | Попова Т.Г., педагог-психолог Классные руководители | |
Проведение психолого-педагогических тренингов с обучающимися с ОВЗ, их родителями и педагогами (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) | В течение всего периода | Попова Т.Г., педагог-психолог | ||
Определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Составление индивидуальных образовательных маршрутов (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) | Август - сентябрь 2014г. | Эффективная образовательная модель. | Попова Т.Г., педагог-психолог, классные руководители | |
Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы, оценка её эффективности: составление индивидуальной программы обучения каждым специалистом, динамическое отслеживание результатов обучения. Проведение мониторинга формирования предметных, личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) и составление карт психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ (ПРИЛОЖЕНИЕ 4) | Август 2014г. В течение всего периода | Разработанные рабочие программы специалистов, мониторинг Составление карты успеха, корректировка работы по созданию инклюзивной образовательной среды | Якуничева Е.А., заместитель директора по УВР Попова Т.Г., педагог-психолог Якуничева Е.А., заместитель директора по НМР Попова Т.Г., педагог-психолог Классные руководители | |
Подготовка и ведение документации, отражающей уровень интеллектуального развития ребенка, динамику его состояния здоровья, уровня развития познавательной, личностной сферы, уровня адаптации и социализации. | 2 раза в год | Мониторинг (рост развития ребенка, положительная динамика) | Якуничева Е.А., заместитель директора по УВР Попова Т.Г., педагог-психолог | |
Постепенное вовлечение в учебно-воспитательный процесс всех обучающихся школы. | В процессе реализации Программы | Подготовленный ученический коллектив, который сможет без проблем принять детей с нарушениями здоровья, а так же подготовленные ученики с ОВЗ, в силу собственной психологической неготовности после длительной изоляции в домашних условиях к обучению в среде здоровых сверстников. | Козырева Е.В.., заместитель директора по ВР Попова Т.Г.., педагог-психолог | |
Изучение общественного мнения. | В течение 2014-15 .уч.г. | Восстребованность данного направления. Степень удовлетворенностью деятельностью ОУ в данном направлении. | Якуничева Е.А., заместитель директора по УВР | |
Создание воспитательной среды, основанной на развитии у детей общечеловеческих ценностей, как условия эффективности инклюзивного образования. Проведение мероприятий:
| В течение года | Скорректированная воспитательная система школы с учётом включения в ОУ детей с ОВЗ | Козырева Е.В. заместитель директора по ВР Классные руководители Попова Т.Г., педагог-психолог
|
Второй этап (2015-2016 учебные годы) – реализация проекта | ||||
6.Осуществить опытно-экспериментальную апробацию модели по обеспечению психолого-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья. | Разработка методических рекомендаций по организации образовательной деятельности в условиях инклюзивного образования. Размещение информации на сайте образовательной организации | В процессе реализации Программы | Анализ методических особенностей работы в рамках инклюзивного обучения | Якуничева Е.А., заместитель директора по УВР |
Анализ развития детей в условиях инклюзивного образования. Выявление недостатков и трудностей и путей их преодоления. Ведение портфолио, карт психолого-педагогического сопровождения | 2 раза в год | Анализ результатов мониторинга | Якуничева Е.А., заместитель директора по УВР Попова Т.Г., педагог-психолог | |
Работа по популяризации идеи инклюзивного образования среди школ города. | В процессе реализации Программы | Участие в мероприятиях по обмену опытом. | Якуничева Е.А., заместитель директора по УВР |
Третий этап (2016-2017 учебный год) – подведение итогов, обобщение опыта | ||||
7. Провести анализ результативности проекта, обобщить опыт | Анализ итогов эксперимента. | Май 2017г. | Повышение качества образования и результатов обучения всех детей общеобразовательной школы. | Якуничева Е.А.., заместитель директора по НМР |
Создание методических рекомендаций по организации работы с детьми в условиях инклюзивного образования. | В процессе реализации Программы | Банк методических рекомендаций для учителей-логопедов, педагогов-психологов, по организации эффективной работы по адаптации и социализации детей с ОВЗ | Якуничева Е.А.., заместитель директора по НМР | |
Тиражирование опыта инклюзивного образования через систему семинаров, круглых столов, публикаций. | По итогам реализации Программы | Организация и проведение мероприятий по обмену опытом ОУ, с целью развития данного направления. | Якуничева Е.А., заместитель директора по НМР Попова Т.Г., педагог-психолог |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта "Создание инклюзивной образовательной среды"
Презентация проекта "Создание инклюзивной образовательной среды"...
Упражнения тренингов, направленных на психологическую подготовку будущих педагогов к работе в инклюзивной образовательной среде.
Упражнения тренингов, направленных на психологическую подготовку будущих педагогов к работе в инклюзивной образовательной среде....
Интегрированный урок музыки и истории в инклюзивной образовательной среде
Проектирование учебного занятия по музыке и истории (интегрированный урок) в инклюзивной образовательной среде.Технологическая карта с дидактической структурой....
Адаптированное обучение русскому языку и литературе детей с нарушениями слуха в инклюзивной образовательной среде
В статье раскрываются особенности восприятия художественных произведений детьми с нарушением слуха. Рассмотрены критерии и условия оптимизации процесса их обучения литературе....
ТЬЮТОРСКАЯ ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА В ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Возможно мало кто из современных педагогов, проработавших в школе более 15 лет, мог себе представить, что когда-нибудь дети с различными потребностями, будут учиться вместе. Но это наша новая реальнос...
Статья "Особенности использования дидактических игр с детьми-сиротами в инклюзивной образовательной среде"
Под инклюзивным образованием – понимают процесс развития общего образования для всех детей, имеющих разные потребности в обучении и воспитании. В основу инклюзивного образования положена и...
«Инклюзивная образовательная среда: понимание, организация, шаги к созданию»
quot;Инклюзивная образовательная среда: понимание, организация, шаги к созданию"...