Проект "Создание инклюзивной образовательной среды"
проект

Якуничева Елена Александровна

Работа представляет собой проект инновационной площадки муниципального уровня

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_inklyuzivnoe_obrazovanie.doc319 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЯРЦЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  № 1

215800, г.Ярцево Смоленской обл., ул. Школьная, д.11, тел.: 7-21-09, e-mail: Shkola1S@yandex.ru

       

Создание инклюзивной образовательной среды как необходимое условие организации успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)

(Программа инновационной деятельности, сроки реализации 2014-2017гг.)

 Разработчик

Якуничева Е.А., заместитель директора по УВР

Ярцево 2014 год

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Паспорт программы

с. 3

2. Введение

с. 4

3. Основная часть

с. 11

Раздел 1. Содержание проблемы

с. 11

Раздел 2.Цели и задачи Программы, показатели их достижения

с. 13

Раздел 3. Механизмы реализации и управления Программой

с. 16

Раздел 4. Контроль хода реализации Программы

с. 20

Раздел 5.  Возможные риски в ходе реализации Программы

с. 21

4. Перечень мероприятий по реализации Программы «Создание инклюзивной образовательной среды как необходимое условие организации успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)»

с. 23

Приложения

  1. Паспорт Программы

Наименование Программы

 Создание инклюзивной образовательной среды как необходимое условие организации успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)

Статус экспериментальной площадки

  1. Инновационная площадка муниципального уровня

Руководитель  Программы

Саленкова Ирина Леонидовна,  директор

Научный руководитель

 

  1.  

Категория участников

  1. Учащиеся и педагоги МБОУ СОШ № 1

другие участники -  социальный педагог, педагог-психолог, медработник, логопед

Волонтеры для работы в качестве педагогов сопровождения детей с нарушениями развития.

Сроки и этапы реализации Программы

Первый этап (2014-2015 учебный год) – подготовительный

Второй этап (2015-2016 учебные годы) – реализация Программы

Третий этап (2016-2017 учебный год) – подведение итогов, обобщение опыта

Цель эксперимента

Создание инклюзивной образовательной среды,  способствующей максимально полному удовлетворению особых потребностей в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья посредством получения полноценного образования, социальной адаптации и интеграции с социумом

Материально-техническое обеспечение

Средства, полученные по программе «Доступная среда»

Материально-технические возможности школы

Средства, полученные от участия в конкурсах проектов, объявляемых различными благотворительными и грантодающими организациями.

Научно-методическое обеспечение

Сотрудничество с СОГБОУ «Центр диагностики и консультирования»

Передовой опыт педагогов г.Москвы и Смоленской обл.

  1. Введение.

Данная Программа определяет стратегию развития инклюзивного образования в МБОУ СОШ № 1 г. Ярцево Смоленской области.

Основополагающие документы:

        Международные документы

  • «Всеобщая Декларация прав человека»  - принята Генеральной Ассамблеей ООН   10 декабря 1948 года
  • «Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования» - принята 14 декабря 1960 года Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки в культуры (ЮНЕСКО)
  •  «Декларация ООН о правах инвалидов»  -  провозглашена резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1975 года
  • «Всемирная программа действий в отношении инвалидов»  Принята  резолюцией 37/52 Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1982 года 3 декабря 1982 года
  •  «Конвенция ООН о правах ребенка»  - Принята резолюцией 45/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г., ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г.
  •    «Всемирная декларация об образовании для всех»  (Рамки действий для удовлетворения базовых образовательных потребностей) (Джомтьен, Тайланд, 5-9 марта 1990 г.) 
  • «Стандартные правила ООН по обеспечению равных возможностей для инвалидов»- принята  резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1993 года
  •  «Саламанкская декларация о принципах, политике и практических действиях в сфере образования лиц с особыми потребностями»  - принята всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями  10 июня 1994 года
  •    «Дакарские рамки действий, принятые всемирным форумом по образованию 28 апреля 2000 года

Федеральные документы

  • Конституция РФ 1993 г.

         Статья 43 Конституции: «Каждый имеет право на образование»

  • Концепция национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» - утверждена Президентом Российской Д.А. Медведевым 04 февраля 2010 г., Пр-271
  • «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ
  • «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ № 273 принят Государственной  Думой 21 декабря 2012 года; подписан  Президентом В. Путиным 29 декабря 2012 года; вступил в силу с 1 сентября 2013 года.

Правительственные документы

  • «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - Закон Российской Федерации от 24 ноября 1995 года  № 181-ФЗ                     (с дополнениями и изменениями).
  • «Об основных гарантиях прав ребенка                   в Российской Федерации» - Закон Российской Федерации, принят Государственной Думой 3 июля 1998 года  и   одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 г.       (с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа,  21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г.)
  •  «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» - Указ Президента РФ № 761 от 01.06.2012 года.
  • «О плане первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»  - распоряжение  Правительства Российской Федерации от                 15 октября 2012 г.  № 1916-р
  •  «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы»  - распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. N 163-р
  •  «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы» - Постановление Правительства РФ  от 17 марта 2011 г.  №175

  •  «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» (раздел III «4. Развитие образования») - распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р
  • «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13» – Постановление Главного государственного санитарного врача  Российской Федерации от 15 мая 2013 года     № 26

Ведомственные документы

  • «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» - Письмо Минобрнауки России от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07
  • «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» - Письмо Минобрнауки России от    18 апреля 2008 г. № АФ-150/06
  • «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» - Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373
  • «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»- Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. N 03–255
  • «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» -  Приказ Минобрнауки России                от 30 августа 2013 г. №1015

Региональные документы

  • Закон Смоленской области от 31.10.2013 N 122-з  «Об образовании в Смоленской области»
  • «Об утверждении областной государственной программы «РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ на 2014 – 2018 годы – Постановление  от 29 ноября 2013 г. N 984
  • Приказ Департамента «O peaлизации областной государственной программы "Развитие образования и молодёжной политики в Смоленской области на 2014 - 2018 годы"
  • ДОЦП Дети Смоленщины на 2011-2015 годы

Ведомственные целевые программы

  •         ВЦП Реализация государственной молодежной политики в Смоленской области на 2012-2014 годы
  • ВЦП Организация предоставления дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в ОГОУ Смоленской области на 2011-2014 годы

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждённая Президентом РФ 04. 02.2010 года, в которой одной из основных характеристик новой школы провозглашена идея «Новая школа – для всех», обязывает  всю систему образования создать условия для практической реализации  инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзивное или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.

Инклюзивная образовательная среда характеризуется системой ценностного отношения к обучению, воспитанию и личностному развитию детей с особыми образовательными потребностями, совокупностью ресурсов (средств, внутренних и внешних условий) их жизнедеятельности в массовых образовательных учреждениях и направленностью на индивидуальные образовательные стратегии обучающихся. Ведущим принципом инклюзивной образовательной среды является ее готовность приспосабливаться к  индивидуальным потребностям различных категорий детей за счет структурно-функциональной, содержательной и технологической модернизации образовательной системы учреждения.

         Таким образом, создание  инклюзивной образовательной среды  позволит решать проблемы развития и обучения детей внутри общеобразовательной среды учреждения, избежать необоснованной переадресации проблем ребенка внешним службам, сократить число детей, направленных в специальные образовательные учреждения.

        В последнее время отмечается, что в силу различных причин все большее число родителей отказывается от обучения своего ребенка с ОВЗ в специальном (коррекционном) ОУ. Это приводит к развитию стихийной практики обучения данной категории детей в условиях массовой общеобразовательной школы и определяет спрос родителей на совместное обучение с нормально развивающимися сверстниками.

Однако  пытаясь реализовать свое конституционное право на образование, родители и ребенок сталкиваются с большими трудностями, препятствующими их вхождению в образовательную среду. Сегодня далеко не все участники образовательного процесса, среди которых и дети, и родители, и педагоги, готовы принять в свое сообщество ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Эта неготовность имеет психологическую, морально – этическую  и материально – техническую основу. При этом и сами родители детей – инвалидов предпочитают инклюзивному образованию обучение на дому, которое не в полной мере способствует получению ребенком качественного образования, а главное,  ведет к трудностям его социальной адаптации и интеграции в общество.

        Так по результатам анкетирования, проведенного МБОУ СОШ № 1, наибольшую лояльность участники образовательного процесса проявляют к совместному обучению с детьми, имеющими нарушения зрения и речи (от 60% до 80%), а также опорно–двигательного аппарата (50 – 70%), при этом высказывается резко негативное отношение к совместному обучению с детьми с интеллектуальным недоразвитием (родители -  57%, педагоги школ – 87%, учащиеся – 64%). Мнение по совместному обучению с детьми, имеющими нарушения слуха и речи, почти в равных пропорциях оцениваются как отрицательно – положительное педагогами школ, больше отрицательно –  родителями, положительно – безразлично – учащимися.          Все участники образовательного процесса видят в совместном обучении в основном положительные тенденции, как в отношении к детям с ограниченными возможностями здоровья, так и влиянию на их саморазвитие и развитие межличностных отношений. При этом  учащимися не отвергается возможность возникновения конфликта.

 

        Отсюда вытекает одна из первоочередных задач: формирование в обществе толерантного отношения к детям (к людям) с недостатками в развитии, позволяющего не только сосуществовать, но и жить всем независимо от состояния здоровья.

        При этом необходимо отметить, что одной из причин негативного отношения участников образовательного процесса к совместному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов с нормально развивающимися сверстниками является отсутствие в образовательных учреждениях общего типа условий для инклюзивного обучения, а именно:

  1. отсутствие безбарьерной среды, позволяющей детям с серьёзными нарушениями опорно-двигательного аппарата свободно передвигаться по всем помещениям образовательного учреждения;
  2. отсутствие необходимой подготовки педагогов образовательных учреждений по коррекционной педагогики и специальной психологии;
  3. отсутствие в образовательных учреждениях общего типа достаточного количества специалистов (педагогов-психологов, специальных психологов, учителей-логопедов, педагогов-дефектологов), в помощи которых в той или иной степени нуждаются все дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды;
  4. недостаточная обеспеченность образовательных учреждений, особенно школ, медицинскими кадрами.

        

 Одним из вариантов инклюзивного образования является обучение в одном классе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих нарушений в развитии (не более 10% от общего количества здоровых детей в классе).  

Находясь в рамках определенных юридических, материально-технических и кадровых условий, в качестве участников данной инновации предполагаем  детей со следующими ОВЗ:

  • дети с нарушениями зрения;
  • дети с нарушениями речи;
  • дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Объект исследования:

образовательная среда образовательной организации

Предмет исследования: деятельность по формированию инклюзивной образовательной среды

Гипотеза исследования:  процесс включения, успешной интеграции и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательно-воспитательную среду общеобразовательной школы будет в большей мере способствовать их успешной социализации, если:

  1. сформирована необходимая мотивация у педагогического коллектива школы на сопровождение успешной образовательной деятельности обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья;
  2. в основу деятельности образовательного учреждения положена концепция, основанная на личностно-деятельностном, комплексном подходах к личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
  3. в результате педагогической деятельности будет создана система педагогических средств, направленных на поддержку адаптационных свойств личности и на успешное вхождение   ребенка в образовательное пространство общеобразовательной школы;
  4. в ходе проектирования реализации и коррекции образовательно-воспитательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья будут приниматься во внимание результаты диагностики;
  5. разработана дидактическая система (содержательно-целевой и технологический аспекты) психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

  1. Основная часть.

Раздел 1. Содержание проблемы.

Актуальность проектирования образовательной  модели, включающей инклюзивное образование, определяется проблемами, которые возникают в процессе интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство общеобразовательной школы, а именно:

  • дети с проблемами здоровья часто оказываются изолированными от своих здоровых сверстников, государство создало для них пусть и хорошие, но особые условия существования в специальных школах, интернатах, в которых ребёнок имеет возможность общения только с детьми с ОВЗ, следовательно, в дальнейшем у него формируется некий барьер в общении со здоровыми людьми;
  • в то же время каждый ребёнок вне зависимости от состояния своего здоровья имеет право жить в семье и получать качественное образование в среде своих сверстников независимо от состояния здоровья;
  •  дети с нарушениями развития, как правило, не получают необходимой специальной поддержки в школе, не могут до конца реализовывать право на адекватное их возможностям и потребностям образование;
  • обучаться в ОУ, находящемся вдали от района проживания, по очной форме нелегко даже для здорового ребёнка. Добираться до места учёбы в час-пик  и взрослому, что же говорить о ребёнке, жизненные силы которого и без того невелики.

Кроме того, при формировании содержания инклюзивного образования в ОУ необходим учет проведенных исследований и наблюдений, которые показывают, что:

  1. Особенности данной категории детей препятствуют спонтанному складыванию отношений и взаимодействий со сверстниками.
  2. Учителя  выступают преимущественно как трансляторы учебной информации и часто не задумываются о развитии форм и уровня взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
  3. Более того, в среде педагогов и здоровых детей зачастую доминируют негативные стереотипы и установки по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, на ограничения, обусловленные нарушением в развитии, накладываются ограничения, связанные с социально-психологическими условиями жизнедеятельности, обучения и воспитания.

Именно поэтому усилия специалистов сопровождения должны быть направлены на формирование толерантности к детям с ограниченными возможностями здоровья, преодоление стереотипов, отрицательных установок.

Специальную работу следует вести с родителями данной категории детей по обеспечению их необходимыми знаниями об особенностях ребенка, оптимальных формах взаимодействия, обучению эффективным методам помощи. Одновременно у самих детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо развивать социальную компетентность, навыки общения с окружающими. Преодоление социальной изоляции, расширение возможностей произвольного взаимодействия со сверстниками является существенным условием позитивных изменений в развитии таких детей, совершенствования их способностей к обучению.
       Предполагается, что при создании эффективной системы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья можно будет добиться максимального успеха в обучении и воспитании детей в зоне их ближайшего развития. Кроме того, поддержка детей с различными способностями предполагает улучшение качества обучения не только с ОВЗ, но положительную динамику соответствующих показателей всех детей.

Анализируя ситуацию, касающуюся обучения детей-инвалидов в нашей школе, можно отметить следующее:

  1.  В МБОУ СОШ № 1 обучаются 14 детей-инвалидов (1,6%), из них 5 обучающихся имеют ограниченные возможности, связанные с нарушением опорно-двигательных функций, 1  - существенное нарушение зрения  
  2. 10 учащихся  (1,2%) нуждаются в индивидуальном обучении и коррекции проблем (наличие справки об индивидуальном подходе).
  3. Ежегодно в 1 классы приходят от 12 до 15% детей, имеющих умеренные нарушения речи.

Раздел 2. Цели и задачи Программы, показатели их достижения.

Программа «Создание инклюзивной образовательной среды как необходимое условие организации успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)» направлена на:

  • внедрение системы инклюзивного образования в ОО;
  • отработку принципов инклюзивного образования в отношении ко ВСЕМ детям (не только к детям с ограниченными возможностями здоровья).

Совместная реализация  общеобразовательной программы и методик, предусматривающих инклюзивное образование, позволит создать в школе образовательное пространство,  отвечающее принципам инклюзивного образования.  

Эффективным направлением решения задачи обеспечения доступа к получению качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении выступает реализация спроектированных моделей социальной и педагогической интеграции данной категории детей. Важнейшим условием эффективной интеграции является обоснование грамотной системы психолого-педагогического сопровождения, включающей, помимо систематического наблюдения, индивидуальных программ обучения и коррекции, такую важную составляющую, как работа со средой (социальным окружением), в которую интегрируется ребенок.

         Таким образом, Программа «Создание инклюзивной образовательной среды как необходимое условие организации успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)» направлена на достижение и решение нижеуказанных целей и задач.

Цель Программы:  создание инклюзивной образовательной среды,  способствующей максимально полному удовлетворению особых потребностей в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья посредством получения полноценного образования, социальной адаптации и интеграции с социумом

Педагогическая цель: разработка и апробация модели инклюзивного образования, направленной на удовлетворение особых потребностей в развитии детей с ОВЗ  

Задачи Программы

  1. Разработать модель деятельности педагогического коллектива по психолого-педагогическому сопровождению ребенка в условиях общеобразовательной школы.
  2. Создать условия, способствующие полноценному развитию различных сторон психологической жизни каждого ребенка (эмоциональной, волевой, мотивационно-личностной, интеллектуальной), формированию навыков эффективного социального взаимодействия в школьном социуме
  3. Формировать инклюзивную культуру детей, родителей, педагогов.
  4. Осуществить опытно-экспериментальную апробацию модели по обеспечению психолого-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья.

Результатом реализации Программы можно считать выполнение ряда условий, а именно:

  • Создание нормативно-правового обеспечения данной Программы.
  • Создание механизма управления и контроля за организацией процессов внедрения инклюзивного образования в ОУ.
  • Внедрение механизмов оказания социально-педагогической помощи детям с ОВЗ в условиях массовой школы.
  • Разработка методических материалов, позволяющих организовать образовательный и воспитательный процесс,  и рекомендаций по работе с родителями в процессе оказания социально-педагогической помощи ребенку с ОВЗ.
  • Обеспечение специальных условий обучения (воспитания) детей с ОВЗ (материально-техническое оснащение).
  • Повышение инклюзивной культуры детей, родителей, педагогов
  • Мотивированность кадров на сопровождение успешной образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ
  • Повышение уровня социализации и адаптации обучающихся с ОВЗ

Способы отслеживания результатов и предполагаемые формы их представления:

  • Анализ развития детей два раза в год.
  • Реализация мониторинга качества образования.
  • Создание личностно-ориентированной системы оценивания результатов развития ребенка.
  • Создание портфолио ребёнка и наполнение портфолио педагога материалами по данному направлению.
  • Проведение открытых семинаров с целью тиражирования опыта работы, выявления трудностей и путей их преодоления.
  • Подготовка статей и методических пособий из опыта работы.

Раздел 3. Механизмы реализации и управления Программой.

3.1. Комплекс мер, обеспечивающих решение проблемы.

Основополагающими принципами организации системы управления реализацией Программы являются:

  • обеспечение нормативного, методического и информационного единства Программы (система критериев для оценки и выбора современных форм  и методов работы с педагогами и обучающимися, процедуры мониторинга выполнения мероприятий Программы);
  • обеспечение участия в управлении реализацией Программой всех представителей образовательного процесса (обучающихся, родителей, педагогов).

Важнейшим элементом механизма реализации Программы является связь

  • планирования,
  • реализации,
  • мониторинга,
  • уточнения и корректировки целевых показателей, мероприятий Программы,
  • уточнения и корректировки ресурсов для их реализации.

Принятие управленческих решений в рамках Программы осуществляется с учетом информации, поступающей от участников Программы, потребностей педагогов в освоении новых технологий.

Неотъемлемой составляющей механизма реализации Программы является формирование и использование своевременной системы экспертизы на всех стадиях реализации Программы, позволяющей отбирать наиболее перспективные технологии для реализации Программы.

Оперативная информация о ходе реализации мероприятий Программы, о нормативных актах по управлению Программой и об условиях проведения мероприятий по её реализации размещается на официальном сайте ОУ.  

  1. Организационно-функциональная структура управления реализации Программы.

С целью эффективной реализации Программы проведены следующие организационно-методические  мероприятия:

Условия необходимого включения ребенка с ОВЗ

Организационно-методические мероприятия школы

1.

Нормативно-правовая база обучения и воспитания ребенка с ОВЗ, которая основывается на Международных, федеральных, региональных и др. законодательных актах и закрепляется локальными актами учреждения

Изучение международных, федеральных, региональных законодательных актов по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Разработка нормативно-правовой базы ОУ:

  • Положения об инклюзивном образовании
  • Разработан  нормативный перечень функций руководителя ПГ.

2.

Материально-техническое обеспечение – организованная архитектурная среда учебного и внеучебного пространства и специальное оборудование

В рамках проведения мероприятий по формированию в субъектах РФ сети базовых образовательных учреждений, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития

  • выровнены пола в коридорах и кабинетах;
  • расширены дверные блоки;
  • выполнены ремонтно-строительные работы в комнате психомоторной коррекции, в санузле для детей с ОВЗ, ремонт крыльца и тамбура, встроен пандус;
  • приобретено игровое оборудование для комнаты психомоторной коррекции;
  • приобретен комплект компьютерной техники для организации учебных занятий детей с ограниченными возможностями зрения.

3.

Кадровые ресурсы

Прошли краткосрочное повышение квалификации в Федеральном государственном научном учреждении  «Институт коррекционной педагогики» РАО по теме «Инклюзивная форма обучения и воспитания в общеобразовательной школе: методология и технология реализации в условиях ФГОС» (ноябрь 2013 года)

         Трубалева Т.А., заместитель директора по УВР

         Лапина О.А., учитель русского языка и литературы.

Участвовали в работе международного круглого стола «Сопровождение инклюзивной практики в образовательной среде» (март 2013 года)

         Якуничева Е.А., заместитель директора по УВР

         Козырева Е.В., логопед

         Попова Т.Г., педагог-психолог

Планируется  курсовая подготовка, переподготовка и повышение квалификации учителей в соответствии с планом СОИРО, СОГБУ «Центр диагностики и консультирования», сотрудничество с МБОУ СОШ № 3 г. Вязьмы, а также дистанционная курсовая подготовка при Московском городском психолого-педагогическом университете

4.

Организационно-методические ресурсы  

Создание  временной  проблемной группы по организации и внедрению инклюзивного образования в ОУ

Консультативно-методическое сопровождение всех участников образовательного процесса  педагогом-психологом, дефектологом, логопедом.

Сотрудничество со специалистами СОГБУ «Центр диагностики и консультирования»

Запланировано приобретение новой методической и учебной литературы

5.

Позитивное изменение социально-нравственных установок всех участников образовательного процесса

 Реализация комплекса профилактических мероприятий, направленных  на формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ.

 В ходе инновации будут применяться следующие методы:

  • теоретические: изучение философской, социологической, психолого-педагогической и научно-методической литературы, учебно-программной документации учебников, учебных пособий, документов по вопросам образования, методических писем и рекомендаций по организации обучения детей с ограниченными возможностями в массовых школах; логико-исторический, теоретический и системный анализ и синтез исследуемой проблемы, изучение и обобщение существующего педагогического опыта в стране и за рубежом;
  • практические: прямое, косвенное, включенное наблюдение за деятельностью детей; анкетирование, тестирование, глубинное интервьюирование, беседы с учителями и родителями, регистрация наблюдений в протоколах;
  • опытно-экспериментальная работа: констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент; статическая и математическая обработка результатов исследования.

Раздел 4.  Контроль хода реализации Программы.

Контроль за ходом реализации Программы осуществляет методический совет, который выполняет следующие функции:

  • даёт оценку промежуточных результатов и хода её реализации в целом;
  • готовит предложения о порядке выполнения Программы, включении, исключении и уточнении отдельных программ и проектов, уточняет целевые показатели;
  • осуществляет общее руководство и контроль за ходом реализации Программы;
  • а так же осуществляет финансовое обеспечение Программы и стимулирование всех её участников (рекомендательно).

 

Раздел 5.  Возможные риски в ходе реализации Программы.

Разрабатывая Программу, необходимо было учесть все факторы риска и, поставив задачи по их преодолению, выбрать адекватные задачам методы и приёмы.

 

Фактор риска

Предупреждающие и компенсирующие действия

Неверная тактика педагогических воздействий при возникновении трудности восприятия другими детьми и их родителями ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Корректировка индивидуальных образовательных  маршрутов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Проведение комплекса мероприятий, направленных на повышение инклюзивной компетентности педагогов

Нерациональная организация учебной деятельности (перегрузка участников образовательного процесса на первых этапах реализации программы).

Преодолевая трудности, связанные с необходимостью изменять учебный режим школы, были поставлены следующие задачи:

  • организация дополнительного обучения;
  • расширение методической и материально-технической базы, позволяющей педагогам самостоятельно подбирать эффективные методы и приемы работы, создавать качественно новые средства обучения для разных категорий воспитанников.

Низкая инклюзивная культура педагогов и родителей    

Для решения данной проблемы были поставлены задачи:

  • внедрить в практику программы для педагогов (в том числе, на базе СОИРО);
  • внедрить в практику тематические родительские собрания в рамках инклюзивного образования;
  • информировать всех участников реализации Программы о процессах модернизации образования и происходящих изменениях в общеобразовательной организации  через официальный сайт школы

4. Перечень мероприятий по реализации Программы «Создание инклюзивной образовательной среды как необходимое условие организации успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)» 

Первый этап (2014-2015 учебный год) – планирование проекта

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

Ответственный (ФИО, должность)

1.Определить содержание, структуру работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы.
2.Разработать концепцию включения детей с ограниченными возможностями здоровья в школьное сообщество.
3.Выявить педагогические условия социальной адаптации детей с  ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство общеобразовательной школы.
4. Разработать модель деятельности педагогического коллектива по психолого-педагогическому сопровождению ребенка в условиях общеобразовательной школы.
5. Создание психолого-педагогической среды, способствующей полноценному развитию различных сторон психологической жизни каждого ребенка (эмоциональной, волевой, мотивационно-личностной, интеллектуальной), навыков эффективного социального взаимодействия.

Обучение педагогического коллектива. Курсы повышения квалификации при Институте коррекционной педагогики РАО, СОИРО

В течение 2014-2015 уч.г.

Сформированность понятийного аппарата  у педагогического коллектива в области инклюзивного образования

Якуничева Е.А., заместитель директора по УВР

Формирование банка нормативно-правовой документации по вопросам обучения детей с ОВЗ

В течение 2014-2015 уч.г.

Информированность администрации и педагогов о нормативно-правовом регулировании инклюзивного образования

Якуничева Е.А., заместитель директора по УВР

Проведение педагогических советов, семинаров, круглых столов с целью детального изучения методик личностно-ориентированного и дифференцированного обучения.

По плану методической работы на 2014-2015 учебный год

Педагоги, владеющие методиками специальной коррекционной педагогики

Якуничева Е.А., заместитель директора по УВР

Создание ресурсной комнаты, подготовка кабинетов.

Август 2014г.

Обеспечение специальных условий обучения (воспитания) детей с ОВЗ (материально-техническое оснащение)

Орлова Ю.А.., заместитель директора по АХЧ

Проведение углубленного психолого-медико-педагогического изучения детей экспериментальной группы (список детей с диагнозом). Формирование банка детей с ОВЗ (экспериментальной группы)

Август 2014г.

Комплектование экспериментальной группы детей.

Правильно выбранные направления работы с детьми с ОВЗ, имеющими разные диагнозы.

Попова Т.Г., педагог-психолог

Классные руководители

Проведение психолого-педагогических тренингов с обучающимися с ОВЗ, их родителями и педагогами (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

В течение всего периода

Попова Т.Г., педагог-психолог

Определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Составление индивидуальных образовательных маршрутов (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Август  - сентябрь 2014г.

Эффективная образовательная модель.

Попова Т.Г., педагог-психолог, классные руководители

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы, оценка её эффективности: составление индивидуальной программы обучения каждым специалистом, динамическое отслеживание результатов обучения.  

Проведение мониторинга  формирования предметных, личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)  и составление карт  психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ  (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

Август 2014г.

В течение всего периода

Разработанные рабочие программы специалистов, мониторинг

Составление карты успеха, корректировка работы по созданию инклюзивной образовательной среды

Якуничева Е.А., заместитель директора по УВР

Попова Т.Г., педагог-психолог

Якуничева Е.А., заместитель директора по НМР

Попова Т.Г., педагог-психолог

Классные руководители

Подготовка и ведение документации, отражающей уровень интеллектуального развития ребенка, динамику его состояния здоровья, уровня развития познавательной, личностной сферы, уровня адаптации и социализации.

2 раза в год

 Мониторинг (рост развития ребенка, положительная динамика)

Якуничева Е.А., заместитель директора по УВР

Попова Т.Г., педагог-психолог

Постепенное вовлечение в учебно-воспитательный процесс всех обучающихся школы.

В процессе реализации Программы

Подготовленный ученический коллектив, который сможет  без проблем принять детей с нарушениями здоровья, а так же подготовленные ученики с ОВЗ, в силу собственной психологической неготовности после длительной изоляции в домашних условиях к обучению в среде здоровых сверстников.

Козырева Е.В.., заместитель директора по ВР

Попова Т.Г.., педагог-психолог

Изучение общественного мнения.

В течение 2014-15 .уч.г.

Восстребованность данного направления.

Степень удовлетворенностью деятельностью ОУ в данном направлении.

Якуничева Е.А., заместитель директора по УВР

Создание воспитательной среды, основанной на развитии у детей общечеловеческих ценностей, как условия эффективности инклюзивного образования.

Проведение мероприятий:

  • Уроки доброты
  • Общешкольная кампания «Все дети должны учиться вместе»
  • Конкурс рисунков «Сделай мир добрее»
  • Психологические тренинги по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ
  • Включение тематических мероприятий в план воспитательной работы в классных коллективах  (ПРИЛОЖЕНИЕ 5)

В течение года

Скорректированная воспитательная система школы с учётом включения в ОУ детей с ОВЗ

Козырева Е.В. заместитель директора по ВР

Классные руководители

Попова Т.Г., педагог-психолог

 

Второй этап (2015-2016 учебные годы) – реализация проекта

6.Осуществить опытно-экспериментальную апробацию модели по обеспечению психолого-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья.

Разработка методических рекомендаций по организации образовательной деятельности в условиях инклюзивного образования.

Размещение информации на сайте образовательной организации

В процессе реализации Программы

Анализ методических особенностей работы в рамках инклюзивного обучения

Якуничева Е.А., заместитель директора по УВР

Анализ развития детей в условиях инклюзивного образования. Выявление недостатков и трудностей и путей их преодоления.

Ведение портфолио, карт психолого-педагогического сопровождения

2 раза в год

Анализ результатов мониторинга

Якуничева Е.А., заместитель директора по УВР

Попова Т.Г., педагог-психолог

Работа по популяризации идеи инклюзивного образования среди школ города.

В процессе реализации Программы

Участие в мероприятиях по обмену опытом.

Якуничева Е.А., заместитель директора по УВР


Третий этап (2016-2017 учебный год) – подведение итогов, обобщение опыта

7. Провести анализ результативности проекта, обобщить опыт

Анализ итогов эксперимента.

Май 2017г.

Повышение качества образования и результатов обучения всех детей общеобразовательной школы.

Якуничева Е.А.., заместитель директора по НМР

Создание методических рекомендаций по организации работы с детьми в условиях инклюзивного образования.

В процессе реализации Программы

Банк методических рекомендаций для учителей-логопедов, педагогов-психологов, по организации эффективной работы по адаптации и социализации детей с ОВЗ

Якуничева Е.А.., заместитель директора по НМР

Тиражирование опыта инклюзивного образования через систему семинаров, круглых столов, публикаций.

По итогам реализации Программы

Организация и проведение мероприятий по обмену опытом ОУ, с целью развития данного направления.

Якуничева Е.А., заместитель директора по НМР

Попова Т.Г., педагог-психолог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта "Создание инклюзивной образовательной среды"

Презентация проекта "Создание инклюзивной образовательной среды"...

Упражнения тренингов, направленных на психологическую подготовку будущих педагогов к работе в инклюзивной образовательной среде.

Упражнения тренингов, направленных на психологическую подготовку будущих педагогов к работе в инклюзивной образовательной среде....

Интегрированный урок музыки и истории в инклюзивной образовательной среде

Проектирование учебного занятия по музыке и истории (интегрированный урок) в инклюзивной образовательной среде.Технологическая карта с дидактической структурой....

Адаптированное обучение русскому языку и литературе детей с нарушениями слуха в инклюзивной образовательной среде

В статье раскрываются особенности восприятия художественных произведений детьми с нарушением слуха. Рассмотрены критерии и условия оптимизации процесса их обучения литературе....

ТЬЮТОРСКАЯ ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА В ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Возможно мало кто из современных педагогов, проработавших в школе более 15 лет, мог себе представить, что когда-нибудь дети с различными потребностями, будут учиться вместе. Но это наша новая реальнос...

Статья "Особенности использования дидактических игр с детьми-сиротами в инклюзивной образовательной среде"

Под инклюзивным образованием – понимают процесс развития общего образования для всех детей, имеющих разные потребности в обучении и воспитании. В основу инклюзивного образования положена и...

«Инклюзивная образовательная среда: понимание, организация, шаги к созданию»

quot;Инклюзивная образовательная среда: понимание, организация, шаги к созданию"...