Развитие познавательной активности школьников или «Почему ребенок плохо учится?!»
презентация к уроку

Киселева Кристина Юрьевна

Развитие познавательной активности школьников или «Почему ребенок плохо учится?!» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_poznavatelnoy_aktivnosti_mladshih_shkolnikov.pptx187.26 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рекомендации родителям от учителя-дефектолога: Киселевой К.Ю. Развитие познавательной активности школьников или « Почему ребенок плохо учится?! »

Слайд 2

Наиболее вероятные причины двоек: Ошибки, непонимание материала Иногда результат может быть и отрицательным. Родители должны сказать: «Пусть двойки корректируют ход твоей мысли, а не огорчают тебя!» Безразличие к учебе, лень Ситуация тяжелая — мотивации учиться нет. Следствие взаимного непонимания с учителем, плохой программы, пропуска материала. Следует выяснить, в чем дело, и попытаться создать ребенку мотивацию, хотя бы объяснив непосредственную связь успехов в учебе с будущим благосостоянием, как это практикуют на Западе. Человек должен уметь трудиться, выдерживать конкуренцию, стойко переносить неудачи. Неуспеваемость в прямом смысле. Учебный процесс идет быстро, не все дети могут за ним угнаться. Не успели пройти буквы, как уже надо бегло читать и т. д. Двойки возможны из-за недостаточной скорости работы. Не везет флегматикам: они часто способны, но медлительны. Темперамент, как известно, не переделаешь, поэтому надо предупредить учителя, что ребенок проявит себя скорее в сложных домашних заданиях, чем в блиц-опросе .

Слайд 3

Слишком сложная программа Часто родители предъявляют завышенные требования к ребенку, отдают его в престижный лицей со множеством сложных предметов, ведут в школу слишком рано. После занятий у ребенка болит голова, он устает и нервничает. «В этом лицее надо весь вечер мучиться, чтобы получить хотя бы тройку!» — потом переживают родители. Следует выбрать школу, где учиться хотя и сложно, но приятно, где трудности вполне преодолимы и получать пятерки можно адекватными усилиями. Двойки не за знания Бывают двойки из-за поведения. Есть черты характера, «способствующие» получению двоек: рассеянность, невнимание, задумчивость, неуверенность в себе, тревожность. Помочь ребенку стать уверенным, сильным, собранным — вот задача родителей в данном случае. Случайность Какой-то процент случайных двоек всегда допустим — лишь бы он не превышал нормы. Сознательный отказ учиться Некоторые дети, решив, что инженерами не будут, могут отказаться учить математику, химию и пр. В этом случае надо говорить о пользе общего образования, о том, что даже сугубо гуманитарным профессиям (журналист, психолог, юрист) технические знания принесут неоценимую пользу. Наиболее вероятные причины двоек:

Слайд 4

Необходимо подготавливать ребенка к школе, заниматься с ним, приучать ребенка к определенному режиму дня. С детьми необходимо постоянно общаться, проводить занятия, выполнять рекомендации педагога и психолога. Больше времени следует уделять ознакомлению с окружающим миром: ходить с ребенком в магазин, в зоопарк, на детские праздники, больше разговаривать с ним о его проблемах, рассматривать с ним книжки, картинки, сочинять разные истории, чаще ребенку рассказывать о том, что вы делаете, привлекать его к посильному труду. Главное - необходимо оценить возможности ребенка , его успехи, заметить прогресс (пусть незначительный), а не думать, что, взрослея, он сам всему научится. Не требуйте от ребенка того, чего он еще не умеет. При неудаче в учебе, никогда не ставьте в пример конкретного ученика, или человека. Давайте ребенку возможность вести себя в свободное от учебы время как «ребенок» – больше гуляйте на свежем воздухе. Бег , подвижные игры, плавание помогут снимать напряжение. Важно, чтобы занятия спортом не переутомляли ребенка. Ограничьте время приготовления уроков до разумных пределов. Ежедневно ненавязчиво интересуйтесь школьной жизнью ребенка. Делитесь своим школьным опытом . Развитие познавательной активности:

Слайд 5

Найдите , за что похвалить ребенка, за малейшее достижение в учебной деятельности и в поведении, чтобы ребенок чувствовал себя успешным. Оказывайте ребенку эмоциональную поддержку, не усугубляйте сложившуюся ситуацию. Проявляйте участие к проблемам ребенка. Создайте для ребенка щадящий режим: Сохраните дневной сон (у кого он был до школы) или послеобеденный отдых. Ограничьте виды деятельности возбуждающе действующие на ребенка: посещение театра, приглашение гостей или нанесение визитов. Сократите время просмотра телевизора и время, проводимое за компьютером (общее время не более полутора часов). Если ребенок сильно устает, можно укладывать его пораньше спать. Не кричите на ребенка. Не обсуждайте при ребенке ни положительные, ни отрицательные качества школы, учителя, одноклассников и их родителей. Любите и во всем помогайте своему ребенку. Развитие познавательной активности:

Слайд 6

Прежде всего необходимо помочь ребенку научиться самостоятельно подготавливаться к учебному процессу и самостоятельно делать уроки! «10 шагов к знаниям»

Слайд 7

1. Дать возможность делать уроки самостоятельно Ребёнку нужна помощь, если он реагирует хотя бы одним из перечисленных способов: плачет или злится, когда делает уроки; не понимает заданий; медленнее других одноклассников усваивает темы, не успевает за классом; явно не в силах сосредоточиться: всё бы сделал, но мешает сам себе; не может пересказать текст (литературный или из учебника); сидит за уроками долгие часы, до самой ночи, с ничтожным результатом; прямо просит вас о помощи.

Слайд 8

2. Не делать уроки за него Часто родители жалуются на то, что ребёнку «ничего не надо», он забросил школу и уроки, махнул на всё рукой. В этом случае уроки с ним делать бесполезно. Сначала надо разобраться с мотивацией . В зависимости от причин, решения могут лежать в самых разных сферах — от визита к врачу до смены школы или формы обучения. Помощь подействует только тогда, когда будет, кому помогать. Если главный работник спит, а вы таскаете кирпичи, — это не называется помощью. В некоторых случаях проблема в нас. Если ребёнок спокойно, без катастрофы, учится в своём темпе (три-четыре с минусом), а мы насильно тащим его к звёздам — может быть, стоит пересмотреть свои желания. Помогать ребёнку с уроками — значит не делать за него, а именно помочь справиться самостоятельно.

Слайд 9

3. Разобраться, в чём проблема Неуспевающим детям однозначно нужна помощь . Им трудно усваивать материал. Он расстраивается по поводу учёбы, теряю смысл в учебной деятельности, т.к. в ней ребенок чувствует себя неуспешным. Нужно всматриваться в тетрадки, вслушиваться в ошибки и учиться понимать, как думает мой ребёнок. Не сравнивать его с тем, как надо, а понимать реальность. Технических приёмов очень много. Некоторые описаны в книгах и методических пособиях, другие родитель изобретает сам по ситуации. Подумайте о разных каналах восприятия и способах, которые его облегчают: зрение, слух, движение, ритм, рисование, декламация… Лепить буквы из пластилина? Раскрашивать таблицу умножения? Рассказывать её как стихи, петь, прыгать, хлопать? Если трудности в обучении значительные, искать «ключ от мозга» особенно полезно.

Слайд 10

4. Учить материал по частям Часто родитель злится потому, что ребёнок не в силах усвоить всю мысль, которую ему предлагают, сразу. В таком случае надо это осознать, «разбить» мысль на части и «скормить» ребёнку по «кусочкам». Для этого надо совершить переворот в своём сознании. Нам кажется, что пятью три равно трижды пять — и это очевидно. Но ребёнку может потребоваться много раз считать клеточки в прямоугольнике, рисовать ряды точек и складывать три раза по пять и пять раз по три, чтобы этот факт уместился у него в голове. Это как с младенцем. Легко понять, что кусочек пищи достаточно маленький: ребёнок не выплюнул, а начал жевать. Чаще всего «трудные» ученики могут усваивать информацию только маленькими порциями и по ступенькам.

Слайд 11

5. Признать и принять свои чувства Вот теперь про «ОПЯТЬ 2» . Наши основные отрицательные эмоции , связанные с учёбой ребенка: стыд за него («Как так, мой — и хуже других!»); родительское чувство вины («Я что-то не так делаю…»); страх за будущее («Пропадёт, ничего не добьётся…»). Их надо осознать и чувствовать в свободное время, а не когда мы делаем вместе уроки. Если стыд, страх и вина зашкаливают, попробуйте : просто поиграть и пообщаться с ребёнком в ситуации, когда его слабых мест не видно; попросить его о помощи в том, что он умеет делать хорошо. вспомнить о его сильных сторонах; разрядить обстановку — поговорить о чём-то хорошем или нейтральном, выпить чаю с печеньем.

Слайд 12

Научить ребёнка понимать, чего он не знает Метакогниция означает «знать, что я знаю», «понимать, как именно я думаю». Иными словами, самому держать в руке ключи от своего мозга. Уметь задать вопрос, если чего-то не понял. Нужно уметь попросить конкретной помощи , а не просто сидеть, переживать и плакать. Так, чтобы на вопрос: «Ну ЧЕГО ты не понимаешь?» — не было бы ответа « НИЧЕГО не понимаю ». Ребёнок должен уметь сказать: «Я не понимаю, как из этой формулы получается другая» или «Я не понимаю, почему здесь « ться », а здесь « тся ». Метакогнитивные навыки — половина пути к самостоятельной учёбе. Чтобы их освоить, нужно почаще озвучивать ребёнку мыслительную цепочку, которую вы вместе с ним проходите. Лучше всего это делать не только за уроками, но и в любой совместной деятельности, например, ориентируясь в незнакомом городе или что-то планируя . Очень полезно понимать, как движется мысль в голове.

Слайд 13

Выработать ритм Бывает так, что за уроками приходится сидеть только потому, что ребёнок не может сам сосредоточиться. Тогда наша главная задача — найти ритм работы, вовлечь в него ребёнка , а в перспективе — научить его входить в этот ритм самостоятельно. Есть простые приёмы , которые помогают «собрать» ребёнка с улетающим вниманием во время приготовления уроков. НАПРИМЕР: «Рука на голове». Ребёнок просто сидит и пишет, а вы молча держите руку у него на голове. Перед ребёнком стоит будильник, заведённый на 10 или 15 минут. Когда он прозвенел, вы убираете руку, хвалите ребёнка и помогаете ему сделать пятиминутную паузу. Потом цикл повторяется.

Слайд 14

Цикличность. Приём уже описан выше — речь о будильнике, чередующем маленькие порции работы и отдыха. Позднее ребёнок может сам научиться регулировать свою активность. Для младших школьников с рваным вниманием цикл концентрации явно не превысит 15 минут, для подростка это может быть уже полчаса, а для взрослых отлично работают циклы 45/15 (соотношение работы и отдыха). Микропаузы . «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали». Знакомо? Такие паузы можно делать и не отрываясь от работы. Зачем делать паузы? Если их не делать, они делают себя сами, неконтролируемо. Ребёнок начинает отвлекаться когда попало и на что попало. Если отвлекаться планово и ритмично, концентрация на рабочих отрезках улучшается.

Слайд 15

Учитывать индивидуальные особенности Чаще всего, если ребёнок не может делать уроки сам, у него есть проблемы с нервной системой. Сделать уроки сейчас, пока не устал? После прогулки возбудится или успокоится? После обеда будет клонить в сон или наоборот? Может, ребёнок начинает нормально думать после девяти вечера, а может, лучше доделать уроки ранним утром, перед школой? Ответы на эти вопросы сугубо индивидуальны . Нужно почаще спрашивать себя: эффективно ли мы занимаемся сейчас или всё без толку по какой-то далёкой от учёбы причине.

Слайд 16

Быть гибким Часто лень — это не сопротивление, а самосохранение . Может быть, ре бёнок опустил руки не потому, что не верит в себя, а потому, что ясно видит: работа ему не под силу . А мы не хотим этого признать. Может быть, нам родителям пора принять: да, наш ребёнок не отличник, интеллект никогда не будет его сильной стороной, у него другие достоинства и их множество! Но может быть и так, что мы поделаем уроки вместе год, два, три, пять — а там потихоньку ребёнок сможет делать это сам. Главное — не пропустить этот момент и все обязательно получится!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: Развитие познавательной активности школьников во внеурочное время

Развитие познавательной активности является движущей силой функционирования ученического самоуправления.В нашей школе самоуправление строится на трёх ступенях развития школьников: младшие, средн...

Дидактическая игра на уроках географии и её роль в развитии познавательной активности школьника

Введение     В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, естественной средой общения для детей является игра. Игра – единственная деят...

Развитие познавательной активности школьников

В этой статье вы найдёте материалы по развитию познавательной активности школьников во внеурочное время...

Развитие познавательной активности школьников на уроках русского языка

Уровень познавательной активности современных школьников  на уроках русского языка не всегда соответствует задачам, которые стоят перед современным российским  образованием....

Учебно-исследовательская работа-условие развития познавательной активности школьников

Обобщение опыта работы по методической теме "Учебно-исследовательская работа-условие развития познавательной активности школьников": цели, задачи, виды исследовательской деятельности школьников и резу...

Развитие познавательной активности школьников при изучении математики

Презентация рассказывает об основных формах и методах обучения математике, развивающих интерес учащихся к предмету....