Развитие познавательной активности школьников
статья по теме

Тульская Валентина Ивановна

В этой статье вы найдёте материалы по развитию познавательной активности школьников во внеурочное время

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_poznavatelnoy_aktivnosti_shkolnikov.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования муниципального района

 «Новооскольский район»

Муниципальное образовательное учреждение

«Глинновская средняя общеобразовательная школа

Новооскольского района Белгородской области»

Развитие познавательной активности школьников

во внеурочное время

Подготовила:

Тульская Валентина Ивановна,

старшая вожатая МОУ «Глинновкая СОШ»   Новооскольского района

Новый Оскол  – 2011

    Одной из актуальных проблем сегодня является проблема развития познавательной активности учащихся. В условиях быстро меняющейся ситуации общественного развития от человека требуется максимальное проявление гибкости, критичности, толерантности, умение находить нестандартные решения возникающих проблем. Перечисленные качества в большей степени присущи активным личностям и позволяют им не только быстро адаптироваться, но и эффективно действовать в любых жизненных ситуациях, быть успешными в различных социальных общностях и экономических системах. Развитие познавательной активности начинается в детстве, а уровень её сформированности выступает гарантом успешности личности в осуществляемой деятельности, ее социальной мобильности. Это качество можно развивать во всех социально и личностно значимых видах деятельности.

       На основании теоретических обобщений можно определить качественные характеристики показателей и критериев познавательной активности на низком, среднем и высоком, уровнях.

Низкий уровень развития познавательной  активности характеризуется отсутствием познавательного интереса. Подростки активны только на начальных этапах деятельности.

У подростков со средним уровнем развития познавательной  активности интерес возникает ситуативно. Ученик активен при условии сотрудничества с учителем, зависим от его помощи и поддержки, нуждается во внешней мотивации.

Подростков с высоким уровнем развития познавательной  активности отличает устойчивый познавательный интерес, возникающий вне зависимости от внешних требований. Как правило, у них есть идея и желание воплотить ее. Подростки этого уровня склонны к экспериментированию, моделированию различных вариантов развития деятельности и ее возможных результатов. Они являются хорошими генераторами идей, их деятельность отличает высокая степень новаторства.

        Моя педагогическая деятельность направлена на реализацию социального общественного заказа, цель которого заключается в формировании у обучающихся гражданской ответственности, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе. Эти качества могут быть реализованы только активной  творческой личностью. Поэтому смысл моей работы  состоит в том, чтобы воспитать подростка с высоким уровнем познавательной активности.

Реализацию своей педагогической проблемы  осуществляю, используя технологию критического мышления, технологию исследовательской работы  и информационно-коммуникативную технологию.

          Начиная с 7 класса, использую исследовательский метод (метод-проектов). Пректно-исследовательская работа учащихся - неотъемлемая часть эффективного воспитательного процесса. При исследовательском подходе ученик получает знания в ходе самостоятельного исследования. Он «окрывает» знания или действия, подлежащие усвоению, путем решения задач, выдвинутых учителем или самостоятельно сформулированным. В результате у школьников появляется потребность в новых знаниях. При использовании исследовательского подхода я, как педагог, направляю деятельность учащихся на творческое усвоение научных знаний и овладения методами научного познания. Сущность подхода состоит в постановке проблемы и самостоятельном поиске путем её решения учащимися. Ученик ставится в положении исследователя-творца. При составлении проектов выбираются наиболее интересные или малозатратные пути их решения. Учащиеся пользуются Интернетом, проявляя интерес к оформлению творческих проектов, которые стали более насыщенными, разнообразными. Качество творческих  проектов оценивается по этапам. Конечно, полностью, в соответствии с требованиями программы к творческому проекту, не все учащиеся могут справиться с работой хорошо. Тем не менее, метод проектов является одной из наиболее эффективных педагогических технологий развития познавательной  активности, поскольку позволяет подростку решать проблему признания собственной компетентности через самостоятельную постановку проблемы, определение средств и способов ее нестандартного решения, критическую оценку и ответственность за результаты деятельности. Именно проектная технология направлена на создание условий для проявления и развития творческого потенциала личности, ее способности быть субъектом своего познавательного, творческого и личностного развития. Информационно-коммуникативную технологию использую на вводных и обобщающих занятиях, на которых           учащиеся представляют презентации своих проектно-исследовательских работ. Положительная мотивация использования описанных технологий заключается, на мой взгляд, в том, что она позволяет соединить обучение и воспитание в один целостный процесс развития активной,  творческой личности.

    Проектно-исследовательская деятельность учащихся, по-моему, является одной из наиболее массовых и перспективных форм практической деятельности. Такую работу наиболее эффективно проводить во внеурочное время.

     Система работы складывается из традиционных и нетрадиционных  форм внеклассной работы.  Содержание и формы работы:

  1. Организация массовых мероприятий.
  2. Организация и проведение исследовательских работ.
  3. Создание клубов  и объединений учащихся по интересам.
  4. Проведение научной конференции.
  5. Подготовка и участие в олимпиадах, районных, областных акциях,   конференциях, слётах.
  6. Организация стенной печати.
  7. Беседа, рассказ.
  8. Практикумы.
  9. Экскурсии.
  10. Походы.
  11. Занятия решения «ключевых» задач.
  12. Круглые столы.
  13. Выполнение творческих работ, проектов.                                                                                    

                       Организация любого нашего дела имеет свои этапы:

1.Предварительная работа коллектива. Создаем Совет, задача которого организовать все дело. Совет существует только на период проведения мероприятия, после которого он распадается, что обеспечивает смену ролей.

2.Коллективное планирование. Задача Совета и педагога на этом этапе – разбудить фантазию, инициировать творчество; можно использовать метод «мозгового штурма».

3.Коллективная подготовка КТД. Задача – обеспечить успех (опытный ученик работает с неопытным). Идет работа микроколлективов, проверка готовности.

4. Непосредственное проведение КТД. Важно обеспечить совместные эмоциональные переживания, это внутренне обогащает, возвышает каждого участника дела.

5.Коллективное подведение итогов. Говорим, что получилось, а что нет. Делаем выводы.

Для достижения результатов первого уровня — приобретения школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни — оптимальна форма этической беседы.

Этическая беседа — это не лекция педагога по морально-нравственной проблематике. Это обращенное к слушателям развёрнутое личное высказывание инициатора беседы, проникнутое неподдельными эмоциями и переживаниями и обязательно нацеленное на получение обратной связи от слушателей (в виде вопросов, ответов, реплик). Предметом общения здесь выступают морально-нравственные коллизии, представленные в реальных жизненных ситуациях и художественных текстах.

Понять это можно, например, участвуя в дебатах. Эта образовательная форма способна при правильном использовании обеспечить достижение результатов второго уровня — формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом.

Образовательная технология «Дебаты» весьма популярна сегодня и многократно описана в педагогической литературе. В дебатах участвуют две стороны: утверждающая (команда, защищающая тему общения) и отрицающая (команда, опровергающая тему). Тема общения формулируется как утверждение. Цель сторон — убедить судей (экспертов) в том, что ваши аргументы лучше, чем аргументы вашего оппонента.

Дебаты устроены по ролевому принципу: участник может защищать перед судьями ту точку зрения, которую в реальности не разделяет. Именно здесь и заложен мощный воспитательный потенциал этой формы: подбирая доказательства в пользу точки зрения, которая ученику изначально не близка, слушая и анализируя аргументы оппонента, он может прийти к такому серьёзному сомнению в собственных установках, что вплотную окажется перед необходимостью ценностного самоопределения. В то же время в игровом характере общения есть подвох: перед участниками дебатов не стоит задача перехода к практическому действию, и определённая несерьёзность происходящего ощущается практически всеми.

Задача перехода к практическому действию изначально стоит перед участниками проблемно-ценностной дискуссии. Обсуждение строится таким образом, чтобы человек встал перед выбором: действовать или нет? Именно эта образовательная форма призвана содействовать достижению результатов третьего уровня — получению школьниками опыта самостоятельного социального действия.

Социальное творчество — высшая форма социальной деятельности; созидательный процесс, направленный на преобразование и создание качественно новых форм социальных отношений и общественного бытия.

Социальное творчество школьников — это добровольное посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, складывающейся в окружающем их социуме. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью.

Преобразования, осуществляемые в процессе социального творчества, могут касаться любых сторон (и проблем) общественной жизни: отношений между социальными группами и стратами, гражданской самоорганизации, общественной поддержки представителей социально незащищённых слоев населения, защиты и развития культурной и природной среды существования общества.

В контексте социального творчества социальная проба — это инициативное участие ребёнка в социально значимых делах, организованных взрослыми.  Концерт для ветеранов,  субботник по уборке территории парка, сбор вещей для малоимущих семей, новогодний карнавал для воспитанников детского сада, выпуск листовок для жителей микрорайона, подготовка и рассылка праздничных открыток  для пенсионеров, экологическая экспедиция по очистке участка пруда, проведение фестиваля уличных видов спорта — любое общественно полезное дело может стать пространством социальной пробы ребёнка и подростка. Разумеется, при одном условии — юный человек сам, добровольно захочет принять в нём участие. Взрослый, педагог не может принудить, навязать ребёнку участие в деле, у него есть возможность только мотивировать ребёнка.

Школьники нашей детско-юношеской организации «Искра» успешно выступали с защитой проектов  и исследовательских работ  на районном уровне. Нами были представлены следующие проекты «За чистоту речи», «Благоустройство школьной территории»,  «За здоровый образ жизни», «Белгородчина – территория без наркотиков», «Твори добро».

Школьники принимают активное участие в акциях» Ветеран живёт рядом», «К нам идёт волонтёр», «Алая гвоздика», «Свет в окне», при этом собирают информацию для исследовательских работ о ветеранах, о вдовах, детях войны, интересных людях поселения.

Наши достижения: Проект «За чистоту речи» - обладатель поощрительной премии в районном конкурсе молодёжных проектов «Я – патриот Белгородчины».

2010 год 2 место в районном конкурсе «Добрый волшебник»

2010 год 3 место в муниципальном этапе акции «Алая гвоздика»

2010 год 3 место в муниципальном этапе акции «Ветеран живёт рядом»

2010 год 3 место в муниципальном этапе акции «Дети – детям»

2010 год  2 место в районной интеллектуальной игре «Дебаты»

2011 год 3место «Лучшая школа по пропаганде безвозмездного донорства»

2011 год 3 место в районной интеллектуальной игре «Дебаты»

2011 год 3 место в районном конкурсе-акции «К нам идёт волонтёр»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: Развитие познавательной активности школьников во внеурочное время

Развитие познавательной активности является движущей силой функционирования ученического самоуправления.В нашей школе самоуправление строится на трёх ступенях развития школьников: младшие, средн...

Дидактическая игра на уроках географии и её роль в развитии познавательной активности школьника

Введение     В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, естественной средой общения для детей является игра. Игра – единственная деят...

Развитие познавательной активности школьников на уроках русского языка

Уровень познавательной активности современных школьников  на уроках русского языка не всегда соответствует задачам, которые стоят перед современным российским  образованием....

Учебно-исследовательская работа-условие развития познавательной активности школьников

Обобщение опыта работы по методической теме "Учебно-исследовательская работа-условие развития познавательной активности школьников": цели, задачи, виды исследовательской деятельности школьников и резу...

Развитие познавательной активности школьников при изучении математики

Презентация рассказывает об основных формах и методах обучения математике, развивающих интерес учащихся к предмету....

Развития познавательной активности школьников посредством организации самостоятельной работы.

Основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критиче...