Обобщение опыта на тему "Использование инновационно-коммуникационных технологий на уроках географии и во внеурочной деятельности как средство развития познавательной активности школьников"
материал по географии на тему
В работе раскрываются особенности использования ИКТ-технологии на уроках географии и во внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_opyta_vetrovoy_a.v._.doc | 393.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Ветрова Александра Витальевна
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
АДМИНИСТРАЦИИ ГУБКИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках географии и во внеурочной деятельности как средство развития познавательной активности школьников
Ветрова Александра Витальевна
учитель географии
МАОУ «СОШ № 1 с углубленным
изучением отдельных предметов» г. Губкина Белгородской области
г. Губкин
2013
Содержание
1. Информация об опыте …………………………………………… 3
2. Технология опыта ………………………………………………… 8
3. Результативность опыта…………………………………………… 14
4. Библиографический список………………………………………. 16
5. Приложение к опыту……………………………………………… 17
I. И Н Ф О Р М А Ц И Я ОБ ОПЫТЕ
«Учителю необходимо ориентироваться
в широком спектре современных
инновационных идей, технологий,
школ, направлений, не тратить время
на открытие уже известного»
Г.К.Селевко
1. Тема опыта
«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках географии и во внеурочной деятельности как средство развития познавательной активности школьников».
2.Сведения об авторе опыта
Автор опыта – Ветрова Александра Витальевна, учитель географии второй квалификационной категории МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» города Губкина Белгородской области. Стаж педагогической работы 8 лет, в данном учреждении – 8 лет.
3. Условия возникновения, становления опыта
Современная система образования России претерпевает глобальные изменения: переосмысливаются педагогическая теория и практика учебно-воспитательного процесса. Новый стандарт образования требует высокого качества обучения и воспитания в условиях новейших инновационных, информационных и интерактивных технологий. Изменяется подход к содержанию и структуре современного урока, роли учителя в процессе усвоения универсальных учебных действий учащимися. Огромное значение имеет активная модернизация школы, ее материально-техническое и учебно-методическое обеспечение, без которых невозможно добиться тех высоких предметных, метапредметных и личностных результатов, которые заложены современным государственным стандартом образования и Концепцией воспитания. Помимо всего прочего образование в наше время направлено на подготовку подрастающего поколения к взрослой жизни, на осознание своих гражданских прав и обязанностей, на уважение самобытности и культуры народов мира и многое другое.
Концепция развития школы направлена на помощь в выборе дальнейшего пути совершенствования личности учащихся, способствующая профессиональному самоопределению школьников. Этому помогает многогранность учебного процесса: углубленное изучение отдельных предметов; наличие образовательных программ с заданиями разного уровня сложности; система дополнительного образования по интересам; разнообразие учебного процесса на основе хорошей методической базы; работа предметных кружков и элективных курсов; насыщенная культурно-творческая программа воспитания; занятия в спортивных секциях, участие в соревнованиях разного уровня; получение профессиональной подготовки по некоторым специальностям и т.д.
Педагоги школы активно реализуют принцип индивидуального подхода, позволяющий развить личностный потенциал учащихся. Этому способствует комфортное социально-адаптивное образовательное и воспитательное пространство школы. Такой подход к проблеме обучения и воспитания предполагает, что в центре внимания оказывается каждый школьник как личность в своей самобытности и уникальности.
В данном направлении коллективом школы накоплен достаточно большой опыт. В настоящее время в школе обучается 563 ученика в 22 классах, в семи классных параллелях ведется преподавание географии. В пятых классах с 2012-2013 учебного года идет внедрение ФГОС по географии.
Работая вместе с коллективом школы над проблемой повышения качества образования за счет реализации информационно-коммуникационных технологий, проблемы внутренней дифференциации обучающихся в процессе образования, свою деятельность Ветрова А.В. посвятила формированию элементарных навыков научного исследования, информационно-коммуникативной и социальной компетентности обучающихся, сохранению психологического и физического здоровья учеников, формированию готовности школьников к продолжению образования после школы.
4. Актуальность опыта
Выбор направления исследования опыта является не случайным. В процессе совершенствования образовательных технологий идет переход: от учения как функции запоминания - к учению, как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное; от ассоциативной, статической модели знаний - к динамическим системам умственных действий; от ориентации на «среднего» ученика - к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения; от внешней мотивации учения - к глубокой внутренней нравственно-волевой регуляции. Изменилась парадигма образования: знаниевая система становится деятельностной.
В связи с высокими темпами компьютеризации повседневной и профессиональной жизни человека актуальным становится опыт работы по теме «Использование информационно-коммункационных технологий на уроках географии и во внеурочной деятельности как средство развития познавательной активности школьников». Особый интерес для автора опыта представляют возможности информационно-коммуникационных технологий, использование программного обеспечения учебного кабинета, электронных учебников, Интернет ресурсов. Владение этим инструментарием позволяет автору как педагогу расширить представление о том, что педагогический процесс творческий и многогранный, проявлять смелость и неординарность мышления, формировать ярко выраженный мотивационный подход в обучении, развивать творческое мышление школьников.
Ведущей из целей образования является развитие личности каждого ребёнка. Здесь мы сталкиваемся с противоречиями:
- между необходимостью введения в образовательный процесс инновационных технологий и традиционными технологиями обучения и воспитания школьников;
- между сокращением количества часов учебного плана и увеличением объема необходимых для усвоения знаний, особенно в форме практических занятий на местности;
- между возрастающей сложностью и насыщенностью школьной программы по географии и отсутствием мотивации у учащихся качественно и осознанно осваивать весь объём предлагаемых сведений в связи с плохой востребованностью географических дисциплин на рынке труда.
Решение данной проблемы автор опыта видит в целенаправленном формировании познавательной активности и самостоятельности учащихся, что будет способствовать их саморазвитию, самореализации, достижению высокого уровня профессионализма в быстро меняющихся социально-экономических условиях, требующих от преобладающей части работоспособного населения умения перестраиваться, осваивать новый опыт.
Поиски путей решения этой проблемы привели автора опыта к осознанию необходимости активно внедрять в практику своей работы современные технологии, в том числе и информационно-коммуникационные, пониманию преимуществ углубленного обучения школьников, а нехватку времени компенсировать занятиями на местности во внеурочное время.
Одним из важнейших положений, лежащих в основе организации процесса обучения, является принцип наглядности. Я. А. Коменский называл его «золотым правилом» дидактики, согласно которому в обучении следует использовать все органы чувств человека. Он отмечал, что «если мы намерены насаждать в учащихся истинные и достоверные знания, то мы вообще должны стремиться обучать всему при помощи личного наблюдения и чувственной наглядности». Поэтому на уроках географии как можно чаще стоит прибегать к компьютерным технологиям, позволяющим наглядно и ненавязчиво представить информацию разных видов. Поскольку география естественнонаучная дисциплина, наряду с камеральными работами в сопровождении информационно-коммуникационных технологий и средств обучения, следует как можно чаще проводить экскурсии на местности, исследование форм рельефа и живой природы, описание процессов и явлений в непосредственной близости. Такой живой опыт будет намного эффективнее любой научной лекции. Не стоит недооценивать значение наблюдений за погодными условиями, ведение дневника погоды и выстраивания кривых изменчивости. Но самый существенный вклад в формирование краеведческого кругозора вносят экскурсионные поездки по родному краю, области, стране. Написание творческих проектно-исследовательских работ способствует более глубокому осмыслению поставленных проблем и поиску путей их решения. В процессе оформления результатов творческих и исследовательских работ невозможно обойтись без применения компьютерных технологий. Все это в совокупности складывает картину окружающей действительности в умах детей, воспитывает географическую культуру, помогает осознать свое место в мире.
Связь с природным окружением и объектами хозяйственной деятельности человека придает практическую направленность преподаванию: у детей вырабатываются навыки поведения в природе, наблюдательность, появляется интерес к экологическим и народнохозяйственным проблемам. Природа своей местности – это та «учебная лаборатория», которая нужна географу в той же степени, как физику или химику школьная лаборатория. Поэтому краеведческий материал – необходимый компонент школьных курсов физической и экономической географии. И здесь приходят на помощь информационно-коммуникационные технологии – они позволяют представить так собранную информацию, чтобы она стала доступной многим.
Сказанное выше определяет актуальность выбранной темы, состоящую в поиске особых методических подходов и приемов к использованию средств информационных технологий, воспитывая молодые умы на основе личного опыта с целью совершенствования географической подготовки учащихся и формируя всесторонне развитую личность.
5. Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущей педагогической идеей опыта «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках географии и во внеурочной деятельности как средство развития познавательной активности школьников» является обучение без принуждения на основе наглядной и динамичной ИКТ-технологии в целях повышения уровня географической культуры подростков посредством введения краеведческого материала, развития практической деятельности в окружающей среде, внедрения инновационных информационных технологий непосредственно в учебный процесс, а также и во внеурочное время. Важно использование новых технологий для учебной самоорганизации учащихся на уроках географии и в процессе воспитательной деятельности.
Применение новых педагогических технологий на уроках географии решают несколько важных задач, увеличивая КПД преподавания на разных этапах урока. Это смена деятельности, переключение внимания с учителя на интерактивную доску, фрагмент фильма во время объяснения нового материала; комплексная работа анализаторов слуха и зрения, усиливающие запоминание; усвоение материала углубляется развитием образного мышления; использование отображение тестовых заданий на экране избавляет учителя от многократного повторения и дает время для пояснения, а учащимся лучше сосредоточиться на этапе контроля усвоения знаний; создание презентаций позволяет учащимся глубже проникнуться проблематикой темы, интереснее и ярче раскрыть суть, и т.д. В результате информационно-коммуникационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения и воспитания, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.
6. Длительность работы над опытом
Работа над опытом продолжалась четыре года, в течение которых велось планомер ное, педагогически организованное раз витие познавательной активности учащих ся на основе включения в практику инновационных форм организации учебно-воспитательного процесса, современных педагогических технологий, стимулирующих активное добывание знаний и овладение учащимися способами познавательной деятельности. За этот период автор опыта осуществляла обучение с 6 по 11 класс (с 2012-2013 учебного года обучение географии предусмотрено с 5 класса).
1-й этап 2009-2010 гг. Синтез и анализ теории и практики современных информационно-коммуникационных образовательных технологий в процесс обучения и воспитания, осознание актуальности проблемы, выделением объекта исследования опыта.
2-й этап 2010-2011 гг. Определение целей и задач, разработка уроков и внеклассных мероприятий.
3-й этап 2011-2012 гг. Корректировка содержания. Подготовка и написание доклада.
4-й этап. 2012-2013 гг. Обобщение результатов исследования опыта, их апробация и литературное оформление. Выступление на школьном педагогическом совете, методическом объединении и семинарах учителей географии города и района.
7. Диапазон опыта
Опыт как дидактическая система работы учителя реализуется в пределах системы «урок – внеклассная работа». Сотрудничество в отношениях «учитель – ученик» реализуется в общей жизнедеятельности учителя и классного коллектива, принимая различные формы (содружества, соучастия, сопереживания, сотворчества, соуправления), посредством активного использования информационно-коммуникационных технологий.
8. Теоретическая база опыта
Теоретической базой представленного опыта явились идеи Я.А. Коменского, Г.К. Селевко, Н.В. Апатова, В.П. Беспалько, И.В. Роберта, Н.М. Розенберга и передовой педагогический опыт выдающихся учителей страны.
Современные образовательные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. В основе организации обучения лежит процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления, которого является компьютер, а также поисковый принцип учебно-познавательной деятельности учащегося.
Представленный опыт работы можно определить как репродуктивно-поисковый.
9. Новизна опыта проявляется в создании учителем собственной творческой лаборатории, основанной на краеведческом материале с использованием инновационных технологий с целью создания условий для активной познавательной деятельности обучающихся, через применения современных информационно-коммуникационных технологий на уроках географии и во внеурочной деятельности, а также в комбинации разнообразных педагогических методик и инноваций в образовательном процессе с целью развития познавательной активности и творческого потенциала участников образовательного процесса. Такой подход особенно актуален в условиях широкого проникновения информационных технологий во все сферы жизни людей, поэтому учителю необходимо постоянно совершенствоваться в умении использовать их в своей деятельности, чтобы сохранить интерес «искушенного зрителя» (ученика). Это заставляет учителя мыслить творчески, нестандартно, используя все новые приемы и методы, культивируя познавательную активность учащихся.
II. Т Е Х Н О Л О Г И Я О П Ы Т А
Технологическая сторона преподавания географии формирует у учащихся осознание своего места в мире, государстве и обществе, воспитывает любовь к своей стране и малой родине, побуждает бережно относиться к окружающей среде через понимание ее значения для жизни человека. Наивысшим результатом географического образования, по мнению автора опыта, должно стать ответственное отношение молодого человека к миру, в котором мы живем.
Исходя из этого, основной целью моего опыта «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках географии и во внеурочной деятельности как средство развития познавательной активности школьников» является как можно точнее, наглядней, глубже, интересней заложить фундамент познания окружающего мира, дать почву для географического самообразования, возбудить познавательный интерес к естественнонаучному поиску, а также развитие творческих способностей, логического мышления, пространственного воображения, необходимых для продолжения образования. Для достижения поставленной цели учителю в первую очередь необходимо работать над реализацией следующих задач:
- формирование положительной учебной мотивацией, что будет способствовать развитию стойкой познавательной активности на уроках;
- расширять научный и личностный кругозор обучающихся;
- обучать решению учебных проблем, способам анализа информации, увеличивать объем получаемых знаний;
- выполнять необходимые действия по поиску материалов, различных методов решения географических задач, формулировки своего мнения;
- тщательно осуществлять подбор учебного материала, подкрепляя его наглядностями и применением современных педагогических технологий;
- оправданно использовать применение средств информационных технологий при изучении географии, и осуществляя контроль качества знаний по предмету;
- как можно чаще использовать экскурсионный, натуралистический, краеведческий методы исследования окружающего мира;
- оценивать свои действия – и индивидуальные, и в группе (рефлексия, распределение ответственности, выявление ошибок и успехов);
- строить учебный процесс с учетом здоровьесберегающих технологий.
Сущность опыта заключается в создании условий для формирования интеллектуальных умений и познавательных навыков, творческой активности и самостоятельности учащихся через активное использование современных информационно-коммуникационных технологий в целях совершенствования личности школьников.
Одной из основных технологий организации учебной деятельности на уроках географии является коллективно-творческая деятельность (КТД). Эта форма работы по сути является системой ключевых мероприятий, целенаправленно управляемой учителем, направленная на комплексное решение задач как самой географической науки в частности, так и гармоничного развития личности в целом. Этот прием особенно большой вклад вносит в воспитание учащихся. Необходимо создавать такие проблемные ситуации на уроке, решая которые учащиеся воздействуют друг на друга преобразующее. Пример: ученический коллектив делится на группы, каждая из которых получает перечень заданий, ответы на которые должны предоставить в ограниченный срок. При этом наряду с правильностью ответов оценивается вклад каждого члена группы, что должен доказать капитан команды, представляя свою команду и давая ответ на вопросы. Каждая группа в процессе организации своей деятельности должна провести большую самоорганизационную работу: подобрать подходящее название команды, выбрать капитана, распределить вопросы между членами группы, оказывать взаимопомощь друг другу, поддерживать рабочий настрой и дисциплину внутри группы, организовать иерархию вопросов и членов команды. Ситуация игровой конкуренции за получение максимального количества баллов создает условия для продуктивной деятельности учащихся, организует их, заставляет играть по правилам, подчиняясь или лидируя, работать в коллективе, находить консенсус, считаться с мнением других членов команды, выбирать наиболее правильный и короткий путь достижения цели.
Опыт педагогической практики автора показал, что для достижения высокопродуктивного уровня деятельности учащихся на уроке географии следует основное время тратить не на решение задач, констатацию фактов, объяснение природы процессов или подачу готовых выводов, а на обучение способам получения решений, ответов, раскрытия причин, самостоятельных умозаключений. Причем, если проблемный вопрос на данном этапе не решается, то задачу предлагается упростить самим учащимся до тех пор, пока задача не будет решена. Затем осуществляется обратная процедура постепенного усложнения. В этом процессе упрощения и последующего усложнения задачи осуществляется взаимодействие учащихся с объектом деятельности и познания и формируется обобщенное умение подходить к выходу из любой проблемной ситуации.
Следует подчеркнуть, что главным принципом преподавания является концепция выучивания материала новой темы на самом уроке путем многократного промежуточного закрепления знаний и ответов на наводящие вопросы, формирования смысловых блоков, выполнения заданий по дидактическим карточкам, применения электронных средств обучения и контроля знаний, а дома детям остается лишь освежить полученные знания путем прочтения текста учебника, заучивания определений понятий и выполнения творческих заданий (на контурных картах, подготовка презентаций, проектов, докладов, сообщений и пр.). Этому усвоению сильно помогает великолепно оснащенный кабинет географии, содержащий практически все необходимые наглядные пособия и разнообразные электронные образовательные ресурсы (ЭОР). Благодаря грамотному руководству и плодотворной работе педагогического коллектива школа оснащена необходимыми средствами обучения и полностью компьютеризирована, включая наличие и активное использование локальной сети Интернет, что свидетельствует о соответствии образовательного учреждения требованиям к условиям реализации ФГОС в составе 32 школ области.
Невозможно себе представить урок географии без детального анализа нужной географической карты, а теперь уже и интерактивной. В процессе изучения того или иного региона России в тематике 9 классов учитель может выделять маркером на карте нужные территории, изменять послойную окраску карты, убирая или прибавляя объекты (лесистые территории, градусную сеть карты, пунсоны городов и т.д.), просматривать фотографии крупных региональных центров с приведенной ниже краткой характеристикой города. Учащиеся в свою очередь могут наносить на такую карту требуемые географические объекты или их названия, описывая географическое положение. Все это позволяет закрепить умения работать с картой, формируя необходимые универсальные учебные действия и способствуя самостоятельной деятельности.
Немаловажное значение имеет визуальное подтверждение слов учителя посредством демонстрации фрагментов фильмов о природе континентов в 7 классе. Также практическое значение имеет применение электронных учебников во всех классных профилях: краткое изложение учебного материала, сопровождается слайдами, схемами, таблицами, и дополняется разъяснениями диктора. Сформировать правильное представление о форме планеты, ее рельефе, расстоянии между географическими объектами помогает применение на уроке демонстрация 3-D атласа Земли. При подготовке сообщений, рефератов учащиеся могут использовать электронные справочники, ресурсы виртуального пространства.
Трудно переоценить применение интернет технологий учащимися в учебных целях и педагогами при подготовке к уроку, внеклассному мероприятию. С каждым годом усиливается значение интернета в коммуникативных целях. Пересылка электронной почты, интерактивное общение, участие в форумах, конференциях, интеллектуальных творческих конкурсах для современного ученика должно быть в порядке вещей, равно как и для учителя. Поэтому учебный процесс в нашей школе построен с учетом инновационных тенденций.
Комбинирование средств обучения является незаменимой частью каждого урока, делая его более доступным для понимания, ярким, надолго запоминающимся.
Важнейшей задачей географической науки является поиск путей решения глобальных проблем на региональном уровне, выявление особенностей природы, населения, хозяйства. Этим занимаются как ученые-географы, так и учителя географии, биологии, экологии, химии, проводящие со школьниками исследовательскую работу. Учитывая особенности современного этапа образования, важно активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся для решения данного вопроса, необходимо мотивировать их интерес к приобретению знаний, учить применять данные знания на практике. В нашей школе работает научное общество «Поиск», в составе которого функционирует научная географическая секция (НГС) «Меридиан». Главной целью общества является формирование у заинтересованных учащихся научного подхода при исследовании привычных явлений и процессов, привить навыки работы в камеральных и природных условиях. Одной из важных направлений работы секции является научное сотрудничество учителей географии, биологии, химии, ведущими исследовательскую работу со школьниками. В этом процессе важно умение навигации и использования разных информационных источников, анализ и комбинирование необходимых статистических данных, преобразование и отображение текстовой или числовой информации в графическую или картографическую форму. Здесь невозможно обойтись без использования ИКТ-технологий и соответствующих компьютерных средств обучения.
В задачи работы общества входит:
- разработка и проведение совместных исследовательских проектов по изучению природно-экономического комплекса города Губкина и Губкинского района;
- совместное участие в конкурсах исследовательских работ, конференциях, семинарах и т.п. с публикацией результатов работы.
Спектр исследований очень широк: различные природные объекты процессы и явления, последствия хозяйственной деятельности человека, населенные пункты и сельские администрации и Губкинский район в целом и т.д.
Результатом работы секции являются оформление исследовательских работ, которые в последующем принимают участие в городском этапе научно-практической конференции научных дебютов «Первые шаги». Например, исследовательская работа «Изучение понятий «погода» и «климат», исследование элементов погоды в районе МОУ «СОШ№1сУИОП» за период с 01 .01.2009 по 01.01.2010 года», заслужила диплом 3 степени. (Приложение №1).
Другим не менее важным направлением работы секции является регулярное участие в заочных Всероссийских конкурсах: «Познание и творчество», «Олимпиада «Созвездие», «Географический марафон», дистанционных олимпиадах «Олимпус», «Альбус» и др., лауреатами и участниками которых неоднократно становились члены НГС «Меридиан».
Сложно себе представить успешное участие в школьных и городских олимпиадах без постоянной кропотливой индивидуальной работы с учащимися, находя для них новые способы объяснения и раскрытия изучаемой темы с использованием информационных и компьютерных технологий. Разнообразие проверочной работы происходит путем использования новых электронных видов тестового контроля, использование разработок собственного опыта и заимствование опыта у видных деятелей географической науки. Весомый вклад вносит использование демоверсий заданий олимпиад разного уровня, размещенных на сайтах в сети «Интернет», а также при подготовке к ГИА и ЕГЭ.
Деятельность на уроке географии и во внеурочной деятельности с интерактивными устройствами позволяет сделать любое занятие динамичным, благодаря чему можно заинтересовать учеников на начальном этапе урока и поддерживать этот интерес на протяжении всего занятия.
Уже имеющийся опыт работы показал, что работа с интерактивными досками улучшает восприятие материала учащимися. Учащиеся считают, что работать с интерактивной доской гораздо интереснее, чем с обычной доской или печатным раздаточным материалом. Они признают, что интерактивный подход помогает принимать активное участие в уроке.
К преимуществам использования интерактивных досок можно отнести то, что учитель может располагать необходимые материалы внутри одного файла, связывая их гиперссылками. Воспроизведение аудио и видео материалов можно контролировать с помощью доски, проигрывая небольшие отрывки, если в этом есть необходимость. Замечания и добавления к файлу можно сохранять и использовать на следующих уроках или для повторения на том же уроке. Использование на уроке интерактивной доски позволяет производить быструю смену дидактического материала, активизировать процесс обучения.
Не следует забывать еще об одном важном средстве визуализации учебно-воспитательного процесса – медиапроекторе. Его ежедневное использование на уроках географии и во внеурочной деятельности помогает учителю многократно повысить уровень концентрации внимания и усвоения знаний учащимися.
Благодаря мультимедиа – технологиям учебный материал представлен ярко и увлекательно в виде разнообразных носителей информации, что способствует мотивации учебной деятельности школьников. В этом случае обучение строится в рамках личностно – ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности и интереса.
В педагогический обиход прочно входят новые понятия – компетентностный и системно-деятельностный подходы. Одним из направлений общеучебных умений и навыков является учебно – информационный. Поэтому за основу своей деятельности я взяла компьютерные технологии, которые в большей степени способствуют повышению эффективности процесса образования и воспитания социально – активной личности.
Поскольку основой педагогической деятельности является формирование универсальных учебных действий на уроках географии с использованием информационно-коммуникационных технологий и во внеурочное время, то для достижения цели были поставлены следующие задачи: способствовать овладению учащимся прочными и глубокими знаниями; развивать познавательные процессы; содействовать творческому развитию каждого ученика; способствовать воспитанию социально – активной личности посредством владения информационными и компьютерными средствами обучения, с использованием электронных образовательных ресурсов.
Программные средства (MS Power Point) позволяют быстро создать компьютерные слайды, тем самым оживить урок и сделать его доступным для восприятия. (Приложение №2).
Создание презентаций позволяют решить следующие информационные задачи: сформировать умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объемами информации; сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием ИКТ; сформировать навыки работы в команде, умение сформулировать задачу и оперативно ее решить; применять полученные знания в реальных жизненных ситуациях.
Для самоконтроля, оценивания учебной деятельности школьников на уроках географии используются контролирующие программы.
Проверка знаний при компьютерном обучении проводится автоматически, что, во – первых, экономит время, а во – вторых, позволяет снять человеческий фактор при оценке работ, делая результат более объективным. (Приложение 3).
Таким образом, эффективность образовательного процесса в информационном пространстве на уроках географии можно проследить через различные виды деятельности ее участников: использование электронных учебников; учебные презентации; слайд – тестирование; компьютерные игры; компьютерные тесты.
Использование информационных технологий на уроках географии позволили улучшить обработку изучаемого материала, сократить объем домашнего задания, уменьшив при этом учебную нагрузку на учащихся, способствуют развитию наглядно – образного мышления – все эти перечисленные факторы ведут к эффективности обучения.
Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий дает высокую положительную, эмоциональную удовлетворенность, развивает любознательность, сообразительность, речь, логическое и образное мышление. Дает возможность расширить и углубить уровень познавательной активности, пробудить у учащихся стремление к углубленному изучению учебного материала, повысить интерес к воспитательным мероприятиям, развивать творческие способности учащихся и является важнейшим условием повышения качества образования и воспитания, которые сложно добиться без оснащения материально-технической базы учебного кабинета. (Приложение 4).
Индикатором эффективности использования инновационных образовательных технологий служит сформированность умений школьников самостоятельно применять инновационные образовательные технологии в процессе выполнения творческих проектов, домашних заданий и в жизненных ситуациях.
Методические материалы, лучшие творческие работы учащихся, мультимедийные продукты размещаются на персональном сайте - http://nsportal.ru/vetrova-aleksandrra-vitalevna.
III. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА
Стремление построить процесс учения школьника с учетом этапов познавательной деятельности позволяет найти новый принцип организации процесса обучения, способствующий развитию творческой активности и, в конечном счёте, повышению качества знаний.
Качество знаний учеников классов, где преподает автор опыта, на протяжении многих лет остается высоким, о чем свидетельствуют результаты последних трех лет.
Учебный год | Количество обучающихся детей | Классы, в которых учитель работает согласно тарификации | Качество знаний в % |
География | |||
2009-2010 | 264 | 6 «А», 6 «Б», 7 «А», 7 «Б», 8 «А», 8 «Б», 9 «А», 9 «Б», 10 «А», 10 «Б», 11 «А», 11 «Б» | 97 |
2010-2011 | 249 | 6 «А», 6 «Б», 7 «А», 7 «Б», 8 «А», 8 «Б», 9 «А», 9 «Б», 10 «А», 10 «Б», 11 «А», 11 «Б» | 95 |
2011-2012 | 251 | 6 «А», 6 «Б», 7 «А», 7 «Б», 8 «А», 8 «Б», 9 «А», 9 «Б», 10 «А», 10 «Б», 11 «А», 11 «Б» | 94 |
Высокий уровень знаний обучающихся подтверждается результатами независимых тестирований, ЕГЭ и ГИА по географии.
Результаты сдачи ЕГЭ учащихся 11 классов
Класс | Кол-во учащихся | Средний балл | Средний балл школа | |
2010-2011 | 11А | 2 | 56 | 56 |
2011-2012 | 11Б | 1 | 66 | 66 |
Результаты государственной (итоговой) аттестации в новой форме
учащихся 9 классов
Учебный год | Класс | Кол-во уч-ся | Результаты | |||||||
На «5» | На «4» | На «3» | На «2» | |||||||
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | |||
2011-2012 | 9А, 9Б | 12 | 10 | 83% | 2 | 17% | - | - | - | - |
Владение классическими и инновационными подходами к проектированию форм и методов обучения позволяет автору опыта формировать у школьников устойчивость познавательного интереса к предмету.
Высокий познавательный интерес подтверждается активным участием школьников в олимпиадах по географии, что, безусловно, свидетельствует об эффективной работе учителя по формированию мотивации на результат в учебе и интерес к предмету.
Призеры предметных олимпиад за последние 3 года
Ф.И.О. | Год | Класс | Место | Уровень олимпиады |
Асалиева Полина | 2009 | 7А | 1 | Муниципальный |
Сучкова Ксения | 2009 | 11Б | 2 18 | Муниципальный Региональный |
Орехова Юлия | 2010 | 7Б | 2 | Муниципальный |
Гончаров Илья | 2010 | 8Б | 2 | Муниципальный |
Мишин Илья | 2011 | 9Б | 2 | Муниципальный |
Участие членов географической секции «Меридиан»
школьного научного общества «Поиск» в конкурсах
Наименование мероприятия | Уровень | Место | Год |
Национально – образовательная программа «Интеллектуально-творческий потенциал России» проект «Познание и творчество» | Всероссийский | лауреат | 2008-2009 |
лауреат | 2009-2010 | ||
Региональная научно-практическая конференция учащихся «Первые шаги» | Региональный | Диплом III степени | 2010-2011 |
В текущем году Александра Витальевна вошла в состав авторской школы Булгаковой Л.М., регулярно выступает на заседаниях городского методического объединения учителей географии, является активным участником обучающих семинаров для учителей школ города и района.
Ветрова А.В. принимала участие в работе по разработке банка разноуровневых тестовых заданий, входит в состав городской комиссии по проверке олимпиадных работ, в текущем учебном году являлась председателем жури по оцениванию исследовательских работ учащихся в ходе муниципальной конференции «Первые шаги в науке».
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Агапова Н.В. Перспективы развития новых технологий обучения. – М.: ТК Велби, 2005. – 247 с.
- Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Педагогика, 1997.
- Выготский, Л.С. Педагогическая психология – М.: Педагогика, 1991.
- Вильямс Р. и др. Компьютеры в школе. – М.: 1988.
- Желдаков М. И. Внедрения информационных технологий в учебный процесс. – М.: Новое знание, 2003. - 152 с.
- Журнал "Компьютер в школе" N1-6 1998 г.
- Мельникова, Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с
учениками. М.2002.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
- СелевкоГ.К., Басов А.В. Новое педагогическое мышление: педагогический поиск и эксперементирование.- Ярославль, 1991.
- Сластенин В.А. Педагогика.- М.: Академия, 2002. - 576 с.
- Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса.- Волгоград: Перемена, 1995.
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М: Омега-Л, 2004. - 215 с.
- Политика в области образования и новые информационные технологии. //Информатика и образование. – 1996.- № 5.
- Управление развитием школы/Под ред. М.М. Поташника, В.С. Лазарева.-М.: Новая школа,1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс Тема «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»
Тема «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»Цель мастер - клас...
Индивидуальный план самообразования: «Использование инновационных технологий на уроках ИЗО, во внеурочной деятельности как средство развития познавательной активности и творческого мышления обучаемых в соответствии с требованиями ФГОС ООО».
«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средс...
Обобщение опыта работы "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности и творческих способностей обучающихся"
Целью данной работы: обобщение педагогического опыта использования метода проектов для развития творческих способностей учащихся....
"Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности как средство развития экологической культуры личности"
Многолетний педагогический опыт и творческий поиск привел меня к выводу о том, что одним, из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры является организа...
Презентация :«Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности как средство развития экологической культуры личности"
Многолетний педагогический опыт и творческий поиск привел меня к выводу о том, что одним, из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры является организация учебно-исследовательско...
«Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности как средство развития экологической культуры личности
Многолетний педагогический опыт и творческий поиск привел меня к выводу о том, что одним, из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры является организация учебно-исследовательско...
Опыт работы "Развитие креативных способностей школьников средствами творческих заданий на уроках информатики и во внеурочной деятельности, как средство активации познавательной деятельности учащихся."
Опыт работы Развитие креативных способностей школьников средствами творческих заданий на уроках информатики и во внеурочной деятельности, как средство активации познавательной деятельности учащихся....