Пальчиковая азбука «Пальцы развиваем, буквы составляем!»
материал
Усвоение букв пройдет быстро и эффективно, если ребенок будет их запоминать в процессе занимательных пальчиковых упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovaya_azbuka.docx | 47.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Пальчиковая азбука «Пальцы развиваем, буквы составляем!»
Усвоение букв пройдет быстро и эффективно, если ребенок будет их запоминать в процессе занимательных пальчиковых упражнений.
Предлагаемая «Пальчиковая азбука»
— это система изображения букв русского алфавита с помощью пальцев рук. Такое построение закрепляет зрительно-пространственный образ буквы, способствует развитию психических функций, необходимых для изучения школьных программ:
— внимания, памяти, мышления;
— зрительно-пространственного восприятия и представления;
— мелкой моторики;
— речи;
— конструктивного праксиса.
Данные упражнения побуждают детей к творчеству, вызывают желание конструировать свои варианты букв. Игры с пальчиками активизируют работу мозгов, повышают мышечный тонус.
Пальчиковая азбука является одним из средств профилактики дислексии и дисграфии. Регулярно используя ее, можно добиться совершенствования навыков чтения: слияния слогов, плавного, безотрывного чтения слов.
Методические рекомендации:
1. Закрепите с ребенком названия пальцев рук.
2. Рассмотрите, какие пальцы принимают участие в построение буквы.
3. Прочитайте инструкцию, объясните ее ребенку.
4. Предложите ребенку построить букву по стихотворному описанию самостоятельно.
5. Проверьте правильность построения буквы по рисунку, стихотворному описанию или инструкции.
6. Предложите ребенку построить свой вариант буквы.
7. Закрепите азбуку, выполняя занимательные дидактические упражнения «Живое слово», «Допиши словечко», «Какая буква пропала?».
8. Попросите ребенка составить предложения с построенным словом – это способствует усвоению его лексического значения.
Внимание!
* ребенок должен строить буквы перед собой;
* познакомьте ребенка с правилами зеркала;
Для того чтобы показать построенную букву другому человеку, необходимо отвести ее вправо, если элементы буквы направлены влево (либо направленность отсутствует). Если элементы буквы направлены вправо, нужно отвести ее влево. Букву развернуть на 90 градусов.
Некоторые фрагменты пальчиковой азбуки
Буква А
Построй по инструкции
Указательные пальцы направлены вверх и соединены под углом.
Правая рука: пальцы располагаются так: средний соединяет середину указательных; безымянный и мизинец сомкнуты, их кончики упираются в ладонь; большой лежит на безымянном.
Левая рука: средний, безымянный, мизинец сомкнуты, их кончики упираются в ладонь; большой лежит на среднем.
Построй по стихотворению
Пальцы указательные
Ставим под углом.
Средний – перекладиной
Ровно ляжет в нем.
Буква Б
Построй по инструкции
Левая рука: пальцы располагаются так: указательный и большой образуют кольцо, соединяясь кончиками; остальные сомкнуты, слегка согнуты вправо и располагаются над кольцом.
Построй по стихотворению
Указательный с большим
Мы в кольцо соединим.
Остальные под углом
Над кольцом объединим.
Буква И
Построй по инструкции
Указательные пальцы направлены вверх.
Левая рука: пальцы располагаются так: средний соединяется с указательным правой руки подушечками; безымянный и мизинец сомкнуты, прижаты к ладони; большой лежит на безымянном.
Правая рука: средний, безымянный и мизинец сомкнуты, прижаты к ладони; большой лежит на среднем.
Построй по стихотворению
Указательные пальцы
Встали, словно уши зайца.
Левый средний чуть нагнулся,
Пальца правого коснулся.
Буква К
Построй по инструкции
Левая рука: пальцы располагаются так: указательный и средний разведены и направлены вправо; безымянный и мизинец согнуты и прижаты большим.
Правая рука: указательный соединяет основание разведенных пальцев левой руки.
Построй по стихотворению
Указательный и средний
Образуют галочку.
Правый указательный
Вверх направим палочкой.
Буква Л
Построй по инструкции
Пальцы располагаются так: указательные направлены вверх и соединяются подушечками; средние, мизинцы и безымянные прикасаются кончиками к ладони; большие лежат на средних.
Построй по стихотворению
Указательные пальцы
Под углом соединяют.
Остальные не мешают,
Их большие прижимают.
Буква Х
Построй по инструкции
Пальцы располагаются так: указательные перекрещиваются; большие прижаты к указательным; остальные пальцы согнуты и упираются кончиками в ладони.
Построй по стихотворению
Пальцы указательные
Умны и внимательны:
Только их слегка скрестили –
Букву Х изобразили.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пальчиковая гимнастика и стихи о звуках и буквах.
Пальчиковая гимнастика о звуках и буквах и стихи помогают детям лучше запомнить гласные, усвоить понятия "гласный", "согласный", "звук", "буква" и научиться их различать....
Пальчиковая гимнастика "Ищем буквы мы по свету"
На начальном этапе овладения письменной речью дети испытывают трудности в соотнесении акустического образа звука с зрительным образом буквы. С помощью стишка к этой гимн...
Практическое пособие родителям: Развиваемся играя "Пальчиковый театр"
Данное пособие предназначено в помощь родителям детей младшего возраста. Пособие может быть полезно как родителям, так и специалистам отделения и специалистам учреждений работающих с детьм...
Картотека пальчиковых игр "Пальчики играют, речь нам развивают"
В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики. Развитие и улучшение речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук...
Картотека пальчиковых игр «Шарик я в руках катаю, свои пальцы разминаю» (с массажным шариком Су-Джок)
В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики. Развитие и улучшение речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук...
Пальчиковые игры - речь на кончиках пальцев
пальчиковые игры...
Один, два, три, четыре, пять - вышли пальцы погулять. Пальчиковая гимнастика.
У детей с НОДА, как правило, тяжело развивается мелкая моторика рук и пространственная ориентировка. А развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления у ребёнка. Поэтому с такими дет...