Пальчиковая гимнастика и стихи о звуках и буквах.
методическая разработка по теме

Домбровская Наталья Дмитриевна

Пальчиковая гимнастика о звуках и буквах и стихи  помогают детям лучше запомнить гласные,  усвоить понятия "гласный", "согласный", "звук", "буква" и научиться их различать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пальчиковая гимнастика и стихи о звуках и буквах.

Для закрепления понятий «Гласный  звук»  я использую авторское универсальное стихотворение.

  В это стихотворение  на этапе изучения гласных можно добавлять любой гласный звук по мере их изучения. Главное, чтобы сохранялась рифма и был изучен гласный «Ы».                                                                                                                   

 Звуки ГОЛОСА польются,

 их  читаем, как поём,   (плавным движением руки дети показывают,     как льются звуки)

 Звуки  ГЛАСНЫМИ  зовутся,

 в каждом слове их найдём.

 А, О, У, Э, И, Ы – (дети загибают пальцы)

  ГЛАСНЫЕ  пропели мы.

Когда в подготовительной группе  знакомим детей с буквами в стихотворении можно заменить  понятие «ЗВУКИ»  на  понятие  «БУКВЫ» .И тогда наше стихотворение будет звучать так:

 

Звуки ГОЛОСА польются,

  их  читаем, как поём,   (плавным движением руки дети показывают,     как льются звуки)

  БУКВЫ   ГЛАСНЫМИ  зовутся,

  в каждом слове их найдём.

  А, О, У, Э, И, Ы – (дети загибают пальцы)

  ГЛАСНЫЕ  пропели мы.

 И уже при изучении «йотированных» в подготовительной группе  (кстати, их тоже можно добавлять по мере изучения, только сохраняйте  рифму)  это стихотворение может звучать так:

Звуки ГОЛОСА польются,

 их  читаем, как поём,   (плавным движением руки дети показывают,     как льются звуки)

 БУКВЫ   ГЛАСНЫМИ  зовутся,

 в каждом слове их найдём.

 А, О, У, Э, И, Ы – (дети загибают пальцы)

 ГЛАСНЫЕ  пропели мы.

Е,  Ё,  Ю,  Я-(дети загибают пальцы)

Их запомните, друзья!

10 гласных- 10 пальцев.

Для закрепления понятия «СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ»  использую такое четверостишие:

Во рту всегда преграда есть.

Их даже петь нельзя.

Мы их СОГЛАСНЫМИ  зовём

        Запомните, друзья!

И конечно же использую классическое, всем известное  двустишие о «Звуках» и «Буквах»:

ЗВУКИ мы произносим и слышим.

    А БУКВЫ  мы видим, читаем и пишем.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3-  М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...

Пальчиковая гимнастика "Ищем буквы мы по свету"

   На начальном этапе овладения письменной речью дети испытывают трудности в соотнесении акустического образа звука с зрительным образом буквы.  С помощью стишка к этой гимн...

Доклад на тему: «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика – основа правильного произношения звуков»

На сегодняшний  день  каждый второй ребенок имеет различные  нарушения речи. Несмотря на то, что в деревнях нет учителя-логопеда, дефектолога,  в  соответствии  с  о...

Артикуляционная гимнастика в стихах для свистящих звуков

В материале содержится картинный материал и стихи для артикуляционной гимнастики для группы свистящих звуков...

Артикуляционная гимнастика в стихах для группы шипящих звуков

В данном материале представлены стихи и картинки к упражнениям артикуляционной гимнастики для группы шипящих звуков...

Артикуляционная гимнастика в стихах для звуков Л и ль

В материале представлены стихи и картинки к упражнениям артикуляционной гимнастики...