Буклет "Игры на развитие фонематических процессов"
методическая разработка

Базилевская Светлана Витальевна

Базовой предпосылкой овладения правильным и грамотным письмом является развитый фонематический слух. Для чего нужен хороший фонематический слух? Развитие фонематического слуха - залог успешного овладения чтением и письмом, а в дальнейшем - и иностранным языкам. Каким же образом развивать у ребёнка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре.  Предлагаю Вашему вниманию игры, которые Вы можете использовать, отдыхая с ребёнком на даче, в парке или по дороге в транспорте. Всегда можно совместить «приятное с полезным» (представленный речевой материал может меняться).

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное казённое учреждение Иркутской области

«Специальная (коррекционная) школа для обучающихся

с нарушениями речи № 11 г. Иркутска»

664047, г. Иркутск, ул. Красных Мадьяр,102

Игры на развитие фонематических процессов

Серия «По совету логопеда»

Иркутск, 2020

Весёлое название

     Взрослый дает ребенку два кружка — красный и зеленый — и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное — красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко произносит звукосочетания:

                 

C:\Users\Светлана\Downloads\tmpf8aBiQ_html_64ed93fc (1).jpgC:\Users\Светлана\Downloads\tmpf8aBiQ_html_m77b32eb3.jpgC:\Users\Светлана\Downloads\tmpf8aBiQ_html_554cc1bc.jpg

Баман, альбом, витамин, клетка, паман, айбом, митанин, къетка, банан, аньбом, фитамин, клетта, банам, авьбом, виталим, тлетка.

Какое слово задумано?

     Взрослый показывает детям картинки и называет их, пропуская первый звук (…омашка), а ребенок произносит слово, выделяя пропущенный звук (ррромашка).

Поймай звук

     Предложите ребенку хлопать в ладоши (или топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх, приседать и т.д.), когда он услышит слово, в котором есть заданный звук.

Подскажи звук

     Взрослый предлагает детям договаривать последний звук (На солнышке грелся черноухий котено…К).

Какой звук есть во всех словах?

     Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть од вук есть во всех этих словах.

Продолжи слово

Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получить ин и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой з слово: па-пар, па-парк, па-паруса.

Математическая грамматика

Ребёнок должен выполнить действия, указанные на карточке и при помощи сложения и вычитания букв, слогов, слов, найти искомое слово. Например: с + том - м + лиса - са + ца = ? (столица).

Перестановки

Получение новых слов путем перестановки звуков и букв:

Пила – липа, палка – лапка, кукла – кулак, волос – слово, карп – парк, ручка – круча.

Найди слова в слове

На листе пишется длинное слово. Например: «Строитель»

Инструкция: «Возьми буквы из исходного слова, составь и запиши из них новые слова».

(строит, рот, сор, три, торт, стол, рис и т.д).

Главное: использовать только те буквы, которые есть в исходном слове!)

Уважаемые родители!

Базовой предпосылкой овладения правильным и грамотным письмом является развитый фонематический слух. Для чего нужен хороший фонематический слух? Развитие фонематического слуха - залог успешного овладения чтением и письмом, а в дальнейшем - и иностранным языкам. Каким же образом развивать у ребёнка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре.  Предлагаю Вашему вниманию игры, которые Вы можете использовать, отдыхая с ребёнком на даче, в парке или по дороге в транспорте. Всегда можно совместить «приятное с полезным» (представленный речевой материал может меняться)

Назови первый звук

     Взрослый произносит слово с интонационным выделением первого звука и кидает мяч ребенку, а тот называет первый звук в слове и перебрасывает мяч взрослому (Аня, азбука, арбуз, Ира, индюк, изюм, Оля, осень, утка, улица …).

Сложи слова  


    Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова, например:
[м][а] - ма; [н][о][с] - нос. 

 

Разбросай слово

Предложите ребёнку самому разделить слова на звуки: каша – К-А-Ш-А, дом – Д-О-М, бумага – Б-У-М-А-Г-А…

 

Скажи наоборот  


    Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.

Определи первый гласный звук  

     Произносите ребёнку слова, выделяя голосом первый гласный звук и попросите ребёнка назвать этот звук.

Зоркий глаз

     Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук.

 Что лишнее?

     Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа»… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

Чистоговорки

     Взрослый начинает, а ребёнок договаривает последний слог.


Ба-бо-ба - у дороги два стол... (ба).
За-зу-за - уходи домой, ко... (за).
Ти-ди-ти - на Луну ле... (ти).
Де-де-те - сядем в темно... (те).
Лю-лу-лю - лук зеленый я по... (лю).
Фе-ве-фе - посижу я на со... (фе).
 

Назови слова на звук …

     Взрослый предлагает ребёнку придумать слова на заданный звук.

Твёрдый – мягкий

Подбери мягкую пару словам: дал-даль, пыл-пыль, хор-хорь, угол-уголь, кон-конь.

В каком вагоне?

Ребёнку предлагается поезд с тремя вагонами, на которых схема места звука в слове, звук или буква. Ребёнок определяет, в каком вагоне поедут слова, в зависимости от расположения звука: в начале – первый вагон, в середине-второй, в конце- третий.

Подбери слова к схемам

Ребёнку  предлагают схемы, в соответствии с которой нужно подобрать слова: Буква = Звук (малина), Буква > Звук (пальма), Буква < Звук (юла).

Замени букву в слове»

 Заменить согласный звук в середине или начале слова так, чтобы получилось новое слово (маска – марка, банан – баран, лейка – рейка, кепка – репка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности коррекционной работы по развитию фонематических процессов в школе VII вида

ПРЕДСТАВЛЕНА СИСТЕМА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ПО КОРРЕКЦИИ ПРОЦЕССОВ ЗВУКО-СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА В ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ...

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста с ТНР.

Конспект занятия "Путешествие в осенний лес"  (подготовительная группа)...

«Использование активных игровых форм работы по развитию фонематических процессов у учащихся коррекционной школы VIII вида на воспитательском часу»

Игры, способствующие развитию фонематического  и звукового  восприятия, анализа и синтеза, фонематических представлений, а также развитию моторной координации, ловкости, точности движений, к...

Игры по развитию фонематических процессов, рекомендуемые для работы родителей с детьми дома

Игры,предлагаемые в статье,помогут родителям закрепить у детей навыки фонематического анализа,приучают внимательно вслушиваться в речь окружающих.Это улучшает протекание целого ряда речевых процессов....

Конспект логопедического развлечения по развитию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР, ЗПР, нарушение зрения).

Помимо занятий, в детском доме проводим различные мероприятия. Например, логопедические развлечения. Данный конспект развлечения из серии развлечений, посвященной развитию фонематических процессов у д...