Долго ли до беды?
презентация к уроку
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Число юных поклонников наркотиков год от года растет. Среди них — не только дети из неблагополучных семей, т. е. традиционная группа риска, но и внешне благополучные подростки, не вызывающие особых тревог у учителей и родителей . Наркотические вещества становятся привычными среди молодежи, плащ черного дурмана может накрыть любого ребенка — большого или маленького, мальчика или девочку. Тут же возникает вопрос: а когда нужно начинать воспитывать у детей устойчивость к пагубному соблазну? Возможно , наш ответ покажется неожиданным для многих взрослых. Но мы твердо убеждены — формировать антинаркотический «иммунитет» следует уже у дошкольников. И вот почему. Легче предупредить … Наркотики и дети ?!
В наши дни резко снижается возраст первого знакомства детей с наркотиками. Как свидетельствуют данные наркологических служб, 12 % несовершеннолетних потребителей дурмана попробовали пагубное вещество в 8—12 лет. А к 14—15 годам у каждого второго школьника в крупных российских городах уже имеется эпизодический опыт одурманивания. Между тем, золотое правило медицины — «болезнь легче предупредить, чем лечить» , — в полной мере справедливо и в отношении наркомании (к тому же, по мнению многих специалистов, наркомания практически неизлечима). Лучший способ профилактики — антинаркогенное воспитание. Это длительный и сложный процесс, затрагивающий многие стороны жизни малыша. Поэтому он должен начинаться задолго до того, как у ребенка появится реальная возможность встречи с наркотическим соблазном.
Исследования показывают: началу знакомства с наркотиками у молодых людей всегда предшествует использование алкоголя и курение. Вообще , все три группы веществ (алкоголь, никотин, наркотики) без всякого преувеличения могут быть названы родственниками: схож их механизм действия на организм, однотипны причины, по которым люди прибегают к ним. И недаром в народе говорят: «Курилка идет, горилку за собой- ведет». Приобщение к одному виду одурманивания — это своеобразное протаптывание дороги для другого . Существуют специальные термины: все формы одурманивания обозначаются словом наркотизм (повторимся, сюда относится и использование алкоголя, и курение, и применение наркотических и токсикоманических средств), а все виды одурманивающих веществ называются наркогенными . Поэтому ранняя профилактика наркотизма среди дошкольников и младших школьников должна носить комплексный характер, рассматривать вопросы предупреждения любых его проявлений . Важно, чтобы содержание педагогической работы строилось с учетом реальной наркогенной ситуации в среде несовершеннолетних. ПРИВИВКА ПРОТИВ ДУРМАНА
Как оказывается, большинство малышей впервые узнают вкус алкоголя в 5—7 лет, пробуют курить в 7—10 лет. Знакомство же с наркотическими и токсикоманическими веществами (как уже говорилось выше) происходит значительно позже. Поэтому при работе с дошкольниками основное внимание следует сосредоточить на профилактике наиболее реальных для этого возраста форм наркотизма. Вопросы , связанные с наркотиками и токсикоманическими веществами, рассматриваются лишь в самом общем плане (воспитатель сам решает, как и в каком объёме давать такую информацию). Но и полностью избегать этой темы не стоит. Ведь большинство детей к 5—6 годам уже наслышаны о существовании такого рода одурманивающих веществ. Особенность педагогической профилактики заключается в том, что она должна носить не запрещающий, а скорее, альтернативный характер. Конечно , нужно настойчиво формировать у ребенка представление о недопустимости одурманивания, но не менее важно показать, как без помощи одурманивающих веществ можно сделать свою жизнь интересной и счастливой . При организации профилактической работы следует соблюдать принцип «запретной информации».
Это значит, что полностью исключается использование сведений, способных провоцировать интерес детей к наркогенным веществам: например, рассказ о каких-то «привлекательных» свойствах различных одурманивающих веществ или о способах их применения . Предупреждение наркотизма должно быть тесно связано с воспитанием у детей общей культуры здоровья. Одурманивание , психологи неслучайно называют саморазрушающим поведением . Поклонник дурмана действительно разрушает свое тело и душу. Поэтому столь необходимо, чтобы уже в раннем возрасте дети хоть в какой-то степени понимали, насколько совершенен и уникален человеческий организм и что он заслуживает к себе самого внимательного и бережного отношения.
ОПАСНЫЕ УСТАНОВКИ Китайцы говорят: путь в десять тысяч ли всегда начинается с первого шага. А с чего начинается путь в пропасть наркотизма? Кажется , ответ очевиден — с первой выкуренной сигареты, выпитой рюмки вина и т. д. Однако прежде, чем человек реально познакомится с одурманивающим веществом, у него формируется определенное отношение к нему, так называемая установка. Именно она способна в дальнейшем провоцировать приобщение к одурманиванию или отказ от него. Формирование установок в отношении к наркотизации происходит очень рано, психологи считают, что их фундамент закладывается у ребенка уже в возрасте 3—5 лет. Установки имеют определенную структуру, включая в себя информационный, оценочный и поведенческий компоненты.
Что знают дошкольники о наркогенных веществах Как правило, к 5—6 годам детям известны названия различных одурманивающих веществ, особенности их внешнего вида, свойства (цвет, запах, консистенция). Малыши знают, как и при каких обстоятельствах используются некоторые наркогенные соединения (водку и шампанское пьют по праздникам, сигареты мама курит, когда нервничает, а папа, когда работает над чем-нибудь). Надо сказать, что сведения о наркотизации, которые имеются у дошкольников, весьма противоречивы. Конечно , им известно, что наркогенные вещества вредны для здоровья человека. Однако объяснить, в чем именно заключается этот вред, ребята не могут. И вот тут кроется весьма серьезная проблема. Дело в том, что, с одной стороны, малыши осведомлены о том, что курить, пить алкогольные напитки и т. п. вредно. С другой стороны, они ежедневно видят, что курят и пьют в разных обстоятельствах их родители и знакомые и никаких видимых негативных последствий это не вызывает. В сознании ребенка возникают несоответствующие представления — противоречия . Стремление преодолеть их (выяснить, в чем же правда) способно провоцировать раннюю наркотизацию. А откуда поступает к детям информация о наркогенных веществах и наркотизации? Прежде всего, конечно, из семьи.
Что делать взрослым? Большинство из нас вряд ли сможет совершенно отказаться от утренней сигареты или рюмки коньяка в морозный день... Но совершенно обязательно поговорить об этом с ребенком, рассказать, в чем заключается вред одурманивания, объяснить, почему папа или мама используют опасное для здоровья вещество и почему подражать им не стоит. И , конечно, постараться сделать так, чтобы ребенок не является постоянным очевидцем проявления вредных привычек взрослых (папа может и должен курить вне квартиры, ребенка не всегда полезно сажать за стол вместе со взрослыми гостями и т.д.). Значительную роль в информированности малышей по данной проблеме играют сведения, полученные от сверстников или более старших подростков. В детской среде обсуждаются весьма специфические вопросы: «положительные» свойства наркогенных веществ, их жаргонные обозначения . Кстати, в ходе нашего исследования выяснилось, что большинство дошкольников знают значение таких слов, как «кайф», «колеса» и т. д . Именно от своих знакомых-сверстников ребята впервые узнают о существовании самих наркотиков .
Безусловно, свою долю негативного влияния вносят и средства массовой информации. Многие кадры из «взрослых» фильмов часто могут служить своеобразной инструкцией по применению дурмана. Более того, зачастую без сигарет и рюмки не обходятся и герои мультфильмов. Специальных же передач, ориентированных на малышей и рассказывающих об опасности употребления наркогенных веществ либо до сих пор не существует, либо они мало кому известны . Итак, приходится признать — сегодня дошкольники и младшие школьники владеют довольно обширным объемом информации о наркотизме. К сожалению, при этом превалируют сведения, способные облегчать реальное знакомство с дурманом. Данные же, способные защищать от наркогенного соблазна, весьма незначительны .
Как относятся дошкольники к наркогенным веществам От чего зависит отношение детей к различным аспектам наркотизации? Прежде всего ребенок усваивает оценки наиболее значимых для него людей, пользующихся особым авторитетом. Понятно , что таким образцом для подражания являются родители. Так , к примеру, у малыша, чей отец курит, сам процесс курения тесно связывается с образом взрослого. Следовательно , отношение к этому виду одурманивания во многом будет зависеть от отношения ребенка к отцу . Установки взрослых по поводу использования алкоголя и курения в самом общем виде могут быть представлены четырьмя вариантами: полное неприятие (любые формы наркотизации исключаются), противоречивое , или амбивалентное (пусть посторонние поступают как хотят, но использование одурманивающих веществ в семье недопустимо), либеральное (в семье могут пить и курить, однако это не переходит границы «общепринятого»), патологическое (одурманивание происходит независимо от того, видит ли это ребенок или нет, при этом масштабы наркотизации явно превышают принятые нормы).
Как ведут себя дети по отношению к наркогенным веществам Зачастую первая проба алкоголя происходит дома, в семье. Иногда она носит характер «контрабанды»: дети тайком от родителей допивают, к примеру, вино из оставленной без присмотра рюмки. Порой ребенок по ошибке выпивает алкогольный напиток: «Я думал, что это — вода, компот...» Однако весьма часто знакомство ребенка с алкоголем происходит с одобрения родителей. Как правило, первый опыт использования дурмана оказывается неприятным. Ребенок остается разочарованным — он так много ждал от этого, действительность же обманула ожидания: кашель, слезящиеся глаза, головокружение — вот награда за проявленную «смелость». Часто пережитых неприятностей малышу оказывается достаточно, чтобы надолго избавиться от желания экспериментировать с наркогенными веществами. Однако негативный опыт может и подтолкнуть развитие событий — дошкольник будет стремиться доказать себе или окружающим, что он взрослый и запросто может делать то, что делают старшие .
Надо сказать, что на поведение ребенка в отношении к наркотизации способен влиять и специфический игровой опыт. Он есть практически у каждого малыша, участвующего в играх, связанных с резким изменением положения тела в пространстве. Неслучайно современные психологи советуют родителям очень осторожно относиться к играм, связанным с «кручением и верчением» малыша, и не злоупотреблять ими. Ведь ребята знают, что это — «вещества взрослых», «детям их использовать нельзя», поэтому могут скрывать желание попробовать запретный плод. Для того чтобы выяснить, что думает ребенок на самом деле, взрослый может предложить ему с помощью кукол разыграть ситуацию, в которой одному из участников настойчиво советуют попробовать то или иное вещество . Пусть ребенок выступит в роли персонажа, которому необходимо сделать выбор — согласиться или отказаться. Взрослый должен понимать, что знакомство дошкольника с дурманом может происходить и из-за того, что тот просто не умеет себя правильно вести в чрезвычайной ситуации. Малыш может знать, что алкоголь, курение опасны, высказывать намерение не пробовать «эту отраву» никогда, однако в случае настойчивого предложения подчиняется внешнему давлению. Действительно , ведь такая ситуация для ребенка является новой, незнакомой, а значит, ему гораздо труднее в ней ориентироваться, сопротивляясь наркогенному предложению.
Итак, подведем итоги. Основная цель педагогической профилактики наркотизма заключается главным образом не только, и далее не столько в том, чтобы предотвратить реальное знакомство ребенка с наркогенным веществом, сколько в том, чтобы сформировать у него личностный иммунитет к соблазну — твердые антинаркогенные установки. Для этого необходимо дать ему представление о негативных последствиях наркотизации для физического здоровья человека, его благополучия, научить правилам поведения, позволяющим преодолевать наркогенное давление со стороны окружающих. Чтобы сведения о негативном воздействии наркогенных веществ были восприняты малышом личностно, нужно в доступной форме познакомить его со строением и работой человеческого организма, объяснить, что несмотря на огромные возможности, таящиеся в нем, требуется постоянная забота о его состоянии. Хорошо на ярких примерах показать ребенку, как здоровье помогает людям добиваться успеха в жизни и почему оно является важнейшей личностной ценностью.
Педагогическая профилактика наркотизма предполагает развитие у дошкольника навыков социальной адаптации, ведь научив своего малыша общаться с друзьями, уверенно держаться в различных ситуациях, организовывать свое свободное время и т. д., взрослые сумеют наделено защитить его от наркогенного соблазна. Наркотизацию психологи недаром называют компенсирующей деятельностью. В сети к дурману первыми попадают дети, не умеющие найти себя в коллективе, стремящиеся любым путем завоевать признание, испытывающие трудности в общении со взрослыми или сверстниками. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что педагогическая профилактика наркотизма является одним из направлений единого процесса формирования личности, воспитания у ребенка высокой культуры жизни, стремления к саморазвитию и самосовершенствованию.
ЧТО МОЖЕТ ВЫЗЫВАТЬ ТРЕВОГУ Традиционно выделяют три группы факторов риска: биологические, психологические и социальные . 1.Дети страдающие наркогенной зависимостью, как правило, имеют различные нарушения здоровья, порождающие у организма ощущения физиологического дискомфорта (который может даже до конца не осознаваться малышом). Наркотизация при этом выступает как один из способов избавления от неприятных ощущений. Нарушения физического развития могут быть вызваны не только наркотизацией родителей, но и различными инфекционными заболеваниями, перенесенными ребенком, травмами, болезнями матери во время беременности и т. д . Все это также порождает ощущение нездоровья, а значит , может быть отнесено к факторам риска ранней наркотизации . 2.К психологическим факторам риска относятся так называемые возрастные ситуационно-личностные реакции детей на окружающее. Прежде всего здесь следует упомянуть о реакции имитации. Через стадию «маленьких обезьянок», копирующих определенного человека или образ, проходя практически все. Определенную роль в приобщении к наркотизации играет и реакция оппозиции. Дошкольник знает, что алкоголь и сигареты опасны, вредны. Однако использует их «назло» — для того, чтобы привлечь к себе внимание, «наказать» кого- то из членов семьи за грубость, несправедливость по отношению к себе.
Для многих старших дошкольников и младших школьников (главным образом, мальчиков) факторы внешнего мира, обладающие повышенной опасностью, зачастую оказываются весьма привлекательными. Таким образом малыш проверяет себя на прочность, пытается узнать, какой он, на что способно его тело. В силу возрастных особенностей мышления он нередко не в состоянии прогнозировать возможные плачевные результаты такого поведения. По этой же причине дети начинают экспериментировать с одурманивающими веществами, пытаясь испытать новые ощущения. И опасение за собственное здоровье не всегда способно выполнить здесь защитную функцию . Но у ребенка могут проявляться и индивидуальные черты, способные сделать его уязвимым к наркогенному соблазну . дополнительного внимания со стороны родителей и воспитателей требуют неусидчивые дети, которым трудно сосредоточиться на выполнении даже не очень сложного задания. Обычно их называют шалунами, непоседами. Однако такая непоседливость не столь уж и безобидна. Жажда легких развлечений становится неотъемлемой чертой характера. Но сами занять себя такие дети не могут и постоянно нуждаются в источнике развлечений, получении новых ощущений, в том числе и за счет одурманивания. Высок риск ранней наркотизации и для детей с завышенной самооценкой. Такой ребенок быстро адаптируется в «плохих» компаниях, легко соглашается на предложение попробовать наркогенное вещество . .
Наркотизация для истероидного ребенка служит одним из способов привлечения к себе внимания 3. Среди социальных факторов возникновения наркотизации самый главный — нарушение взаимоотношений в семье. Принято считать, что раньше попадают под влияние дурмана дети из неполных семей. Однако, как показывает практика, важна не столько формальная структура семьи, сколько характер отношений между ее членами. Подвержены ранней наркотизации дети из деформированных, распадающихся семей. Определенную роль в развитии наркотизации может сыграть и семейное воспитание по типу гипопротекции и гиперпротекции . Понятно , как отсутствие контроля и внимания со стороны родителей может спровоцировать раннее приобщение к одурманивающим веществам . Так и дети из гиперпротекционных семей сталкиваются с серьезными трудностями, когда они вынуждены встречаться с проблемой один на один. Попадая в непривычную обстановку, они легко поддаются влиянию сверстников, подчиняются любому внешнему давлению, в том числе и наркогенному .
Попробуем определить цену единичной встречи с дурманом. Даже маленький глоток алкогольного напитка, сделанный ребенком, способен оказать серьезное воздействие на его организм. Алкоголь быстро всасывается в кровь, поэтому опьяняющий эффект у детей возникает очень скоро. Вызвать угрозу здоровью и даже жизни может незначительная, с точки зрения взрослого, порция напитка, в которой содержится 20—25 г чистого спирта . Основные усилия по обезвреживанию алкоголя берут на себя печень и почки, но происходит это за счет разрушения их клеток, что в дальнейшем может спровоцировать заболевание печени. Мощный эффект оказывает алкоголь на структуры нервной системы . Он нарушает механизм восприятия и переработки импульсов нервными клетками, в связи с чем возникает специфическое ощущение «бесчувственности», нарушается координация движений. У ребенка механизмы регуляции психического состояния еще только формируются, поэтому даже незначительные дозы алкоголя способны вызвать неадекватное поведение: истерический хохот, панический страх, плач и т. д . И самое главное! Все, о чем говорилось выше, — это мероприятия по неотложной помощи. Ребенок остро нуждается в помощи врача. Обязательно следует вызвать специалиста . ПОЧЕМУ ЭТО ОПАСНО
А теперь посмотрим, чем чревато знакомство с сигаретой . В ней содержится более 400 газов, большинство из них чрезвычайно вредны для организма. Удивительно , но факт — негативный эффект, который оказывает сигарета на самого курильщика, меньше, чем вред, причиняемый курильщиком окружающим. Сигаретный дым, попадая в организм (при активном или пассивном курении) воздействует на слизистые стенки дыхательных путей и приводит к сужению сосудов . Сигаретный дым оказывает негативное воздействие и на органы очистки организма печень и почки, способен нарушить работу сердца . Значительному разрушительному воздействию подвергаются структуры нервной системы . Повышенное беспокойство, раздражительность проявляются не только у ребенка, самого попробовавшего сигарету, но и у малыша — пассивного курильщика. Нужно помнить и о том, что табачный дым — сильный аллерген . Постоянное его вдыхание делает иммунную систему ребенка весьма уязвимой и способствует возникновению различных аллергических заболеваний. По статистике, более чем у 70% детей-аллергиков родители курили.
РЕБЕНОК В АЛКОГОЛЬНОЙ СЕМЬЕ Дети, живущие в алкогольной семье, заслуживают особого разговора. Что же характерно для алкогольной семьи? (Возьмем на заметку, что все приведенные ниже признаки присущи и семьям наркоманов.) — Размытость, нечеткость границ норм поведения. Отрицание . В жизни алкогольной семьи так много построено на лжи, что ребенку становится очень сложно распознать правду . Недостаток тепла, любви членов семьи друг к другу. Сходство проблем алкогольных семей обуславливает сходство психологических проблем самих детей. В чем же они заключаются ? !» Дети оказываются жертвами двойного стандарта . Ребенок не чувствует себя защищенным ни в семье, ни за ее пределами. Ребенок не доверяет себе и не может адекватно оценивать самого себя. Страхи и дурные предчувствия являются постоянным фоном жизни ребенка в алкогольной семье. Малыш в алкогольной семье постоянно испытывает разочарования. Для детей алкоголиков характерно или слишком быстрое взросление, или инфантилизм. И то и другое служит своеобразной психологической защитой. Как правило, для детей из алкогольных семей характерна вера в определенные мифы. В некоторых же случаях ребенок старается как можно дольше оставаться «маленьким», демонстрируя свою несамостоятельность, беззащитность.
Можно сказать, что дети в алкогольной семье играют определенные роли . Мы перечислим наиболее типичные из них. Герой семьи, ответственный ребенок . Считает себя в ответе за все, старается сделать больше, чем может, стремится заслужить наивысшую оценку окружающих. Проблемный ребенок, «козел отпущения». Использует всевозможные способы для привлечения к себе внимания, бросает вызов окружающим своим поведением. Потерянный ребенок, кроткий ребенок . Держится изолированно от всей семьи, живет фантазиями. Сильно страдает от одиночества. Любит помогать оказавшимся в беде, свои же трудности считает не стоящими внимания. Любимец семьи, талисман семьи . Привыкает к постоянному вниманию и опеке со стороны взрослых, требует такого же внимания и от всех окружающих. Один и тот же ребенок может в разных обстоятельствах выбирать разные роли. Опасность заключается в том, что если такие дети вовремя не получат необходимую психологическую коррекцию, то в дальнейшем жизнь их будет крайне осложнена. Так, проблемный ребенок может стать неуправляемым скандалистом, «герой семьи» — сверхответственным, педантичным, взваливающим на свои плечи больше того, с чем может справиться, и т. д. Об этом нужно постоянно помнить взрослым, которым приходится общаться с детьми поклонников дурмана.
ВАРИАНТ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОТИЗМА СРЕДИ ДОШКОЛЬНИКОВ ИМЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Курс «Гномик Здоровячок и его друзья» Предлагаемый вашему вниманию куре состоит из 14 тем и рассчитан на детей 6-8л. Одна тема может рассматриваться на протяжении 2—3 занятий, в зависимости от проявляемого к ней интереса детей, ее значимости и важности. Продолжительность занятия составляет 25- 30 минут. Для каждого занятия разработан возможный план его организации, а в описании содержится необходимая педагогу информация и сведения, которые надо будет сообщить детям . Большое внимание в содержании курса уделяется формированию у ребят навыков эффективной социальной адаптации (умение общаться со сверстниками и старшими, умение преодолевать негативные эмоциональные состояния и т. д.). В организации педагогической профилактики наркотизма среди детей дошкольного возраста преобладают игровые формы: конкурсы, ролевые игры, соревнования. Такие методы наиболее соответствуют возрастным психологическим особенностям детей. Акцент на чувства, переживания делает предъявляемые малышам антинаркогенные нормативы личностно значимыми. Формирование негативного отношения к наркотизации осуществляется через воспитание у детей мотивации здорового образа жизни. Теплый эмоциональный фон занятиям придает присутствие сказочных персонажей, которые «проводят» эти занятия вместе с педагогом.
С чего начать Перед началом курса провести тестирование среди детей, позволяющее выявить особенности восприятия ими самой проблемы, о которой идет речь. Такая предварительная работа поможет решить целый ряд задач: выяснить, как дети относятся к различным наркогенным веществам, а, следовательно, и узнать, насколько актуальна профилактическая работа для каждого конкретного ребенка; выявить уровень информированности детей об аспектах наркотизма. Это, в свою очередь, позволит определить объем информации, который следует предоставить детям. Желательно , чтобы в ходе занятий им сообщался минимум новых сведений об аспектах наркотизма (за исключением данных о негативном воздействии наркогенных веществ на здоровье). Задача воспитателя — не столько информировать, сколько формировать отрицательные позиции в отношении к наркотизации . Результаты предварительного тестирования помогут найти общий язык воспитателю и родителям. Для проведения теста необходимо подготовить таблички с изображением различных веществ и продуктов, которые употребляются в обычной жизни: «вино», «молоко», «сигареты», «фрукты», «таблетки», «масло», «конфеты», «мясо». «творог», «торт» и т. п. (таблички с подчеркнутыми веществами должны быть обязательно).
Вопросы теста: Какие продукты могут помочь человеку стать здоровым? Какие продукты могут ухудшить здоровье человека? Какие вещества могут изменить настроение человека: сделать его грустным, печальным, злым? Какие вещества могут изменить настроение человека: сделать его веселым, озорным, смешливым? Какие вещества нельзя использовать никому и никогда? Какие вещества нельзя использовать детям, так как они опасны для их здоровья, а взрослым от них вреда не будет? Какие вещества можно использовать очень редко (при частом применении они могут навредить здоровью )? У каких веществ может быть приятный вкус, цвет, запах? Вкус каких веществ тебе знаком? ( Этот вопрос требует уточнения со стороны взрослого. Если ребенок отвечает, что пробовал алкоголь или курил, следует спросить, сколько раз и при каких обстоятельствах это происходило. Беседу нужно вести очень доброжелательно и не настаивать на ее продолжении, если ребенок неохотно отвечает на вопросы .) Какие вещества ты не пробовал, но попробуешь, когда станешь взрослым (если никто не узнает, если сможешь достать и т. д.)? 11. Какие вещества из тех, что нарисованы на табличках, ты видел (уточнить — где и при каких обстоятельствах ребенок сталкивался с одурманивающими веществами)? 12.- Видел ли ты, как другие люди используют эти вещества?
Оценка результатов тестирования При оценке результатов фиксируется, сколько раз и при ответе на какие вопросы дети использовали таблички «вино», «сигареты», «наркотики» (если это г термин был упомянут). Насторожить взрослого может выбор вышеупомянутых карточек при ответе на вопросы 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10. Чем больше число таких карточек, тем выше уровень сформированности у ребенка положительных установок в отношении наркотизации . СОДЕРЖАНИЕ Курс «Гномик Здоровячок и его друзья» С чего начать Вопросы теста Оценка результатов тестирования Содержание занятий курса Тема 1. Главное чудо света Тема 2. Как Черные Братья хотели мир завоевать Тема 3. Великие волшебники Тема 4. Главная одежда человека Тема 5. Физкульт-ура! . Тема 6. Полезно и вкусно Тема 7. Таинственный незнакомец Тема 8. Сказка о спящей царевне и не только Тема 9. Давай дружить
Тема 10. Моя семья Тема 11. Волшебная радуга Тема 12. Посеешь привычку — пожнешь характер Тема 13. Секрет Черных Братьев Тема 14. Мы сильнее Черных Братьев Тема 15. Спасибо — нет! Тема 16. Волшебный экзамен СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Волков А. Волшебник Изумрудного города. — М.,1978. Кэррол Л. Алиса в стране чудес и в Зазеркалье. — М., 1979. Макеева А. Педагогическая профилактика наркомании в школе. — М., 1999. Маршак С. Произведения для детей. Стихотворения. Сказки. Песни. Пьесы. Т. 1. — М.,1990. Научно-методическое пособие по реализации региональной программы «Планета детства» в средней группе детского сада. — Ставрополь, 1999. Ноев ковчег. Легенды, сказки, стихи и рассказы о животных народов и писателей мира (Составитель Э. И. Иванова). — М., 1993. Остер Г. Вредные советы. — М., 1994. Пушкин А. Сочинения. Т. 1. — М., 1955. Русский фольклор (Составитель В. Аникин). — М., 1986. Сент-Экзюпери Антуан де. Повести, рассказы, сказки. — Алма-Ата, 1982. Сказки зарубежных писателей. — М., 1986. Твен Марк. Собрание сочинений. Т. 4. —М., 1980 Чуковский К. Сказки. — М.,1966. Этика в начальной школе. (Сборник разработок учителей.) — Псков, 1998.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Бездна: Пьянство. Наркомания. СПИД. — М., 1988. Бенюмов В., Костенко О., Флорепсова К. Вред алкоголя, никотина, наркотиков. — Киев, 1989. Богданович J 1. Белый ужас. — М., 1988. Буянов М. Размышления о наркомании. — М., 1990. Габиани А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы. — М., 1990. Гепкова Л., Славков Н. Почему это опасно. — М., 1989. Колесов Д. Беседы об антиалкогольном воспитании. — М., 1987. Колесов Д. Не допустить беды. — М., 1988. Колесов Д. Предупреждение вредных привычек у школьников. — М., 1984. Корытин С. Тигр под наркозом. — М., 1991. Левин Б., Левин М. Наркомания и наркоманы. — М., 1991. Левин Б., Левин М. Не оступись... — М., 1988. Макеев Г. Рабы дурмана. — Волгоград, 1988. Ураков И. Наркомания: мифы и действительность. — М., 1990. Шевердин С. У опасной черты. — М., 1985. Ягодинский В. Уберечь от дурмана. — М., 1989 .
Спасибо за внимание! Успехов в работе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе. Мой долгий путь в профессию.
Эта работа принимала участие в конкрсе "Состоявшиеся в профессии" в Сети творческих учителей". В ней рассказывается о непростом пути, который я прошла прежде, чем стала учителем. Очень приятно, что я...
Долг и совесть
Презентация к уроку обществознания в 9 классе...
Здоровье – основа долгой, счастливой жизни .
В круговороте повседневной жизни мы часто забываем о том, что семья – главная школа воспитания. А мы, педагоги, лишь помогаем родителям в воспитании их детей.Состояние здоровья подростков.И классный р...
Эссе "По призванию, по долгу, по душе..."
Эссе о коллеге на конкурс "Учитель года Астраханской области - 2011"...
Мы очень любим и чтим память погибших ,немногих живых ветеранов. Тем, кто остался в живых, желаем долгих-долгих лет жизни, крепкого здоровьяТех,кто остался на полях боёв-вечная память!. Спасибо Вам за наше мирное время!
Наткнулась на фамилию одного человека.Не могу утверждать точно,но внутри что то ёкнуло,все совпадает с моим дедушкой ,которого я совершенно не знала,т.к. только родилась,но некоторые все же данн...
Долг. Человек долга
помочь осознать социальное и личностное значения понятия "долг"...
Методическая разработка урока литературы в 6 классе на тему «Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг (уровневая дифференцифция).
Методическая разработка урока литературы в 6 классе на тему «Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг (уровневая дифференцифция)....