Долг. Человек долга
классный час на тему
помочь осознать социальное и личностное значения понятия "долг"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dolg._chelovek_dolga.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
"Долг. Человек долга"
Задачи:
- Добиться осознания понятия «долг»
- Помочь осознать социальную, практическую и личностную значимость этого понятия
- Способствовать формированию чувства долга, ответственности перед Родиной, семьей, обществом
Предварительные задания для воспитанников при подготовке к занятию:
- Дать определение лексического значения слова «долг»
- Ответить на вопросы интервью:
- Как ты понимаешь слово «долг»?
- Как ты думаешь, с этим чувством рождаются, или оно воспитывается?
- Какой долг на сегодня ты исполняешь?
- Как ты считаешь, чего у человека больше: прав или обязанностей?
- Представь, что было бы, если было бы наоборот?
- Назови известные тебе виды долга?
- Как можно охарактеризовать человека с высоким понятием долга?
- Считаешь ли ты себя таковым? Почему?
- Хочется ли тебе иметь друзей, у которых развито чувство долга?
- Какие чувства, на твой взгляд, может испытывать человек, у которого есть ответственный друг, товарищ?
- Нужно ли чувство долга в семье?
- В чем оно проявляется?
- Продолжи фразу: «Человек долга – это …»
Оформление доски:
Попробуй исполнить свой долг,
И ты узнаешь, что в тебе есть.
Гете
Человек долга – это …
Ход занятия:
I. Классный час. Тема: "Долг. Человек долга"
Цели классного часа:
- ·Добиться осознания понятия «долг»
- ·Помочь осознать социальную, практическую и личностную значимость этого понятия
- ·Способствовать формированию чувства долга, ответственности перед Родиной, семьей, обществом
Предварительные задания для учащихся при подготовке к классному часу:
- ·Дать определение лексического значения слова «долг»
- ·Ответить на вопросы интервью:
- ·Как ты понимаешь слово «долг»?
- ·Как ты думаешь, с этим чувством рождаются, или оно воспитывается?
- ·Какой долг на сегодня ты исполняешь?
- ·Как ты считаешь, чего у человека больше: прав или обязанностей?
- ·Представь, что было бы, если было бы наоборот?
- ·Назови известные тебе виды долга?
- ·Как можно охарактеризовать человека с высоким понятием долга?
- ·Считаешь ли ты себя таковым? Почему?
- ·Хочется ли тебе иметь друзей, у которых развито чувство долга?
- ·Какие чувства, на твой взгляд, может испытывать человек, у которого есть ответственный друг, товарищ?
- ·Нужно ли чувство долга в семье?
- ·В чем оно проявляется?
- ·Продолжи фразу: «Человек долга – это …»
Оформление доски:
Попробуй исполнить свой долг,
И ты узнаешь, что в тебе есть.
Гете
Человек долга – это …
Ход занятия
I. Воспитатель
Чтение стихотворения М. Львова «Высота»
Комбату приказали в этот день
Взять высоту и к сопкам пристреляться.
Он может умереть на высоте,
Но раньше должен на нее подняться.
И высота была взята,
И знают уцелевшие солдаты –
У каждого есть в жизни высота,
Которую он должен взять когда-то.
А если по дороге мы умрем,
Своею смертью разрывая доты,
То пусть нас похоронят на высотах,
Которые мы все-таки берем.
Объявляется тема классного часа.
Что можно сказать о героях этого лирического произведения, связав их поступки с темой нашего разговора?
Надо ли говорить, что долг перед Отечеством – святыня человека. Надо дорожить этой святыней, как дорожит честный человек добрым именем, честью и достоинством своей семьи. Ведь только там, где есть негасимая любовь к великому и светлому, только там живет ненависть к врагу, готовность отдать жизнь во имя убеждений.
II. Воспитанник
В украинском селе Павлыш после войны жила женщина, у которой сын, муж и брат с первых дней сражались на фронтах. А второй сын, двадцатипятилетний мужчина, отец троих детей, остался в оккупированном селе и стал предателем. Однажды вечером к нему пришла мать. Выпроводив из дому внуков, она положила на стол перед сыном узелок и сказала: «Здесь заряженный пистолет. Дали верные люди. Я выйду из хаты, а ты застрелись… Или убей меня». У фашистского наймита не хватило духу ослушаться матери. Советская Армия освободила украинское село от оккупантов. Женщина получила три извещения о героической смерти: сына, мужа и брата…
III. Воспитатель
Воспитание любви к Родине начинается с материнской школы воспитания чувств. Мать со своей строгостью и несгибаемостью, своей непримиримостью и нетерпимостью ко злу, своим чувством собственного достоинства является нравственным, духовным властелином и повелителем семьи. Нет ничего прекраснее радости матери, склонившейся к младенцу, уснувшему на ее груди.
Нет любви сильнее материнской, нет нежности нежнее ласки и заботы материнской, нет тревоги тревожнее бессонных ночей и несомкнутых глаз материнских. «Если в сердце сыновнем загорится искра в тысячу раз меньше факела материнской любви, то и тогда эта искра будет всю жизнь гореть неугасимым пламенем», - гласит мудрое старинное изречение.
IV. Воспитанник
…В жаркий весенний день вывела гусыня своих маленьких желтеньких гусят на прогулку. Она впервые показывала деткам большой мир. Этот мир был ярким, зеленым, радостным: перед гусятами раскинулся огромный луг… Гусята были счастливы.
Они забыли о матери и стали расходиться по огромному зеленому лугу. Когда жизнь счастливая, когда на душе мир и покой, мать часто оказывается забытой. Тревожным голосом Гусыня стала созывать детей, но все они не слушались. Вдруг надвинулись темные тучи, и на землю упали первые крупные капли дождя. Гусята подумали: мир не такой уж уютный и добрый. И как только они об этом подумали, каждому из них вспомнилась мать. И вдруг каждому из них стала нужна, ой как нужна мать: они подняли маленькие головки и побежали к ней.
А тем временем с неба посыпались крупные градины. Гусята еле успели прибежать к матери, она подняла крылья и прикрыла своих детей. Потому что крылья существуют прежде всего для того, чтобы прикрывать детей, - об этом известно каждой матери, - а потом уж для того, чтобы летать. Под крыльями было тепло и безопасно… Им и в голову не приходило, что крыло имеет две стороны: внутри было и тепло и уютно, а снаружи холодно и опасно.
Гусята слышали как будто бы откуда-то издалека доносившийся грохот грома, вой ветра и стук градин. Им даже стало весело: за материнскими крыльями творится что-то страшное, а они в тепле и уюте.
Потом все утихло. Гусятам хотелось поскорее на зеленый луг, но мать не поднимала крыльев. Маленькие дети Гусыни требовательно запищали: выпускай нас, мама. Да, они не просили, а требовали, потому что если дитя чувствует крепкую, сильную материнскую руку, оно не просит, а требует. Мать тихо подняла крылья. Гусята выбежали на траву. Они увидели, что у матери изранены крылья, вырваны многие перья Гусыня тяжело дышала. Она пыталась расправить крылья и не могла этого сделать. Гусята все это видели, но мир снова стал таким радостным и добрым, солнышко сияло так ярко и ласково, пчелы, жуки, шмели пели так красиво, что гусятам и в голову не пришло спросить: «Мама, что с тобой?» И только один, самый маленький и слабый гусенок подошел к матери и спросил: «Почему у тебя изранены крылья?» Она тихо ответила, как бы стыдясь своей боли: «Все хорошо, сын».Желтенькие гусята рассыпались по траве и мать была счастлива…
V. Воспитатель
Беречь мать – значит заботиться о чистоте источника, из которого ты пил с первого своего дыхания и будешь пить до последнего мгновения своей жизни: ты живешь человеком и смотришь в глаза других людей как человек лишь постольку, поскольку ты навсегда остаешься сыном своей матери.
Дивчину пытает казак у плетня:
«Когда ж ты, Оксана, полюбишь меня?
Я саблей добуду для крали своей
И светлых цехинов, и звонких рублей!»
Дивчина в ответ, заплетая косу:
«Про то мне ворожка гадала в лесу.
Пророчит она: мне полюбится тот,
Кто матери сердце мне в дар принесет.
Не надо цехинов, не надо рублей,
Дай сердце мне матери старой твоей.
Я пепел его настою на хмелю,
Настоя напьюсь – и тебя полюблю!»
Казак с того дня замолчал, захмурел,
Борща не хлебал, саламаты не ел.
Клинком разрубил он у матери грудь
И с ношей заветной отправился в путь.
В пути у него помутилось в глазах,
Входя на крылечко, споткнулся казак.
И матери сердце, упав на порог,
Спросило его: «Не ушибся, сынок?»
VI. Воспитатель
Не может быть настоящим сыном своего Отечества тот, кто не стал истинным сыном своего отца и матери.
И сыну станет все постыло.
Поймет он, подавляя стон:
Обид, что мать ему простила,
Себе простить не сможет он.
Отец и мать, выполнившие свой долг перед Родиной, создают себе живой и нетленный памятник.
От чувства любви и уважения к матери к чувству готовности отдать все свои силы служению Отечеству – это та тропинка, идя по которой человек поднимается на вершину долга.
Познакомьтесь с мнениями одноклассников по поднятой проблеме и постарайтесь узнать, кому принадлежит интервью. (В конце записи каждого интервью учащийся, дававший ответы на вопросы, продолжает неоконченное предложение, записанное на доске: «Человек долга – это…».)
VII. Вывод
Воспитатель читает получившееся предложение, выражающее общее мнение детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока ""Фауст" Гёте - притча о человеке,о его долге,призвании и ответственности перед другими людьми"
В настоящее время актуальны вопросы применения в педагогической деятельности электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Учитель современной школы имеет широкие возможности ...
Классный час по теме:"Человек долга."
Классный час раскрывает перед учащимися глубину понятия "человек долга"...
Обогащение понятий совести и долга в процессе анализа темы «Человек и природа» Ч. Айтматова.
Встреча на уроках внеклассного чтения с прозой киркизского писателя, посвященной взаимоотношению человека с природой, способствует тому, что старшеклассники смогут увидеть новую грань философском ...
Мы очень любим и чтим память погибших ,немногих живых ветеранов. Тем, кто остался в живых, желаем долгих-долгих лет жизни, крепкого здоровьяТех,кто остался на полях боёв-вечная память!. Спасибо Вам за наше мирное время!
Наткнулась на фамилию одного человека.Не могу утверждать точно,но внутри что то ёкнуло,все совпадает с моим дедушкой ,которого я совершенно не знала,т.к. только родилась,но некоторые все же данн...
Человек долга и чести
Статья о видном политическом деятеле Кабардино-Балкарии Кокове В. М....
Методическая разработка урока литературы в 6 классе на тему «Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг (уровневая дифференцифция).
Методическая разработка урока литературы в 6 классе на тему «Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг (уровневая дифференцифция)....
Урок-киносценарий по повести Мустая Карима «Долгое-долгое детство»
В нетрадиционном уроке в течении одного урока совместно с учениками набросать сценарий фильма к повести «Долгое-долгое детство» М.Карима (выявить идею, построить комп...