Проект "Жить, чтобы помнить!"
проект

Шилина Ольга Владимировна

Данный проект направлен на раскрытие и формирование в ребёнке общечеловеческих нравственных качеств, приобщение к истории своей страны, воспитание эмоционально-действенного отношения и чувств к историческим событиям и участникам этих событий.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска «Детский сад № 423 комбинированного вида

«Золотой ключик»»

630132 г. Новосибирск, ул. 1905 года, 26. Тел.201-52-20, 221-82-63

П Р О Е К Т

Тема проекта: ЖИТЬ ЧТОБЫ ПОМНИТЬ

C:\Users\Detsad423\Desktop\патриотическое воспитание (2)\4NhpxpH2VIdoXQFkuoLdOkCGvEMDKFAPYcvdicV9.jpeg

                                                        Авторы: Воспитатель Ельцова Елена Викторовна

                        Воспитатель Шилина Ольга Владимировна

г. Новосибирск

                                                 2020г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение. Постановка проблемы

2. Актуальность

3. Цель, задачи

4. Ресурсы, необходимые для реализации проекта

5. Этапы реализации проекта

6.  Минимизация рисков

7. Описание продукта, полученного в результате реализации проекта

8. Критерии и показатели эффективности реализации проекта.

9. Литература

10. Приложение

  1. ВВЕДЕНИЕ

Одним из составляющих аспектов патриотического воспитания дошкольников подразумевает взаимодействие взрослых (союз родителей и педагогов) и детей, направленный на раскрытие и формирование в ребёнке общечеловеческих нравственных качеств, приобщение к истории своей страны, воспитание эмоционально-действенного отношения и чувств к историческим событиям и участникам этих событий.

Проведённый анализ основной образовательной программы дошкольной организации по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» и опрос родителей показывает, что вопрос о методике организации деятельности, направленной на формирование нравственно-патриотических чувств остаётся открытым, поскольку не достаточно организовано взаимодействие с семьями.

Проблема состоит в том, что при недостаточном взаимодействии со взрослыми и недостаточном воспитании эмоционально-действенного отношения к историческим событиям Великой Отечественной войны, у детей недостаточно формируется   патриотическое чувство, чувство уважения и гордости за свою страну! События прошлого века уходят все дальше в историю, и услышать о Великой Отечественной войне из первых уст сейчас почти невозможно. Подвиги прошлого живут благодаря воспоминаниям. Если не передавать историю своим детям, Великая Отечественная война останется на страницах учебников как исторический факт, и не более.

Опрос участников  образовательного процесса показал, что 73% педагогов готовы заниматься инновационной деятельностью в рамках проекта, 53% родителей высказали свою заинтересованность в данном вопросе, но не предложили конкретной помощи в совместном проведении мероприятий, дети на 94% готовы играть в игры военной тематики и заботится о дедушках и бабушках.
            Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года”

«5. Правительству Российской Федерации при разработке национального проекта в сфере образования исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить: а) достижение следующих целей и целевых показателей:

…воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.»

        Каждый год наша страна погружается в атмосферу единства и сплоченности. Праздник Победы – хороший повод рассказать детям о войне, её героях.  Для современных родителей годы с 1941 по 1945 – это время, которое у многих забрало бабушек, дедушек, прабабушек или прадедушек. В один день закончилось детство у тех, кому мы обязаны своим детством. Наши родители делились с нами воспоминаниями, а мы должны передать эстафету памяти последующему поколению.  

  1. АКТУАЛЬНОСТЬ

Наши дети растут, и следует чаще задумываться о том, какие люди из них вырастут и, что мы - взрослые можем сделать для того, чтобы они росли добрыми, отзывчивыми, ответственными по отношению ко всем людям своей страны. Дети всё реже и реже слышат о подвигах, событиях Великой Отечественной войны. С течением времени всё забывается, забываются люди, которые переживали эти сложные годы, а мы не должны забывать какой ценой нам досталась победа!

С введением   федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в систему дошкольного образования, меняются требования и к структуре Программы, и её объёму, к условиям реализации Программы, результатам освоения программы. Требования стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров. На помощь приходит метод проекта, который является одним из основных и эффективных методов, который может помочь дошкольнику наиболее полно, решить поставленные задачи.

Педагогическое решение этой проблемы состоит в том, чтобы помочь ребёнку соприкоснуться с историей Великой Отечественной войны, через литературу, музыку, игру и художественно- продуктивную деятельность, обеспечить фундамент, для воспитания у него патриотических чувств.

О войне должны знать дети любого пола. Война — это целый период из жизни мужчин и женщин, мальчиков и девочек. Это героизм и самоотверженность дедов, отцов, сыновей и братьев, но вместе с тем – крепость духа, забота и стойкость бабушек, матерей, дочерей, сестер.  

 Рассказать о войне могут близкие родственники ребенка. Родителям нужно поддерживать педагогов в решении данной проблемы, а не возлагать эту сложную тему только на воспитателей. Детей можно приобщать к изучению Великой Отечественной войны разными способами: посещать с ребенком вечный огонь, аллею славы, памятники героям в своем городе; ходить на парад Победы 9 мая; просить бабушек и дедушек, родившихся в военные или послевоенные годы, рассказать о своих воспоминаниях из детства; показывать награды своих родственников в войне, показать фронтовые письма, фотокарточки, если они сохранились; делать с детьми поделки к празднику Победы для утренника в детском саду или для своих родных; читать книги о войне.

Наша общая история не должна пропасть с годами, воспитатели, родители, должны передавать эту память детям, а наши дети будут рассказывать о войне нашим внукам. Никто не будет забыт, пока мы с вами помним.
 

  1. Цель проекта: Создание условий для развития нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста, воспитание любви к Родине, уважения к героическому прошлому своего народа, к истории своей семьи. Создание «Книги памяти» участников Великой Отечественной войны в детском саду.

Задачи:

  • Создать развивающую предметно – пространственную среду, способствующую обогащению представлений детей о ВОВ
  • Формировать у дошкольников интерес к историческим событиям времён ВОВ, развивать патриотические чувства гордости, эмоциональную отзывчивость.
  • Установить партнёрские отношения с семьями воспитанников, задействовать родителей в мероприятиях патриотической направленности.
  • Способствовать развитию детской инициативности и самостоятельности в проектной деятельности

4. РЕСУРСЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Нормативно- правовые

  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
  • Конвенция о правах ребенка
  • Конституция Российской Федерации
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Минобразования России 17.10.2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования"
  • Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства».
  • Указ Президента РФ от 07.05.2018 г № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
  • Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. №1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»» (ред. от 14.08.2019 г.)
  • Постановление Правительства РФ от 29 марта 2019 г. № 373 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие образования»»
  • Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (с изм. от 25 декабря 2014 г., 5 августа 2016 г.)
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 июля 2015 г. № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»

Материально-технические

Дидактические материалы: Наглядно-дидактическое пособие- Рассказы по картинкам «Великая Отечественная война» в произведении художников; «Военные профессии»; «Военная техника», набор картинок с героями ВОВ.

 Игры, картины, фотографии.

Худ.литература: «Брат мой в армию идет», В. Орлов; «Галина мама», С. Георгиевская; «Арбузный переулок», В. Драгунский; «Андрейка», В. Осеева; «Стальное колечко», К. Паустовский; «Шинель», Е. Благинина; «Кукла», Г. Черкашин; «Главное войско», «Памятник солдату», «Твои защитники», Л. Кассиль; «Землянка», А. Митяев.
 

Проектор, ноутбук, муз. Центр, костюмы

Кадровые

Воспитатели гр., музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре

Информационно-методические

-Александрова Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий.  - Волгоград: Учитель, 2007. - 203 с.

  1. -Тимофеева Л.Л. Метод проектов в ДОУ / Л.Л. Тимофеева// Управление ДОУ. – 2011. – № 3. – С. 22–28.

-Гладкова Ю. А. Метод проектов в руководстве работой по нравственно - патриотическому воспитанию. «Ребёнок в детском саду»

-Методические основы нравственного воспитания. [Электронный ресурс] - Режим доступа.- URL: http://www.moi-detsad.ru/metod46-1.html

-Оверчук Т.И. Воспитательная система «Маленькие россияне» / - М.: 2014.- 56с.

-«Проекты в работе с семьей»: Методическое пособие. Давыдова О. И, Майер А.А., Богославец Л. Г.   – М.: ТЦ Сфера, 2012 г.-128 с.

Картины, фотоальбомы.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: январь-май 2020г.

 УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

  • Педагогический коллектив образовательного учреждения;
  • Семьи детей, посещающих дошкольное учреждение;
  • Воспитанники, посещающие дошкольное учреждение (среднего и старшего возраста);

5. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Этап

Содержание

Срок реализации

1

Диагностико - организационный

- Опрос родителей;

- определение направления деятельности;

- определение видов деятельности;

- ознакомление с нормативной базой;

- утверждение плана работы;

- анализ материально-технической базы,

- сбор учебно-методической информации

январь

2

Деятельностный

  1. Организации предметно - пространственной среды:
  • Оформление в группе «Стены Славы» с портретами родственников   –участниках ВОВ, портреты с героями Новосибирской области (портрет Александра Ивановича Покрышкина).
  • Оформление тематических уголков: «Дети герои», «Парад победы», передвижная выставка художественной и периодической литературы посвящённой военно-патриотической тематике, выставка репродукций картин художника-новосибирца Вениамина Карповича Чебанова.
  1. Организация встречи детей и педагогов с Орловой Людмилой Матвеевной, жительницей блокадного Ленинграда, творческим человеком.
  2. Подготовка к конкурсу «Песни опалённые войной».

Проведение соревнований между группами «Победу посвящаем прадедам!».

  1. Включение в НОД и совместную деятельность:
  • бесед с рассказами о подвигах людей в ВОВ: «Герой нашего города» (А.И.Покрышкин), «Маленькие герои», беседы по прочитанным литературным произведениям о Великой Отечественной Войне
  • чтение Художественной литературы о подвиге народа
  • проведение конкурса чтецов «Всем тем, кто выжил в ту войну…»
  • рассматривание картин;
  • прослушивание песен времён ВОВ
  • художественно-продуктивная деятельности;
  1. Организация экскурсии в музей истории Железнодорожного района, по теме празднования 75-летия победы
  2. Участие в торжественном шествие, проводимом в рамках нашего сада «Бессмертный полк».
  3. Участие в акции «Окна победы»
  4. Работа с родителями:
  • по организации детско-родительских проектов: Сбор информации, подготовка рассказов об родственниках - участниках ВОВ  
  • помощь родителей в изготовлении поделок, рисунков.
  • участие в подготовке к конкурсу «Песни опалённые войной»

февраль-апрель

3

Аналитико-презентационный

Презентация детских проектов поделок, рисунков, семейных альбомов.

Оформление «Книги памяти» посвящённой родственникам семей-участникам ВОВ

май

6. МИНИМИЗАЦИЯ РИСКОВ

Трудности применения проекта

Меры, принятые для их минимизации

Неготовность, нежелание педагогов к организации и участию в проектной деятельности

Обучающий семинар «Технологии проектной деятельности». Ознакомление с методиками работы с детьми в проектной деятельности. Проведение собраний с обсуждением плана работы, встреч с ветеранами и «детьми войны»

Психологическая незрелость или нежелание дошкольников работать на творческом уровне

Создание благоприятной эмоциональной атмосферы на НОД, привлечение к работе родителей

Недостаточная подготовка детей к конкурсу «Песни, опалённые войной»

Повторение номеров, привлечение родителей в подготовке костюмов

Невозможность проведения праздника 9 мая, шествия «Бессмертного полка» в связи карантином или погодными условиями

Размещение портретов на окнах д/с, с последующим внесением их в «Книгу памяти д/с

Трудности в организации конкурса рисунков к 9 мая,

Сбор творческих работ и трансляция ч/з сети интернета,

Трудности оформления и участия в акции «Окна победы»

Призвать родителей к принятию участия в акции семьёй, в оформлении своего окна

  1. КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
  1. Рост активного участия родителями в мероприятиях, организуемых детским садом: праздников, конкурсов, собраний.
  2. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности.
  3. Положительное общественное мнение о воспитании дошкольников в ДОУ.
  4. Количество детей и их семей, охваченных партнёрскими отношениями, вовлечённость в социально-значимые проекты при формировании патриотических чувств у дошкольников.
  5. Уровень знаний о ВОВ у детей дошкольного возраста.
  6. Отношение дошкольников к событиям ВОВ, её участникам, к Родине.
  7. Эмоциональная сопричастность к собственной деятельности и деятельности других детей.

8. ОПИСАНИЕ ПРОДУКТА, ПОЛУЧЕННОГО В РЕЗУЛЬТАТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

          Решая педагогические задачи в процессе обучения дошкольников в одной из бесед с детьми мы рассказывали друг другу о том, как мы ходили на парад Победы и дети делились впечатлением об увиденном на параде. Дети рассказывали о военной технике, солдатах. Один из ребят рассказал детям о том, что участвовал с бабушкой в акции «Бессмертный полк» и пообещал принести штандарт с изображением своего дедушки, чтобы показать ребятам героя великой отечественной войны - своего дедушку, который когда-то защищал нашу Родину от врагов. Многие дети выразили сожаление, о том, что они ничего не знают о своих родственниках-героях войны и выразили желание тоже поучаствовать в акции «Бессмертный полк».

         Данная проблема и легла в основу проектной деятельности, которая получила название: «Жить чтобы помнить!»

В результате реализации данного проекта нами были созданы 

условия, обеспечивающие успешную реализацию системы мероприятий направленных на патриотическое воспитание детей, развитие любознательности, познавательной деятельности. Дети приобрели умения работать самостоятельно, умение рассуждать, принимать решения. У детей появился устойчивый интерес к историческим событиям Великой отечественной войны, к родственникам - участникам Великой Отечественной войны. Установились партнёрские отношения педагогического состава детского сада с семьями воспитанников; была создана развивающая предметно - пространственная среда; параллельно с решением задач проекта дети успешно усвоили основную образовательную программу дошкольного образования МКДОУ д/с № 423;

         Продуктом данного проекта стали детские индивидуальные проекты-презентации о героях своей семьи и изготовление штандартов для участия 9 мая в торжественной акции «Бессмертный полк», которые стали героями «Книги памяти», созданной на базе д/с.

          В ходе реализации проекта дети самостоятельно проявляли инициативу в сборе информации о своих родственниках и инициировали помощь родителей в сборе информации о родственниках-участниках ВОВ.   Дети приняли участие в индивидуальных проектах-презентациях. В ходе чтения художественной литературы, бесед о детях войны дети нередко проявляли чувство сопереживания героям рассказов. Во время проведения спортивного мероприятия «Победу посвящаем прадедам!» демонстрировали неподдельную гордость во время награждения. Активно принимали участие в открытом итоговом мероприятии с гордостью узнавали своих дедушек и бабушек на «Стене славы», с участием отнеслись к изготовлению «Вечного огня» и награждению Георгиевской лентой детей – участников проекта «Жить чтобы помнить!» Со стороны многих родителей звучали слова благодарности за поддержку инициативы детей узнать историю своей семьи. Стоит отметить, что к большому сожалению были семьи, которые остались к данной проблеме, решаемой данным проектом равнодушными. Но это ещё раз доказывает, что работу по теме гражданско-патриотического воспитания нельзя оставлять без внимания! Ведь способность сопереживать, семейственность, память поколений, благодарность потомков - это залог думающего, любящего свою страну гражданина.

           

                                                 Список  литературы

    1. Аблитарова А. Р., Ястребцова А. О.  Воспитание нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста посредством основ патриотических чувств // Вопросы дошкольной педагогики. - 2015. - №2. 

   

    2. Александрова  Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий.  - Волгоград: Учитель, 2007. - 203 с. -  [Электронный ресурс] - Режим доступа. – URL:  https://piratebooks.ru/threads/sistema-patrioticheskogo-vospitaniya-v-dou-planirovanie-pedagogicheskie-proekti-razrabotki-tematicheskih-zanyatiy-i-scenarii-meropriyatiy.180760/ ( дата обращения 29.09. 2019 ).

    3 . Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2016. - 256 с.  

   4. Вераксы  Н. Е.,  Комаровой  Т.С.,  Дорофеева  Э.М.  «От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного обучения. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2019. - [Электронный ресурс] - Режим доступа. – URL:  https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/ot_rojdeniya_do_shkoly.pdf ( дата обращения 29.09.2019 )

    5. Виноградова А.М.  Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников - М.: 1999. - 215с. [Электронный ресурс] - Режим доступа.-  URL: https://sheba.spb.ru/shkola/vospit-nrav-1989.htm (дата обращения 29.09.2019 )

   6. Воспитание в вопросах и ответах. [Электронный ресурс] - Режим доступа. – URL: http://www.portal-slovo.ru  (дата обращения 29.09.2019 )

    7. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». [Электронный ресурс] - Режим доступа. :URL:http://static.government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf 

     8. Гладкова Ю. А. Метод проектов в руководстве работой по нравственно - патриотическому воспитанию. «Ребёнок в детском саду» - 2008. - №2. [Электронный ресурс] - Режим доступа.- URL: https://dovosp.ru/magazine_child_in_kindergarten/rds-02-2008 (дата обращения 29.09.2019 )

    9.  Егоров С.Ф. «Ушинский К.Д. Педагогические сочинения» В 6 т. Т. 1/.  - М.: Педагогика, 1998.

     10. Ермакова Т.В. «Воспитание чувств патриотизма у дошкольников»/ Методист. – 2014. — № 3. – С. 66–68.

     11. Зобова Р.А.  Козлова. А.А.  «Будущее России в молодежном сознании»  - СПб.: Атлант, 2013. - 258с.

     12. Знакомим детей с малой Родиной. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL:  http://ap2004.alledu.ru/document/380/839 (дата обращения 29.09.2019).

      13. Методические основы нравственного воспитания. [Электронный ресурс] - Режим доступа.- URL: http://www.moi-detsad.ru/metod46-1.html (дата обращения 29.09.2019)

      14.Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. [Электронный ресурс] - Режим доступа.- URL: http://www.portal-slovo.ru (дата обращения 29.09.2019)

       15. Оверчук Т.И. Воспитательная система «Маленькие россияне» / - М.: 2014.- 56с.

       16.  Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 N 1493 (ред. от 20.11.2018) "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы". [Электронный ресурс] - Режим доступа.- URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192149/(дата обращения 29. 09. 2019 )

      17. Потаповская  О.М  // Дошкольное воспитание.  Духовно-нравственное воспитание детей и родителей: содерж., методики, новые формы.   - 2006. - №1 [Электронный ресурс] - Режим доступа.- URL: http://irbis.gnpbu.ru/Aref_2015/F0003290.pdf (дата обращения 29. 09. 2019 )

      18. Патриотическое воспитание. Шаламова Е.И // Ребёнок в детском саду. - 2017. - №6.

 19. Писарева А.Е., Уткина В.В. Живем в «Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ. Методическое пособие. - М.: Сфера, 2017. - 128с.

      21. Содержание нравственно-патриотического воспитания в ДОУ. [Электронный ресурс] - Режим доступа.- URL: http://festival.1september.ru/articles/411706/ (дата обращения 29.09.2019)

      22.ФГОС ДО. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 [Электронный ресурс] - Режим доступа.- URL: https://fgos.ru/ 

      23. [Электронный ресурс] - Режим доступа.- URL:  https://razvivashka.online/vospitanie/rasskazat-detyam-o-voyne?fbclid=IwAR2qq2at13U1ThW3Eg7u66KW_0Hs55t8Tb4jAoIEPbCNx6Zb9mp_J-sCg3M


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знать, чтобы помнить! «Краю – 75: помним, гордимся, наследуем!»

Разработка Единого Всекубанского классного часа «Краю – 75: помним, гордимся, наследуем!» в 10-11 классах. Форма классного часа: презентация фото-летописи «Помнить, забыть нельзя»  с просмот...

«Знать, чтобы помнить. Помнить, чтобы не повторить». (История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР).

Конспект интегрированного урока литературы и истории в 11 классе. Урок затрагивает очень непростую тему - отношение современной молодёжи к проблеме репрессий....

Литературно-музыкальная композиция "Чтобы помнили...Чтобы поняли..."

Литературно-музыкальная композиция, в которой охвачены все стороны жизни на войне: любовь, семья, дети на войне, женщины на войне. Разработка будет полезна при подготовке мероприятия, посвященного Дню...

Сценарий внеклассного мероприятия "Знать, чтобы помнить, помнить, чтобы гордиться"

Данная разработка относится к категории материалов по военно- патриотическому воспитанию. Она  поможет классному рководителю подготовить и провести мероприятие с учащимися, посвящённое героям Гра...

"Чтобы помнили, чтобы поняли" (75-й годовщине победы в Великой Отечественной войне посвящается)

Литературно-музыкальная композиция направлена на воспитание патриотизма у молодого поколения. Мероприятие посвящено памяти павших на полях сражений....

Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню Победы «Чтобы помнили... Чтобы поняли...»

Сценарий литературно-музыкальной композиции (в рамках отчетного мероприятия кружковой деятельности)...


 

Комментарии

Ольга Михайловна Соловьёва

спасибо за работу с детьми. такого глубокого проникновения в тему давно не встречала. желаю профессионального роста и творческих успехов

Княжева Татьяна Викторовна

Замечательный проект приобщения к истории страны детей дошкольного возраста

Пензина Евгения Викторовна

Очень нужный проект, направленный на развитие патриотизма.