«Значение музыкального воспитания в формировании социального опыта у детей с ОВЗ»
статья

«Значение музыкального воспитания в формировании социального опыта 
у детей с ОВЗ»

В эстетическом воспитании учащихся музыке и пению отводится одно из центральных мест. Причина в том, что музыкальные занятия, уроки музыки и пения наравне с другими учебными предметами способствуют активному формированию социального опыта детей и, особенно, детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Музыка и пение отражают в полной степени действительность – действительность в звуковых, художественных образах, в смысловом значении содержания песен, различных по жанру. Это и частушки, заклички, дразнилки, колыбельные, русские народные и обрядовые песни, эстрада, городской романс, патриотические, бардовские или авторские песни, классические произведения – всего и не перечислить! Это богатейшее музыкальное творчество и, в особенности, наше русское, национальное, доброе, извечно древнее и молодое наследие – всё способствует расширению общего кругозора а, как следствие – обогащение социального опыта детей.

Чем раньше ребёнок с отклонениями в развитии включится в музыкально-коррекционную деятельность, тем быстрее произойдут положительные изменения личности и активнее будут преодолеваться имеющиеся нарушения, как в интеллектуальном направлении, так и в развитии эмоционально-волевой сферы. Надо отметить, что музыка благотворно влияет на физические процессы организма, способствует развитию всех нервных процессов, тем более, что у детей с ОВЗ имеются нарушения либо грубые, либо негрубые всех видов речи, памяти, слуха, восприятия, внимания, представлений, воображения, мышления и т.д.

Используемый музыкальным руководителем или учителем иллюстративный материал, литературные произведения, сведения исторического характера, поэзию, живопись, русское народное творчество – все вместе вышеперечисленное, делают восприятие детей глубоким и полным, а приобретённые знания, которые наши дети получают только в школе – способствуют накоплению и формированию социальных знаний.

Учителю музыки и пения, организатору внеклассной работы, педагогу дополнительного образования, воспитателю надо чётко представлять особенности и задачи организации музыкально эстетического воспитания учащихся которые включают в себя:

-воздействие через музыку на нравственный облик учащегося;

-развитие творческой активности с учётом индивидуальных возможностей и особенностей каждого ребёнка;

-совмещение эмоций и действий детей в одно целое;

-пробуждение интереса ко всем видам музыкальной деятельности;

-расширение музыкального кругозора;

-осуществление педагогического воздействия на организацию досуга учащихся, на развитие у них художественного вкуса;

-проведение диагностических срезов музыкальных способностей детей и соответствующую корректировку работы с ними;

-осуществление личностно-ориентированного подхода при распределении нагрузки детям в том или ином мероприятии;

-пропагандирование музыки, музыкальных произведений, организация музыкально-театрализованных представлений;

-способствование развитию необходимых черт и качеств характера, уверенности в себе, умение преодолевать застенчивость, скованность, повышенную эмоциональность, развитие самостоятельности, общительности, ответственности, чувства коллективизма и т.д.

-стимулирование к занятиям музыкальной культурой разных направлений.

Все задачи помогут нашим воспитанникам расширить свои творческие задатки, компенсировать и скорригировать то, что не было заложено или никогда не развивалось до школы.

В формировании социального опыта большое значение могут иметь праздники, творческие вечера, музыкальные беседы, музыкальные гостиные, конкурсы и многое другое по темам:

- календарные: «День Знаний», «День Учителя», «Новый год», «День Защитника Отечества», «Международный женский день – 8 марта», «День Победы», «Последний звонок» и др.;

- народные: «Кузьминки», «Рождество», «Масленица», «Пасха», «Вербное воскресенье» и др.»

- спортивные,

- театральные игры, игры драматизации;

- кукольный театр;

- тематические (сезонные, по литературным произведениям, о писателях, поэтах, композиторах, художниках и др.);

- концерты (творческие отчёты, вечера)

- музыкально-интеллектуальные игры (муз/лото, муз/викторины, «Угадай мелодию» и др.);

- коллективные «Дни рождения», музыкальные КВНы, КВД и др.

Праздники – это то, без чего вообще немыслима жизнь, поэтому наша задача – педагогов, специалистов коррекционной школы, муз/работников – сделать так, чтобы каждый праздник оставил в душе воспитанника добрые воспоминания, которое непременно будет востребовано во взрослой самостоятельной жизни. Этот процесс замечателен ещё и тем, что детям на праздниках не отводится роль лишь пассивных исполнителей. Настоящий праздник (познавательное мероприятие) возможен только при творческом участии всех и каждого, учеников, педагогов, воспитателей. Процесс сотворчества, а это и есть организация досуга, позволяет решать ещё и аспекты социальной адаптации учащихся спец/коррекционной школы. Воспитанники постигают мудрость взрослого мира, накапливая социальны опыт только тогда, когда чувствуют себя изобретателями, первооткрывателями, поэтому фантазия ребёнка – обязательные условия любого мероприятия. Участвуя в концертах, праздниках, инсценировках, встречаясь с ребятами из других школ дети обогащаются навыками, впечатлениями, закрепляют на практике полученные теоретические знания.

Уроки муз/культуры и различные музыкальные мероприятия, инсценировки, муз/игры, упражнения, танцы тренируют двигательный аппарат, укрепляют координацию движений, развивают осанку, равновесие, работают на свободу движений, снимают мышечное напряжение, развивают дыхание, формируют ловкость, чёткость, пластичность, выносливость, что также относится к приобретению социального опыта ещё в школе.

В целях укрепления здоровья и нервных процессов воспитанников необходимо хорошо знать конституцию, физиологию каждого ребёнка. Например, гиперактивные дети успокаиваются музыкой умеренного темпа, снижающего возбуждённое состояние коры головного мозга. («Жаворонок» М. Глинки, «Лебедь» Сен-Санса, «Серенада» Шуберта и др.)

Заторможенные дети нуждаются в стимулирующей музыке, в произведениях подвижного и быстрого характера – («Смелый наездник» Шумана, «Марш деревянных солдатиков», «Камаринская», «Вальс цветов» П. Чайковского и др.) Хорошим материалом для воспитания у школьников уважения к труду как основного социального условия в жизни детей может стать специально подобранный музыкальный материал, праздники тематические вечера, посвящённые труду. Это и народная музыка, песни о профессиях, которые можно усложнять творческими заданиями (имитация профессиональных движений), использование сказок-инсценировок, например «Репка», где пробуждаются самые человеческие чувства – взаимопомощь, трудолюбие, старание, усердие – то есть вся азбука нравственности. И это тоже приобретение социального опыта. Посредством таких занятий и мероприятий можно решить один из важных жизненных аспектов – воспитание глубокого уважения к любой трудовой деятельности, людям труда, к трудовым делам, привитие трудовых навыков детям, побуждение к будущему выбору профессии. Ограниченность интеллектуального развития и физические недуги и аномалии не позволят нашим детям в будущем выступать на профессиональной сцене, а вот в школе – они артисты, певцы, танцоры, музыканты. Это и самоутверждение, и самовыражение, и стремление к самосовершенствованию.

По теории и вопросам социальной адаптации и реабилитации детей с ОВЗ срабатывает педагогический принцип: музыка радует – музыка воспитывает. Музыка создаёт хорошее, приподнятое настроение, влияет на моральный облик детей, воспитывает самые гуманные чувства. Занимаясь пением и музыкой, ребята становятся активнее, инициативнее, дисциплинированнее, отличаются самостоятельностью, коммуникабельностью, аккуратностью. Музыка активизирует, стимулирует, способствует исправлению, ослаблению, сглаживанию дефектов психического и физического развития в целом. Очень бы хотелось верить в это, надеяться и желать своим воспитанникам в ОВЗ благополучия в дальнейшей самостоятельной жизни.

На уроках пения и музыки используется обязательно и словесный метод. Активизируя внимание детей, педагог объясняет содержание музыкальных произведений, знакомит с биографией композитора или поэта, а рассказ должен быть понятным, содержательным, лаконичным, эмоциональным. Кроме этого проза, поэзия и музыка используется как эффективный эмоциональный фактор воздействия на весь организм ребёнка. В целом активизируется и пополняется словарный запас детей, речь обогащается новыми определениями, эпитетами, образными выражениями. В наше сложное время, с многочисленными криминальными проявлениями, значимость эстетического воспитания на этой основе – формирование социального опыта детей с ОВЗ является просто необходимым. По силе воздействия на формирующийся, растущий организм, искусство, музыка, пение, живопись, поэзия обладает большими воспитательными возможностями и уникальным средством формирования художественных творческих способностей детей. А также искусство обладает и большим оздоровительно-развивающим потенциалом. Как отмечали ещё в древности, воздействие музыки и искусства, в целом, на общее состояние и настроение человека было и остаётся великим до сих пор. Безусловно, таковое воздействие на детей с ОВЗ очень и очень благотворно и надо верить, что благотворным останется и после окончания школы. Л.С.Выготский также отмечал, что эмоциональное благополучие ребёнка, во многом решается с помощью музыки, пения и искусства в целом. Дети с ОВЗ нуждаются, как никто из других детей, именно в эмоциональном благополучии, искусство помогает ребёнку почувствовать свой успех, возможно первый и единственный, помогает в попытке самореализоваться, добиваться гармонии с собой, в себе и с окружающими.

В связи с социальной адаптацией учащихся с ОВЗ в основе эстетического и в частности музыкального воспитания заложены основные принципы:

-коррекционная направленность; 
-оптимистическая перспектива; 
-индивидуализация и дифференциация процесса обучения; 
-комплексное обучение на основе передовых психолого-медико-педагогических технологий.

Чтобы следовать этим принципам и ради осуществления их педагогу необходимо разбираться в структуре аномального развития личности ребёнка; оценивать уровень музыкальных творческих возможностей, характер эмоциональных и поведенческих нарушений. Педагог должен учитывать также уровень индивидуального развития, уровни интеллектуального, психического и музыкального развития воспитанников, интенсивность формирования музыкально-слуховых представлений, практических умений и навыков, накопление первичных знаний и представлений о музыке.

Мы видим, что музыка и пение являются предметами со строгой практической направленностью, как и другие предметы учебной программы, потому что содержат материал необходимый детям для социальной адаптации. Усвоение через пение нравственно-эстетических норм и формирование способности к сопереживанию, умение различать добро и зло, уважать труд, бережно относиться к живой природе, с нежностью обращаться с близкими, быть уважительными со взрослыми и со сверстниками – эти и ещё ряж положительных навыков, которые могут быть заложены с помощью музыки и пения, музыкальных занятий, праздников. Надо помнить и учитывать тот факт, что для формирования социального опыта учащимися в процессе музыкального воспитания является накопление и обогащение жизненных впечатлений, наличие накопленного достаточного эмоционально-чувственного и художественного опыта.

Ещё один аспект данной проблемы в том, что важно расширять, насколько возможно, кругозор детей – и музыкальный, и общий за счёт постепенного увеличения объёма информации, хотя это и общеизвестный педагогический принцип, а также обеспечить усвоение содержания предлагаемого материала, работать над целостным видением воображаемых героев музыкальных произведений, образов, характеров героев, пробуя после прослушивания делать собственные выводы, обсуждать, спорить, доказывать, высказывать своё мнение, поскольку муз/произведения расширяют представления об окружающей жизни, вводят в особый мир чувств, эмоциональных открытий, переживаний души (насколько это возможно у детей с ОВЗ), вовлекают в творчество, в фантазию. Здесь можно использовать игровые задания типа «Слышу – воображаю!», «Вижу – воображаю!» и др.

Коррекционная работа с детьми показывает эмоциональные состояния (радости, тревоги, печали, удивления и др.), и именно музыка поможет детям научиться этим эмоциональным проявлениям. Это надо знать, это надо испытывать и по-настоящему – учась этому воспитанники опять же накапливают социальный опыт.

Подытоживая рассуждения на тему накопления социального опыта с помощью музыки и пения, надо сказать, что только целостная, целенаправленная, комплексная и взаимосвязанная работа в условиях коррекционного обучения и практической направленности даст положительные результаты. Работа педагогов важна, ответственна, морально трудна, но трудимся мы ради наших детей, которые должны стать не изгоями, а полноценными членами общества.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Значение музыкального воспитания в формировании социального опыта 
у детей с ОВЗ»

В эстетическом воспитании учащихся музыке и пению отводится одно из центральных мест. Причина в том, что музыкальные занятия, уроки музыки и пения наравне с другими учебными предметами способствуют активному формированию социального опыта детей и, особенно, детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Музыка и пение отражают в полной степени действительность – действительность в звуковых, художественных образах, в смысловом значении содержания песен, различных по жанру. Это и частушки, заклички, дразнилки, колыбельные, русские народные и обрядовые песни, эстрада, городской романс, патриотические, бардовские или авторские песни, классические произведения – всего и не перечислить! Это богатейшее музыкальное творчество и, в особенности, наше русское, национальное, доброе, извечно древнее и молодое наследие – всё способствует расширению общего кругозора а, как следствие – обогащение социального опыта детей.

Чем раньше ребёнок с отклонениями в развитии включится в музыкально-коррекционную деятельность, тем быстрее произойдут положительные изменения личности и активнее будут преодолеваться имеющиеся нарушения, как в интеллектуальном направлении, так и в развитии эмоционально-волевой сферы. Надо отметить, что музыка благотворно влияет на физические процессы организма, способствует развитию всех нервных процессов, тем более, что у детей с ОВЗ имеются нарушения либо грубые, либо негрубые всех видов речи, памяти, слуха, восприятия, внимания, представлений, воображения, мышления и т.д.

Используемый музыкальным руководителем или учителем иллюстративный материал, литературные произведения, сведения исторического характера, поэзию, живопись, русское народное творчество – все вместе вышеперечисленное, делают восприятие детей глубоким и полным, а приобретённые знания, которые наши дети получают только в школе – способствуют накоплению и формированию социальных знаний.

Учителю музыки и пения, организатору внеклассной работы, педагогу дополнительного образования, воспитателю надо чётко представлять особенности и задачи организации музыкально эстетического воспитания учащихся которые включают в себя:

-воздействие через музыку на нравственный облик учащегося;

-развитие творческой активности с учётом индивидуальных возможностей и особенностей каждого ребёнка;

-совмещение эмоций и действий детей в одно целое;

-пробуждение интереса ко всем видам музыкальной деятельности;

-расширение музыкального кругозора;

-осуществление педагогического воздействия на организацию досуга учащихся, на развитие у них художественного вкуса;

-проведение диагностических срезов музыкальных способностей детей и соответствующую корректировку работы с ними;

-осуществление личностно-ориентированного подхода при распределении нагрузки детям в том или ином мероприятии;

-пропагандирование музыки, музыкальных произведений, организация музыкально-театрализованных представлений;

-способствование развитию необходимых черт и качеств характера, уверенности в себе, умение преодолевать застенчивость, скованность, повышенную эмоциональность, развитие самостоятельности, общительности, ответственности, чувства коллективизма и т.д.

-стимулирование к занятиям музыкальной культурой разных направлений.

Все задачи помогут нашим воспитанникам расширить свои творческие задатки, компенсировать и скорригировать то, что не было заложено или никогда не развивалось до школы.

В формировании социального опыта большое значение могут иметь праздники, творческие вечера, музыкальные беседы, музыкальные гостиные, конкурсы и многое другое по темам:

- календарные: «День Знаний», «День Учителя», «Новый год», «День Защитника Отечества», «Международный женский день – 8 марта», «День Победы», «Последний звонок» и др.;

- народные: «Кузьминки», «Рождество», «Масленица», «Пасха», «Вербное воскресенье» и др.»

- спортивные,

- театральные игры, игры драматизации;

- кукольный театр;

- тематические (сезонные, по литературным произведениям, о писателях, поэтах, композиторах, художниках и др.);

- концерты (творческие отчёты, вечера)

- музыкально-интеллектуальные игры (муз/лото, муз/викторины, «Угадай мелодию» и др.);

- коллективные «Дни рождения», музыкальные КВНы, КВД и др.

Праздники – это то, без чего вообще немыслима жизнь, поэтому наша задача – педагогов, специалистов коррекционной школы, муз/работников – сделать так, чтобы каждый праздник оставил в душе воспитанника добрые воспоминания, которое непременно будет востребовано во взрослой самостоятельной жизни. Этот процесс замечателен ещё и тем, что детям на праздниках не отводится роль лишь пассивных исполнителей. Настоящий праздник (познавательное мероприятие) возможен только при творческом участии всех и каждого, учеников, педагогов, воспитателей. Процесс сотворчества, а это и есть организация досуга, позволяет решать ещё и аспекты социальной адаптации учащихся спец/коррекционной школы. Воспитанники постигают мудрость взрослого мира, накапливая социальны опыт только тогда, когда чувствуют себя изобретателями, первооткрывателями, поэтому фантазия ребёнка – обязательные условия любого мероприятия. Участвуя в концертах, праздниках, инсценировках, встречаясь с ребятами из других школ дети обогащаются навыками, впечатлениями, закрепляют на практике полученные теоретические знания.

Уроки муз/культуры и различные музыкальные мероприятия, инсценировки, муз/игры, упражнения, танцы тренируют двигательный аппарат, укрепляют координацию движений, развивают осанку, равновесие, работают на свободу движений, снимают мышечное напряжение, развивают дыхание, формируют ловкость, чёткость, пластичность, выносливость, что также относится к приобретению социального опыта ещё в школе.

В целях укрепления здоровья и нервных процессов воспитанников необходимо хорошо знать конституцию, физиологию каждого ребёнка. Например, гиперактивные дети успокаиваются музыкой умеренного темпа, снижающего возбуждённое состояние коры головного мозга. («Жаворонок» М. Глинки, «Лебедь» Сен-Санса, «Серенада» Шуберта и др.)

Заторможенные дети нуждаются в стимулирующей музыке, в произведениях подвижного и быстрого характера – («Смелый наездник» Шумана, «Марш деревянных солдатиков», «Камаринская», «Вальс цветов» П. Чайковского и др.) Хорошим материалом для воспитания у школьников уважения к труду как основного социального условия в жизни детей может стать специально подобранный музыкальный материал, праздники тематические вечера, посвящённые труду. Это и народная музыка, песни о профессиях, которые можно усложнять творческими заданиями (имитация профессиональных движений), использование сказок-инсценировок, например «Репка», где пробуждаются самые человеческие чувства – взаимопомощь, трудолюбие, старание, усердие – то есть вся азбука нравственности. И это тоже приобретение социального опыта. Посредством таких занятий и мероприятий можно решить один из важных жизненных аспектов – воспитание глубокого уважения к любой трудовой деятельности, людям труда, к трудовым делам, привитие трудовых навыков детям, побуждение к будущему выбору профессии. Ограниченность интеллектуального развития и физические недуги и аномалии не позволят нашим детям в будущем выступать на профессиональной сцене, а вот в школе – они артисты, певцы, танцоры, музыканты. Это и самоутверждение, и самовыражение, и стремление к самосовершенствованию.

По теории и вопросам социальной адаптации и реабилитации детей с ОВЗ срабатывает педагогический принцип: музыка радует – музыка воспитывает. Музыка создаёт хорошее, приподнятое настроение, влияет на моральный облик детей, воспитывает самые гуманные чувства. Занимаясь пением и музыкой, ребята становятся активнее, инициативнее, дисциплинированнее, отличаются самостоятельностью, коммуникабельностью, аккуратностью. Музыка активизирует, стимулирует, способствует исправлению, ослаблению, сглаживанию дефектов психического и физического развития в целом. Очень бы хотелось верить в это, надеяться и желать своим воспитанникам в ОВЗ благополучия в дальнейшей самостоятельной жизни.

На уроках пения и музыки используется обязательно и словесный метод. Активизируя внимание детей, педагог объясняет содержание музыкальных произведений, знакомит с биографией композитора или поэта, а рассказ должен быть понятным, содержательным, лаконичным, эмоциональным. Кроме этого проза, поэзия и музыка используется как эффективный эмоциональный фактор воздействия на весь организм ребёнка. В целом активизируется и пополняется словарный запас детей, речь обогащается новыми определениями, эпитетами, образными выражениями. В наше сложное время, с многочисленными криминальными проявлениями, значимость эстетического воспитания на этой основе – формирование социального опыта детей с ОВЗ является просто необходимым. По силе воздействия на формирующийся, растущий организм, искусство, музыка, пение, живопись, поэзия обладает большими воспитательными возможностями и уникальным средством формирования художественных творческих способностей детей. А также искусство обладает и большим оздоровительно-развивающим потенциалом. Как отмечали ещё в древности, воздействие музыки и искусства, в целом, на общее состояние и настроение человека было и остаётся великим до сих пор. Безусловно, таковое воздействие на детей с ОВЗ очень и очень благотворно и надо верить, что благотворным останется и после окончания школы. Л.С.Выготский также отмечал, что эмоциональное благополучие ребёнка, во многом решается с помощью музыки, пения и искусства в целом. Дети с ОВЗ нуждаются, как никто из других детей, именно в эмоциональном благополучии, искусство помогает ребёнку почувствовать свой успех, возможно первый и единственный, помогает в попытке самореализоваться, добиваться гармонии с собой, в себе и с окружающими.

В связи с социальной адаптацией учащихся с ОВЗ в основе эстетического и в частности музыкального воспитания заложены основные принципы:

-коррекционная направленность; 
-оптимистическая перспектива; 
-индивидуализация и дифференциация процесса обучения; 
-комплексное обучение на основе передовых психолого-медико-педагогических технологий.

Чтобы следовать этим принципам и ради осуществления их педагогу необходимо разбираться в структуре аномального развития личности ребёнка; оценивать уровень музыкальных творческих возможностей, характер эмоциональных и поведенческих нарушений. Педагог должен учитывать также уровень индивидуального развития, уровни интеллектуального, психического и музыкального развития воспитанников, интенсивность формирования музыкально-слуховых представлений, практических умений и навыков, накопление первичных знаний и представлений о музыке.

Мы видим, что музыка и пение являются предметами со строгой практической направленностью, как и другие предметы учебной программы, потому что содержат материал необходимый детям для социальной адаптации. Усвоение через пение нравственно-эстетических норм и формирование способности к сопереживанию, умение различать добро и зло, уважать труд, бережно относиться к живой природе, с нежностью обращаться с близкими, быть уважительными со взрослыми и со сверстниками – эти и ещё ряж положительных навыков, которые могут быть заложены с помощью музыки и пения, музыкальных занятий, праздников. Надо помнить и учитывать тот факт, что для формирования социального опыта учащимися в процессе музыкального воспитания является накопление и обогащение жизненных впечатлений, наличие накопленного достаточного эмоционально-чувственного и художественного опыта.

Ещё один аспект данной проблемы в том, что важно расширять, насколько возможно, кругозор детей – и музыкальный, и общий за счёт постепенного увеличения объёма информации, хотя это и общеизвестный педагогический принцип, а также обеспечить усвоение содержания предлагаемого материала, работать над целостным видением воображаемых героев музыкальных произведений, образов, характеров героев, пробуя после прослушивания делать собственные выводы, обсуждать, спорить, доказывать, высказывать своё мнение, поскольку муз/произведения расширяют представления об окружающей жизни, вводят в особый мир чувств, эмоциональных открытий, переживаний души (насколько это возможно у детей с ОВЗ), вовлекают в творчество, в фантазию. Здесь можно использовать игровые задания типа «Слышу – воображаю!», «Вижу – воображаю!» и др.

Коррекционная работа с детьми показывает эмоциональные состояния (радости, тревоги, печали, удивления и др.), и именно музыка поможет детям научиться этим эмоциональным проявлениям. Это надо знать, это надо испытывать и по-настоящему – учась этому воспитанники опять же накапливают социальный опыт.

Подытоживая рассуждения на тему накопления социального опыта с помощью музыки и пения, надо сказать, что только целостная, целенаправленная, комплексная и взаимосвязанная работа в условиях коррекционного обучения и практической направленности даст положительные результаты. Работа педагогов важна, ответственна, морально трудна, но трудимся мы ради наших детей, которые должны стать не изгоями, а полноценными членами общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа музыкальной психокоррекции как средство социальной адаптации детей с нарушениями зрения

Представлена система оздоровления и социальной адаптации детей с нарушениями зрения средствами музыкальной деятельности...

Статья "Духовно-нравственное воспитание как фактор формирования социальной компетентности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Публикация статьи в сборнике материалов практико-ориентированного семинара в г. Ангарске по проблеме «Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»....

Духовно- нравственное воспитание - основа формирования социально- адаптированной личности обучающегося

Духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения придавалось важное значение во все времена.   В ситуации кризиса духовного    мира   граждан...

Статья "Коррекционно-развивающая направленность воспитания по формированию социально-нравственных качеств у школьников"

Россия имеет многовековую историю и богатейший опыт нравственного воспитания детей. На всем историческом пути русский народ свято хранил лучшие культурные и социальные традиции предшествующих поколени...

Влияние семейного воспитания на формирование социально-личностных качеств у детей с нарушениями интеллекта

 В семьях детей с легкими формами  умственной отсталости примерно 1/3 родителей являются выпускниками коррекционных школ VIII вида, т. е. сами страдают интеллектуальной...