Консультации, рекомендации для учителей
консультация
Шпаргалка для учителя, работающего с аутичным ребенком
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shpargalka_dlya_uchitelya.docx | 17.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Шпаргалка для учителя, работающего с аутичным ребенком
Как правило, вне зависимости от уровня интеллектуального развития и возраста, аутичные люди испытывают трудности с организационными навыками. Зачастую они забывают взять с собой ручку на урок или перепутать крайний срок для сдачи задания. В таких случаях помощь этим ученикам должна предоставляться наименее ограничивающим образом. То есть, проблема забывчивости может быть решена, к примеру, при помощи наклеек на уголках тетрадей с изображением ручки или листочков с напоминаниями о домашних заданиях, которые должны быть выполнены в определенный срок.
Следует всегда поощрять учащихся за то, что они вспомнили о забытых прежде вещах. И не стоит ругать их или вычитывать за ошибки или неудачи. Строгая «лекция», почитанная аутичному ребенку на такую тему, не просто не поможет, а с большой вероятностью усугубит существующую проблему. Часто такие дети начинают думать о том, что они просто не в состоянии держать в памяти все эти вещи, и все равно забудут принести или сделать их в следующий раз.
Обычно у аутичных учащихся либо самые опрятные, либо самые беспорядочные столы и шкафчики среди всех учеников школы. Те ученики, шкафчики и столы которых являются одними из самых опрятных и чистых, как правило, очень восприимчивы к любым переменам и тяготеют к постоянству во всем, поэтому они очень огорчатся, если созданный ими порядок или процедуру кто-то каким-либо образом нарушит. Поэтому к вмешательству в привычный распорядок вещей у таких учеников стоит отнестись очень внимательно. Тем ученикам, у которых на столах и в шкафчиках царит настоящий хаос, вероятно, потребуется ваша постоянная помощь в уборке и систематизации школьных принадлежностей, чтобы ребенок был в состоянии найти необходимые ему предметы. Очень важно, чтобы вы понимали, что беспорядок на столе или в портфеле у аутичного ребенка не является его намеренным и осознанным выбором. Скорее всего, без специального обучения этот ребенок просто не в состоянии справиться с подобного рода организационными задачами.
Вы можете помочь в обучении такого ребенка организационным навыкам, используя следующие рекомендации.
1. Люди, страдающие аутизмом, испытывают трудности с абстрактным и концептуальным мышлением. Некоторые из них в конечном итоге приобретают небольшой объем абстрактных навыков, а другие так никогда ими и не овладевают. Избегайте абстрактных понятий по мере возможностей. Когда абстрактные понятия необходимо использовать, подключайте также визуальные сигналы, такие как жесты или написанные слова, для того чтобы объяснить абстрактное понятие альтернативным способом.
2. Повышение уровня необычного или проблематичного поведения, вероятно, может указывать на увеличение уровня стресса. Иногда стресс вызывает чувство потери контроля. Когда это происходит, аутичному ребенку может пригодиться наличие "безопасного места" или "безопасного человека", потому что зачастую стресс можно смягчить только путем физического устранения стрессового события, человека или окружения. В школах должна быть организована соответствующая программа для таких случаев или, как минимум, у аутичного ребенка должна быть возможность уйти в «безопасное место» для того, чтобы стабилизировать свое состояние.
3. Не воспринимайте плохое поведение учащегося на личный счет. Аутичный ребенок – это не манипулятор и не коварный человек, пытающийся усложнить вашу жизнь. Обычно плохое поведение является результатом усилий, приложенных ребенком для того, чтобы пережить ситуацию или события, которые его дезориентируют или пугают. Люди с аутизмом в силу своего заболевания несколько эгоцентричны и испытывают трудности со считыванием реакций других людей. Они не могут быть манипулятивными.
4. Большинство аутичных людей используют и интерпретируют речь буквально. Если вы не знаете индивидуальных возможностей понимания речи конкретного ребенка, вы должны избегать использования идиом (устойчивых выражений, в которых слова используются в переносном смысле), слов и выражений с двойным смыслом (большинство шуток содержат слова и высказывания с двойным смыслом), сарказма, кличек и т.п.
5. Будьте максимально конкретными во всех ваших взаимодействиях с такими учащимися. Помните, что выражение лица и другие социальные сигналы могут не работать в их случае. Избегайте задавать такие вопросы, как: "Почему ты это сделал?". Отвечая на открытые вопросы, которые требуют обобщения информации, лица, страдающие аутизмом, редко чувствуют момент, когда они сказали достаточно. Вместо этого, вы можете сказать: "Мне не понравилось, как ты захлопнул книгу и бросил ее на стол, когда я сказала, что пришло время для тренажерного зала. Пожалуйста, положи книгу на стол тихо, а потом встань, и мы отправимся в тренажерный зал".
6. Если вам кажется, что ученик не в состоянии выполнить задачу, ее можно разбить на более мелкие шаги или представить по-другому (например, визуально, словесно, физически).
7. Избегайте словесных перегрузок. Будьте точны в своих высказываниях. Используйте короткие предложения, если вы считаете, что студент не в полной мере может вас понять. Проблема понимания может возникнуть даже тогда, когда учащийся, очевидно, внимательно вас слушает и не увлечен посторонними делами.
8. Заранее готовьте аутичного ребенка к любым изменениям в окружающей среде или распорядке дня, к замене учителя, реструктуризации и т. д. Можно использовать наглядные расписания или визуальные объяснения для подготовки к изменениям.
9. Стратегии управления поведением работают, но при неправильном применении они могут сформировать у ребенка роботоподобное механическое поведение, таким образом, давая изменения в поведении лишь на незначительный срок, а затем выливаясь в увеличение проблемного поведения. Используйте положительные и соответствующие хронологическому возрасту процедуры коррекции поведения.
10. Огромное значение имеет последовательность в лечении и ожиданиях от ребенка.
11. Не забывайте, что «нормальный» для вас уровень шума или визуальных стимулов может быть слишком большим или слишком незначительным для визуального и аудиального восприятия аутичного ребенка. Обращайте внимание на слишком яркий или тусклый свет, обилие ярких отвлекающих внимание предметов или картинок, изменения в привычной обстановке в классе и т.д.
12. Если ваш ученик, страдающий аутизмом, склонен к использованию повторяющихся навязчивых выражений или вопросов, попробуйте предложить ему записать вопрос или утверждение. Затем напишите ему ваш ответ. Когда начинается процесс написания, аутичный человек, как правило, отвлекается и прекращает повторяющееся поведение. Если это не работает, запишите его вопрос или утверждение, а затем попросите его сформулировать и записать логический ответ или ответ, который он бы хотел от вас услышать. Это отвлечет его от эскалации спора или повторения навязчивого вопроса, а иногда и даст ему возможность социально приемлемым способом выразить свое разочарование или беспокойство. Если ребенок не умеет читать или писать, тогда в этом случае может помочь ролевая игра, в которой уже вы зададите ему этот вопрос, а он даст на него ответ.
13. Так как аутичные люди часто испытывают различные трудности в общении, не полагайтесь на учащихся, страдающих аутизмом, в том, чтобы передать важные сообщения для их родителей о школьных событиях, заданиях, правила и т.д., если вы не уверены, что ребенок освоил этот навык. Даже отправка домой записок для родителей иногда не срабатывает, так как ребенок теряет их или забывает об их существовании. В этом случае телефонные звонки будут более надежным способом передачи информации. Кроме того, частое и плотное взаимодействие между учителем и родителями аутичного ребенка имеет огромное значение.
14. Если какая-либо деятельность в классе предполагает разделение по парам, заранее поговорите с одним из лояльных одноклассников ребенка о том, чтобы он или она взял(а) аутичного ученика в качестве партнера на уроке.
Ну и напоследок, всегда оставайтесь позитивными, изобретательными и гибкими!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Рекомендации родителям детей с задержкой психического развития".
Консультацию смотреть с презентацией....
Консультации, рекомендации для родителей "Учимся решать задачи"
Представлен материал учителя-дефектолога в помощь родителям консультация для родителей "Учимся решать задачи"...
Консультации, рекомендации для родителей
Консультация для родителей детей с ОВЗ «Играем вместе с мамой»...
Консультации, рекомендации для родителей
Консультация для родителей "Учимся решать задачи"...
Консультации, рекомендации для родителей «РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
laquo;РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»...
Консультация (рекомендации) для учителей младшего звена на тему: «Игра как средство эколого-эстетического воспитания».
Рекомендации для учителей младшего звена при использовании игр в эколого-эстетичесом воспитании школьников....
Консультация (рекомендации) для учителей младшего звена на тему: «Народная игра - как средство формирования личности».
Рекомендации для учителей при использовании и организации народных игр в образовательном процессе....