Консультация (рекомендации) для учителей младшего звена на тему: «Народная игра - как средство формирования личности».
консультация
Рекомендации для учителей при использовании и организации народных игр в образовательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnaya_igra.docx | 24.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Специальная коррекционная общеобразовательная школа № 15» г. Магнитогорска
Консультация (рекомендации)
для учителей младшего звена
на тему: «Народная игра - как средство формирования личности».
Разработала:
педагог дополнительного образования
Брюхова Н.Л.
Народная игра - как средство формирования личности.
В материале знакомимся с тем, что передовая педагогическая теория высоко оценивает значение народных игр. Во – первых, народная игра представляет собой образец высоко педагогического мастерства. Во – вторых, народные игры влияют на воспитание ума, характера воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка.
Справедливо известное изречение: если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и чем играют его дети. Игра сопровождает человека с колыбели. Ученые давно заметили, что именно детские игры помогают зримо представить седую старину. Многое из того, что было характерно для быта, с веками исчезло, но кое-что сохранилось лишь в детских играх.
Игры существовали у всех народов без исключения, на какой бы ступени развития они ни находились. Из исторических документов мы узнаем, что во все времена игре придавалось большое значение. Очень высоко ценили игры древние греки. Они придавали особое значение народным играм, их роли в воспитании детей. Занятие играми уже тогда считалось важной задачей образования. Существовала целая система средств по развитию физических качеств и воинского искусства, в которую непременно входили разнообразные народные состязания и забавы, такие, как «стенка на стенку», «стрельба из лука», «метание копья».
На протяжении многих сотен лет учеными различных направлений науки пытались разгадать «тайну» происхождения игры. По словам С.А. Шмакова, не вызывает сомнения тот факт, что многие игры, особенно народные, возникли из языческих религиозных актов.
До последнего времени в современной отечественной педагогике среди общих методов воспитательного процесса игра не выделялась отдельно как метод воспитания.
Народная игра - игра реализующееся на принципах добровольности, спонтанности при особых условиях оговоренности, популярная и широко распространенная в данный исторический момент развития общества и отражающего его особенности, претерпевающая изменения под различными влияниями: социально-политическим, экономическим, национальным. Народная игра, являясь феноменом народной культуры, может служить одним из средств приобщения детей к народным традициям, что, в свою очередь представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы общечеловеческих ценностей; в современной ситуации общественного развития обращение к народным истокам, к прошлому является весьма своевременным.
*Народная игра способствует выработке нужных моральных качеств всегда в соединении с качествами, относящимися к физической, умственной, трудовой и другими сторонами культуры.
Самые разнообразные игры могут быть использованы для формирования культуры общения у детей.. Таким образом, включая народную игру в учебно-воспитательный процесс, педагог ненавязчиво, целенаправленно вводит детей в мир народной культуры, обучая детей культуре общения.
Особенность народной игры как воспитательного средства заключается в том, что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции: семейные, трудовые, семейные, празднично-игровые и прочие. Это позволяет взрослому ненавязчиво, целенаправленно вводить детей в мир народной культуры, этики, человеческих отношений. Неслучайно игровой опыт детей дошкольного и младшего школьного возраста непременно включает разнообразные народные прибаутки, игровые считалки, народные подвижные, шуточные и другие игры со сверстниками и взрослыми.
В детском быту есть свои традиции. Одна из них – это заимствование игр детьми друг от друга, младшего поколения от более старшего. Кто придумал эти игры («Гуси-лебеди», «Коршун и цыплята».? Когда они возникли? Вероятно, они созданы народом так же, как песни, сказки, поговорки и т.п. По этому признаку они и называются – народными.
Благодаря своей образности народные игры увлекают детей дошкольного и младшего школьного возраста. Образ в игре не статичен. Случай, событие, которое составляет игру, ребенок эмоционально переживает.
В структуре выделяется единая цель и одноплановость действия, что создает классическую простоту народной игры. Народные игры имеют так же игровой зачин («считалка», «жеребьевка»). Он вводит ребенка в игру, помогает распределению ролей, служит самоорганизации детей.
Целый ряд детских игр основан на соединении песни с движением. Это игры хороводные. В подобных играх действие осуществляется в ритме, словах и текстах, здесь ребенок драматизирует то, о чем поется в песне. Песня тесно связана с народной игрой.
* Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает эти игры привлекательными «свежими» для детей. По-видимому, такое широкое применение народных подвижных игр и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение.
Нет человека, который бы не играл. Народная игра доступна всем, не требует особой подготовки, особого инвентаря, да и диапазон народных игр очень широкий: от хороводной до воспроизведения бытовых сцен, сельскохозяйственных работ и т.д. некоторые виды спорта, которыми многие из нас увлекается так же родились из народных игр, например бокс из кулачных поединков, хоккей из игры под названием котел и т.д.
*Что же такое игра? – это прежде всего групповое действие, в ней ставится конкретная цель, есть победители и побежденные.
Игра становится средством обучения, сохраняя свою исходную и наиболее ценную функцию, обеспечивающую саморазвитие ребенка через рефлексию им современности в самодеятельных сюжетных, сюжетно – ролевых играх.
Так Новоселова классифицирует игры на три класса:
- самостоятельные игры,
- образовательные
- воспитательные игры
и традиционные народные игры, т.е основа данной классификации: по чьей инициативе возникает игра. А вот Покровский классифицирует:
- на игры с игрушками,
- с движениями,
- с вращательными движениями, с веревочкой
- и т.д. т.е. от предмета, инструмента используемого в игре.
Ирина Ивановна Шангина делит народные игры
- на пальчиковые,
- драматические,
- состязательные,
- хороводные,
- орнаментальные.
*Пальчиковые игры. Движения пальцев ребенка соединяются с короткими ритмическими стихами, обычно в такие игры играли взрослые с маленькими детьми.
*Драматические игры. В основе этих игр лежало действие, развивающееся в диалоге персонажей. Это маленькие, разыгрываемые детьми пьески, персонажами их могут быть люди, животные, птицы, прием все они сохраняют свои природные качества: силу, храбрость, ум, хитрость, трусливость. Игра сопровождалась пением песенок, пантомимой.
*Состязательные игры. Отличительной ее особенностью была установка на победу, утверждение превосходства. Состязание может быть простым, например, в беге, прыжках, в ловкости, и усложненным, то есть с применением какого-либо инвентаря: веревок, мячей, шаров, палок, камешков. В состязательных играх распределение ролей происходит с помощью различных жеребьевок, считалок.
Театр начинается с вешалки, а народная игра с определения водящего или разделения играющих на две группы. Для этого существует несколько способов: считалка, плевание через кольцо из пальцев, плевали на щепку, подбрасывая, спрашивали: ведро или дождь, вытаскивали соломинки или палочки и т.д.
В любой игре есть проигравшие и победители. Призов никто не давал, наградой было право наказывать неудачников. Большинство наказаний забавны и шутливы. Вот например: лупить. Игрок становился лицом к забору и каждый из игроков по очереди кидал в него мячиком условное количество раз. Расстояние определялось промахнув-шийся сам становился на место наказуемого. Или кормить овсом. Виновного ставили лицом к стене или забору, игроки по очереди подходили к нему, бросали мяч кверху и пока он летел, кололи несчастного по спине – кормили овсом. Гонять кобылой. Наказываемый бежал до определенного места и обратно, остальные кидали в него мячом. Гонять на скок. Заставляли виновного проскакать на одной ноге условное расстояние. Возить на закорках. Проигравшего усаживали в центр и ерошили волосы сопровождали действо бессмысленным приговором: Чоган, чоган по бокам, ехал бурка служаком, бурка били колотили, сивки спрашивали чоган или юк? Если чоган все начиналось сначала, если Юк – дернем братцы вдруг, теребили беднягу и отпускали.
Дергали за нос. Виновного брали за нос и спрашивали: дуб или вяз. Если дуб – тяни до губ, если вяз – тяни до глаз. И т.д.
Народная игра настолько значима в человеческой судьбе, что по ним можно судить о личности, характере, интересах, склонностях, способностях человека. Народные игры помогают дошкольникам и младшим школьникам сделать первые шаги в овладении грамотой, развивать математические способности, художественное дарование в разных направлениях.
Передовая педагогическая теория высоко оценивает значение народных игр. Во – первых, народная игра представляет собой образец высоко педагогического мастерства. Во – вторых, народные игры влияют на воспитание ума, характера воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка.
Итак, игра – не пустое занятие. Это первая школа для ребенка. Не случайно сегодня представители старшего поколения – бабушки и дедушки, - обладающие большим жизненным опытом предостерегают не в меру строгих родителей: «Не мешайте детям играть».
При организации игр необходимо учитывать многие факторы:
- Возраст играющих, для детей – малышей следует брать наиболее простые игры, постепенно усложняя их за счет введения новых элементов и более сложных правил. Начинать надо с игр с песенным и стихотворным сопровождением, хороводов, в которых участие воспитателя обязательно. Малышам очень сложно контролировать свои движения и потому пример взрослого для них необходим.
- Игры могут проводиться в зале, комнате, просторном коридоре, на воздухе. Если они проводятся в помещении, то его необходимо предварительно проветрить и тщательно убрать;
В играх с движениями надо ограничить пространство, оно должно быть небольшим, для того что бы дети не устали, а игра протекала оживленно. Необязательно проводить сразу со всем классом, можно разделить ребят: мальчиков и девочек, сильных и слабых, играющих и судей. Участие в игре должно быть интересным для каждого ребенка.
Мячи, скакалки, флажки и др. инвентарь необходимо подготовить заранее в достаточном количестве;
Педагог объясняет правила игры. Он должен встать так, что бы все его видели его и он видел всех. Лучше всего для этого встать в круг вместе с детьми. Объяснение должно быть кратким и понятным. Его следует сопровождать показом отдельных элементов или всего игрового действия.
Педагог должен помнить, что игра для детей не просто отдых, а наука которая может приносить радость. И потому относиться к игре надо очень серьезно, не забывая, что каждое движение, каждое слово важно.
Главным популярным содержанием любого праздника, досуговой акции является игра, соревнование, конкурсы, потехи т д. ярким примером в этом являются народные праздники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема самообразования: "Игра как средство обучения, воспитания и развития личности
Данный материал глубоко рассматривает понятие "Игра", ее цели. Приметы дидактических игр....
Родительское собрание в 5 классе на тему «Общение в семье, как средство формирования личности ребёнка»
Актуальность работы заключается в ее направленности на решение проблемы детско-родительского общения, от эффективности, доверительности которого зависит успешность и психологический комфорт школ...
Научно - методическая статья Подвижные игры как средство формирования личности.
Игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Это общее определение относится к широкому кругу игр. В определении игр...
Статья. Подвижные игры как средство формирования личности ребенка с ослабленными возможностями здоровья.
Как показывает опыт, сниженная двигательная активность, большие нагрузки в течение учебного дня негативно сказываются на здоровье и работоспособности ребенка, в частности, у детей с ослабленными возмо...
Мастер - класс по теме «Дидактическая игра как средство формирования ключевых компетенций школьников»
Мастер - класс по теме «Дидактическая игра как средство формирования ключевых компетенций школьников»...
Консультация «Интеллектуальные игры как средство формирования элементарных математических представлений»
В статье описан опыт использования различных интеллектуальных игр в работе с дошкольниками...